Методику ознакомления с цифрой рассмотрим на приме­ре одного из занятий.

Цель занятия. Учить детей считать предметы в пре­делах трех. Ознакомить с цифрой 1. Продолжать формиро­вать понятия больше, меньше.

Ход занятия. Воспитатель кладет на столтриигруш-ки, предлагает детям посчитать их и положить на верхнюю по­лоску карточки такое же количество изображений предметов.

Сколько игрушек вы положили на верхнюю полоску? Почему? Положите на нижнюю полоску карточки две иг­рушки». Дети выполняют задания. «Сколько игрушек вы по­ложили на нижнюю полоску? Покажите на пальцах, на сколько игрушек тут меньше, чем на верхней полоске. Что нужно сделать, чтобы игрушек на верхней и нижней полос­ках стало поровну?» Аналогичные задачи повторяют три-четыре раза с другими игрушками.

Воспитатель кладет на стол одну игрушку. «Сколько иг­рушек на столе? Правильно, одна. Чтобы написать, сколько тутигрушек, пишут цифру 1. Вот она» (показывает). — Детиразглядывают карточку с изображением цифры 1, анализи­руют ее начертание. — «Цифра 1 состоит издвух прямых па­лочек. Одна палочка длиннее, другая — короче. Эти палочки соединяются углом вверху. Обратите внимание, с какой сто­роны пишут короткую палочку. Правильно, слева».

Воспитатель предлагает достать из конверта карточку с цифрой 1. Дети указательным пальцем правой руки обводят цифру, изображенную на картинке. При этом педагог следит за направлением движения руки ребенка.

«Давайте цифру 1 выложим изполосок бумаги. У вас на столе есть полоски разной длины. Выложите цифру 1. Обве­дите ее пальцем, как будто вы пишете эту цифру. Напишите еев воздухе».

Во время показа начертания цифры в воздухе воспитатель использует зеркальный показ или становится вполоборота к детям и показывает правой рукой. Потом он предлагает рядом с цифрой выложить столько игрушек, сколько обозначено этой цифрой. «Почему вы положили только одну игрушку?»

Воспитатель предлагает заштриховать контурное изобра­жение цифры 1 на листе бумаги (ширина цифры равна при­близительно 0,5 см). Дети выполняют задания, а воспитатель помогает им. В этой работе используются различные приемы обучения. В конце занятия делается вывод: для записи числа используются знаки—цифры.

Так знакомят с каждой отдельной цифрой, соотнося ее с числом через действия с предметными множествами. Для этого воспитатель демонстрирует цифру, предлагая рассмот­реть ее начертание, дети создают соответствующее множе­ство, откладывая определенное количество предметов, об­водят указательным пальцем правой руки по контуру циф­ры, усваивая ее начертание. Для закрепления приобретенных знаний используются разные дидактические игры типа «По­ручение», «Магазин», а также упражнения: обозначить чис­ло, которое больше (меньше) на один, чем ... (следует по­казать цифру), и др.

При ознакомлении с цифрами широко используются спе­циальные карточки. Карточка поделена на две неравные ча­сти: левая — меньшая, правая — большая. Внизу карточки по всей ее длине приклеена полоска бумаги так, чтобы получился кармашек. В левую часть вкладывается карточка с цифрой, а в правую — чистый лист бумаги, на котором ребенок должен нарисовать столько предметов, сколько показывает цифра,

В детском саду не обучают писать цифры на бумаге. Но очень важно, чтобы дошкольники усвоили правильное на­правление движения руки при написании разных чисел. Эф­фективным для этого является обведение контура цифры: дети указательным пальцем обводят цифру, сохраняя направ­ление движения, тренируются в написании цифр в воздухе, выкладывают ее из счетных палочек, лепят из апастилина. Во время прогулки можно предложить детям написать цифру палочкой на песке, на земле, на снегу, выложить ее из при­родного материала и т.п.

Дети легко и с интересом усваивают цифры. Однако не­редко у них возникают трудности в различении цифр, похо­жих по начертанию: 1и4;2и5;би9. Поэтому при изучении цифры 4 нужно, рассмотрев ее начертание, предложить вспомнить, на какую знакомую цифру она похожа, срав­нить их по начертанию, выделить общее и то, чем они отли­чаются. Они сами сравнивают 2 и 5; а в старшей группе — 3 и 8; 6 и 9.

Например, при сравнении цифр 2 и 5 детям предлагают посчитать сначала одну группу предметов на столе у воспи­тателя и поднять соответствующую цифру, потом посчитать вторую группу и также соотнести количество игрушек сопределенной цифрой. Начертания этих цифр анализируют и сравнивают между собой. Обращают внимание на то, что в цифре 2 неполный круг вверху, а в цифре 5 — он внизу справа; короткая линия слева направо в цифре 2 — внизу, а в цифре 5 — вверху.

Итак, в процессе систематического обучения детей пято­го года жизни у них развивается счетная деятельность, фор­мируются представления о числах и цифрах.

Упражнения для самопроверки

обучения цифрами образуется количественного группы смежными последнее принадлежит сравнивать накладыванием пересчитыванием величине расстояния числительные неравенства

В процессе систематического ... пяти­леток следует ознакомить с числами и ... в пределах пяти. Они должны знать, как ... каждое число, понимать значение ... и порядкового счета, разницу между ними, чем отличаются ... предметов (совокупно­сти), обозначенные ... числами, пони­мать, что при счете ... числительное ... ко всей группе пересчитываемых предметов. Учить ... две группы предметов ... , при­кладыванием, ... , считать предметы, раз­ные по ... в пределах пяти, независимо от ... между ними, называть ... по порядку, создавать равенство из ... путем уменьше­ния (увеличения) одной из групп.

сравнивают три, четыре и даже пять разных по размеру пред­метов. Дети размещают их от наименьшего {низкий, узкий, короткий) к наибольшему или наоборот — от наибольшего к наименьшему. Они овладевают обобщенным способом вы­деления размера, действуя по правилу: чтобы разместить ряд предметов по размеру, нужно каждый раз выбирать наиболь­ший из всех предметов или, наоборот, наименьший. Поло­жив предметы в ряд, дети сравнивают их парами по размеру: сначала с тем, который лежит слева, а потом с тем, который лежит справа. После этого они делают вывод, что предмет больше (выше, шире, длиннее) того, который слева, или меньше (низкий, узкий, короткий) того, который справа. Такие упражнения дают возможность осознать, что вели­чина предмета — понятие относительное.

Так, на одном из занятий воспитатель учит находить со­отношения по длине между тремя предметами и расклады­вать предметы в ряд в зависимости от их протяженности, ориентируясь на образец: обозначать соотношения по длине словами: самый длинный, самый короткий, длиннее, короче. Для этого он размещает на фланелеграфе две ленточки кон­трастного размера (с разницей в длине 10 см). Спрашивает детей: «Сколько ленточек? Какого они цвета? Что можно сказать об их длине?» Дальше воспитатель помещает между двумя лентами третью и узнает, сколько их стало. «Посмот­рите, в каком порядке размещены ленточки. Какая ленточка самая короткая (самая длинная)?» — спрашивает воспита­тель. Дети показывают самую длинную и самую короткую ленту, называют сравнительные размеры всех ленточек: длин­ная, короче, самая короткая.

Затем воспитатель обращает внимание детей на то, что ленты размещены по порядку — от самой короткой к самой длинной. Слева концы ленточек лежат на одной линии (вос­питатель приставляет линейку или указку), а справа полу­чились будто ступеньки. Хорошо видно, какая лента длин­нее, какая короче (рис. 20).



Методику ознакомления с цифрой рассмотрим на приме­ре одного из занятий. - student2.ru Методику ознакомления с цифрой рассмотрим на приме­ре одного из занятий. - student2.ru § 2. Формирование представлений о размере предметов

Важное место в системе работы по ознакомлению с вели­чиной предмета, его размером занимает обучение детей упо­рядочиванию предметов по одному из параметров. Для этого

Рис.20





Размер лент сравнивают попарно: «Что можно сказать о длине красной и желтой ленточек? Какая длиннее? Какая короче?»

Воспитатель на глазах у детей создает другой ряд пред­метов, потом они рассматривают его, обращают внима­ние на последовательное размещение предметов, направ­ление ряда (восходящее или нисходящее), полученную разницу между двумя смежными (расположенными ря­дом) предметами. Поскольку выявить последнюю детям часто бывает тяжело, на первых порах можно отмечать специально проведенной линией (значком) или другим цветом «лишний кусочек» каждого следующего элемента сравнительно с предыдущим. Анализируя построенные таким образом ряды величин, дети овладевают приемом сравнения, который направлен на обследование суще­ствующих предметов и способствует формированию по­нятия ряд величин. В этой группе большое внимание уделя­ется развитию глазомера.

Рекомендуется давать задания на нахождение предмета, равного по длине или по другому параметру. Например, из четырех-пяти предметов найти предмет такой же длины (ши­рины, высоты). Знания и умения, приобретенные на таких занятиях, необходимо систематически закреплять на заня­тиях по рисованию, аппликации, конструированию, а также во время экскурсий, самостоятельных игр и др. Детям пред­лагается сравнить размеры разных частей растений, подо­брать полоски бумаги разной длины, картона, необходимые для ремонта книжек, или наблюдая, как меняются размеры домика, который строится, и т.д.

В работе широко используются игры и игровые ситуации: «Построим лестницу», «Наведем порядок», «Разложим по порядку», «На какой лесенке Петушок?» и др.

Наши рекомендации