II. Закон возлагает на потерпевшего дополнительные обязанности, связанные с участием в следственных действиях

Рассматриваемым Законом внесены дополнения в ст. 308 УК РФ, в соответствии с которыми введена уголовная ответственность потерпевшего за уклонение от прохождения освидетельствования, от производства в отношении него судебной экспертизы в случаях, когда не требуется его согласия, или от предоставления образцов почерка и иных образцов для сравнительного исследования. Часть 5 ст. 42 УПК РФ, устанавливающая ограничения в деятельности потерпевшего ("потерпевший не вправе"), дополнена пунктом соответствующего содержания. Часть 7 ст. 42 УПК РФ, указывающая на уголовную ответственность потерпевшего, также скорректирована с учетом изменений в уголовном законе.

В случаях, когда потерпевший вызывается для допроса или производства с его участием освидетельствования, экспертизы, получения образцов для сравнительного исследования, целесообразно предупреждать его об уголовной ответственности по ст. 308 УК РФ непосредственно в повестке.

Если потерпевший не достиг 16-летнего возраста, то в этом случае следователь (дознаватель) разъясняет ему необходимость в целях полного и объективного исследования обстоятельств дела и обеспечения интересов самого потерпевшего дать согласие на проведение экспертизы и добровольно подвергнуться освидетельствованию, предоставить образцы почерка и иные образцы для сравнительного исследования.

Представляется, что под уклонением необходимо понимать: неявку потерпевшего без уважительных причин для участия в производстве освидетельствования, судебной экспертизы, получения образцов для сравнительного исследования; прямой отказ от участия в их производстве; иные действия, например оказание физического сопротивления, препятствование деятельности специалиста или эксперта, срыв следственного действия путем самовольного оставления места его производства, симуляции заболевания или иного состояния, которое препятствует производству следственного действия, умышленное искажение почерка и др.

Можно ли в случае однократной неявки потерпевшего без уважительных причин ставить вопрос о возбуждении уголовного дела по ст. 308 УК РФ или же уклонение должно быть выражено в его неоднократных действиях? Является ли обязательным условием для возбуждения уголовного дела в отношении потерпевшего по ст. 308 УК РФ деятельность следователя (дознавателя), направленная на обеспечение его явки с помощью мер процессуального принуждения (например, вынесения постановления о приводе)?

Полагаем, что даже однократная неявка потерпевшего без уважительных причин, подтвержденная материалами уголовного дела, может рассматриваться в качестве основания для решения вопроса о наличии признаков преступления, предусмотренного ст. 308 УК РФ.

Однако, на наш взгляд, следователю (дознавателю) целесообразно повторно или даже неоднократно вызвать потерпевшего для участия в указанных следственных действиях, а также попытаться обеспечить его явку посредством привода.

В случае выявления признаков преступления, предусмотренного ст. 308 УК РФ, следователю (дознавателю) необходимо выделить материалы (ст. 155 УПК РФ), которые содержат сведения об уклонении, например документы, фиксирующие факт вызова, факт неявки (корешки повесток, справки, рапорта и др.); копии постановлений о приводе, документы о результатах исполнения привода; копии протоколов следственных действий (освидетельствования, получения образцов для сравнительного исследования), в которых зафиксированы действия потерпевшего, препятствующие их производству; копии протоколов допросов лиц, подтверждающих поведение потерпевшего, и др.

III. С 1 января 2015 г. вступает в силу норма об особенностях проведения в досудебном производстве допроса, очной ставки, предъявления для опознания и проверки показаний на месте с участием несовершеннолетних (ч. 1, 4 и 5 ст. 191 УПК РФ). В частности:

- расширено действие ст. 191 УПК РФ. Если ранее ее нормы регламентировали особенности допроса несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля, то с 1 января 2015 г. предусмотренные законом особенности распространяются не только на допрос, но также на очную ставку, предъявление для опознания и проверку показаний на месте;

- предусмотрена альтернатива в участии специалиста: ранее это был только педагог, теперь - педагог или психолог;

- увеличен с 14 до 16 лет возраст несовершеннолетнего, при котором участие педагога или психолога обязательно;

- если раньше допрос несовершеннолетнего, достигшего 14 лет, осуществлялся с участием педагога по усмотрению следователя, ничем не конкретизированному, то в соответствии с новой редакцией участие педагога или психолога обязательно, если несовершеннолетний, достигший 16 лет, страдает психическим расстройством или отстает в психическом развитии. В остальных случаях по-прежнему действует правило о возможности по усмотрению следователя пригласить педагога или психолога;

- применительно к делам о преступлениях против половой неприкосновенности несовершеннолетнего обязательно участие в вышеназванных следственных действиях психолога. Нюанс в том, что по делам данной категории нет альтернативы, предусмотренной общей нормой: в интересах несовершеннолетнего участвует по усмотрению следователя либо педагог, либо психолог. В качестве специалиста императивно предписывается приглашать именно психолога;

- регламентировано время проведения допроса, очной ставки, предъявления для опознания и проверки показаний на месте с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля. Продолжительность следственных действий дифференцирована в зависимости от возраста;

- с 1 января 2015 г. при производстве допроса, очной ставки, предъявления для опознания и проверки показаний на месте с участием несовершеннолетнего потерпевшего и свидетеля в качестве общего правила предусмотрено обязательное применение видеозаписи (киносъемки). Видеозапись (киносъемка) не применяется только в случаях, когда несовершеннолетний или его законный представитель против этого возражают, что обозначается в протоколе.

IV. С 1 января 2015 г. вступает в силу норма ч. 6 ст. 281 УПК РФ об особенностях допроса несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля в судебном следствии и оглашения их показаний, данных в досудебном производстве.

1. Данная норма вводит дополнительные исключения из непосредственности и устности как общего условия судебного разбирательства (ст. 240 УПК РФ), согласно которому суд, в частности, обязан лично заслушать показания подсудимого, потерпевшего, свидетелей. Из ч. 6 ст. 281 УПК РФ вытекает, что вопреки общему правилу несовершеннолетние потерпевшие и свидетели непосредственно не допрашиваются в зале судебного заседания. Суд оглашает их показания, зафиксированные в материалах дела, просматривает видеозапись допроса. Несовершеннолетние потерпевшие или свидетели допрашиваются непосредственно в суде лишь в случаях, когда суд вынесет об этом мотивированное постановление.

Можно с уверенностью предположить, что целью такого законодательного нововведения является потребность обережения психики несовершеннолетних потерпевших и свидетелей, ограждения их от нежелательных контактов с участниками судебного разбирательства и их близкими, могущими оказать негативное психологическое воздействие. Такая цель заслуживает поддержки. Она соответствует российской ментальности, нашему пониманию справедливости судебного разбирательства, в основе которого нравственное, а не формально-юридическое начало <4>. Однако необходимо иметь в виду, что норма ч. 6 ст. 281 УПК РФ вступает в противоречие с тенденцией к усилению начала непосредственности судебного разбирательства <5>, не в полной мере согласуется с отдельными положениями международного права <6>. Пленум Верховного Суда РФ разъяснил, что "выводы суда о виновности подсудимого в совершении преступления не могут быть основаны исключительно или главным образом (в решающей степени) на фактических данных, содержащихся в оглашенных показаниях потерпевшего или свидетеля, если обвиняемый (подсудимый) в стадии предварительного расследования либо предыдущих судебных заседаниях не имел возможности оспорить эти показания (например, допросить показывающего против него потерпевшего или свидетеля на очной ставке, задавать ему вопросы, высказать свои возражения в случае несогласия с показаниями)" <7>.

--------------------------------

<4> Зиновьев А.С. Закон, совесть и справедливое судопроизводство // Российский судья. 2013. N 10. С. 34 - 35.

<5> Васяев А.А. О моменте оглашения в суде показаний свидетеля (потерпевшего), данных в ходе предварительного расследования по уголовному делу // Адвокатская практика. 2013. N 1. С. 18.

<6> Руководящие принципы, касающиеся правосудия в вопросах, связанных с участием детей - жертв и свидетелей преступлений (Резолюция ЭКОСОС ООН 2005/20 от 22 июля 2005 г.), хотя и говорят о том, что "должны применяться специальные процедуры получения свидетельских показаний детей - жертв и свидетелей в целях сокращения числа опросов, заявлений и заслушиваний, а также в особенности таких контактов с процессом отправления правосудия, которые не являются необходимыми, в частности путем записи видеоматериалов" (подп. "а" п. 31), в то же время исходят из принципа "право на участие", согласно которому каждый ребенок имеет право "участвовать, в частности, в принятии решений, затрагивающих его жизнь, в том числе в ходе любого судебного разбирательства, и добиваться принятия своих мнений во внимание сообразно его возможностям, возрасту, интеллектуальной зрелости и развивающимся способностям" (подп. "d" п. 8). Доступ из справочно-правовой системы "Гарант".

<7> П. 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О судебном приговоре" от 29 апреля 1996 г. N 1 (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 апреля 2013 г. N 11). Доступ из справочно-правовой системы "КонсультантПлюс".

2. В части 6 ст. 281 УПК РФ речь идет об оглашении показаний несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля. Под показаниями потерпевшего и свидетеля в соответствии со ст. 78 и 79 УПК РФ понимаются сведения, сообщенные данными участниками на допросе. Из контекста комментируемой нормы также вытекает, что оглашаемые показания даны в ходе допросов. Возникает вопрос: можно ли по правилам части 6 ст. 281 УПК РФ огласить показания несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля, данные на очной ставке, при предъявлении для опознания, в ходе проверки показаний на месте? Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ прямо указала, что "как следует из протоколов очной ставки и проверки показаний на месте происшествия, в них изложены показания потерпевших об обстоятельствах, очевидцами которых они являлись. В этом смысле никакой принципиальной разницы между такими следственными действиями, как допрос потерпевших, очная ставка и проверка показаний на месте происшествия, не имеется. Поэтому требования ч. 1 ст. 281 УПК РФ распространяются и на них" <8>.

--------------------------------

<8> Определение Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 3 июня 2005 г. N 82-о05-13 // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2006. N 6. С. 29 - 30.

С учетом изложенного полагаем, что норма ч. 6 ст. 281 УПК РФ распространяется на оглашение показаний несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля, данных во время очной ставки, предъявления для опознания и проверки показаний на месте. На это косвенно указывает и общий контекст рассматриваемого Закона, которым предусмотрено обязательное фиксирование путем видеозаписи всех следственных действий, предусмотренных главой 26 УПК РФ, - допроса, очной ставки, предъявления для опознания, проверки показаний на месте (ч. 5 ст. 191 УПК РФ).

3. Требует интерпретации вопрос о том, кто считается несовершеннолетним применительно к норме ч. 6 ст. 281 УПК РФ, на какой момент констатируется несовершеннолетие. Представляется, что несовершеннолетним потерпевшим или свидетелем следует считать лицо, не достигшее восемнадцати лет на момент проведения с ним процессуального действия. Одним из аргументов выступает регламентация продолжительности проведения следственного действия с учетом возраста потерпевшего (свидетеля): законодателем "снимаются" всякие ограничения после достижения 18 лет. Кроме того, следует принять во внимание, что рассматриваемое исключение "вторгается" в весьма важную для интересов подсудимого сферу непосредственного исследования доказательств, служит существенным изъятием из нее.

Поэтому, на наш взгляд, следственные действия, которые "приходятся" на несовершеннолетний возраст, проводятся с учетом правил ст. 191 УПК РФ, после же исполнения 18 лет применяются общие положения проведения следственного действия. В аналогичном режиме исследуются показания в судебном следствии.

Представляется, что у суда имеется возможность в отдельных случаях мотивированно "продлить" режим несовершеннолетия: с учетом мнения сторон мотивированным решением распространить действие ч. 6 ст. 281 УПК РФ также на потерпевших и свидетелей, достигших к моменту судебного следствия совершеннолетия. Возможно, такое решение будет принято судом также в случаях, когда исследование хотя бы одних показаний уже проведено по видеозаписи.

4. В комментируемой норме говорится, что допрос несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля в судебном заседании осуществляется по мотивированному решению суда. Реализация этого требования закона может быть обеспечена путем вынесения отдельного постановления (определения) суда в совещательной комнате после заслушивания мнения сторон. Представляется, что решение об отказе в удовлетворении ходатайства сторон о допросе несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля суд вправе вынести на месте.

Литература

1. Васяев А.А. О моменте оглашения в суде показаний свидетеля (потерпевшего), данных в ходе предварительного расследования по уголовному делу // Адвокатская практика. 2013. N 1. С. 17.

2. Зиновьев А.С. Закон, совесть и справедливое судопроизводство // Российский судья. 2013. N 10. С. 33 - 37.

Наши рекомендации