Партнерская и параллельная игра
Существует несколько способов сделать присутствие педагога или другого взрослого интересным для неговорящего ребенка с КИ, у которого не развиты навыки общения. Для привлечения внимания ребенка и развития навыков совместной деятельности используются партнерские и параллельные игры (игра в «ку-ку», прятки, в мяч, прием у врача, посещение магазина, угощение гостей, параллельное собирание конструкций и т.д.).
Взрослый должен стать партнером (но подчиненным) в игре; например, быть пациентом у детского врача, голодным человеком за столом ожидающим, пока ребенок подаст обед, посетителем, который стучит, чтобы ему разрешили войти и т.д. В таких случаях может быть полезным присутствие другого взрослого. Один взрослый может быть капризным пациентом, отказывающимся от лечения, в то время как другой проявляет интерес к лечению и помогает доктору оказывать соответствующее лечение.
С необщительным ребенком мы начинаем играть "параллельно". Параллельная игра обычно является промежуточным этапом между индивидуальной и коллективной игрой. Дети делают одно и то же рядом, каждый из них согласует свои действия с действиями другого, хотя фактически и не играет с ним. Замечено, что эта форма игры редко используется детьми со слуховыми нарушениями, возможно потому, что они не имеют слуховой обратной связи, позволяющей им знать, что делает и планирует делать ребенок, играющий рядом. Поэтому они просто играют рядом, пока не достигнут стадии, когда смогут объединиться для совместной игры.
Для педагога/мамы быть "параллельным" (но опять же подчиненным) партнером в игре - это хороший способ поддержания взаимодействия в свободной, неподавляющей форме. Педагог/мама просто вовлекается в ту же деятельность, которую выбрал ребенок, например, игру с машинкой, и он повторяет то, что делает ребенок. Вскоре ребенок осознает это, и будет наблюдать за действиями педагога/мамы, а также за своими собственными. Педагог/мама привлекает внимание ребенка к себе неожиданными поступками (например, начинает катать машинку по своей ноге к плечу), Таким образом, создаются много возможностей для общения друг с другом и взаимодействия, в котором доминирует ребенок.
Привлечь ребенка, который не хочет взаимодействовать, бегает по кабинету или стоит у двери, к совместной игре помогает другой прием. Педагог с мамой начинают рассматривать и играть с интересной игрушкой, слегка отвернувшись от малыша, но следя за ним. При этом они утрированно восхищаются и показывают как им интересно. Обычно малыш сразу заинтересовывается их действиями и присоединяется к игре.