Цели развития сфер индивидуальности
Сфера индивидуальности | Цели развития |
Интеллектуальная сфера | – формирование познавательного и творческого мышления, организация процесса самовоспитания по овладению школьником саногенным мышлением и по преодолению привычек патогенного мышления; – развитие таких качеств ума, как сообразительность, гибкость, критичность, самостоятельность, экономичность; – развитие познавательных процессов: внимание, воображение, память, восприятие; – развитие мыслительных навыков: вычленение, сличение, анализ, синтез, абстрагирование, формализация, конкретизация, интерпретация; – развитие познавательных умений: умение поставить и задать вопрос, сформулировать проблему, выдвинуть гипотезу, умение доказывать, делать выводы, применять знания в знакомой и неизвестной ситуациях; – развитие умений учиться: писать и читать в должном темпе, конспектировать, слушать учителя и одновременно делать записи, выделять главное, планировать свою деятельность, работать с учебной и справочной литературой и пр.; – развитие внепредметных умений; – развитие предметных знаний, умений и навыков |
Мотивационная сфера | – воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям, к учению: сформировать умение ставить цели учебной деятельности и стремление добиваться их; сформировать интеллектуальную, познавательную потребность, потребность в достижении и в общении; воспитать ценностное отношение к знаниям как важным и необходимым каждому человеку; сформировать стремление к глубокому усвоению всего содержания обучения, мировоззренческих идей; развивать стремление давать явлениям самостоятельную критическую оценку; развивать познавательные интересы и другие мотивы учения; способствовать развитию духовных потребностей человека и др. – воспитание мотивов труда, добросовестного отношения к труду: формирование стремления к профессионализму в работе, к качественному ее выполнению; воспитание стремления принести пользу себе и людям в соответствии со своими возможностями; воспитание уважения к правам и интересам людей труда; формирование потребности в труде; ориентация учащихся в мире профессий; воспитание привычки своевременного выполнения любой нужной работы; воспитание интереса к выбранной профессии и т. д. |
Эмоциональная сфера | – формирование у ребенка необходимых навыков в управлении своими как отрицательными, так и положительными эмоциями, обучение его умениям проявлять и руководить конкретными чувствами; – обучение школьника пониманию своих эмоциональных состояний и причин, порождающих эти состояния; – создание условий, понижающих уровень тревожности |
Волевая сфера | – развитие у учащихся инициативы, уверенности в своих силах; – развитие настойчивости, умения преодолевать трудности для достижения намеченных целей; – развитие умений владеть собой (выдержка, самообладание); – совершенствование навыков самостоятельного поведения; – обучение знаниям как действовать, как планировать деятельность, как ее осуществлять и вести контроль без посторонней помощи |
Сфера саморегуляции | – формирование высоких уровней ее развития, развитие у учащихся навыков психической и физической саморегуляции; – формирование у ребенка необходимых навыков анализа жизненных ситуаций; – обучение детей умению осознавать свое поведение и соотносить его с состоянием других людей; – формирование навыков честного отношения к самим себе, к другим людям; – формирование у ребенка ответственности за свою жизнь |
Предметно-практическая сфера | – развитие способностей (общих, специальных), формирование поступков, умений учащихся в различных видах деятельности и общении |
Экзистецци-альная сфера | – обеспечение развития позитивной Я-концепции и самоуважения; – развитие чуткости и уважения к людям; – формирование навыков социального взаимодействия |
Знание о целях обучения будет неполным, если ограничиться только теми знаниями и способами деятельности, которым преднамеренно учил педагог. Необходимо, как советуют психологи (Л.В. Занков, М.В. Зверева и др.), пойти дальше и запланировать в целях обучения создание новых для детей, не встречавшихся им ранее ситуаций, где необходимо создавать условия, в которых бы они обнаруживали новые, заведомо не изучавшиеся знания, решали бы новые, незнакомые им задачи, обнаруживали бы способы деятельности, которым их не обучали. Иначе говоря, процесс проблемно-развивающего обучения уже в своих целях прогнозирует развитие учащихся, причем он не сводится только к усвоению знаний, способов деятельности, но и приводит к развитию, как появлению нового, не задававшегося прямо обучением. Это одно из важных свойств проблемного обучения: способствовать новообразованиям в психике ребенка, выходящим за рамки того, что ему преподавалось, и возникающего у него в результате самостоятельной переработки внешних воздействий. Поэтому цель обучения необходимо конкретизировать как минимум по трем уровням: 1) уровень усвоения знаний; 2) уровень овладения способами деятельности и применения их в сходной ситуации (по образцу); 3) уровень проявления и применения способностей в новой, неизвестной ситуации.
Выбор уровня целей обучения связан, прежде всего, с трудностями усвоения учебного материала школьниками. Простых элементов знания, с которыми учащихся достаточно просто познакомить, очень мало – в основном это знания более трудные, требующие для своего усвоения применения в различных ситуациях.
В общем виде можно предложить следующую номенклатуру формулировок целей обучения, пользуясь которой учитель конкретизирует цели урока, учитывая особенности класса:
– сформировать новое понятие на уровне ... (указывается уровень усвоения);
– обеспечить усвоение учащимися закона (признаков, свойств .и т. д.);
– обучить новому способу действия (указывается способ действия);
– устранить пробелы в знаниях (перечисляются, какие конкретно);
– обобщить и систематизировать знания (называется раздел, тема);
– сформировать у учащихся представление о ..;
– сформировать умение видеть связи между понятиями ..;
– обучить учащихся выполнению задания по образцу;
– обучить переносу знаний в новую ситуацию;
– добиться усвоения учащимися мировоззренческой идеи ..;
– добиться от учащихся самостоятельного вывода ..;
– оценить наличие у учащихся умений решать задачи определенного типа (уровня) и т. д.
Конкретизация названных выше целей обучения необходима и возможна. Прежде всего, следует опираться на требования учебной программы и стандарта образования, содержание и объем знаний и умений, которые должны усвоить учащиеся на данном уроке. Необходимо также учитывать наличный уровень знаний и умений школьников, их отношение к учению, мотивы. Иначе говоря, цели конкретного урока должны быть сопоставлены с объективными возможностями предмета, обеспеченностью педагогического процесса (дидактические средства, технические и наглядные средства обучения, межпредметные связи и пр.) и наличным уровнем развития мотивации учащихся и их обученности. Заметим также, что не обязательно ставить разные цели обучения на каждом уроке: возможно достижение какой-то одной цели в течение нескольких уроков.
Приведем примерную последовательность целей обучения, реализующих идею развития:
– цели обучения, предполагающие воспроизведение знаний (вопросы на узнавание; задачи на воспроизведение фактов, понятий, данных; примеры на воспроизведение определений, правил; задания на воспроизведение текста (стихов и пр.);
– цели обучения, предполагающие воспроизведение простых мыслительных действий (вычленение и сличение, описание и систематизация фактов); задания на определение фактов (измерение, расчеты); вопросы на перечисление и описание фактов; задания на перечисление и описание процессов и приемов деятельности; задачи на анализ и синтез; на сравнение и различение; на упорядочивание (классификация); на определение отношений (причина, следствие, цель, средство, функция, способ и пр.); задачи на абстракцию, конкретизацию, обобщение; решение простых заданий, предполагающих манипуляцию с неизвестными величинами и их поиск по правилу, формуле; задачи на доказательство;
– цели обучения, ориентирующие на формирование сложных мыслительных операций (аргументация, объяснение): трансформацию (перевод, выражение знаков в словах); интерпретацию (объяснение смысла, значения и пр.); задачи на индукцию; на дедукцию; задания на аргументацию (доказывание верности);
– цели обучения, вызывающие определенные речевые высказывания для выражения продуктивного мыслительного акта (реферат, сочинение, оригинальный научный текст): написание сочинений, рефератов (конспекты, тезисы, резюме); подготовка доклада, отчета; самостоятельные письменные работы, проекты и пр.;
– цели обучения, направленные на развитие продуктивного мышления (решение проблем): применение знаний на практике; решение проблемных ситуаций; целеполагание и постановка вопросов; задачи на эвристический поиск на базе наблюдения и конкретных эмпирических данных; задачи на эвристический поиск на базе логического мышления.
Цели развитияпредставляют собой планируемый результат количественных и качественных изменений в сферах индивидуальности школьника. Номенклатура их частично совпадает с перечнем общих целей. Отличие же частных целей (целей урока) от общих заключается в их большей детализации. Приведем их примерную номенклатуру:
– формировать навыки познавательного мышления;
– формировать навыки творческого мышления;
– формировать навыки саногенного мышления и поведения;
– формировать качества ума (сообразительность, гибкость, критичность, самостоятельность, экономичность);
– развивать познавательные процессы (внимание, воображение, память, восприятие);
– развивать мыслительные навыки (вычленение, сличение, анализ, синтез, конкретизация, систематизация);
– формировать познавательные умения (умения задавать вопросы, формулировать проблему, выдвигать гипотезы, доказывать, делать выводы, применять знания);
– формировать умения и навыки учебного труда (работать с книгой, найти нужный материал в справочнике, составить план параграфа, найти в тексте главную мысль, составить конспект, ответить на поставленные вопросы);
– развивать умения применять знания на практике (строить замысел работы, планировать свою деятельность, пользоваться приборами и инструментами, контролировать и оценивать результаты своих действий, проводить измерения, вычисления и т. д.).
Выше приведен лишь небольшой перечень формулировок частных целей развития. Он касается только одной, интеллектуальной сферы. По другим сферам можно разработать их по аналогии. Выбор целей развития, как и целей воспитания, зависит, прежде всего, от степени сфомированности у учащихся тех или иных качеств. Постановка конкретных целей необходима как при планировании отдельного урока, так и на более длительные промежутки времени. При выборе целей педагогу необходимо учитывать особенности развития психических качеств учащихся каждого класса. Вполне возможно, что при изучении одного и того же учебного материала в разных классах могут быть поставлены разные цели развития.
В целом, постановка частных целей развития производится на основе содержания учебного материала, возможностей урока, условий применения приемов и методов обучения, а также в значительной степени исходя из актуальности, необходимости развития в данный период тех умений и навыков, индивидуальных способностей, которые недостаточно сформированы у учащихся и развитие которых намечено в общих целях, поставленных педагогическим коллективом.
Цели воспитанияпредполагают формирование у школьников свойств личности и черт характера. В психологии установлено, что сформировать какое-либо качество личности, черту характера в течение одного урока не представляется возможным. Это требует длительного времени. Поэтому правильней будет ставить цели воспитания не отдельных уроков, а частей учебно-воспитательной работы (полугодия, года). Урок же, как наименьшая часть процесса обучения, обладает возможностями возбуждения актуальных состояний формируемых качеств личности, их стимулирования и подкрепления в сходных ситуациях. Например, одной из целей воспитания школьников на уроках является формирование положительного отношения к изучению предмета. Добиться этой цели по отношению ко многим учащимся на одном-двух уроках практически невозможно. Как правило, работа в этом направлении проводится систематически в течение всего изучения определенного курса. В зависимости от того, каково отношение учащихся к данному предмету, используются разнообразные педагогические средства и формы воздействия: возможности учебного материала (например, занимательные факты, демонстрации явлений и пр.), методы и приемы обучения, соответствующие уровню подготовленности учащихся, оказание им помощи, индивидуальные задания и т. д. Важно отметить, что воспитание любого качества, любой черты характера должно проходить через следующие стадии: возбуждение – побуждение (подкрепление) – генерализация (С.Л. Рубинштейн). Поэтому и формулировки целей воспитания на конкретных уроках могут приобретать соответствующее выражение:
– вызвать заинтересованность..,
– пробудить любознательность..,
– возбудить готовность решать задачи самостоятельно..,
– побуждать учащихся к активности..,
– закрепить уверенность в ... и т. п.
Цели воспитания предполагают формирование определенных отношений школьников к Родине (государству, обществу, природе; месту, где родился; месту, где живешь), к другим странам, к окружающим людям, к себе, к знаниям, к труду, к профессии. В общем виде можно предложить следующую номенклатуру частных целей воспитания:
– воспитывать чувство гордости своим народом, его историей и культурой;
– формировать бережное отношение к природе – народному достоянию;
– формировать привычку оказывать помощь товарищам в учении, труде, повседневных делах;
– развивать требовательность к себе и товарищам, добросовестное отношение к выполняемому заданию;
– развивать привычку быть добропорядочным в различных ситуациях;
– воспитывать положительное отношение к знаниям;
– воспитывать привычку своевременного выполнения любой нужной работы; v
– воспитывать ответственность за свои действия и поступки;
– развивать культуру речи и письма, организации своего рабочего места;
– воспитывать валеологическую культуру, информационную культуру и др.
Чтобы достичь на уроке целей воспитания, учителю необходимо ориентироваться в эталонных целях, задаваемых обществом и концепцией школы, трансформировать эти цели в промежуточные (на месяц, полгода, год) и затем в цели урока. При этом важно обратить внимание на психологические закономерности формирования качеств личности, в соответствии с которыми следует вести целенаправленную работу по воспитанию школьников.
Заканчивая рассмотрение целей процесса обучения, отметим, что при их выборе и достижении необходимо учитывать следующие требования:
• формулировки целей должны быть конкретными. Например, вместо цели «познакомить учащихся со свойствами пластмасс» лучше сформулировать такую цель: «добиться понимания учащимися физических и химических свойств пластмасс»;
• цели должны быть реально достижимыми при данных условиях. Очевидно, неправильно намечать такие цели отдельного урока или внеклассного мероприятия, как «сформировать мировоззрение», «воспитать ответственное отношение к учению», «развивать ту или иную сферу». Такие цели достигаются, и то не всегда, в течение длительного времени;
• цели должны быть реальными. Учителю необходимо постоянно соотносить цели, свои возможности и уровни развития и воспитанности учащихся;
• необходимо учитывать и то, что выбор целей должен быть своевременным. Для этого важно знать особенности развития сфер школьника, его личностных качеств в определенные возрастные периоды;
• полезно принять во внимание и тот факт, что человек одновременно не может стремиться к двум целям, как не может одновременно идти по разным направлениям, по разным дорогам. Педагогические воздействия носят целостный характер: невозможно сначала обучать, потом развивать, далее воспитывать. Точно так же индивидуальность и личность школьника не формируются по частям, так как они целостны. Поэтому учитель ставит всегда одну комплексную цель, предполагающую достижение целей обучения, воспитания и развития в единстве. Отсюда следует очень важное требование к постановке этих целей: все они должны быть согласованы между собой, непротиворечивы.
Что же такое педагогическая задача? В педагогике данное понятие трактуют по-разному: одни авторы считают, что задача – это цель, заданная в определенных, конкретных условиях; другие под педагогической задачей понимают способ достижения цели. В зависимости от цели учитель планирует для ее достижения те или иные действия. Выше уже отмечалась эта особенность достижения целей: если, например, необходимо обеспечить усвоение понятия на уровне его понимания и осмысления, то учитель ставит перед собой следующие задачи: а) объяснить содержание понятия; б) проиллюстрировать примерами рассматриваемое явление или процесс; в) отметить значимость его для практики. В другом случае, когда то же понятие необходимо усвоить учащимся на уровне применения, в качестве педагогических задач могут выступать, например, следующие: а) организовать самостоятельную работу над понятием; б) предложить набор упражнений, вопросов, заданий; в) показать образец их выполнения и объяснить действия.
Как видим, дифференциация целей обучения по уровням усвоения знаний и умений, во-первых, вынуждает учителя обращаться к разным педагогическим задачам; во-вторых, количество педагогических задач, как правило, превышает количество целей обучения. Ниже приводятся примеры целей развития индивидуальности (по трем сферам) младшего школьника и варианты соответствующих им педагогических задач.
Таблица 6
Связь целей развития индивидуальности младшего школьника и соответствующих им педагогических задач
Сфера | Цели развития | Педагогические задачи |
Интеллектуальная | развитие творческого мышления... | организация выполнения учащимися творческих заданий, обсуждения проблем в инициативных группах и др. |
Эмоциональная | 1) формирование у детей умения управлять своими эмоциональными состояниями; 2) формирование у детей умения быть сопричастным другому человеку в его переживаниях, развитие эмпатийных состояний | управление эмоциональными состояниями младших школьников (использование вербальных и невербальных приемов) разъяснение способов управления эмоциональными состояниями, приведение примеров, организация тренировок и упражнений |
Волевая сфера | учить детей ставить цели перед собой, выбирать цели из предложенных, добиваться поставленных целей, развивать самостоятельность поступков | показать значение целей в жизни, в учебной деятельности; привести примеры учебных целей, предложить перечень возможных целей для учащихся, стимулировать их к постановке или выбору целей, контролировать и оценивать целеполагание школьников |
Поставленные перед собой педагогические задачи учитель решает, выбирая соответствующие средства обучения. Например, в таблице приведены вероятностные педагогические задачи по формированию у младших школьников умений оценить результаты учебной деятельности и действия учителя по решению этих задач.
Таблица 7