Формирование родительской компетентности может осуществляться в образовательных организациях разных форм собственности

Имеющим детей дошкольного возраста

Не посещающих дошкольные образовательные учреждения

Пермь 2009

УДК

ББК

К

Рецензент:

Кандидат педагогических наук, доцент, заведующая

Кафедрой методики дошкольного воспитания

Пермского краевого института повышения квалификации

работников образования Л.С. Половодова

К   Я – компетентный родитель:программа для поставщиков услуг родителям, имеющим детей дошкольного возраста не посещающих дошкольные образовательные учреждения / под ред. Л.В. Коломийченко; Департамент образования города Перми; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2009. – 114 с.  

Программа «Я – компетентный родитель», разработанная авторским коллективом преподавателей факультета педагогики и психологии детства, направлена на становление ключевых и сопутствующих компетенций родителей, обеспечивающих своевременное и качественное личностное развитие детей, коррекцию отдельных отклонений, осознание и правовую регламентацию воспитательной функции семьи, грамотную организацию домашней развивающей среды, целенаправленную подготовку ребенка к обучению в школе.

Программа рекомендована для специалистов образовательных организаций разных форм собственности: педагогов, психологов.

УДК

ББК

© Коллектив авторов-разработчиков, 2009

© Департамент образования города Перми, 2009

© Пермский государственный

педагогический университет, 2009

Содержание

Введение.............................................................................................................. 4

Концепция программы «Я – компетентный родитель».................................... 9

Раздел 1............................................................................................................ 15

Блок «Формирование правовой компетентности

родителей, имеющих детей дошкольного возраста»....................... 15

Раздел 2............................................................................................................ 19

Блок «Младенец в семье»........................................................................... 19

Блок «Раннее детство»................................................................................ 26

Раздел 3............................................................................................................ 31

Блок «Мир речи и общения»..................................................................... 31

Блок «Мир математики»............................................................................ 36

Блок «Социальное развитие и воспитание

детей дошкольного возраста».......................................................... 41

Блок «Шесть шагов к здоровью малыша»................................................ 49

Блок «Дети и мир природы»...................................................................... 56

Блок «Музыка и праздники в жизни семьи»............................................. 62

Блок «Знать, понимать и уважать личность»............................................ 66

Раздел 4............................................................................................................ 70

Блок «Играем вместе с ребенком»............................................................. 70

Блок «Изобразительная деятельность»..................................................... 89

Раздел 5............................................................................................................ 94

Блок «На пороге школы»........................................................................... 94

Раздел 6.......................................................................................................... 102

Блок «Особый ребенок»........................................................................... 102

Блок «Нарушения речи у детей раннего и дошкольного возраста»..... 106

Материалы экспресс-опроса........................................................................... 112

Введение

Проблема становления психолого-педагогической компетентности родителей является одной из наиболее актуальных в системе отечественного дошкольного образования.

Кто он, современный родитель? Чем он отличается от родителей прошлого? Осознает ли он свою ответственность за воспитание ребенка, считает ли своей обязанностью создание условий для его полноценного личностного развития? Готов ли к организации жизнедеятельности своего малыша? С этими вопросами неизбежно сталкивается каждый думающий педагог, руководитель образовательного учреждения в ходе решения воспитательных задач, обеспечивающих личностное развитие каждого ребенка.

Эмпирический анализ результатов общественного и семейного воспитания свидетельствует о том, что процесс развития и формирования адаптивных свойств личности не приведен в систему и недостаточно управляем со стороны родителей. Вместе с тем родители занимают определяющую, так как позицию в воспитательном процессе. Современный родитель должен не только владеть основами знаний о развитии личности ребенка, обладать определенной аналитико-диагностической культурой, способностью проектировать достижения детей (как образовательные, так и личностные), но и стать посредником между ребенком и социокультурным пространством, «переводчиком» с языков культуры на языки индивидуального восприятия, проводником в лабиринтах человеческий мыслей и ценностей.

С целью повышения родительской компетентности в вопросах развития и воспитания детей младенческого, раннего и дошкольного возраста, детей, имеющих особые образовательные потребности, для оказания помощи практическим работникам в организации взаимодействия с семьей, преподавателями кафедр факультета педагогики и психологии детства ПГПУ разработана программа «Компетентный родитель».

Концепция программы «Компетентный родитель» разработана доктором педагогических наук, профессором Коломийченко Л.В.

Содержание программы представлено по 6 разделам, включающим разные блоки.

Первый раздел отражает содержание взаимодействия с родителями по нормативно-правовым документам, регламентирующим реализацию воспитательной функции семьи. Блок «Формирование правовой компетентности родителей» разработан старшим преподавателем Чертоляс Е.В.

Второй раздел отражает особенности развития детей в младенческом и раннем возрасте. Он представлен двумя блоками. Первый блок «Младенец в семье» разработан кандидатом психологических наук, доцентом Ворошниной О.Р. Второй блок «Раннее детство» – старшим преподавателем Хохряковой Ю.М.

Третий раздел включает содержание, раскрывающие особенности разных сфер личностного развития (познавательно-речевого, социально-личностного, физического, экологического и др.) и направлений воспитания. Первый блок «Мир речи и общения» разработан кандидатом педагогических наук, доцентом Ворошниной Л.В.; второй – «Мир математики» – старшим преподавателем Путяшевой Л.В.; третий – «Социальное развитие и воспитание» – доктором педагогических наук, профессором Коломийченко Л.В.; четвертый – «Шесть шагов к здоровью малыша» – кандидатом педагогических наук, доцентом Токаевой Т.Э.; пятый – «Дети и мир природы» – старшим преподавателем Максимовой М.Ю.; шестой «Музыка и праздники в жизни семьи» – кандидатом психологических наук, доцентом Ильиной И.Ю.; седьмой – «Знать, понимать и уважать личность» – кандидатом психологических наук, доцентом Прозументик О.В. и старшим преподавателем Зелениной Н.Ю.

Четвертый раздел представлен в соответствии с воспитательным потенциалом разных видов детской деятельности. Первый блок «Играем вместе с ребенком» разработан старшим преподавателем Зориной Н.А. и кандидатом педагогических наук, старшим преподавателем Григорьевой Ю.С. Второй блок «Изобразительная деятельность» – кандидатом педагогических наук, доцентом Грибановой М.В.

Пятый раздел раскрывает специфику готовности и подготовки ребенка к обучению в школе. Блок «На пороге школы» разработан кандидатом психологических наук, доцентом Прозументик О.В. и старшим преподавателем Зелениной Н.Ю.

Шестой раздел отражает специфику воспитания детей, имеющих особые образовательные потребности. Первый блок в этом разделе – «Особый ребенок» представлен кандидатом психологических наук, доцентом Ворошниной О.Р. и ассистентом Лужанской Э.М., второй – «Нарушение речи у детей раннего и дошкольного возраста» – кандидатом педагогических наук, доцентом Тверской О.Н., кандидатом педагогических наук, доцентом Лизуновой Л.Р., ассистентом Пепеляевой Е.Г.

В заключении программы представлен материал Зориной Н.А. по экспресс-опросу родителей, проводимому после окончания работы.

Формирование родительской компетентности может осуществляться в образовательных организациях разных форм собственности.

Центр поддержки семейного воспитанияможет быть организован как структурное подразделение в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях и в негосударственных образовательных, культурных, научных организациях. В Центре поддержки семейного воспитания можно предложить широкой спектр программ для родителей: обучающие, студийные, индивидуальные.

Рабочие планы программ конструируются специалистами центра в зависимости от формы взаимодействия с родителями, периодичности проведения и тематической направленности содержания и могут быть представлены либо циклами занятий по блокам, либо комплексной программой. Например, циклы: профилактика нарушений детско-родительских отношений; подготовка ребенка и родителей к началу посещения дошкольного образовательного учреждения или школы (вопросы адаптации и подготовки); взаимодействие ребенка с детским коллективом и взрослыми; организация интересного и полезного для ребёнка досуга в семье и многое другое.

На занятиях с родителями можно обсуждать следующие проблемы: как необходимо общаться с ребенком, что и как читать, рисовать, в какие игры можно играть и др. Необходимо совершенствовать как теоретические и практические аспекты развития, воспитания и образования ребенка. Занятия могут быть организованы параллельно с детскими, где родители могут наблюдать и анализировать, как малыш строит взаимоотношения со сверстниками и окружающими взрослыми.

Наши рекомендации