Организация контроля качества обучения
Для организации объективного контроля знаний учащихся необходимо четко представлять себе требования к знаниям и уровни необходимой деятельности учащихся. Требования к знаниям должны быть следующими:
· однозначность, т. е. поставленная цель образования должна быть однозначно понята всеми;
· диагностичность, т. е. должна существовать возможность проверки достижения поставленной цели;
· содержательность, т. е. цель должна отражать то, что получил ученик в процессе обучения.
Цель средней общеобразовательной школы – формирование человека культуры, поэтому цель преподавания всех учебных дисциплин должна формулироваться в общекультурных терминах.
В. П. Беспалько выделил следующие уровни деятельности:
– знакомство (умение опознать изученный объект, выделить его среди других объектов, провести классификацию объектов по заданному признаку);
– воспроизведение (умение воспроизвести устно или письменно изученный материал, решить типовую задачу известного типа
– умение (умение применить известный метод в новых нестандартных условиях, решить нетиповую задачу);
– трансформация, т. е. творчество (умение создать новый неизвестный метод или подход к решению проблемы).
Для каждого типа учебных заведений (высших, средних специальных, общеобразовательных) в наши дни разработаны и утверждены Министерством образования России государственные образовательные стандарты, определяющие не только содержательную часть образования, но и требуемый уровень деятельности обучаемых.[2]
Примеры планируемых результатов обучения различных уровней[3]:
Проверка знаний
1.1. Знание фактов, их причин, различий.
1.2. Знание научных и иных проблем по изучаемой теме; наличие представлений о возможных путях их решения.
1.3. Знание фундаментальных понятий по теме, их определений (дефиниций); представление об объеме и содержании понятий; знание практических применений понятий.
1.4. Знание основных правил, закономерностей и законов, их формулировок, условий и границ проявления, специфики применения.
1.5. Знание теорий, опытных фактов, послуживших основой их разработки; основных положений, уравнений, доказательств, выводов, практических приложений, прогностических возможностей.
Проверка умений.
2.1. Владение фактами:
· установление причин фактов;
· установление взаимосвязей между фактами;
· отличение фундаментальных объектов и фактов от второстепенных.
2.2. Владение проблематикой:
· формулирование и переформулирование проблем по теме;
· умение отыскивать возможные пути решения проблемы.
2.3. Владение понятиями:
· узнавание понятий, конструирование их определений;
· раскрытие объема понятий: характеристика количественного состава объектов, их классификация;
· раскрытие содержания понятия: характеристика существенных признаков объекта;
· установление взаимосвязей между понятиями, выделение среди них фундаментальных;
· практическое применение понятий.
2.4. Владение правилами, закономерностями и законами:
· узнавание правила, закономерности и закона;
· формулирование правила, закономерности и закона;
· раскрытие содержания правила, закономерности и закона (характеристика сущности, условий и границ проявления, применения);
· характеристика действий, связанных с применением правила, закономерности, закона.
2.5. Владения теориями:
· узнавание теории;
· отыскание опытных фактов, необходимых для разработки теории;
· раскрытие содержания теории (характеристика основных положений, уравнений, доказательств, выводов);
· осуществление на основе теории практических действий.
Проверка навыков
3.1. Построение и осуществление алгоритма операций выполнения конкретных действий в структуре умения.
3.2. Моделирование практического выполнения действий, составляющих данное умение.
3.3. Выполнение комплекса действий, составляющих определенное умение.
3.4. Самоанализ результатов выполнения действий, составляющих умение в сопоставлении с целью деятельности.
3.5. Время выполнения умения (измерение скорости чтения, устного счета и т.п.).