Звукообразование –см. Голосообразование

Импеданс(от лат. impeditio – препятствие) – обратное акустическое сопротивление, которое испытывают голосовые складки со стороны ротоглоточного канала.

Интонация(от лат. intono – громко произношу) – 1) Воплощение художественного образа в музыкальных звуках. 2) Небольшой, относительно самостоятельный мелодический оборот. 3) Точное воспроизведение высоты звука при музыкальном исполнении.

Йодль(нем. Jodel)жанр народных песен у альпийских горцев (в Австрии, Южной Баварии и Швейцарии). Исполнение характеризуется резкой сменой головного (фальцетного) и грудного звучания без микста на широких интервалах и звуках разложенного аккорда.

Кантилена(лат. cantilena – пение) – 1) Певучее, связное исполнение мелодии, основной вид звуковедения, построенный на технике legato. 2) Напевная мелодия, вокальная или инструментальная.

Маска –термин вокальной практики, означающий ощущение вибраций в верхней части лица, возникающее во время пения в результате резонирования носовой и придаточных полостей.

Медиум(от лат. medius – средний) термин, применяемый в вокальной педагогике для обозначения средней части диапазона женских голосов.

Мелизмы(от греч. melisma – песнь, мелодия) – 1) Мелодические отрывки (колоратуры, рулады, пассажи и другие вокальные украшения) и целые мелодии, исполняемые на один слог текста (отсюда выражение «мелизматическое пение»). 2) Мелодические украшения в вокальной и инструментальной музыке (форшлаг, мордент, группетто, трель).

Мелодекламация(от греч. melos – мелодия и от лат. declamation – декламация) – художественное чтение стихов или прозы на фоне музыкального сопровождения, а также произведения, в основе которых лежит такое соединение текста и музыки.

Мецца воче (итал. mezza voce – вполголоса) – пение в динамике mezza piano с сохранением всех качеств опёртого смешанного звукообразования, но с превалированием фальцетной работы голосовых складок.

Микст (от лат. mixtus – смешанный) – регистр певческого голоса, в котором смешиваются грудное и головное резонирование.

Мутация (от лат. mutation –изменение, перемена) – переход детского голоса в голос взрослого.

Мышечные приёмы –способ прямого сознательного воздействия на работу отдельных частей голосового аппарата.

Народная манера пения –менера пения, характеризующаяся резким разделением регистров, большей открытостью звука.

Носовой призвук –призвук, возникающий в тембре голоса при опускании мягкого нёба, когда часть звуковых волн непосредственно попадает в носовую полость.

Опора –термин, употребляемый в вокальном искусстве для характеристики устойчивого, правильно оформленного певческого звука («опёртое звучание») и манеры голосообразования («пение на опоре»).

Орфоэпия(от греч. orthos – правильный, epos – речь) – правильное литературное произношение текста.

Открытый звук– перенесение речевого звучания гласных в пение. Используют в народном пении.

Пассаж(фр. passage, букв. – переход) – последование звуков в быстром движении, часто встречающееся в виртуозной музыке (аккордовые, гаммообразные и смешанные).

Певческая установка –термин, обозначающий положение, которое должен принять певец перед началом пения.

Певческие ощущения –ощущения, которые помогают певцу в контроле над голосообразованием.

Пение, вокальное искусство– эмоционально-образное раскрытие содержания музыки средствами певческого голоса.

Переходные звуки –звуки, лежащие на границе натуральных регистров голоса.

Позиция звука –термин, употребляемый в вокальной педагогике для выражения влияния тембра на восприятие высоты звука. Различают высокую и низкую позиции.

Полётность –свойство правильного поставленного певческого голоса быть хорошо слышимым в зале.

Портаменто(от итал. portare la voce – переносить голос) – в сольном пении скользящий переход от одного звука мелодии к другому. Одно из средств выразительности в пении.

Постановка голоса –процесс развития в голосе качеств, необходимых для его профессионального использования.

Прикрытие –вокальный приём, применяемый при формировании верхнего участка диапазона голоса выше переходных звуков.

Прямой голос –голос, лишённый вибрато.

Регистр(от лат. registrum – список, перечень) – ряд звуков голоса, извлекаемых одним и тем же способом и однородных по тембру.

Резонанс(от фр. resonance, от лат. resono – звучу в ответ, откликаюсь) – явление, при котором в теле, называемом резонатором, под воздействием внешних колебаний возникают колебания той же частоты.

Резонаторы –в голосовом аппарате – полости, резонирующие на возникающий в голосовой щели звук и придающие ему силу и тембр.

Ровность голоса –качество хорошо поставленного певческого голоса, заключающееся в едином тембровом звучании голоса по всему диапазону и на всех гласных.

Рулада(от фр. rouler – катать назад и вперёд) – быстрый виртуозный пассаж в пении, род колоратуры.

Тембр(фр. timber) – окраска звука, качество, позволяющее различать звуки одной высоты, исполненные на различных музыкальных инструментах или разными голосами.

Тесситура(итал. tessitura – ткань) – звуковысотное расположение мелодии по отношению к диапазону конкретного голоса, без учёта предельно низких и высоких звуков голоса.

Трель(итал. trillo, от trillare – дребезжать) – мелодическое украшение, состоящее из двух быстро чередующихся соседних звуков, из которых нижний – основной, определяющий высоту трели, и верхний – вспомогательный.

Фальцет(лат. falsetto, от falso – ложный) – способ формирования высоких звуков, а также верхний регистр мужского певческого голоса, характеризующийся слабым звучанием и бедностью тембра.

Филировка, филирование(от фр. filer un son – тянуть звук) – умение плавно изменять динамику тянущегося звука от forte к piano и наоборот.

Фиоритура(итал. fioritura – цветение) – различного рода мелодические украшения.

Фонация– см. Голосообразование.

Форманта(от лат. formans – образующий) – группа усиленных обертонов, формирующих специфический тембр голоса.

Форсирование(от фр. force – сила) – пение с чрезмерным напряжением голосового аппарата, нарушающее тембровые качества голоса, естественность звучания.

«Обучение эстрадному вокалу»

Редколлегия:

В.В. Полежаева, Я.М. Пилявская, Э.Ч. Юсубова, Е.Г. Шашуловская

Составитель:

А.Н. Михайлина

Техническая редакция:

Н.Е. Гончарова

Областной дом народного творчества

344019, г. Ростов - на - Дону, пл. К. Маркса, 5/1

(8863) 280 - 00 - 36

e-mail:[email protected]

http://www/folkro.ru

Наши рекомендации