Характеристика контингента воспитанников

Программа

Дополнительного образования по коррекции

Звукопроизношения

«Говорим правильно»

Срок реализации -1 год

Составитель: учителя – логопед высшей квалификационной категории МБДОУ «Детский сад № 16

Филиппова М. Г.

г. Набережные Челны, 2012 год

Оглавление

1. Пояснительная записка ……………………………………………………….стр. 3

2. Содержаниекоррекционной - образовательной деятельности...… ………стр. 12

3. Перспективное планирование занятий в старшей группе……………….….стр. 22

4. Перспективное планирование занятий в подготовительной группе………стр. 33

5. Мониторинг эффективности коррекционно – развивающего процесса (старшая группа)…………………………………………………………………………….стр.40

6. Мониторинг эффективности коррекционно – развивающего процесса (подготовительная группа) ..……………………………………………………………стр. 42

7. Библиография……………………………………………………………….....стр. 45

Пояснительная записка

Министерством образования Российской Федерации определены основные подходы к созданию системы помощи детям с проблемами в развитии на основании Конвенции ООН «О правах ребёнка», Закона РФ «Об образовании», Федеральной программы развития образования. Одним из таких подходов является дальнейшее развитие систем коррекционно-развивающего и компенсирующего обучения, которые нацелены на создание наиболее адекватных педагогических условий для детей, имеющих проблемы в развитии.

В этих условиях требуется повышенное внимание к вопросам охраны здоровья детей, личностно-ориентированный подход в образовательном процессе, помощь специалистов, готовых осуществлять активное взаимодействие с учётом познавательно-речевых, физических и психологических возможностей детей.

В МБДОУ детский сад № 16 осуществляется коррекция нарушений речи в логопедических группах для детей с общим недоразвитием речи. В связи с тем, что в общеобразовательных дошкольных учреждениях возросло количество детей с нарушениями речи, в том числе и детей с тяжелыми нарушениями речи, возникла необходимость введения специализированных программ по коррекции речевых нарушений. Исходя из этого, логопедическую деятельность необходимо адаптировать к условиям работы в логопедических группах при массовом детском саде.

Детей с речевыми нарушениями рассматривают как группу педагогического риска, потому что их физиологические и психические особенности затрудняют успешное овладение ими учебным материалом в школе. Готовность к школьному обучению во многом зависит от своевременного преодоления нарушений речи. Дети с речевыми нарушениями нуждаются в особой организации коррекционно-логопедической помощи, содержание, формы и методы которой должны быть адекватны возможностям и индивидуальным особенностям детей.

В основу логопедической работы МБДОУ детский сад № 16 (деятельности логопеда по коррекции речевых нарушений) положены программа и методические разработки:

1. Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т. В., Миронова С. А.,

Лагутина А. В.

2. Если дошкольник плохо говорит. Ткаченко Т.А. Методическое пособие

3. В первый раз в первый класс. Ткаченко Т.А. Методическое пособие

4. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с ОНР. Коноваленко В. В., Коноваленко С.В. Методическое пособие

Данная рабочая программа сообразуется с образовательной программой МБДОУ детский сад № 16, отвечает Федеральным государственным требованиям. Рабочая программа предназначена для обучения и воспитания детей 5-7 лет (старший дошкольный возраст) с нарушениями речи.

Цель программы – организация эффективных условий, обеспечивающих механизм компенсации речевого недоразвития у детей, способствующих развитию личности ребёнка, эффективному усвоению ими содержания образования.

Содержание образовательной области«Коммуникация»направлено на достижение целей овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми, через решение следующих задач:

- практическое овладение воспитанниками нормами речи: правильным произношением всех звуков родного языка в соответствии с возрастными возможностями, умение различать звуки по артикуляционным и акустическим признакам, самостоятельное выполнение звукового анализа и синтеза слов разной слоговой структуры;

- развитие свободного общения воспитанников с взрослыми и детьми, как социализация ребенка: применять слова всех частей речи, использовать фразы различной конструкции, самостоятельно рассказывать, выражать свои мысли;

- формирование компонентов устной речи у детей с тяжёлыми нарушениями речи (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи, связной речи - диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности через включение родителей в коррекционно-образовательный процесс и взаимодействие специалистов ДОУ (учителя-логопеда, воспитателей, музыкального руководителя, специалиста по физическому воспитанию).

Достижение поставленной цели и решение задач осуществляется с учётом следующих принципов:

1. Принцип опережающего подхода, диктующий необходимость раннего выявления детей с функциональными и органическими отклонениями в развитии, с одной стороны, и разработку адекватного логопедического воздействия – с другой;

2. Принцип развивающего подхода (основывается на идее Л. С. Выготского о «зоне ближайшего развития»), заключающийся в том, что обучение должно вести за собой развитие ребёнка;

3. Принцип полифункционального подхода, предусматривающий одновременное решение нескольких коррекционных задач в структуре одного занятия;

4. Принцип сознательности и активности детей, означающий, что педагог должен предусматривать в своей работе приёмы активизации познавательных способностей детей. Перед ребёнком необходимо ставить познавательные задачи, в решении которых он опирается на собственный опыт. Этот принцип способствует более интенсивному психическому развитию дошкольников и предусматривает понимание ребёнком материала и успешное применение его в практической деятельности в дальнейшем;

5. Принцип доступности и индивидуализации, предусматривающий учёт возрастных, физиологических особенностей и характера патологического процесса. Действие этого принципа строится на преемственности двигательных, речевых заданий;

6. Принцип постепенного повышения требований, предполагающий

постепенный переход от более простых к более сложным заданиям по мере овладения и закрепления формирующихся навыков;

7. Принцип наглядности, обеспечивающий тесную взаимосвязь и широкое взаимодействие всех анализаторных систем организма с целью обогащения слуховых, зрительных и двигательных образов детей.

Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом – речевая аномалия, при которой страдает формирование всех компонентов речевой системы: звукопроизношения, навыков звукового анализа, словаря, грамматического строя, связной речи.

Характеристика контингента воспитанников

В логопедические группы зачисляются дети с речевыми диагнозами, утвер-

жденными ПМПК, на два года. Основной контингент старших дошкольников имеет второй и третий уровни речевого недоразвития.

Наши рекомендации