Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования Московской области

«Международный университет природы, общества и человека «Дубна»

(университет «Дубна»)

Филиал (колледж)

“Дмитровский институт непрерывного образования”

УТВЕРЖДАЮ

проректор по учебной работе

________________________

«_____»___________20___ г.

ПРОГРАММа ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

ПМ.03”Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих.”

название профессионального модуля

Профессия специальность среднего
профессионального образования

Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

код и наименование профессии (специальности)

базовой подготовки

базовой или углубленной (СПО)

Форма обучения

_________очная______________

очная, очно-заочная, заочная

2013 год

Программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования

__190631_Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

код наименование специальности (профессии)

Ульянов Алексей Анатольевич. Преподаватель.

Автор программы: _Куличёв Евгений Николаевич. Преподаватель. _________

Фамилия И.О., должность, подпись

Программа рассмотрена на заседании цикловой методической (предметной) комиссии_технических дисциплин___________

Протокол заседания № _1_ от «_30_» ___августа ____ 2013 г.

Председатель цикловой методической (предметной) комиссии

__Куличёв Е. Н.____________________

Фамилия И.О., подпись

СОГЛАСОВАНО

Директор филиала (колледжа) ________________В.К. Баринов

И.О. Фамилия

«____» _________ 20___ г.

Представитель работодателя _____________________

И.О. Фамилия

«____» _________ 20___ г.

Руководитель библиотечной системы _____Баранова Е.С._______________

Фамилия И.О., подпись


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

1.ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 4

2.РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО 6

МОДУЛЯ

3.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ 7

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

4.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 17

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

5.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ 20

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

1.ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих,

должностям служащих

1.1.Область применения примерной программы

Рабочая программа профессионального модуля (далее рабочая программа) – является частью основной профессиональной обра- зовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специ- альностям) СПО 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильно- го транспорта, квалификации базовой подготовки – техник; в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД):

техническое обслуживание и ремонт автотранспорта;

выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должно-

стям служащих (18511 слесарь по ремонту автомобилей),

Рабочая программа профессионального модуля может быть использо- вана в дополнительном профессиональном образовании для повышения ква- лификации и переподготовки специалистов по профессии:

190631.01 Автомеханик,

11442 Водитель автомобиля,

18511 Слесарь по ремонту автомобилей, при освоении профессии рабочего в рамках специальности СПО 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта, уровень образования: среднее (полное) общее профессиональное образование.

1.2.Цели и задачи модуля требования к результатам освоения модуля

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности

и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:

иметь практический опыт:

проведения технических измерений соответствующим инструментом и

приборами;

выполнения ремонта деталей автомобиля;

снятия и установки агрегатов и узлов автомобиля;

использования диагностических приборов и технического оборудования;

выполнения регламентных работ по техническому обслуживанию автомо-

билей;

уметь:

выполнять метрологическую поверку средств измерений;

выбирать и пользоваться инструментами и приспособлениями для слесар-

ных работ;

снимать и устанавливать агрегаты и узлы автомобиля;

определять неисправности и объем работ по их устранению и ремонту;

определять способы и средства ремонта;

применять диагностические приборы и оборудование; использовать специальный инструмент, приборы, оборудование; оформлять учетную документацию;

знать:

средства метрологии, стандартизации и сертификации;

основные методы обработки автомобильных деталей;

устройство и конструктивные особенности обслуживаемых автомобилей;

назначение и взаимодействие основных узлов ремонтируемых автомоби-

лей;

технические условия на регулировку и испытание отдельных механизмов виды и методы ремонта;

способы восстановления деталей;

1.3. Количество часов на освоение программы професси-

онального модуля:

всего – 384часов, в том числе:

обязательной учебной нагрузки обучающегося – 64 часа, включая практических занятий – 32 часов; самостоятельной работы обучающегося – 32 часа;

учебная практика 288 часа

2.РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности Выполне- ние работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям слу- жащих, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенция- ми:

    Код     Наименование результата обучения
ПК 1. Диагностировать автомобиль, его агрегаты и системы.
ПК 2. Выполнять работы по различным видам технического обслуживания.
ПК 3. Разбирать, собирать узлы и агрегаты автомобиля и устранять неисправ- ности.
ПК 4. Оформлять отчетную документацию по техническому обслуживанию.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые ме- тоды и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профес- сионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллега- ми, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды, результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личност- ного развития, заниматься самообразованием, осознанно планиро- вать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессио- нальной деятельности.
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полу- ченных профессиональных знаний (для юношей).

3.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта - student2.ru 3.1.Тематический план профессионального модуля ПМ 03.Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих,должностям служащих

    Коды профес-сиональных компетенций   Наименования разделов профессио- нального модуля*     Всего часов Объем времени,отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)   Практика
  Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося Самостоятель ная работа обучающегося     Учебная, часов     Производствен-ная (по профилю специальности),часов
    Всего, часов в т.ч.лабораторные работы и практические занятия, часов     Всего, часов
ОК 1 10 ПК 1-4 Раздел ПМ 1.Выполнять подготови- тельные и уборочно-моечные работы           -   -
ОК 1 10 ПК 1-4 Раздел ПМ 2.Диагностировать техниче- ское состояние автомобилей           -   -
ОК 1 10 ПК 1-4 Раздел ПМ 3.Выполнять техническое обслуживание автомобилей           -   -
ОК 1 10 ПК 1-4 Раздел ПМ 4.Выполнять регулировоч- ные работы         -   -
ОК 1 10 ПК 1-4 Раздел ПМ 5.Выполнять ремонтные работы         -   -
ОК 1 10 ПК 1-4 Практика (получение рабочей специальности), часов  
  Всего:

3.2.Содержание обучения по профессиональному модулю ПМ.03

Наименование разделов профессионального моду-ля (ПМ),междисципли-нарных курсов (МДК)и тем Содержание учебного материала,лабораторные работы и практиче- ские занятия,самостоятельная работа обучающихся Объем часов Уровень освое- ния  
 
Раздел ПМ 1. Выполнять подготови-тельные и уборочно-моечные работы      
Тема 1.1. Выполнение под- готовительных работ Содержание: 4  
1. Подбор средств индивидуальной защиты. Организация рабочего места и подготовка инструмента к работе. Подготовка необходимых материалов и оборудования к работе. Выполнение требований ТБ. 3  
   
Практические занятия: 2  
1. Получение средств индивидуальной защиты, подгонка по росту и фигуре. Очистка рабочего места. Включение необходимого освеще- ния, вентиляции и проверка их исправности.  
2. Получение комплекта инструментов, проверка комплектности, осмотр рабочей поверхности, расположение инструмента на рабо- чем месте.  
3. Подбор и получение необходимых материалов для ремонта, доставка их на рабочее место. Перевод оборудования из положения хранения в рабочее состояние. Подключение оборудования к источникам пи- тания.  
Самостоятельная работа 3  
  Подготовка к практическим занятиям и проработка конспектов заня- тий, учебной и специальной технической литературы.  

         
Тема 1.2. Выполнение убо- рочно-моечных работ Содержание: 2
1. Проведение наружной уборки и мойки объекта. Проведение уборки внутренних поверхностей автомобиля. Промывка ходовой части. Устранение неглубоких царапин на кузове. Выполнение требований ТБ. 3
Практические занятия: 4  
1. Помещение автомобиля на пост мойки. Выполнение требований ТБ. Использование моечной установки. Сушка и протирка наружной по- верхности автомобиля.
2. Помещение автомобиля на пост мойки. Промывка и сушка ходовой части автомобиля.
3. Определение объема работ по устранению неглубоких царапин на кузове автомобиля. Подбор средств по уходу за лакокрасочными по- крытиями. Затирка мелких царапин, нанесение защитного состава на поверхность. Полировка поверхности.
Самостоятельная работа 3
  Подготовка к практическим занятиям и проработка конспектов заня- тий, учебной и специальной технической литературы
Раздел ПМ 2.  
Диагностирование техни-ческого состояния авто-мобиля  
Тема 2.1. Проверка состоя- ния механизмов управления Содержание: 2
1. Проверка состояния рулевого управления и эффективность рабочей тормозной системы. Выполнение требований ТБ. 3
Практические занятия: 2  
1. Безопасные приемы работы при ТО механизмов управления. Про- верка уровня масла в картере рулевого механизма и заполнение диа- гностической карты.
2. Безопасные условия труда при ТО тормозных систем. Осмотр поло- жения автомобиля относительно оси разметки. Заполнение диагно-

    стической карты.    
Самостоятельная работа 2
  Подготовка к практическим занятиям и проработка конспектов заня- тий, учебной и специальной технической литературы
Тема 2.2. Проверка состоя- ния двигателя Содержание: 2
1. Проверка компрессии в цилиндрах двигателя. Выполнение требова- ний ТБ. 3
Практические занятия: 2  
1. Безопасные приемы труда при ТО двигателя. Прогрев двигателя. Проверка компрессии в цилиндрах двигателя. Снятие показаний компрессометра и занесение их в диагностическую карту.
Самостоятельная работа 2
  Подготовка к практическим занятиям и проработка конспектов заня- тий, учебной и специальной технической литературы
Тема 2.3. Проверка состоя- ния электрооборудования Содержание: 2
1. Проверка приборов освещения и сигнализации. Подготовка аккуму- ляторной батареи к проверке. Определение уровня электролита в ак- кумуляторной батарее. Определение плотности электролита в акку- муляторной батарее. Выполнение требований ТБ. 3
Практические занятия: 2  
1. Проверка приборов освещения и сигнализации: включение габарит- ных огней. Осмотр габаритных огней и подсветки номерного знака. Заполнение диагностической карты.
2. Подготовка аккумуляторной батареи (АКБ) к проверке: очистка по- верхности от пыли и грязи, вывертывание пробки заливных отвер- стий, прочистка вентиляционных отверстий пробок. Определение уровня электролита путем опускания стеклянной труб- ки в заливное отверстие. Заполнение диагностической карты.
Самостоятельная работа 2
  Подготовка к практическим занятиям и проработка конспектов заня- тий, учебной и специальной технической литературы

Раздел ПМ 3.Осуществление техниче-ского обслуживания ав-томобиля    
Тема 3.1. Выполнение работ по обслуживанию двигате- ля Содержание: 2
1. Замена охлаждающей жидкости в системе охлаждения. 3
2. Замена масла в агрегате или механизме.
3. Замена фильтрующего элемента.
Практические занятия: 2  
1. Правила ТБ при обслуживании систем двигателя. Работы по обслу- живанию двигателя.
Самостоятельная работа 2
  Подготовка к практическим занятиям и проработка конспектов заня- тий, учебной и специальной технической литературы
Тема 3.2. Выполнение де- монтажа и монтаж узлов и деталей Содержание: 2
1. Демонтаж узлов и деталей. Проведение монтажа узлов и деталей. 3
Практические занятия: 2  
1. Выбор инструмента для снятия и демонтажа узлов и деталей. Сня- тие защитных кожухов, затрудняющих доступ к узлу. Снятие узла и доставка на ремонтный участок.
2. Демонтаж узлов и деталей. Доставка узла или детали на рабочее место. Выбор инструмента и приспособлений для монтажа.
Самостоятельная работа 2
  Подготовка к практическим занятиям и проработка конспектов заня- тий, учебной и специальной технической литературы
Тема 3.3. Выполнение работ по смазке деталей и узлов Содержание: 2
1. Проведение смазки деталей и узлов шприцем или нагнетателем. Смазка деталей и узлов вручную. 3
Практические занятия: 2  
1. Определение расположения точек смазки, очистка от пыли и грязи пресс-масленки, снятие защитных колпачков. Выполнение работ по смазке деталей и узлов.

  Самостоятельная работа 2  
  Подготовка к практическим занятиям и проработка конспектов заня- тий, учебной и специальной технической литературы
Раздел ПМ 4. Выполнение регулиро- вочных работ    
Тема 4.1. Выполнение регу- лировочных работ по дви- гателю Содержание: 3
1. Проверка величины теплового зазора газораспределительного меха- низма (ГРМ). Установка величины теплового зазора регулировоч- ными винтами. Установка величины теплового зазора регулировоч- ными шайбами. Регулировка натяжения приводных ремней. 3
Практические занятия: 3  
1. Проверка величины теплового зазора ГРМ откручиванием крепежа крышки клапанов и снятием ее.
2. Установка величины теплового зазора регулировочными шайбами.
3. Регулировка натяжения ремней с выполнением требований ТБ. Проверка натяжения приводных ремней прибором.
Самостоятельная работа 3
  Подготовка к практическим занятиям и проработка конспектов заня- тий, учебной и специальной технической литературы
Тема 4.2. Выполнение регу- лировочных работ по шасси Содержание: 3
1. Регулировка конических подшипников ступицы колеса. Регулировка зазора между тормозными колодками и барабаном. Регулировка за- цепления в червячном рулевом механизме. 3
Практические занятия: 3  
1. Регулировка подшипников ступиц колес. Выполнение требований ТБ.
2. Регулировка зазора между накладками и тормозным барабаном.
3. Регулировка зацепления в червячном рулевом механизме. Выполне- ние требований ТБ. Контроль люфта рулевого колеса.
Самостоятельная работа 3
  Подготовка к практическим занятиям и проработка конспектов заня- тий, учебной и специальной технической литературы

Раздел ПМ 5.Выполне- ние ремонтных работ      
Тема 5.1. Выполнение работ по ремонту ГРМ Содержание: 2
1. Снятие и установка клапанов газораспределительного механизма (ГРМ). Восстановление герметичности посадки клапана. 3
Практические занятия: 2  
1. Выполнение работ по ремонту ГРМ.
2. Восстановление герметичности посадки клапана. Контроль качества притирки с помощью пневматического прибора или по просачива- нию керосина. Установка клапана газораспределительного механиз- ма в обратной последовательности.
Самостоятельная работа 2
  Подготовка к практическим занятиям и проработка конспектов заня- тий, учебной и специальной технической литературы
Тема 5.2. Выполнение работ по ремонту бензонасоса Содержание: 2
1. Разборка бензонасоса. Замена диафрагмы бензонасоса. Сборка бензонасоса после замены диафрагмы. 3
Практические занятия: 2  
1. Работа с приборами системы питания двигателя.
2. Замена диафрагмы бензонасоса. Сборка бензонасоса.
Самостоятельная работа 2
  Подготовка к практическим занятиям и проработка конспектов заня- тий, учебной и специальной технической литературы
Тема 5.3. Выполнение работ по ремонту камеры колеса Содержание: 2
1. Вулканизация камеры колеса автомобиля. 3
Практические занятия: 2  
1. Разборка, вулканизация, сборка колеса и шины.
Самостоятельная работа 2
  Подготовка к практическим занятиям и проработка конспектов заня- тий, учебной и специальной технической литературы

  Тема 5.4. Выполнение работ по ремонту водяного и мас- ляного насосов.   Содержание:   2  
1. Замена сальника в насосе системы охлаждения. Разборка водяного и масляного насоса. Разборка редукционного клапана. 3
Практические занятия: 2  
1. Разборка и сборка водяного насоса.
2. Разборка и сборка масляного насоса.
3. Разборка и сборка редукционного клапана.
Самостоятельная работа
  Подготовка к практическим занятиям и проработка конспектов заня- тий, учебной и специальной технической литературы
Самостоятельная работа при изучении разделов ПМ 3: 1. Выполнение практических работ по нормам рабочего времени; 2. Работа с учебной литературой и конспектом для закрепления знаний по устройству узлов, меха- низмов, систем; 3. Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций; 4. Оформление отчетов по практическим занятиям;
Примерная тематика самостоятельной работы: Изучение и закрепление профессиональных приемов и действий, обеспечивающих ремонт и обслужива- ние автотранспортных средств, по выполнению подготовительных работ, уборочно-моечных работ, диа- гностирования технического состояния автомобиля, технического обслуживания, регулировочных и ре- монтных работ.
Практика (получение рабочей специальности) Виды работ   Исчисление размеров основными измерительными инструментами; Разметка и рубка по эскизу и шаблону. Рубка различных поверхностей. Заточка инструмента; Выполнение правки и гибки металла различного характера с подбором инструмента и оснастки; Резка металла различным инструментом Ремонт пробоин и трещин . Ремонт изношенных отверстий;

Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта - student2.ru Опиливание различных поверхностей;

Сверление, зенкерование и развертывание различных отверстий.

Нарезание наружной и внутренней резьб. Восстановление резьб;

Клепка тормозных накладок, фрикционных накладок сцепления, деталей оперения автомобиля.

Развальцовка трубок;

Пайка радиаторов, трубок, бачков. Склеивание элементов автомобилей из пластмассы; Сверление различных отверстий электрической дрелью, обработка кромок электроножницами и шлифовальной машиной;

Притирка клапанов, топливных краников, штуцеров;

Изготовление деталей для оснащения рабочих мест, кабинетов, лабораторий и мастерских с включением основных способов слесарной обработки металла;

Измерение размеров штангенциркулем, калибрами, микрометром;

Изготовление болтов, гаек, шпилек, валиков, втулок, кронштейнов, муфт, стаканов, колец. Раста-

чивание барабанов, дисков;

Фрезерование канавок, пазов, уступов на различных деталях;

Сверление и расточка различных деталей несложного характера на станках сверлильно-расточной группы;

Приемы строгания различных плоскостей. Контроль качества и предупреждение брака; Хонингование гильз цилиндров, сопрягаемых поверхностей головок и блоков двигателей, масля- ных насосов, топливных насосов;

Изготовление деталей для оснащения рабочих мест, кабинетов и лабораторий в качестве нагляд-

ных пособий на станках;

Замена прокладок головки блока, крышки цилиндров, трубопроводов;

Замена крестовин и опоры промежуточного вала;

Проверка зазоров в шарнирах и шлицевых соединений передачи;

Замена и ремонт муфты и подшипника включения сцепления. Замена сальников, прокладки крышки коробки передач. Ремонт деталей, механизма управления переключения передач; Проверка и регулировка люфтов в подшипниках шестерен главной передачи. Замена прокладок, шпилек, сальников. Проверка уровня масла в картере, доведение его до нормы;

Проверка и регулировка сходимости колес, углов их установки. Балансировка колес. Проверка и регулировка зазоров в подшипниках ступиц. Замена шкворней, цапф, тяг, втулок, сальника, тор- мозного барабана, подшипника ступиц колес. Замена смазки в подшипниках. Проверка рулевого управления, его механизмов. Крепление картера к раме, рулевого колеса. Смазка шаровых соеди-


нений тяг; смазочно-заправочные работы; Проверка состояния и восстановление герметичности трубопроводов. Проверка и регулировка ве- личины хода штоков тормозных камер, свободного хода педали тормоза. Действие привода руч- ного тормоза, его регулировка. Удаление воздуха из системы. Смазка вала разжимного кулака, червяной пары, роликов. Замена тормозных колодок, тормозного крана, камер, рабочих и главных цилиндров. Замена жидкости в системе; Замена стремянок, амортизаторов, рессор. Смазка пальцев, рессор, листов; Правка вмятин, удаление поврежденных участков кузова, устранение трещин и разрывов, правка и зачистка сварных швов, окончательная правка и рихтовка, подготовка под покраску; Проверка состояния системы питания. Регулировка уровня топлива в поплавковой камере. Регу- лировка двигателя на холостые обороты. Замена фильтров, топливного насоса и карбюратора в сборе; Замена аккумуляторной батареи на автомобиле. Очистка поверхностей генератора, стартера и приборов электрооборудования. Проверка приборов на стенде. Проверка крепления проводов оборудования. Чистка и проверка работы свечей зажигания. Регулировка фар, звукового сигнала, сигнала торможения. Замена ламп на приборах, предохранителей. Крепление проводов высокого напряжения и проверка состояния распределителя;  
ВСЕГО

4.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

4.1.Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы модуля предполагает наличие учебных кабинетов:

устройство автомобиля,

техническое обслуживание и ремонт автомобилей.

Лабораторий:

устройство автомобилей,

техническое обслуживание и ремонт автомобилей.

слесарной мастерской.

Оборудование лабораторий и рабочих мест лабораторий: посадочные места по количеству обучающихся; рабочее место преподавателя;

комплект учебно-наглядных пособий по разделам программы;

демонстрационное оборудование:

оборудование для проведения лабораторных работ; оборудование для проведения практических работ; инструкционные карты;

плакаты по устройству автомобиля и его агрегатов;

планшеты по устройству отдельных элементов автомобиля;

натуральные образцы: агрегаты и узлы автомобилей (ЗИЛ, ГАЗ-53, КамАЗ) для выполнения разборочно-сборочных и контрольно- осмотровых работ;

инструменты, приспособления;

стенды для разборки-сборки двигателя, и других узлов и агрегатов ав-

томобиля.

Размеченная площадка для контроля эффективности тормозной системы.

Площадка для мойки машин.

Оборудование слесарной мастерской:

рабочие места по количеству обучающихся; станки: настольно-сверлильный, заточной и др.; набор слесарных инструментов;

набор измерительных инструментов;

приспособления;

заготовки для выполнения слесарных работ.

4.2.Информационное обеспечение обучения.Перечень рекомендуемых учебных изданий,Интернет-ресурсов,дополнительной литературы

Основные источники:

1. Виноградов М.В. Технологические процессы ремонта автомобилей: учеб. Пос., -М.: Академия 2012.- 432с.

2. Власов М.В. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей: учебник. М: Академия, 2013.- 432с.

3. Графкина М.В. Охрана труда и основы экологической безопасности: Автомобильный транспорт: учеб. Пос., М.: Академия, 2013.- 192с.

Дополнительные источники:

1. Пехальский А.П. Устройство автомобилей: лабораторный практикум: учебное пособие.- М. Академия, 2013.- 272с.

2. Пехальский А.П. Устройство автомобилей: контрольные материалы: учебное пособие.- М. Академия, 2013.- 128с.

3. Митронин В.П. Контрольные материалы по предмету «Устройство автомобиля», уч. пос., М.: Академия, 2012.-80с.

4. Пузанков А.Г. Автомобили «Устройство автотранспортных средств».-М.: Академа, 2006.

5. Туревский И.С. Электрооборудование автомобилей – М.: Форум, 2006.

6. Стуканов В.А. Основы теории автомобильных двигателей – М.: Инфра-М, 2005.

7. Епифанов Л.И., Епифанова Е.А. Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта – М.: Инфра-М, 2007.

8. Михеева Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности – М.: Академа, 2006.

9. Кириченко Н.Б. Автомобильные эксплуатационные материалы – М.: Академа, 2003.

10. Приходько В.М. Автомобильный справочник – М.: Машиностроение, 2004.

11. Чижов Ю.П. Электрооборудование автомобилей – М.: Машиностроение, 2003.

12. Шатров М.Г. Двигатели внутреннего сгорания – М.: Высшая школа,2005.

13. Васильева Л.С. Автомобильные эксплуатационные материалы – М.: Наука-пресс, 2003.

Электронные образовательные ресурсы:

1. Устройство автомобилей. ИЦ Академия, Москва 2013

2. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей. Часть 1. ИЦ Академия, М.: 2013

3. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей. Часть 2. ИЦ Академия, Москва 2013

4.3.Общие требования к организации образовательного процесса

Обязательным условием допуска к производственной практике (по профилю специальности) в рамках профессионального модуля «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта» является выполнение практических работ по модулю «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям ра- бочих, должностям служащих», с целью формирования у обучающихся системы глубоких и прочных знаний об основах современной автомобильной техники в

объеме профессиональных компетенций, предусмотренных квалификационной характеристикой, воспитание навыков технической культуры, технического мышления и самостоятельности, активной жизненной позиции, обеспечиваю- щих ему возможность успешного приобретения практических навыков по техническому обслуживанию и ремонту автомобиля.

4.4.Кадровое обеспечение образовательного процесса

Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических)кадров,обеспечивающих обучение по ПМ «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих»:наличие высшего (среднего) профессионального образования, соответствующего профилю моду- ля «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должно- стям служащих» и специальности СПО 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта, квалификации базовой подготовки – техник. Требования к квалификации педагогических кадров,осуществляющих ру-ководство практикой

Инженерно-педагогический состав:дипломированные специалисты – пре-

подаватели междисциплинарных курсов, а также общепрофессиональных дис-

циплин «Устройство автомобилей», «Техническое обслуживание автомобилей»,

«Ремонт автомобилей».

Мастера:наличие 5 – 6 квалификационного разряда с обязательной стажиров- кой в профильных организациях не реже 1го раза в 5 лет. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязатель- ным.

5.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

Результаты (освоенные профессио- нальные компетенции)   Основные показатели оценки ре- зультата   Формы и методы контроля и оценки
Диагностировать автомо- биль, его агрегаты и системы. точность и скорость определения неполадок; соблюдение технологической после- довательности; точность и грамотность оформления технологической документации. Текущий контроль в форме: защиты практических работ; выполнения рефератов   Зачеты по разделам профессионального модуля   Наблюдения в про- цессе выполнения практических работ
Выполнять работы по раз- личным видам технического обслуживания. выбор технологического оборудова- ния и технологической оснастки и со- блюдение технологической последова- тельности; обоснованность выбора последова- тельности технического обслужива- ния автомобиля, ремонта отдельных узлов и механизмов автомобиля.
Разбирать, собирать узлы и агрегаты автомобиля и устранять неисправности. выбор технологического оборудова- ния и технологической оснастки и со- блюдение технологической последова- тельности; осуществление ремонта узла или ме- ханизма автомобиля
Оформлять отчетную доку- ментацию по техническому обслуживанию. демонстрация точности и скорости чтения чертежей; точность и грамот- ность оформления технологической документации.

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессио- нальных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.

Результаты (освоенные общие компетен- ции)   Основные показатели оценки результата Формы и мето- ды контроля и оценки
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. аргументированность и полнота объяснения сущности и социаль- ной значимости будущей профес- сии; беседа;

  активность, инициативность в процессе освоения профессио- нальной деятельности;   демонстрация интереса к буду- щей профессии; стремление к трудоустройству по профессии наблюдение; экспертная наличие поло- жительных отзы- вов по итогам учебной и произ- водственной практик; наблюдение;   экспертная оценка результа- тов учебной и производствен- ной практик;
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. правильная последовательность выполнения действий на лабораторных и практических занятиях, во время учебной и производственной практики в соответствии с инструкциями, технологическими картами; обоснованность выбора и применение методов и способов решения профессиональных за- дач; личная оценка эффективности и качества выполнения работ; соблюдение техники безопасно- сти; экспертная оцен- ка;   наблюдение за эффективностью действий обуча- ющегося; самооценка;   экспертная оцен- ка применяемых методов и спосо- бов при выпол- нении работ во время учебной и производствен- ной практик
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность демонстрация способности при- нимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность наблюдение; экспертное за- ключение о про- хождении учеб- ной и производ- ственной практи- ки
ОК 4. Осуществлять поиск и ис- пользование информации, необ- ходимой для эффективного вы- полнения профессиональных за- дач, профессионального и лич- ностного развития владение различными способами поиска информации; адекватность оценки полезности информации; наблюдение;

ОК 5. Использовать информационно- коммуникационные технологии в профессиональной деятельности устойчивость навыков эффектив- ного использования ИКТ в про- фессиональной деятельности; демонстрация на практике навы- ков использования ИКТ при оформлении результатов самосто- ятельной работы; правильность и эффективность решения нетиповых профессио- нальных задач с привлечением самостоятельно найденной ин- формации наблюдение; экспертная оцен- ка; оформление проектов
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями степень развития и успешность применения коммуникационных способностей в общении с со- курсниками, педагогическими ра- ботниками, потенциальными ра- ботодателями; степень понимания того, что успешность и результативность выполненной работы зависит от согласованных действий всех участников процесса; владение способами бескон- фликтного общения и саморегу- ляции в коллективе; соблюдение принципов про- фессиональной этики наблюдение; тестирование; анкетирование
ОК 7. Брать на себя ответствен- ность за работу членов команды (подчиненных), результат выпол- нения заданий. проявление ответственности за работу подчиненных, результат выполнения заданий; самоанализ и коррекция резуль- татов собственной работы наблюдение; беседа;
ОК 8. Самостоятельно опреде- лять задачи профессионального и личностного развития, занимать- ся самообразованием, осознанно планировать повышение квали- фикации планирование обучающимся повышения личностного и квали- фикационного уровня; организация самостоятельной деятельности при изучении про- фессионального модуля анкетирование экспертное за- ключение о про- хождении учеб- ной и производ- ственной практик
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности проявление интереса к иннова- циям в области профессиональ- ной деятельности наблюдение и оценка за работу над курсовым проектом
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей) демонстрация готовности к ис- полнению воинской обязанности анкетирование; участие в поле- вых сборах

Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля и промежуточной аттестации производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).

Процент результативности (правильных ответов) Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений
балл (отметка) вербальный аналог
90 ÷ 100 отлично
80 ÷ 89 хорошо
70 ÷ 79 удовлетворительно
менее 70 неудовлетворительно

На этапе промежуточной аттестации по медиане качественных оценок индивидуальных образовательных достижений экзаменационной комиссией определяется интегральная оценка освоенных обучающимися профессиональных и общих компетенций как результатов освоения профессионального модуля.

Наши рекомендации