Схема структуры НОД дошкольников

Педагогический словарь

Дидактика (от греч. didaktikos — получающий, относящийся к обучению) — теория образования и обучения, отрасль педаго­гики. Предметом Д. является обучение как средство образования и воспитания человека, т. е. взаимодействие преподавания и учения в их единстве, обеспечивающее организованное учителем усвое­ние учащимися содержания образования. Функции Д.: теоретическая (диагностическая и прогностическая) и практическая (нор­мативная, инструментальная).

Процесс обучения - это совокупность последовательных и взаимосвязанных действий учителя и учащихся, направленных на обеспечение сознательного и прочного усвоения системы научных знаний, умений и навыков, формирование умения использовать их в жизни, на развитие самостоятельности мышления, наблюдательности и других познавательных способностей учащихся, овладение элементами культуры умственного труда и формирование основ мировоззрение.

Принципы обучения— это исходные дидактические положения, которые отражают протекание объективных законов и закономерностей процесса обучения и определяют его направленность на развитие личности. В принципах обучения раскрываются теоретические подходы к построению учебного процесса и управлению им.

МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ— общественно обусловленные спо­собы пед. целесообразного взаимодействия между взрослыми и детьми, способствующие организации детской жизни, деятель­ности, отношений, общения, стимулирующие их активность и регулирующие поведение. Выбор методов воспитания зависит от цели воспитания; ведущего типа деятельности; содержания и закономерностей воспитания; конкретных задач и условий их ре­шения; возрастных, индивидуальных и половых особенностей вос­питанников; воспитанности (воспитуемости), мотивации поведе­ния; условиями, определяющими успешное применение М. в., выступают индивидуальные особенности воспитателя как личности, уровень его профессиональной компетентности.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ— система последовательных, взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвое­ние содержания образования, развитие умственных сил и способ­ностей учащихся, овладение ими средствами самообразования и самообучения. М. о. обозначают цель обучения, способ усвоения и характер взаимодействия субъектов обучения.

ПРЕДМЕТ ПЕДАГОГИКИ— процесс направленного разви­тия и формирования человеческой личности в условиях ее обуче­ния, образования, воспитания, или, более кратко, воспитание человека, как особая функция общества; воспитательные отно­шения, обеспечивающие развитие человека.

СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА- совокуп­ность составляющих его частей, соответствующих компонентам пед. системы. Компоненты: целевой, содержательный, операционно-деятельностный, оценочно-результативный.

Формы организации воспитательного процесса— формы, в рам­ках которых осуществляется воспитательный процесс; система целе­сообразной организации коллективной и индивидуальной деятель­ности воспитанников. Ф. о. в. п. складываются в зависимости от направления воспитательной работы (формы эстетического воспи­тания, физического и т. д); количества участников (групповые, массовые, индивидуальные).

Формы организации обучения — внешнее выражение согласо­ванной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в оп­ределенном порядке и режиме: урок, экскурсии, домашняя учебная работа, консультации, семинар, факультативы, практикумы, до­полнительные занятия.

СРЕДА ВОСПИТАНИЯ — совокупность природных и соц.-бы­товых условий, в к-рых протекает жизнедеятельность ребенка и становление его как личности. Включает в себя среду класса, шко­лы, семьи. Виды организации среды воспитания: стихийная, ав­торитарная и оптимальная, при к-рой общие правила коллектив­ной жизни и окружения не ограничивают развитие у детей самостоятельности и творчества.

СРЕДА ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ — специально, сообразно с пед. целями, создаваемая система условий организации жизнедеятель­ности детей, направленная на формирование их отношений к миру, людям и друг к другу.

Схема структуры НОД дошкольников

Структура НОД

Начало НОД предполагает организацию детей: Переключение внимания детей на предстоящую деятельность, стимуляция интереса к ней, создание эмоционального настроя, точные и четкие установки на предстоящую деятельность (последовательность выполнения задания, предполагаемые результаты)
Ход (процесс) НОД. Самостоятельная умственная и практическая деятельность детей, выполнение всех поставленных учебных задач. В процессе данной части НОД осуществляется индивидуализация обучения (минимальная помощь, советы, напоминания, наводящие вопросы, показ, дополнительное объяснение). Педагог создает условия для того, чтобы каждый ребенок достиг результата.
Окончание НОД посвящается подведению итогов и оценке результатов учебной деятельности.

Задачи

Образовательная: повышать уровень развития ребенка.
Воспитательная:формировать нравственные качества личности, взгляды и убеждения.
Развивающая: при обучении развивать у воспитанников познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности - речь, память, внимание, воображение, восприятие.

Подготовка и проведение

Наши рекомендации