Тема 10. Характеристика современных систем обучения

Системы формирования умственных действий. Алгоритмиза­ция в обучении: требования к алгоритмам, алгоритмы и алгорит­мические предписания; алгоритмы распознавания, преобразования и контроля, условия формирования алгоритмов. Значение само­стоятельного открытия алгоритмов в формировании творческой деятельности. Теория поэтапного формирования умственных дей­ствий: понятие ориентировочной основы действия, этапы форми­рования умственных действий. Формирование системы общих ум­ственных действий: классификация умственных действий. Общие и конкретные умственные действия, условия формирования общих умственных действий. Программированное обучение в формирова­нии общих и конкретных умственных действий. Возможности ис­пользования компьютера в формировании умственных действий.

Системы развивающего' обучения: характеристика целей, принципов, особенностей содержания и используемых методов в системах Л.В. Занкова и Д.В. Эльконина - В.В.Давыдова. Возмож­ности проблемного обучения в развитии школьников, особенности построения проблемного обучения.

Система формирования учебной деятельности: дидактические основы, дидактические условия, этапы и показатели сформирован­ности учебной деятельности.

Система Ш.А. Амонашвили, направленная на гуманное отно­шение к младшему школьнику: принципы обучения в системе Ш.А. Амонашвили, их направленность на гуманизацию образова­ния, условия, обеспечивающие атмосферу гуманности в общении с младшими школьниками.

Тема 10.1 Системы формирования умственных действий

Вопросы для коллективного обсуждения

1. Необходимость формирования умственных действий в обу­чении.

2. Классификация умственных действий.

3. Теория алгоритмизации и ее значение в формировании ум­ственных действий:

—алгоритмы и алгоритмические предписания;

—пути формирования алгоритмов и алгоритмических предпи­саний у младших школьников.

4. Теория поэтапного формирования умственных действий
П.Я.Гальперина, Н.Ф.Талызиной:

—понятие ориентировочной основы, ее типы;

—этапы формирования умственного действия;

—использование теории поэтапного формирования умствен­ных действий, в практике начального обучения.

5. Формирование систем общих умственных действий:

- структура общих умственных действий;

- условия формирования общих умственных действий;

—программированное обучение, возможности компьютера в формировании общих умственных действий.

—особенности формирования систем общих умственных дей­ствий в образовательном процессе начальной школы.

Рекомендуемая литература

Основная

1. Казанский Н.Г., Назарова Т.С. Дидактика (Начальные классы). М., 1978 с. 48-51, 144-147.

2. Подласый И.П. Педагогика. М., 1996. Часть 2. Тема 6. с. 367-371.

3. Раев А. И. Психологические вопросы программированного обу­чения. Л., 1971

4. Раев А.И.Управление умственной деятельностью младшего школьника. Л., 1976.

5. Ситаров В.А. Дидактика. М., 2002. Глава 5 , § 2.

6. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика. Учебное пособие. М., 2000. Раздел 3. Глава 12, § 6, 7

7. Талызина Н.Ф.Управление процессом усвоения знаний. М., 1975. с. 86-109.

8. Харламов И.Ф. Педагогика. М., 1990. Раздел 2. Глава 14.

Дополнительная

1. Ахметгалиева А.А.Подготовка будущего учителя к поэтапному формированию умственных действий у учащихся // Начальная школа. 1996. № 4.

2. Ланда Л.Н.Алгоритмизация в обучении. М., 1966.

3. Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьюте­ризации обучения. М., 1988.

4. Павленко В.Н.Культурно-историческое развитие психических процессов и теория поэтапного формирования умственных дей­ствий // Вопросы психологии. 1995. № 1

5. Талызина Н.Ф.Формирование познавательной деятельность младших школьников. М., 1987.

6. Талызина Н.Ф.Теория планового формирования умственных действий сегодня // Вопросы психологии. 1993. № 1.

Задания

1. На основе анализа учебников для начальной школы приве­дите примеры алгоритмов и алгоритмических предписаний, ис­пользуемых в обучении.

2. На примере одной из учебных тем покажите, как вы будете
использовать теорию поэтапного формирования умственных действий в обучении младших школьников. (Приложение № 18)

3. Проанализируйте нижеприведенный фрагмент программированного задания, покажите, как реализация принципов программированного обучения позволяет формировать умственные действия.

1) Произнеси слова часы, часовой, часовщик, час, часик. 2) Поставь ударения. См. стр. 13  
  часы¢, часово¢й, часовщи¢к, час, ча¢сик 3) Найди корень в этих словах. См. стр. 17  
часы¢, часово¢й, часовщи¢к, час, ча¢сик 4) Найди безударную гласную (поставь галочку) См. стр. 20.  
часы¢, часово¢й, часовщи¢к, час, ча¢сик См. стр. 11
Запиши по порядку действия, которые нужно выполнять, чтобы найти безударную гласную в корне слова: ПОСТАВИТЬ УДАРЕ­НИЕ, НАЙТИ КОРЕНЬ, ПРОИЗНЕСТИ СЛОВО, НАЙТИ БЕЗ­УДАРНУЮ ГЛАСНУЮ В КОРНЕ СЛОВА 1) 2) 3) 4)  

4. Составьте план работы учителя по формированию у младших школьников умения сравнивать.

Приложение № 18

Н.Ф. Талызина

Наши рекомендации