Характеристика возрастных возможностей. Дети 3—5 лет по-прежнему нуждаются в любви, доброжелательном вни­мании взрослого и общении с ним

Дети 3—5 лет по-прежнему нуждаются в любви, доброжелательном вни­мании взрослого и общении с ним. Развиваются потребность в доверительном отношении к взрослому и способность почувствовать его эмоциональное состо­яние (радостное, восторженное, печальное, спокойное, рассерженное и т.д.), по­нять причину изменения настроения. Развивается общение со взрослым на по­знавательные темы, которое сначала вплетено в совместную со взрослым позна­вательную деятельность (игру, экспериментирование с предметами и игрушками, конструирование из бумаги и природного материала и др.), затем к концу пятого года жизни приобретает вид «теоретического» общения на познавательные темы, не связанные с конкретной ситуацией.

Дети задают взрослым множество вопросов. При этом у детей четвертого года жизни вопросы направлены на поддержание общения со взрослым. Ответ на них иногда очевиден. Но часто в их вопросах проявляется желание получить новую информацию, интерес к познанию. Вопросы и сообщения детей 4,5—5 лет

демонстрируют взрослому понимание связей между предметами и явле­ниями (например, ребенок 4 лет 8 месяцев, запустив в группе воздушный ша­рик, спрашивает: «Почему шар прицепляется к потолку?»).

Неудовлетворенность потребности ребенка в общении со взрослым ведет к эмоциональной отчужденности между ними. Она проявляется по-разному: одни замыкаются в себе, становятся тревожными, готовыми расплакаться по самому незначительному поводу, другие проявляют негативизм, агрессию.

На четвертом году жизни ровесник остается для ребенка прежде всего уча­стником практической деятельности (рисования, лепки, конструирования и т.д.), игры. Ребенок обращается к сверстнику с элементарными предложениями, просьбами и оценивает его поступки. Пятилетние дети могут негативно оцени­вать назойливость, надоедливость сверстников.

К 5 годам резко возрастает потребность в общении со сверстниками. На основе совместных игр возникает детское общество. На пятом году жизни ребенок начи­нает осознавать свое положение среди сверстников. Развиваются коммуникатив­ные умения: приветливо здороваться и прощаться, называть другого по имени, к 4—5 годам — по названию роли («У тебя, шофер, веревка под колесо попала»).

Общение со взрослыми и сверстниками дает ребенку возможность осознать свое «Я». Именно в общении происходит становление образа «Я». При благо­приятных условиях воспитания, когда взрослые и сверстники доброжелатель­но относятся к ребенку, удовлетворяется его потребность в одобрении, положи­тельной оценке, признании. Негативный опыт общения приводит к агрессии, неуверенности в себе, замкнутости.

Самооценка ребенка, как правило, завышена. Завышенная оценка своей лич­ности для маленького ребенка естественна, закономерна и является своеобраз­ным механизмом «личностной защиты» в тех случаях, когда кто-то негативно оценивает его личностные качества («жадный») или сравнивает его поведение, деятельность с неким идеалом, например, медлительного ребенка с более швд-вижным сверстником.

С возрастом развивается адекватная оценка ребенком своих высказываний и поступков, а также собственных возможностей и достижений в различных видах деятельности (игровой, изобразительной, музыкальной, театральной и др.).

К 5 годам ребенок может оценить поступок, который он совершил, с точки зрения его последствий для физического и эмоционального состояния другого человека и самого себя. Ему становится понятен смысл рассуждения («Если я сделаю плохо другому, будет грустно и неприятно ему и мне, если я поступлю хорошо — нам обоим будет радостно»). У ребенка складываются интересы и ценностные ориентации, предпочтения определенных видов деятельности и способов поведения, характерные для мальчиков и девочек (например, «Девоч­ки играют в куклы, а мальчики в машинки» и др.).

Образовательная область «Социализация»

Образовательные задачи

Четвертый год жизни:

— воспитывать интерес и доброжелательное отношение к окружающим;

— создавать условия для доверительного общения с другими;

— поддерживать потребность в общении со взрослым как источником раз­нообразной информации о мире;

— приобщать к празднованию основных знаменательных дат государ­ства;

— раскрывать мир чувств и переживаний людей (взрослых и сверстни­ков);

— развивать стремление видеть и понимать, когда человек волнуется, сер­дится, радуется, грустит;

— обсуждать разное настроение близких или сверстников; побуждать про­являть отзывчивость к переживаниям сверстника, содействие, помогать реагировать на эти состояния адекватным образом: с сочувствием и доб­рожелательностью («Машенька грустит. Давайте позовем ее в нашу игру!»), в отдельных случаях сдерживать себя (не вырывать игрушку, не толкать, не бить другого и т.д.);

— формировать умение играть и заниматься каким-либо делом (рисовать, конструировать, рассматривать книги) рядом с другими, поддерживать кратковременное взаимодействие и побуждать детей объединяться на основе интереса к игре, создавать обстановку, в которой дети легко всту­пают в контакт друг с другом:

— воспитывать начала культурного общения (приветливо здороваться и про­щаться, называть сверстника по имени, доброжелательно обращаться с просьбой, предложением, благодарить за помощь, угощение, выражать от­каз, несогласие в приемлемой форме, не обижая другого);

— приобщать к культуре поведения в быту (давать представления о пра­вильном, аккуратном поведении за столом, в помещении, учить замечать неполадки в одежде, обуви, окружающих предметах и находить самостоя­тельно или с помощью взрослого способы их устранения), давать образец этически ценного поведения по отношению друг к другу, высказывая похвалу-одобрение, выражать свои чувства («Мне нравится слушать, как ты поешь песенку», «Я рада, что ты пришел!»);

— открыто демонстрировать свои отрицательные переживания, связанные с негативным поведением ребенка;

— оценивать не личность ребенка в целом, а его конкретные действия и поступки; сравнивать достижения ребенка лишь с его собственными ус­пехами и неудачами, а не с достижениями других детей;

— поддерживать высокую общую самооценку личности ребенка («Я хоро­ший!»);

— постоянно поддерживать обратную связь с ребенком (кивать головой, улыбаться, проявлять другие знаки внимания), всем своим видом давая понять («Я с тобой, я тебя понимаю»);

— учить безопасному поведению (не дотрагиваться до горячих предметов, аккуратно обращаться с острыми предметами, не залезать на подоконник, не разговаривать с незнакомыми взрослыми).

Пятый год жизни:

— продолжать развивать и поддерживать интерес и внимание к окру­жающим взрослым и детям (в том числе членам своей семьи), побуж­дать проявлять доброту, заботу о другом человеке, участвовать в различных

видах деятельности рядом и вместе с другими детьми, не ме­шая им;

— побуждать распознавать связь между эмоциональным состоянием чело­века и причиной, вызвавшей его;

— обогащать представления о сверстниках группы, их взаимоотношениях (кто с кем чаще общается, больше всего играет, рисует и почему, кто с кем дружит);

— воспитывать элементарные навыки вежливости (уметь здороваться, про­щаться, извиняться, предлагать свою помощь);

— помогать рассказывать о своих чувствах, подводить к необходимости при­нять правильное в данной ситуации решение, давать ребенку понять, что разрешается (можно и нужно);

— высказывать свое несогласие делать то, что сейчас не хочется делать или считается неправильным;

— при конфликте ребенка со сверстниками побуждать детей договаривать­ся и учить мириться;

— в конфликтных ситуациях со взрослыми стараться выслушать детей, по­нять их желания, потребности или затруднения, дать возможность сказать о своем желании или проблеме, вместе найти способ разрешения конф­ликта;

— поддерживать потребность в положительной самооценке, способствовать укреплению веры в себя, свои силы, развитию самостоятельности и ува­жения к себе;

— поддерживать положительную оценку собственных достижений в раз­личных видах деятельности (игровой, изобразительной, музыкальной и т.д.);

— способствовать совместному участию мальчиков и девочек в сюжетно-ролевых, театрализованных и других видах игр, выполнении отдельных просьб взрослого;

— учить следить за собственной опрятностью, мыть руки перед едой и пос­ле туалета, протирать обувь, причесываться, вытирать ноги перед входом в дом, смахивать снег с одежды;

— обеспечивать усвоение правил безопасного поведения в детском саду и на участке, в лесу (до чего можно и нельзя дотрагиваться, куда можно и нельзя залезать, какие предметы могут представлять собой опасность на улице).

Содержание психолого-педагогической работы

Общение ребенка со взрослыми и сверстниками — необходимое условие полноценного социального развития, поэтому нужно обогащать положитель­ный опыт такого общения, чтобы ребенок стремился к нему, отвечал требова­ниям партнеров по общению, приобретал гибкость и пластичность в социаль­ном поведении.

Важно понимать, что негативный опыт общения в целом ряде случаев не побуждает, а отвращает ребенка от стремления к утверждению себя в мире человеческих отношений. Такой опыт может привести к возникновению за­щитных механизмов — стены между собой и человеческим миром, «слепоты» на окружающий мир, когда ребенок не отвечает на вопросы о людях, на картинках

«не видит» людей, не играет с игрушками, изображающими людей. Гру­бое вмешательство во внутренний мир ребенка, активно уходящего от обще­ния, ведет к негативизму и агрессии против всех. На пике отрицательных пере­живаний зарождается агрессия против самого себя.

Для психологического комфорта ребенка в детском саду, его эмоционально­го благополучия среди взрослых и сверстников, получения радости и удоволь­ствия от отношений с ними необходимо:

— раскрывать ребенку мир чувств, переживаний, различных эмоциональ­ных состояний людей, как взрослых, так и сверстников («Нина Ивановна устала — помогала одеваться детям на прогулку», «Юля грустит — поте­рялась ее любимая кукла»);

— развивать стремление видеть и понимать радостное, печальное, спокой­ное эмоциональные состояния (например, воспитатель спрашивает у ре­бенка, который наблюдает, как девочка катает на машине медвежонка: «Интересно, нравится медвежонку кататься?», или обращается к ребенку: «Посмотри, Лиза плачет. Что же случилось?»);

— развивать способность сдерживать себя и выражать чувства гнева, страха, злости в социально приемлемой форме (не толкать, не бить другого, не вырывать игрушку и т.д.);

— создавать условия для доверительного общения ребенка с другими людьми;

— воспитывать умение использовать способы общения, принятые в обще­стве (приветливо здороваться и прощаться, доброжелательно высказы­вать свои просьбы и предложения, благодарить за помощь, угощенье, за то, что сверстник уступил игрушку, приветливо откликаться на просьбу то­варища, спокойно выслушивать ответ, выражать несогласие в приемле­мой форме, не обижая другого).

С детьми четвертого года жизни можно рассматривать семейные фотогра­фии, беседовать о том, что бабушки и дедушки — это родители мамы и папы, что папа и мама друг другу приходятся мужем и женой, как и дедушка с бабуш­кой. Следует рекомендовать родителям беседовать с детьми дома о родствен­ных отношениях, членах своей семьи, их именах, стараться объяснить, кто кому кем приходится, внимательно относиться к вопросам детей о родственных от­ношениях, о том, что необходимо жалеть друг друга, сочувствовать близким, подчеркивать заботу членов семьи друг о друге.

Родителям детей пятого года жизни необходимо определить круг домашних обязанностей для своего ребенка, поощрять их выполнение. Следует также бе­седовать дома с детьми об обязанностях и взаимопомощи в семье, а также просто и доступно рассказывать о своей работе.

Ребенок пятого года жизни имеет представление о том, что семья — это мама, папа, бабушки, дедушки, братья, сестры, семьи бывают разные (большие и малень­кие), в семье все любят друг друга и заботятся друг о друге, помогают, жалеют, сочувствуют, относятся друг к другу уважительно, говорят друг с другом ласково.

На пятом году жизни ребенок начинает осознавать свое положение среди сверстников, характер отношения к нему других детей. Возрастает потребность в общении со сверстниками, на основе совместных игр возникает детское об­щество.

Необходимо создавать условия для овладения разнообразными способами и средствами общения: называть взрослого по имени и отчеству, обращаться к

сверстнику по имени, названию роли («водитель», «доктор»); использовать как речевые, так и неречевые приемы привлечения внимания другого человека к себе, своим действиям: «посмотри сюда...», «послушайте, пожалуйста...». При этом стараться смотреть в глаза, приветливо откликаться на просьбу, слушать ответ других детей.

К 4—5 годам можно побуждать ребенка интересоваться, доволен ли он тем, какие игрушки, фломастеры, карандаши ему достались, как распределили пору­чения, обязанности («Ты согласен?», «Доволен?», «Не будешь обижаться?»). Про­являть доброжелательное внимание по отношению к ребенку, только что при­шедшему в детский сад, брату, сестре кого-либо из сверстников группы.

При конфликте ребенка со сверстниками учить детей договариваться и ми­риться. В конфликтных ситуациях со взрослыми стараться выслушать детей, понять их желания, потребности или затруднения, дать возможность сказать о своем желании или проблеме, вместе найти способ разрешения конфликта.

Использовать естественно возникающие в группе ситуации, а также художе­ственную литературу, игры по сюжетам сказок, пение, рисование, различные виды театра с участием детей и взрослых, отображающие отношения и чувства людей. Обсуждать эмоциональный контекст разных ситуаций взаимодействия в них детей и взрослых.

Особенно важно поддерживать потребность в положительной самооценке, способствовать развитию веры в себя, свои силы («Я могу!»), самостоятельнос­ти («Я сам!»). Необходимо развивать адекватную конкретную самооценку вы­сказываний и поступков, определяющих успешность межличностного обще­ния и поведения («Хорошо, что я позвал Диму вместе играть — так было инте­ресно!»). Поддерживать положительную оценку ребенком собственных возможностей и достижений в различных видах деятельности (игровой, изоб­разительной, музыкальной, театральной и др.). Воспитывать уважение к себе, чувство собственного достоинства. Например, если сверстник заставляет ре­бенка сделать что-то неприемлемое (побить, унизить другого), побуждать его отказать в категоричной форме. Научить мириться — посмотреть в глаза, улыб­нуться, сказать: «Давай помиримся!»

Необходимо помнить, что при авторитарной дисциплинарной позиции взрос­лого (например, за столом есть только молча, ходить всегда строем, парами и др.) у одних детей развивается активная защита: отрицание, озлобленность; у других — уныние, подавленность, чувство вины, страх сделать что-то не по пра­вилам, разочарование в себе и детском саде.

Очень важно понимать, что ребенку 3—5 лет необходимы похвала и положи­тельная оценка взрослого. Высказывая похвалу-одобрение, полезно выразить свои положительные чувства («Мне приятно, что тебе нравится заниматься с конструктором», «Я рада, что ты пришел»).

Если ребенок своим поведением вызывает отрицательные переживания у ззрослого, нужно сообщить ему об этом («Мне неприятно, что ты сегодня не поздоровался со мной и детьми»). Чтобы ребенок лучше понимал взрослого и самого себя, нужно не только рассказать ему о своих переживаниях, но и озву­чить чувства ребенка. Показать, что взрослый готов разделить их («Я понимаю, что тебе трудно застегивать ботинки, но ведь на прогулке тебе захочется быст­ро бегать...», «Тебе грустно от того, что мама ушла. Пойдем поиграем с куклами. Ты будешь дочкой, а я мамой или, наоборот, ты мамой. Давай?»).

При обсуждении поведения ребенка целесообразно оценивать не его лич­ность в целом («Хороший», «Добрый», «Ленивый» и т.д.), а конкретные дей­ствия и поступки («Ты по-доброму поступила — помогла Мише найти мяч»). Сравнивать достижения и поступки ребенка рекомендуется лишь с его же соб­ственными успехами и неудачами, а не с достижениями других детей («Ты нарисовала намного лучше, чем в прошлый раз», «Сегодня ты очень вниматель­но слушал и многое успел сделать»).

Для развития у ребенка стремления понять эмоциональное самочувствие взрослого, выразить сопереживание и оказать содействие используются есте­ственно возникающие ситуации («Ольга Леонидовна так много сделала к на­шему празднику, она очень устала. Давайте поможем ей отнести посуду и убрать со стола»). Очень полезны игры по сюжетам сказок, народные игры, выразительные движения под музыку, пение, рисование, различные виды театра с участием детей и взрослых, отображающие отношения и чувства людей.

Для развития потребности в познании сверстника необходимо обсуждать с детьми вопросы: «С кем из детей нашей группы тебе больше всех хочется вместе играть (рисовать, строить из кубиков)? Почему? Чем тебе нравится Олег? А кто из детей любит играть (рисовать, строить) с тобой?» и т.д. Вопросы такого рода помогают ребенку осознать положительные стороны других детей и самого себя. Важно также поддерживать разговоры о детях, возникшие по инициативе ребен­ка («А ведь, правда, Андрюша добрый?» — «Да, он всем разрешает поиграть в свои машинки», «Шурочка лучше всех танцует и очень приветливо улыбается»).

В различных ситуациях, где одному из детей требуется помощь, сочувствие, нужно обращать внимание остальных на эмоциональное состояние сверстни­ка, проявить эмоциональную поддержку и содействие («Олечка плачет. Давайте спросим: "Что случилось? Что же нам делать? Как помочь ей?"»).

Для приобретения опыта общения и для обогащения детских взаимоотно­шений создаются условия для совместного участия мальчиков и девочек на доб­ровольных началах в выполнении заданий, дежурстве в соответствии с психофи­зиологическими особенностями (сила, выносливость и т.д.) и с учетом традици­онных представлений о мужских и женских ролях. Для знакомства с полоролевыми особенностями поведения персонажей, изображающих детей (мальчиков и де­вочек), важно создавать условия для организации совместных сюжетно-ролевых и других видов игр мальчиков и девочек, использовать художественную литера­туру, театральную деятельность, в которой дети сами участвуют или являются зрителями. По окончании представлений поговорить об особенностях поведе­ния и общения, характерных для мальчиков («Сильный, смелый, трудолюбивый, заботливый») и девочек («Нежная, скромная, красивая, заботливая, чуткая»).

При конфликте ребенка со взрослым или сверстником важно договориться. Для этого необходимо прежде всего активно выслушать детей, т.е. обязательно озвучить их желания, потребности или затруднения. Потом сказать о своем жела­нии или проблеме, а затем спросить: «Как же нам быть? Что же нам придумать? Как нам поступить?» После этого обязательно подождать, чтобы дети первыми предложили решение, и только затем поговорить о своих вариантах. Бесполезно требовать от них невозможного или трудно выполнимого, к чему они еще не готовы. Лучше изменить свои ожидания относительно того, что дети данного возраста «уже могут» делать. Такой способ разрешения конфликта приглашает к сотрудничеству и помогает создать атмосферу взаимного уважения.

Наши рекомендации