Задания для самостоятельной работы. 1. Дайте аргументированные ответы на следующие вопросы:

1. Дайте аргументированные ответы на следующие вопросы:

· К какому компоненту структуры процесса обучения могут быть отнесены формы его организации?

· На каком основании выделяются формы организации обучения? Чем, на ваш взгляд, объясняется их разнообразие?

· Какие системы организации обучении известны в истории педагогики? Какие тенденции в их развитии вы могли бы проследить?

2. Заполните пропуски:

«Организационные формы обучения определяются … и задачами обучения, … учащихся, охваченных дидактическим воздействием, характерными … школьных предметов, … и временем работы учащихся, … учебными пособиями» (Ч. Куписевич).

Слова для справок: цель, особенности, обеспеченность, возраст, место.

3. Заполните таблицу и ответьте на вопрос после нее:

Системы обучения Достоинства недостатки Примеры систем
Индивидуальная   ? Обучение не может приобрести массовый характер   ?
Индивидуально- групповая   ?   ? обучение в отечественной сельской малокомплектной школе
Взаимного обучения     ? Низкое качество обучения   ?
Классно-урочная   ?   ?   ?
  ? Учитель – органи-затор самосто-ятельной работы учащихся. Система позволяет приспосо-бить темп обучения к возможностям уча-щихся, приучает их к самостоятельности, инициативе. Отсутствие классов и непостоянный состав малых групп не позволяют при-общить учащихся к сотрудничеству. Задания могут исходить из случай-ных интересов уча-щихся и не всегда обеспечивают сис-темность и науч-ность знаний.   ?
Избирательного обучения     Дифференциация содержания и органи-зации обучения с учетом способностей учащихся, темпа работы. ? Маннгеймская система

· В чем, по вашему мнению, причина «живучести» классно-урочной системы обучения? Какие аргументы вы могли бы привести в пользу ее эффективности/неэффективности в отечественной средней школе?

4. Перечислите наиболее привлекательные для вас формы организации обучения и обоснуйте их привлекательность. Какие сходства и различия вы можете наблюдать в формах организации обучения в школе и вузе Республики Беларусь? Чем они обусловлены? Какие формы организации обучения могли бы, на ваш взгляд, успешно конкурировать с уроком в условиях школьного обучения и почему?

5. Решите педагогическую задачу:Если бы вам пришлось выбирать систему организации школьного обучения для своих детей, какую бы вы предпочли и почему? Поясните свой выбор.

Контрольные задания

1. Выполните следующий тест:

Время выполнения теста – 8 минут.

Оценка в баллах – 6: А – 0,5 балла; Б, В, Г, Д – 1,0 балл; Е – 1,5 балла.

Вариант

А. Внешняя сторона процесса обучения, связанная с количеством обучаемых, временем, местом и порядком осуществления процесса обучения – это:

1. Метод обучения.

2. Средство обучения.

3. Прием обучения.

4. Урок.

5. Форма обучения.

Б. Форма организации обучения, при которой усвоение знаний осуществляется путем выхода к месту расположения изучаемого объема и непосредственного ознакомления с ним, – это:

1. Предметный кружок.

2. Домашняя учебная работа.

3. Семинар.

4. Факультатив.

5. Экскурсия.

В. Для всех типов уроков характерны следующие этапы:

1. Постановка целей и задач урока и закрепление изученного учебного материала.

2. Организационное начало урока, постановка целей и задач, подведение итогов урока.

3. Организационное начало урока, актуализация прежних знаний; умений и навыков, повторение изученного.

4. Изучение нового учебного материала и подведение итогов урока.

5. Актуализация имеющихся знаний и повторение ранее изученного учебного материала.

Г. Одним из требований к домашним заданиям является следующее:

1. Домашние задания должны включать все стороны изучаемого материала.

2. Домашние задания всегда должны быть только индивидуализированными.

3. Домашние задания должны иметь приблизительно тот же уровень сложности, что и работа на уроке.

4. Объем домашних заданий должен быть равен ½ того, что сделали на уроке.

5. Объем домашних заданий определяется эффективностью работы учащихся на уроке.

Д. Основной причиной появления форм массового обучения детей явилось:

1. Интенсивное развитие производства.

2. Смена общественной формации.

3. Переход к новой педагогической парадигме.

4. Достижения педагогической науки.

5. Необходимость выхода в мировое образовательное пространство.

Е. Какой из этапов комбинированного урока вы считаете главным?

1. Формирование новых знаний, умений и навыков.

2. Закрепление новых знаний, умений и навыков.

3. Актуализация прежних знаний, умений и навыков.

4. Все этапы комбинированного урока одинаково важны.

5. Подведение итогов урока.

Вариант

А. Классно-урочная система организации обучения впервые научно обоснована:

1.Дж. Ланкастером.

2. Я. А. Коменским.

3. К. Д. Ушинским.

4. А. Дистервегом.

5. Е. Паркхерст.

Б. Появление в педагогике таких понятий, как учебный год, учебный день, урок, каникулы, перерыв связывают с появлением:

1. Маннгеймской системы обучения.

2. Батавской системы обучения.

3. Проектной системы обучения.

4. Системы индивидуализированного обучения.

5. Классно-урочной системы обучения.

В. Самой древней системой организации обучения является:

1. Индивидуально-групповая.

2. Взаимного обучения.

3. Избирательного обучения.

4. Индивидуальная.

5. Массовая.

Г. К формам организации обучения относят:

1.Урок, экскурсию, консультации.

2. Факультативные занятия, предметные кружки, олимпиады.

3. Лекции, семинары.

4. Домашнюю учебную работу

5. Всё, перечисленное выше.

Д. Структура урока изучения нового учебного материала включает следующие этапы:

1. Организацию начала урока; сообщение темы урока, постановку целей, формирование мотивации учения; закрепление изученного; подведение итогов урока; задание на дом.

2. Организацию начала урока; актуализацию знаний учащихся; сообщение темы, постановку целей, формирование мотивации учения; изучение нового учебного материала; закрепление изученного; подведение итогов урока; задание на дом.

3. Организацию начала урока; сообщение темы, постановку целей, формирование мотивации учения; изучение нового учебного материала; подведение итогов урока; задание на дом.

4. Организацию начала урока; сообщение темы, постановку целей, формирование мотивации; обобщение и систематизацию учебного материала; подведение итогов урока; задание на дом.

5. Организацию начала урока; постановку целей и инструктаж об организации работы; ознакомление с содержанием заданий и способами их выполнения; самостоятельную работу учащихся; предварительное подведение итогов урока.

Е. Для знакомства учащихся с научной информацией, различными точками зрения относительно по определённому кругу проблем целесообразно использовать:

1.Учебную экскурсию.

2. Учебную конференцию.

3. Учебную консультацию.

4. Комбинированный урок.

5. Контрольную работу.

Ключ к тесту  
А Б В Г Д Е
1 вариант
2 вариант

Наши рекомендации