Процедура защиты курсовой работы

Защита курсовой работы организуется выпускающей кафедрой ФКСиБЖД и утверждается Советом факультета ЕФКиБЖД. Дата, время и место заседаний комиссии по защите курсовых работ устанавливаются деканом факультета и доводятся до сведения студентов не менее чем за месяц до защиты.

Защита курсовой работы проводится в торжественной обстановке, на открытом заседании кафедры или в рамках студенческой научнопрактической конференции, с приглашением научных руководителей, преподавателей выпускающей кафедры, студентов старших и младших курсов. Председатель комиссии в порядке очерёдности приглашает на защиту студентов, каждый раз объявляя фамилию, имя, отчество, тему курсовой работы, фамилию и должность научного руководителя.

На защите студент делает доклад в пределах 10 минут.

Примерная схема доклада на защите выглядит следующим образом:

- обращение к членам комиссии («Уважаемые председатель и члены комиссии! Вашему вниманию предлагается курсовая работа по теме…);

- название работы, её цель, задачи, объект, предмет, гипотеза исследования;

- изложение методологических основ работы, обоснование применяемых методов и методик;

- данные о структуре курсовой работы;

- описание базы исследования и выборки испытуемых;

- краткое описание процедуры исследования и обработки данных; - полученные результаты и их выводы.

Следует помнить, что защита курсовой работы – это демонстрация умения студента кратко, чётко, аргументировано изложить свои достижения в той или иной сфере научного знания, а также возможность поделиться с другими полезной информацией о новых результатах, полученных в собственном исследовании.

Для научного доклада характерен деловой, разъясняющий стиль. Особое внимание уделяется подбору языковых средств, преодолению штампов.

В процессе самого выступления на защите возникает ряд трудностей. Опыт показывает, что здесь для докладчика особо значимы следующие факторы:

а) владение материалом;

б) владение самим собой;

в) контакт с аудиторией.

Излагаемый в ходе выступления на защите материал может быть выражен различными языковыми средствами. Необходимо излагать материал официальным тоном. Речь должна быть не только выразительна, но и правильна в произношении с изменением темпа, логических ударений, пауз, интонаций и др. Выразительность речи достигается как подбором слов и синтаксических конструкций, так и активным использованием техники устной речи.

Выступая перед аудиторией, трудно избежать волнения, мешающего вести себя спокойно и уверенно. Психологи рекомендуют проводить своеобразную самонастройку. Для этого перед началом выступления внутренне собраться, мысленно пройтись по плану доклада, освежить в памяти материал. Затем на минуту-другую полезно расслабиться, чтобы потом собраться, взять себя в руки и быть готовым к защите. Выйдя на трибуну, лучше всего сразу окинуть взглядом аудиторию, выбирая глазами одно-два наиболее приятных для Вас лица, пару сочувствующих глаз и обращаться с речью к его обладателю. Это комфортный психологический приём, который часто применяется в практике публичного выступления. Пользуясь заранее заготовленным иллюстративным материалом, студент может добиться дополнительного положительного эффекта от своего вступления.

Важно соблюдать при этом временной режим: ни одной лишней минуты на доклад, лучше уложиться в 8 – 9 минут. Это производит хорошее впечатление. Если же Вам хочется высказаться, то продемонстрируйте это при ответах на вопросы, заданные членами комиссии.

В процессе защиты, считается общепринятой нормой говорить о себе только во множественном числе – «мы», имея в виду «я и мой научный руководитель».

Важно следить за речью, которая должна быть выразительной, уверенной, а это зависит от темпа, громкости, интонации, избегая при этом заискивания и излишнего высокомерия и сохранять на протяжении всего доклада уважительно-деловой тон речи.

Таким образом, для успешной защиты курсовых работ необходимо соблюдение следующих условий:

- контролировать время выступления;

- использовать визуальный демонстративный материал (доску, плакаты, слайды, презентацию, раздачу материалов);

- следить за чистотой языка и жестов;

- контролировать громкость голоса, поддерживать «глазной» контакт с аудиторией («видеть всех и каждого»);

- умело варьировать формами подачи материала; - не превращать выступление в развлекательное шоу.

После сообщения студенту может быть задан любой вопрос по ее содержанию не только членами комиссии, но и присутствующими на защите. Этот этап защиты демонстрирует культуру мышления, научную эрудицию студента и существенно влияет на мнение членов комиссии. Ответы на заданные вопросы должны быть краткими, четкими и достаточно аргументированными по существу выполненного исследования. Отвечая на вопросы, нужно касаться только существа дела и, иметь в виду, что какими бы «несоответствующими» Вам не казались задаваемые вопросы, ни в коем случае нельзя раздражаться, отвечать следует уважительно, и, даже, если какой-то вопрос задан повторно, не говорите «мы об этом уже говорили», а попытайтесь спокойно вновь ответить на вопрос другими словами, построив ответ иначе.

Безотказно действуют ответы: «Это очень интересный аспект проблемы, но он не входил в задачи нашего исследования». Другие варианты ответов: «Собственных данных у нас по этому поводу нет, но анализ литературных данных показывает, что …» и т.п. Если Вы уверены в своих доводах, необходимо защищаться, «держать удар» Но иногда необходимо просто согласиться с критическими замечаниями, если они не ставят под сомнения всю Вашу работу. В затруднительных случаях, лучше признаться в недостаточной компетентности по какому-то вопросу, чем пробовать выкручивать. Кроме того: лучше не вступать в полемику о терминах и определениях, не относящихся к теме Вашего исследования.

Необходимо учесть и такие факторы, как выбор соответствующей одежды, прически, позы, жестов, манеры поведения при выступлении с докладом. Одежда должна свидетельствовать об уважении к членам комиссии – быть аккуратной и в меру праздничной, не вычурной, для «тусовок» или для занятий спортом.

Решения об оценке курсовой работы принимаются на закрытом заседании по итогам их защиты, где открытым голосованием большинством голосов членов комиссии дается оценка каждой защиты.

Оценка результатов защиты курсовой работы производится дифференцированными отметками по четырех балльной системе: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». При итоговой оценке курсовой работы учитываются их качество, ход защиты, уровень профессиональной и научной эрудиции студентов. Итоги защиты объявляются в день защиты после оформления протоколов заседания комиссии.

Оценка, полученная студентом на защите, фиксируется в зачётной книжке и вносится в приложение к диплому с указанием темы курсовой работы. По завершению обсуждения в аудиторию приглашаются студенты, защитившие в этот день работы, и все приглашённые. Председатель комиссии в торжественной обстановке подводит итоги защит курсовых работ, зачитывает оценки, выставленные комиссией, и отмечает исследования, выполненные на высоком профессиональном уровне.

Лучшие курсовые работы студентов публикуются в печати – в виде тезисов или статей в сборниках университета, допускаются к участию в научных конференциях и конкурсах.

ГЛОССАРИЙ

Анализ(от греч. analysis –разложение) – 1) расчленение (мысленное или реальное) объекта на элементы; в противоположность синтезу; 2) научное исследование.

Анализ документов –метод исследования, при котором источником информации служит текстовые сообщения, содержащиеся в любых документах: протоколах, докладах, резолюциях, решениях и т.д.

Валидность –основная характеристика качества измерения в социологии, отражающая степень соответствия измеренного показателя тому, что подлежало измерению.

Вариация –разброс в значениях переменной.

Вторичные данные –информация, которая уже была кем-то получена и обработана.

Выборка –представительная часть генеральной совокупности, воспроизводящая закон распределения признака в этой совокупности; группа людей, подобранная для исследования, репрезентирующая тех, кого специалист намерен изучить.

Генеральная совокупность –множество тех людей, сведения о которых стремиться получить испытатель в своих исследованиях.

Гипотеза (от греч. hypothesis – предположение) – 1) научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления и требующее верификации; 2) вероятностное предположение, истинность которого недоказуема при современном состоянии знаний.

Гистограмма –графическое изображение распределения, построенного чаще всего по интервальной шкале.

Группа –совокупность людей, объединенных любым признаком: общим пространственным и временным бытием, общей деятельностью, общими экономическими, демографическими, этнографическими, психологическими и другими характеристиками.

Группа контрольная –группа испытуемых в эксперименте, деятельность которых проходит без воздействия экспериментального фактора.

Данные –информация, представленная в формализованном виде, позволяющем передавать или обрабатывать ее при помощи средств вычислительной техники.

Диаграмма –обобщенное название самых разнообразных графических изображений, наглядно показывающих соотношение каких-либо величин.

Дисперсия –средняя из квадратов отклонений значений признака от их средней величины.

Измерение – приписывание числа рассматриваемому признаку или явлению в соответствии с определенными правилами;сравнение объекта по каким-либо сходным свойствам или сторонам.

Интерпретация –истолкование, объяснение.

Корреляция –показатель степени статистической взаимосвязи признаков.

Коэффициент корреляции –числовая характеристика совместного распределения двух случайных величин, выражающая их взаимосвязь.

Метод –основной способ сбора, обработки или анализа данных; правила и процедуры, с помощью которых устанавливается связь между фактами, гипотезами и теориями.

Методология:1) система принципов научного исследования; 2) совокупность исследовательских процедур, техники и методов.

Объект исследования –это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения.

Объем выборки –количество единиц выборочной совокупности.

Предмет исследования - это то, что находится в границах объекта. Именно предмет исследования определяет тему исследования.

Проблема исследования –различие между существующим, чаще всего нежелательным состоянием объекта или явления и желательным положением дел, выраженное на научном языке.

Среднее арифметическое –сумма значений переменной, поделенная на число значений.

Статистические таблицы –способ оформления статистических данных в виде систематически расположенных чисел, характеризующих те или иные массовые явления или процессы.

Шкалы оценок –наборы оценок, которые даются конкретным актам поведения. Распределяясь по соответствующему континууму, такие оценки носят либо резко отрицательный характер, либо (отражая воплощенные в подобной шкале критерии) могут быть социально нейтральными (норма), либо максимально положительными.

Эксперимент – общий эмпирический метод исследования, суть которого заключается в том, что явления и процессы изучаются в строго контролируемых и управляемых условиях. Основной принцип любого эксперимента – изменение только одного фактора при неизменности и контролируемости всех остальных факторов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бережнова, Е.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: учеб. пособие [Текст] : / Е.В. Бережнова, В.В. Краевский. - М. : Академия, 2005. - 128 с.

2. Бордовская Н. В. Педагогика : [учеб. пособие для студ. вузов] / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. - СПб. [и др.] : Питер, 2011. - 299 с.

3. Боровиков, В. Statistica. Искусство анализа данных на компьютере:

для профессионалов [Текст] / В.Боровиков. - СПб., 2003. – 688 с.

4. Вайндорф-Сысоева, М.Е. Технология исполнения и оформление научно-исследовательской работы [Текст]: учеб. пособие / М.Е.Вайндорф-Сысоева. - М.: МГОУ, 2007.- 81 с.

5. Глас, Дж. Статистические методы в педагогике и психологии [Текст] : учеб. пособие / Дж. Глас, Дж. Стенли - М. : Прогресс, 1976. - 495 с.

6. Гмурман, В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика [Текст] / В.Е.Гмурман. - М., 1997. - 479 с.

7. ГОСТ 7.1 – 2003. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления [Текст] : межгос. стандарт // Сборник основных российских стандартов по библиотечно-информационной деятельности / сост. Т. В. Захарчук, О. М. Зусьман. – СПб. : Профессия. – С. 39-109.

8. Добреньков, В.И. Методы социологического исследования [Текст]: учебник / В.И. Добреньков, А.И.Кравченко. – М.: ИНФРА-М, 2004. - 768 с.

9. Железняк, Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте [Текст]: учеб. пособие / Ю.Д. Железняк, П.К. Петров. – М.: Академия, 2002. – 261 с.

10. Загвязинский, В.И. Методология и методы психологопедагогического исследования [Текст]: учеб. пособие / В.И. Загвязинский, Р. Астахов.- М.: Академия, 2003.- 208 с.

11. Кузнецов, И.Н. Технологии социологического исследования [Текст]: учеб. пособие / И.Н. Кузнецов. – М.: МарТ, 2005. – 143 с.

12. Ланда, Б.Х. Методика комплексной оценки показателей здоровья [Текст] : учеб. пособие / Б.Х. Ланда. – Казань : Школа, 1999. - 186 с.

13. Лях, В.И. Тесты в физическом воспитании школьников [Текст] / В.И.

Лях. - М. : ACT, 1998. – 272 с.

14. Лях, В.И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития [Текст] / В.И.Лях. - М.: Терра-спорт, 2000. – 192 с.

15. Математическая обработка результатов экспериментальных исследований [Текст] / составитель Локоть Н.В. – Мурманск : РИО МГПИ, 1999. – 90 с.

16. Матвеев, А.П. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по физической культуре [Текст] / А.П. Матвеев, Т.В. Петрова. - М. : Дрофа, 2000. - 160 с.

17. Наследов, А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных [Текст] : учеб. пособие / А.Д. Наследов - СПб. : Речь, 2004. - 392 с.

18. Новиков, Д.А. Статистические методы в педагогических исследованиях (типовые случаи) [Текст] / Д.А. Новиков. - М. : МЗ - Пресс, 2004. – 67 с.

19. Петров, П.К. Физическая культура: курсовые и выпускные квалификационные работы [Текст] / П.К.Петров. – М. : ВЛАДОС-ПРЕСС,

2003. – 112 c.

20. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии [Текст] / Е.В. Сидоренко. – СПб. : ООО «Речь», 2002. – 350 с.

21. Соловьева, Н.Н. Основы подготовки к научной деятельности и оформление ее результатов (для студентов и аспирантов) [Текст]

/Н.Н.Соловьева. - 2-е изд., перераб. и доп. – М. : АПК и ПРО, 2003. – 74 c.

22. Хрущев, С.В. Мониторинг и коррекция физического здоровья школьников [Текст] : методич. пособие / С. В. Хрущев, С. Д. Поляков, И. Т. Корнеева и др. - М. : Айрис дидактика, 2006. - 91 с.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Наши рекомендации