Линейная нотация (XI в) – Гвидо д'Ареццо.

ТЕМА 2.ЭВОЛЮЦИЯ НОТНОГО ПИСЬМА. ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ПЯТИЛИНЕЙНОЙ И БУКВЕННОЙ СИСТЕМ НОТАЦИИ.

Нотное письмо, нотация (лат. Nota - заметка) — система графических знаков, применяемых для записи музыки, а также сама запись музыки.

История нотного письма начинается еще в глубокой древности. Известны пиктографическое (с помощью изображений) обозначение мелодий (образцы такой записи обнаружены при изучении древнеегипеских памятников), идеографическая запись музыкальных звуков с помощью клинописи (применялась в Древнем Вавилоне); финикийское звуковое письмо (около 1100 г. до н.э.). В Древней Греции музыкальная письменность переходит на буквенное обозначение звуков, указывающих на их высоту. В VІ—Х вв. буквы греческого алфавита заменяются латинскими.

· Средневековые системы нотного письма (западноевропейское невменное и славянское крюковое или знаменное) были рассчитаны на нотацию культовых песнопений и распевов, применяющихся в богослужениях. Поэтому передача звуковысотности музыкальной информации была не точной, отражающей лишь направление развития мелодии

(невмы писались над словесным текстом для напоминания мелодий песнопений: ходы голоса вверх и вниз, повторение одного и того же звука, характер и способ исполнения. Позднее были введены дополнительные знаки, уточнявшие высоту звуков, т.н. киноварные пометы. Киноварь – вид краски).

· Такой приблизительный характер записи музыки отразился в их названии: невменная нотация—от греч. pneuma «дуновение», «намек»; и знаменная — от слова «знамя» или «знак».

Позднее в западноевропейской музыке невмы стали записываться на одной или двух горизонтальных линиях, буквенное обозначение которых или цвет (красный – звук фа малой октавы, выше красной – желтый – звук до 1 октавы) определяли высоту расположенных на них невм.

Первоначально такие линии не указывали на точную высоту звуков, однако позволяли музыканту видеть, какие из числа обозначенных невмами звуков являются относительно более низкими, а какие - относительно более высокими.

Н.Н.Кушнаренко (Книга «Документоведение) пишет: «Так постепенно в недрах невменного письма зарождалась линейная нотация, объединявшая наглядность невм и звуковысотную точность буквенной записи».

Число линий простиралось от одной до 18; системы из нескольких линий как бы воспроизводили на бумаге струны музыкального инструмента.

В ХІ в. линейная нотация была усовершенствована итальянским музыкантом Гвидо д'Ареццо, который своей реформой установил точную систему координат, сыгравшую большую роль в развитии современного нотного документа. Он свел буквенное и невменное нотописание в одну систему, разработав способ записи нот на нотной строке, состоящей из четырех горизонтальных параллельных линий, ставших прообразом современного нотного стана, а буквенные обозначения высоты линий постепенно трансформировались в крючки — условные графические знаки, определяющие высоту расположенных на нем нот.

В начале линий он поместил буквенные знаки, обозначавшие точную высоту записанных на них звуков; эти знаки были прототипами современных ключей.

Гвидо д’Ареццо также является автором слоговых названий: «ут», «ре», «ми», «фа», «соль», «ля». В конце ХVI в. для обозначения VІІ ступени в семиступенном звукоряде введен слог «си».

*До реформы Гвидо д’Ареццо певцы тратили много времени на разучивание песнопений «с голоса» учителя. Введенная им нотация позволила ученикам после усвоения нескольких несложных привил самостоятельно и достаточно надежно разучивать неизвестные им хоралы «с нот».

Невменную нотацию в ХІІ—ХІІІ веке заменила хоральная — система графических знаков, выработанная для записи григорианского хорала (одноголосные богослужебные песнопения католической церкви). Хоральное нотное письмо позволило расширить диапазон записываемой мелодии (введенные ключи С и F, указывающие на интервалы между соседними звуками, могут быть помещены на любой линии, что позволяет обходиться без добавочных линий при большом диапазоне мелодии). Кроме этого, благодаря богатой и разнородной номенклатуре знаков хоральная нотация была способна относительно точно передавать не только рисунок мелодии, но и её акцентно-артикуляционную структуру, а также способ и характер исполнения .

Интересно, что хоральная нотация применялась не только для записи религиозных песен, но и светских.

В ХІІІ—ХVІ веках появилась мензуральная нотация. С ее помощью можно было записывать не только направление движения мелодии, как в невменной, не только высоту звуков, как в хоральной нотации, но и относительную длительность звуков. Длительность звука обозначала форма головки ноты. Знаки мензуры, устанавливавшие трёхдольность или двухдольность каждой нотной длительности, помещались в начале нотной строки, при смене мензуры - в середине нотного текста. Применявшиеся в этой системе знаки пауз соответствовали мензуральным длительностям и носили их названия. Это отвечало потребностям развития многоголосной музыки с разнообразными ритмичными рисунками.

Невменная (славянская крюковая или знаменная существовала с XI века по XVII) нотация (IX – X в) – показывала направление движения мелодии, но не указывала высоту и протяженность звука.

Линейная нотация (XI в) – Гвидо д'Ареццо.

Наши рекомендации