Заведующая кафедрой Г.Н.Собянина

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ

Образовательно-квалификационный уровень: бакалавр

Направление подготовки: 49.03.02 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)»

Профиль подготовки «Адаптивная физическая культура »

Семестр I

по дисциплине «Теория и организация адаптивной физической культуры»

1. Охарактеризуйте понятия «культура», «физическая культура», «лечебная физическая культура», «адаптивная физическая культура».

2. Охарактеризуйте понятия «здоровье», «здоровый образ жизни», «реабилитация», «физическая реабилитация».

3. Охарактеризуйте понятия «устойчивые отклонения в состоянии здоровья», «нетрудоспособность», «инвалидность», «группы инвалидности».

4. Охарактеризуйте понятия «социальная полезность инвалидов», «социализация», «социальная интеграция», «социальная адаптация».

5. Охарактеризуйте понятия «спорт», «спорт высших достижений», «массовый спорт», «адаптивный спорт», «спорт инвалидов», «Инваспорт».

6. Охарактеризуйте связь адаптивной физической культуры с другими областями научных знаний и практической деятельности.

7. Охарактеризуйте цель и предмет адаптивной физической культуры, как компонента высшего и среднего профессионального образования, и возможности интеграции основной образовательной программы по адаптивной физической культуре с программами по другим направлениям и специальностям высшей и средней школы.

8. Охарактеризуйте дефект как физический или психический недостаток, влекущий за собой отклонения от нормального развития.

9. Охарактеризуйте типичные вторичные нарушения в двигательной и психической сферах у инвалидов разных нозологических групп.

10. Дайте характеристику объекта педагогических воздействий в адаптивной физической культуре.

11. Охарактеризуйте, цель и основные группы задач адаптивной физической культуры.

12. Охарактеризуйте коррекционные задачи, как основные задачи адаптивной физической культуры.

13. Обоснуйте три основных группы принципов адаптивной физической культуры: социальные, обще-методические и специально-методические.

14. Обоснуйте возможности коррекции функций опорно-двигательного аппарата с помощью физических упражнений.

15. Обоснуйте возможности коррекции функций вегетативных (внутренних) органов с помощью физических упражнений.

16. Обоснуйте возможности коррекции интеллекта и психофункциональных состояний человека с помощью физических упражнений.

17. Обоснуйте возможности коррекции сенсорных систем и функций речи с помощью физических упражнений.

18. Обоснуйте реализацию принципов воспитания личности в процессе адаптивной физической культуры.

19. Охарактеризуйте группу педагогических задач адаптивной физической культуры и их адаптацию к проблемам лиц с отклонениями в состоянии здоровья: оздоровительные задачи, образовательные задачи, воспитательные задачи.

20. Охарактеризуйте группу специализированных задач адаптивной физической культуры: коррекционные задачи, компенсаторные задачи, профилактические задачи.

21. Охарактеризуйте задачи компенсации функций пораженного органа или деятельности какой-либо системы и обоснуйте возможный алгоритм их решения средствами адаптивной физической культуры.

22. Охарактеризуйте необходимость и возможность профилактики сопутствующих заболеваний и вторичных отклонений в состоянии здоровья средствами и методами адаптивной физической культуры.

23. Обоснуйте роль адаптивной физической культуры в формировании социального статуса инвалида.

24. Охарактеризуйте особенности образовательных, воспитательных и оздоровительных задач в адаптивной физической культуре.

25. Дайте краткую характеристику основным видам адаптивной физической культуры (адаптивное физическое воспитание, адаптивный спорт, адаптивная двигательная рекреация, адаптивная физическая реабилитация).

26. Охарактеризуйте физическое упражнение, как основное средство адаптивной физической культуры, обоснуйте классификация физических упражнений.

27. Дайте понятие о физической нагрузке и охарактеризуйте основные принципы нормирования нагрузок в адаптивной физической культуре.

28. Охарактеризуйте естественно-средовые и гигиенические факторы в адаптивной физической культуре.

29. Охарактеризуйте отличительные особенности креативных (художественно-музыкальных) видов адаптивной физической культуры и потребности человека, которые они удовлетворяют.

30. Охарактеризуйте отличительные особенности экстремальных видов адаптивной физической культуры и потребности человека, которые они удовлетворяют.

31. Охарактеризуйте основные средства и отличительные черты методики экстремальных видов адаптивной физической культуры.

32. Обоснуйте классификацию инвалидов по тяжести дефекта и нозологическим группам.

33. Охарактеризуйте типичные нарушения двигательной сферы лиц с отклонениями в состоянии здоровья.

34. Обоснуйте требования к личностным качествам и к квалификации педагога - специалиста по адаптивной физической культуре.

35. Охарактеризуйте основные этапы становления и развития адаптивной физической культуры за рубежом..

36. Охарактеризуйте основные этапы становления и развития адаптивной физической культуры в России.

37. Расскажите о достижениях спортсменов России в мировом спортивном движении инвалидов.

38. Охарактеризуйте организационно-управленческую структуру адаптивной физической культуры в России и за рубежом.

39. Охарактеризуйте организационно-управленческую структуру адаптивной физической культуры за рубежом (страна по выбору).

40. Охарактеризуйте цели и задачи государственных и общественных организаций адаптивной физической культуры.

41. Охарактеризуйте основные черты организации адаптивного физического воспитания в России.

42. Охарактеризуйте типы учреждений, которые обеспечивают организацию адаптивного физического воспитания лиц с отклонениями в состоянии здоровья.

43. Охарактеризуйте основные черты организации адаптивного спорта в России.

44. Охарактеризуйте адаптивный спорт, как социальный феномен, интегрирующий лечебное рекреационное и спортивное направления адаптивной физической культуры.

45. Охарактеризуйте основные черты организации адаптивной двигательной рекреации в России.

46. Охарактеризуйте типы учреждений, которые обеспечивают организацию адаптивной двигательной рекреации в России.

47. Охарактеризуйте особенности организация адаптивной двигательной рекреации у лиц с отклонениями в состоянии здоровья в различные возрастные периоды жизни.

48. Охарактеризуйте основные черты организации физической реабилитации в России.

49. Охарактеризуйте типы учреждений, которые обеспечивают организацию физической реабилитации в России.

50. Охарактеризуйте организацию физической реабилитации (ЛФК и физических методов лечения) в стационарных лечебных учреждениях.

51. Охарактеризуйте общественные организации, занимающиеся проблемами инвалидов в России, их региональные представительства.

52. Охарактеризуйте международные общественные организации, занимающиеся проблемами адаптивной физической культуры (образованием, научно-исследовательской деятельностью, спортом, рекреацией).

53. Охарактеризуйте возможности адаптивной физической культуры в социальной интеграции и повышении качества жизни инвалидов.

54. Охарактеризуйте возможности всестороннего воспитания личности средствами и методами адаптивной физической культуры (умственное (интеллектуальное) воспитание, нравственное воспитание, эстетическое воспитание и др.).

55. Охарактеризуйте общебиологические закономерности жизнедеятельности человека – как методологический фундамент адаптивной физической культуры.

56. Охарактеризуйте содержание важнейших педагогических и социальных функций адаптивной физической культуры.

57. Охарактеризуйте особенности применения обще-методических и специально-методических принципов в адаптивной физической культуре.

58. Дайте характеристику основных групп средств адаптивной физической культуры.

59. Дайте характеристику основных групп методов адаптивной физической культуры.

60. Охарактеризуйте методы социализации и оптимизации коммуникативной деятельности в адаптивной физической культуре.

61. Дайте характеристику методу, как способу, пути достижения поставленной цели в адаптивной физической культуре.

62. Дайте характеристику методическому приему, как варианту реализации метода в соответствии с конкретной задачей коррекции, компенсации, профилактики, обучения, воспитания, оздоровления в адаптивной физической культуре.

63. Охарактеризуйте методы обучения двигательным действиям в адаптивной физической культуре.

64. Охарактеризуйте методы развития физических качеств и способностей и особенности их применения в адаптивной физической культуре.

65. Обоснуйте сходство и различия процессов обучения в различных видах адаптивной физической культуры.

66. Обоснуйте классификацию приемов физической помощи и страховки занимающихся в адаптивной физической культуре.

67. Охарактеризуйте особенности формирования ориентировочной основы двигательного действия и сенсорно-перцептивного обучения у инвалидов различных нозологических групп.

68. Охарактеризуйте основные закономерности и принципы развития физических качеств и способностей в адаптивной физической культуре.

69. Обоснуйте две стратегических линии развития физических способностей («ук­репление слабого звена» и «навстречу природе») и их использование в различных видах адаптивной физической культуры.

70. Охарактеризуйте особенности развития и совершенствования силовых способностей у инвалидов различных нозологических групп.

71. Охарактеризуйте особенности развития и совершенствования скоростных способностей у инвалидов различных нозологических групп.

72. Охарактеризуйте особенности развития и совершенствования координационных способностей у инвалидов различных нозологических групп.

73. Охарактеризуйте особенности развития и совершенствования выносливости у инвалидов различных нозологических групп.

74. Охарактеризуйте особенности развития и совершенствования гибкости у инвалидов различных нозологических групп.

75. Охарактеризуйте структуру и содержание индивидуальных программ реабилитации инвалидов, как основной предпосылки планирования воздействий в адаптивной физической культуре.

76. Охарактеризуйте жизненно и профессионально важные умения и навыки, как основные целевые объекты моторного обучения средствами адаптивной физической культуры.

77. Обоснуйте целесообразность формирования и совершенствования мелкой моторики, как важного компонента содержания адаптивного физического воспитания.

78. Охарактеризуйте ведущие функции и принципы адаптивного физического воспитания.

79. Охарактеризуйте главную цель и основные задачи адаптивной двигательной рекреации.

80. Охарактеризуйте ведущие функции и принципы адаптивной двигательной рекреации.

81. Охарактеризуйте главную цель и основные задачи адаптивного спорта.

82. Охарактеризуйте ведущие функции и принципы адаптивного спорта.

83. Охарактеризуйте Паралимпийское движение инвалидов как модель спорта здоровых спортсменов.

84. Обоснуйте принципы спортивно-медицинской классификации спортсменов-паралимпийцев.

85. Охарактеризуйте цель, принципы и основное содержание Всемирных игр Специальной Олимпиады.

86. Охарактеризуйте виды адаптивного спорта, применяемые в программе Всемирных игр Специальных Олимпиадах.

87. Обоснуйте правило формирования «дивизионов», как важнейшее условие реализации философии Специального Олимпийского движения.

88. Охарактеризуйте особенности процедуры награждения участвующих в соревнованиях игр Специальной Олимпиады.

89. Охарактеризуйте основные программы Специального Олимпийского движения: «Специальная Олимпиада», «Объединенный спорт», «Тренировка двигательной активности».

90. Охарактеризуйте основные этапы истории Всемирных (Олимпийских) игр глухих («Тихие игры»).

Утверждено на заседании кафедры здоровья и реабилитации Протокол № 2 от „03” сентября 2014 года

Заведующая кафедрой Г.Н.Собянина

Экзаменатор М.В. Акилов

Наши рекомендации