Анкета для изучения некоторых особенностей классного коллектива
Вопрос №1. Преобладающее мнение о дружбе в группе
Баллы | Мнение |
Наша группа очень дружная и сплоченная | |
Наша группа дружная | |
В нашей группе нет ссор, но каждый существует сам по себе | |
В нашей группе изредка бывают ссоры, но конфликтам их назвать нельзя | |
Наша группа недружная, часто возникают ссоры | |
Наша группа очень недружная, трудно учиться в такой |
Примечание: Утверждение, которое соответствует вашему мнению о группе отметьте знаком "+", подчеркните соответствующий балл. С анкетой №2 и №3 работайте таким же образом.
Вопрос №2. Преобладающее мнение о взаимопомощи в группе
Баллы | Мнение |
В нашей группе приятно помогать друг другу без напоминания | |
В нашей группе оказывают помощь только своим друзьям | |
В нашей группе помогают только тогда, когда просят об этом | |
В нашей группе помощь оказывается только тогда, когда заставляет педагог | |
В нашей группе не принято помогать друг другу | |
В нашей группе отказываются помогать друг другу |
Вопрос №3. Преобладающее мнение о взаимной ответственности в группе
Баллы | Мнение |
У нас в группе принято нести ответственность друг за друга. Все боятся искоренения недостатков | |
В нашей группе неудачи и плохие поступки беспокоят хотя не всех, но большинство учащихся | |
Виновные в нарушении дисциплины и лодыри осуждаются только активом группы | |
Мы стараемся не обращать внимание на нарушителей дисциплины и лодырей, за свои поступки они отвечают только перед педагогом | |
В нашей группе не принято «выносить сор из избы». Мы стараемся, чтобы о проступках меньше знали классный руководитель и другие педагоги | |
В нашей группе нет взаимной ответственности |
Обработка данных анкетирования.
1. Подсчитать количество учащихся, подчеркнувших баллы 6,5,4,3,2,1.по каждому пункту анкеты.
2. Вычислить групповой показатель по каждому вопросу (процент совпадения мнений по каждому пункту). Сделать вывод об уровне сплоченности и взаимопомощи в группе.
3. Методики выявления интересов учащихся в учении, стойкости этих интересов и их стимулов
3.1. «Составь расписание на неделю»
Учащимся предлагается включить в текущее расписание любое число уроков по предметам, предусмотренных программой. А также вычеркнуть из расписания уроки, по их мнению, скучные.
3.2. «Методика незаконченных предложений»
Ребятам предлагается закончить предложение вроде:
«Чтобы ученику было на уроке интересно, нужно...»
«Больше всего на уроке мне нравится...»
«У меня всегда вызывают интерес задания, которые...»
«Я читаю научную и научно-популярную литературу по...»
«В свободное время я люблю...»
Далее данные подлежат статистической обработке. При этом важно:
* выявить предметы, вызывающие в классе максимальный интерес;
* выделить группы с общей направленностью интересов;
* осмыслить степень соответствия действующих в школе кружков, факультативов, интересам детей.
Наиболее существенные, интересные идеи обсуждаются на общем сборе педагогов и детей, где принимаются решения о том, как лучше их использовать.
3.3. Определение ценностно-ориентационного единства класса (ЦОЕ).
Ход выполнения: Учащимся предлагается анкета, каждые пять качеств которой характеризуют:
Отношение к учёбе | (1,6,16,18,25); |
Стиль поведения и деятельности | (3,7,9,12,27); |
Знания | (2,5,14,21,32); |
Качества ума | (4,20,30,24,34); |
Учебно-организаторские умения | (8,13,15,22,26); |
Отношения к товарищам | (11,17,23,29,33); |
Отношение к себе | (10,19,28,31,35). |
Учащиеся должны выбрать из этих 35 качеств только 5, которые, по их мнению, являются необходимыми и наиболее важными для успешного выполнения совместной деятельности.
Далее прилагается список качеств личности.
1.Дисциплинированность | 19.Требовательность к себе |
2.Эрудированность | 20.Критичность |
3.Сознание общественного долга | 21.Духовное богатство |
4.Сообразительность | 22.Умение объяснить задачу |
5.Начитанность | 23.Честность |
6.Трудолюбие | 24.Инициативность |
7.Идейная убеждённость | 25.Внимательность |
8.Умение контролировать работу | 26.Ответственность |
9.Моральная воспитанность | 27.Принципиальность |
10.Самокритичность | 28.Самостоятельность |
11.Отзывчивость | 29.Общительность |
12.Общественная активность. | 30.Рассудительность |
13.Умение планировать работу | 31.Скромность |
14.Любознательность | 32.Осведомлённость |
15.Умение работать с книгой | 33.Справедливость |
16.Целеустремлённость | 34.Оригинальность |
17.Коллективизм | 35.Уверенность в себе. |
18.Прилежание |
Обработка полученных данных. Экспериментатор составляет матрицу следующего вида:
№ | Фамилия | Качества личности | ||||||||
п/п | учащихся | ... | ||||||||
Бодрова | + | + | + | |||||||
Бирисов | + | + | ||||||||
Вялых | + | + | + | |||||||
Галкина | + | + | + | |||||||
Зуева | + | + | + | |||||||
Искадарова | + | + | + | + | ||||||
Кобрина | + | |||||||||
Коровина | + | + | + | |||||||
Моторина | + | + | ||||||||
Николаев | + | + | + | |||||||
Носова | + | + | + | |||||||
Пендюрин | + | + | ||||||||
Сологуб | + | |||||||||
Садыкова | + | + | + | |||||||
Сиренко | + | + | + | + | ||||||
Суммы выборов | ... |
В ней в каждой строке отмечаются те пять номеров (качеств), которые выбрал каждый ученик. Затем по столбцам подсчитывается количество выборов каждого качества. Коэффициент, характеризующий степень ценностно-ориентационного единства учащегося (С) вычисляют по следующей формуле:
где n- сумма выборов, приходящихся на пять качеств личности, получивших максимальное число выборов, где Н - число учащихся, принимавших участие в эксперименте. Для данных, приведенных в матрице, коэффициент ЦОЕ класса будет равен:
С>0.5считается высоким показателем и свидетельствует о том, что класс может считаться коллективом.
Если 0.3<C<0.5,то класс промежуточный по уровню ЦОЕ.
Наконец, если С<0.3, то это свидетельствует о недостаточном ЦОЕ и развитии класса как коллектива.
Если наиболее весомые качества принадлежат одной группе свойств, значит, учащиеся связывают успех своей совместной деятельности с той сферой, которую эти качества характеризуют. Например, для приведенного примера, наиболее ценными качествами оказались: сознание общественного долга (3), идейная убежденность (7), моральная воспитанность (9), которые характеризуют стиль поведения и деятельности, а также дисциплинированность (1), трудолюбие (6), характреризующие отношение к учебе. Следовательно, ученики данного класса связывают успех своей совместной деятельности, прежде всего с собственным стилем поведения, а также с положительным отношением к учёбе.