Второй блок упражнений (направлен на установление ритмических координаций)
SВN 5-8112-1565-7
Пособие содержит пошаговые программы формирования ритмической способности у детей дошкольного и младшего школьного возраста, и в том числе у детей с особенностями развития (речевыми нарушениями различной степени сложности, ранним детским аутизмом, задержкой психического развития и др.). Большой объем упражнений для использования в практической работе расширит и обогатит профессиональный инструментарий разных специалистов: логопедов, психологов, дефектологов, воспитателей.
Простота и доступность изложения, практическая направленность пособия сделают его привлекательным также и для родителей, стремящихся обеспечить гармоничное развитие своего ребенка.
ББК 74.3 УДК 376.1.036.5-056.264
Содержание
Введение........................................................ .......................... 4
1 Организация и содержание I этапа.................................. 8
Первый блок упражнений (направлен на построение
ритмического ряда) ............................................................ 10
Второй блок упражнений (направлен на установление
ритмических координаций) ................................................ 17
Третий блок упражнений (направлен на усвоение способов
трансформации)................................................................... 30
2. Организация и содержание II этапа............................. 3 5
Первый блок упражнений (направлен на усвоение
ритмических эталонов темпа)............................................. 36
Второй блок упражнений (направлен на формирование
представлений о паузировании).......................................... 39
Третий блок упражнений (направлен на формирование
представлений о ритмическом ударении).......................... 43
3. Организация и содержание III этапа............................ 50
Первый блок упражнений (направлен на усвоение
слогоритмической структуры слова).................................. 51
Второй блок упражнений (направлен на слоговой
и звукобуквенный анализ слова)......................................... 53
Третий блок упражнений (направлен на выделение
морфологических признаков слова)................................... 56
Приложение
Логопедическая щетка-«ежик».......................................... 60
Литература......................................................................... 61
SВN 5-8112-1565-7
© Айрис-пресс, 2006
Введение
Ритмическая способность, являясь категорией универсальной, рассматривается специалистами в качестве предпосылки и одновременно условия реализации различных видов деятельности — речевой, интеллектуальной и др.
Развитие ритмической способности находится в тесной связи с формированием пространственно-временных представлений. Каждое движение, осуществляясь в системе пространственных координат, обеспечивается определенным уровнем развития зрительно-моторной координации и оптико-пространственных связей, т. е. совокупной деятельностью зрительного, двигательного и кожно-кинестетического анализаторов. Восприятие времени реализуется благодаря совокупной деятельности слухового, зрительного и двигательного анализаторов. Таким образом, межанализаторная деятельность обеспечивает готовность к овладению основными ритмическими структурами. В то же время уровень развития межанализаторной деятельности определяется степенью сформированности ритмической способности. В онтогенезе последовательное развитие межанализаторного взаимодействия, координации и интеграции создает базу для сенсомоторных механизмов речи, определяет успешность формирования сложнейших речевых функций и языковых процессов, составляющих основу звуковой стороны речи, функций письма и чтения и др. Таким образом, развитие ритмической способности должно являться важной составляющей коррекционно-развивающих логопедических программ. На сегодняшний день наиболее разработанными являются фонетическая ритмика (Т. М. Власова, А. Н. Пфафенродт, 1989) и логопедическая ритмика (Г. А. Волкова, 2002).
Логопедическая ритмика построена на тесной связи движения с музыкой и речевым материалом. Музыка и слово помогают активно реализовывать движение или за-
тормаживать нежелательную моторную реакцию. Метод фонетической ритмики рассматривается его авторами как прием работы по формированию и коррекции произносительной стороны речи слабослышащих детей, организованный в системе двигательных упражнений.
Материалы данного пособия, так же как приемы логопедической и фонетической ритмики, основаны на принципе взаимосвязи развития движения и речи. Включение этих материалов в структуру обычного логопедического занятия расширит профессиональный арсенал логопедов, не владеющих приемами смежных дисциплин — музыкальной грамоты и сурдопедагогикой.
Пошаговые программы данного пособия разработаны на основании следующих положений:
• ритмическая способность развивается в процессе деятельности (предметно-практической, игровой, продуктивной — конструирования, рисования);
• механизм формирования ритмической способности
предусматривает последовательное построение ритмических моделей различной модальности (основанных
на базовых пространственно-временных построениях:
повторе, чередовании, симметрии), их координацию и
трансформацию за счет установления интегративных
связей, включение специальных знаков и символов в
процесс формирования комплексных ритмических моделей;
• двигательный ритм оказывает организующее влияние
на становление речевых механизмов; опора на максимальную реализацию функциональных возможностей
двигательно-кинестетического анализатора является не
обходимым условием в осуществлении межанализаторного взаимодействия, в ходе формирования ритмов раз
личной модальности, координации и трансформации
ритмических моделей.
В данной работе используется последовательность формирования ритмических моделей от построения ритмического ряда к метру, темпу и ритмическому рисунку.
Пошаговые программы представлены упражнениями, которые распределены по этапам в соответствии с механизмом формирования ритмических моделей. На первом этапеорганизуется движение, которое, в свою очередь, сопровождает восприятие музыкального звучания, зрительных образов, речи. Опора на различные модальности (слуховую, зрительную, тактильную и др.) со сменой доминанты является обязательным условием выполнения каждого упражнения. Многочисленные межанализаторные связи, которые формируются при организующей роли движения, составляют базу для более сложных операций. Усвоение ритмических моделей обеспечивается процессами активного внимания и, в свою очередь, способствует активизации контролирующей функции внимания. Вырабатывается устойчивость, увеличиваются объем и переключаемость внимания. Активизируются кратковременная механическая и ассоциативная память. Представления о ритмической модели формируются в тесной связи с развитием ориентировочной основы деятельности. Анализ образца, обращение к нему в ходе построения ритмического ряда, сопоставление результатов действий с исходными данными, предварительное планирование каждого этапа построения ритмического ряда являются необходимыми составляющими работы над ритмом.
Построение комплексных ритмических моделей на втором этапеосновывается на интегративных связях, обеспечивающих устойчивые слухопроизносительные, речедвигательные, зрительно-двигательные, двигательно-слуховые координации. Формирование основных компонентов речевого ритма — темпа и метра — проводится на уровне звука (фонемы), слога, фразы. Выделение паузы и ритмического ударения в ряду звуков и слогов, смыслового центра фразы позволяет рассматривать их как ритмические модели.
На третьем этапефонемы и слоги рассматриваются как знаки, ритмическая последовательность которых составляет слогоритмическую и звукослоговую структуру слова. Данная работа осуществляется в соответствии с уровнем развития фонематических представлений и благодаря фонемати-
ческому анализу. Необходимым условием усвоения звукослоговой структуры, выделения морфологических признаков слова является выделение акцентированного слога.
Для каждого этапа работы сформулированы основные задачи и показатели результативности. Пошаговая (т. е. последовательная и детальная) реализация каждой задачи обеспечивается объединением упражнений в блоки и наличием цели для каждого упражнения. Нумерация упражнений сквозная.
Реализация каждой пошаговой программы в структуре логопедического занятия осуществляется в соответствии с его целями и задачами. Таковыми могут быть:
• развитие звукопроизношения и коррекция его нарушений (автоматизация звуков, введение их в речь);
• усвоение слогоритмической и звукослоговой структуры слова;
• преодоление персевераций в пределах слов с простой и
сложной звуковой структурой;
• усвоение основных грамматических категорий;
• коррекция нарушений мелодико-интонационной стороны речи;
• развитие речевого дыхания;
• развитие фонематического восприятия и т. д.
Использование упражнений данного пособия в реализации этих задач обеспечивает успешность комплексных
коррекционно-развивающих мероприятий, направленных
на усвоение фонематической системы языка и развитие
звуковой стороны речи, создает оптимальные условия для
усвоения речевого материала.
В пособии нет ссылок на возрастную адресность предлагаемых упражнений. Составляя индивидуальную программу для ребенка, специалисты могут опираться на знание структуры речевого дефекта при различных формах дизонтогенеза и уровень сформированности ритмической способности, выявленный в ходе диагностического исследования. Диагностические тесты вы можете найти в книге А. Н. Корнева «Нарушения чтения и письма у детей» (СПб.: Речь, 2003).
Организация и содержание I этапа
Основными задачами первого этапа являются:
1. Формирование представлений о временной и пространственной (линейной) последовательности знаков (двигательных, зрительных, слуховых, речевых) в ритмическом ряду.
2. Установление интегративных связей (зрительно-двигательных, зрительно-слуховых, зрительно-двигательно-слу-ховых, двигательно-речевых, слухо-зрительно-речевых, слу-
хо-двигательно-речевых), обеспечивающих ритмические
координации.
3. Усвоение способов построения и трансформации ритмических рядов (зрительного в слуховой/моторный, звукового в зрительно-пространственный, слухового в зрительный / моторный и др.).
Построение ритмического ряда любой модальности выполняется на основе повторяемости, чередования составляющих его элементов.
Работа над двигательным ритмом начинается с увеличения объема движения, стремления к сохранению непрерывности, плавности каждой модели движения. Определяется оптимальный для ребенка темп выполнения заданий. При этом учитываются период включения в движение (индивидуальный для каждого ребенка), устойчивость и равномерность амплитуды движений. Выработка точности, силы, переключаемости движений, оживление темпа являются следующими шагами в освоении двигательных программ. Устанавливается речевой контроль выполняемых действий: каждое движение ребенок сопровождает звуко-
комплексами, звукоподражаниями, словами, автоматизированными речевыми рядами (пересчетом), потешками (в соответствии со степенью овладения звуковой стороной речи). Темп и метр движения соотносятся с темпом и метром звучания. Соединяя движение с фонацией и речью, ребенок выделяет начало и конец плавного, непрерывного движения, вычленяет звуки, слова из речевого потока. Так формируется слухо-моторная координация,развивается регулирующая функция речи.Ритмические координации движения и речи, подчинение их заданному темпу позволяют успешно формировать двигательную основу произвольного дыхательного и голосового актов, преодолевать недостаточность пространственно-временной организации речедвигательных актов.
В тех случаях, когда физиологическое дыхание нарушено, а фонационное — не сформировано (при дизартриях, ринолалиях), требуется включение комплекса упражнений, направленных на формирование синергии дыхания и фонации. В процессе их выполнения отрабатываются произвольность, устойчивость и длительность фонационного выдоха, ритмичная смена дыхательных фаз. С этой целью с учетом медицинских показаний проводятся различные виды дыхательной гимнастики.
Использование разнообразных моделей движения, поддающихся зрительному контролю, обеспечивает формирование зрительно-моторной координации, развитие функции активного внимания. Модели движения могут быть представлены в виде зрительных ритмических рядов — дорожек из мозаики, счетных палочек, плоскостных геометрических форм, рисования линий различной протяженности и направленности. Благодаря этому преодолевается фрагментарность восприятия, замещение сложных действий простейшими операциями, формируется целостное восприятие зрительного ряда, усваивается пространственная упорядоченность движения слева направо.
Использование дорожек при построении слуховых ритмических рядов (музыкальных инструментов, бытовых
шумов) позволяет вычленять различные звучания из мелодического потока, дифференцировать их, сохранять последовательность звучаний. Так формируются зрительно-слуховые координации, развиваются функции удержания и распределения внимания.
Ритмические трансформации, направленные на удержание заданного ритмического ряда и переключение его с одной модальности на другую, способствуют развитию функций активного внимания, мнестических процессов. Эффективно использование подобных упражнений на этапе автоматизации поставленных звуков.
Показателями результативности первого этапа являются:
• способность удерживать ритмический ряд любой мо
дальности и воспроизводить его по показу, образцу, речевой инструкции;
• улучшение устойчивости и дифференциации слухового
восприятия и фонематического слуха;
• сформированность сенсорных эталонов цвета, величины, формы;
• усвоение оптико-пространственных представлений на
основе устойчивых межанализаторных связей;
• развитие автоматизированных движений руки.
Первый блок упражнений (направлен на построение ритмического ряда)
Упражнение 1
Цель. Формировать повторяющийся ритм движений рук с наращиванием их количества и сохранением постоянного темпа выполнения.
Ребенку предлагается образец повторяющихся ритмичных движений рук с постоянной фиксацией силового напряжения в начале или конце движения. Ритмичность повторяющихся движений достигается за счет соблюдения
очередности (логопед стучит, затем ребенок стучит) и со
хранения темпа выполнения задания, комфортного для ребенка.
Упражнение 2
Цель. Формировать чередующийся ритм движений.
Ребенку предлагается повторять серию движений (хлопнуть, стукнуть, топнуть) сопряженно с логопедом, с очередностью и по показу.
По мере усвоения заданной серии необходимо менять последовательность выполнения движений.
Упражнение 3
Цель. Формировать устойчивый ритм дыхательных движений (с помощью дыхательной гимнастики).
Работа начинается с определения темпа, оптимального для ребенка, стремления к сохранению постоянного темпа дыхательных движений. Количество устойчивых движений увеличивается от занятия к занятию и фиксируется путем пересчета и регистрации итогового количества. Логопед производит пересчет в темпе дыхательных движений ребенка.
Упражнение 4
Цель. Формировать представление о ритмическом зрительном ряде на основе повторяемости его элементов.
Ребенку предлагается выложить ряд форм с заданными свойствами (дорожку из красной мозаики, забор из желтых палочек, дорожку из квадратиков), выбрав необходимые из множества.
Вариант. Ребенку предлагается выделить на каждой строчке форму, не похожую на остальные (см. рис. 1). Предварительно проводится анализ изображений, выбираются одинаковые (объединенные по признакам цвета, формы, величины, наличию или отсутствию углов, направлению штриховки и др.). Затем определяется лишняя, отличающаяся от других форма. Одинаковые можно заштриховать или раскрасить.
Рис. 1
Упражнение 5
Цель. Составлять ритмический ряд на основе чередования его элементов.
Ребенку предлагается выложить ряд геометрических форм с чередованием:
а) цвета,
б) величины,
в) формы.
Чередование элементов предлагается по показу или образцу (см. рис. 2).
После предварительного анализа и выделения каждого элемента ритмического ряда ребенку предлагается продолжить ряд.
О О
Рис. 2
Вариант 1. Чередование элементов ритмического ряда задается речевой инструкцией, например: выложи разноцветную дорожку. Сначала положи два красных, потом два желтых кружочка.
Вариант 2. Ребенку предлагается закончить ряд (см. рис. 3), вставив недостающие формы.
Рис. 3
Вариант 3. Ребенку предлагается найти нарушения ритмического ряда (см. рис. 4) и исправить его.
ОП ОП ПОПО
Рис. 4 Инструкции:
— Найди и исправь ошибку (шаблоны заранее выло
жены на линии).
— Проверь и найди ошибку у товарища (на подгруп-
повых занятиях).
Вариант 4. Ребенку предлагается выложить ряд из заданных геометрических форм и затем зарисовать его, используя школьный трафарет.
Для этого упражнения можно использовать деревянные геометрические формы из набора «Учись считать», пластмассовые формы из набора «Конструктор», шаблоны и школьный трафарет.
Упражнение 6
Цель. Воспроизводить линейный ритмический ряд, используя прием рисования.
Ребенку предлагается нарисовать вертикальные линии в определенном ритме — с чередованием цвета, высоты линий или расстояния между ними (см. рис. 5). Игровые приемы — нарисовать разноцветный забор с чередованием двух и более цветов, «починить» его, вставив пропущенные линии заданного цвета и высоты, — позволяют формировать устойчивые двигательные переключения.
Вариант 1. Аналогичное задание (см. рис. 6) дается на рисование горизонтальных линий («коврик»).
Рис. 6
Вариант 2. Ребенку предлагается задание на чередование вертикальных и горизонтальных линий (см. рис. 7):
а) с заданным количеством деталей (заборчик из двух
вертикальных и одной горизонтальной линий, из двух вертикальных и двух горизонтальных);
б) с заданным цветом деталей (вертикальные линии —
красные, горизонтальные — желтые).
Рис. 5
Подготовительное упражнение:
Выложить заборчик с чередованием цвета из счетных палочек. Основой (землей) может служить длинная линейка, полоска бархатной бумаги.
Рис. 7
Усложнение:
Включение дополнительных знаков в ритмический ряд, составление произвольного ряда по замыслу ребенка, что
позволяет формировать избирательность и переключаемость произвольного внимания, повышает уровень работоспособности. Используются приемы рисования со зрительными опорами в виде сплошных и пунктирных линий, выделения точек начала и конца движения.
Основным условием выполнения упражнения является сохранение чередования цвета, высоты или длины линий.
— Какие предметы нарисованы на верхней строке? Запомни последовательность их расположения. Найди такую же последовательность в каждом ряду (см. рис. 9) и обведи ее цветным карандашом (закрой фишкой).
■ Упражнение 7
Цель. Выделять заданную ритмическую цепочку в предлагаемом ряду (строке).
Ребенку предлагается запомнить порядок расположения геометрических форм (различных предметных изображений, линейных конструкций, букв) в рамочке, найти ряд форм, расположенных в той же последовательности на строке (в ряду).
Варианты инструкций:
— Какие формы нарисованы в рамочке? Запомни последовательность их расположения. Найди строку с таким же рядом форм. Заштрихуй все формы на этой строке (см. рис. 8).
Рис. 9
Рис. 10 |
— Найди буквы «а», «у», обведи их цветными карандашами: букву «а» — красным карандашом, букву «у» — зеленым (см. рис. 10).
Второй блок упражнений (направлен на установление ритмических координаций)
Упражнение 8
Цель. Соотносить ритм повторяющихся движений с ритмическим рисунком стихотворного текста.
Ребенок проговаривает знакомый стихотворный текст, отхлопывая (отстукивая) ритм обеими руками или сопровождая его покачивающими движениями по столу в направлении от основания кисти к пальцам.
2 Работа над ритмом в логопедической практике
С безречевыми детьми это упражнение выполняется способом совмещенных действий, когда логопед проговаривает текст, отхлопывая или отстукивая ритм руками ребенка.
Вариант 1. Ребенок проговаривает знакомый стихотворный текст, ритмично дирижируя ведущей рукой (счет 2/4). Направление дирижирующих движений горизонтальное — от себя к логопеду и обратно.
Вариант 2 (коллективные формы). Ребенок проговаривает знакомые считалочки, сопровождая их «салящими» движениями руки к другим детям и логопеду.
Упражнение 9
Цель. Соотносить ритмический рисунок движений рук с речевым ритмом.
Выполнение пассивной гимнастики кисти и пальцев рук сопровождается звукокомплексами, слогами (речевыми средствами, доступными ребенку).
1. Последовательное вращение каждого пальца руки
ребенка по часовой стрелке и против нее сопровождается
мелодичным произнесением или пением цепочки повторяющихся слогов: большой палец — «па-па-па», указательный — «та-та-та», средний —«ка-ка-ка», безымянный —
«ля-ля-ля», мизинец — «ма-ма-ма».
2. Последовательное растягивание межпальцевых складок путем отведения каждого пальца руки, начиная с большого, сопровождается восклицанием «опа!». При этом
объем движений, растягивающих каждую межпальцевую
складку, является максимальным.
3. Последовательное сгибание и разгибание каждой
фаланги пальцев руки сопровождается эмоциональным
восклицанием «ку-ку!».
4. Последовательное разминание большого и указательного, большого и среднего, большого и безымянного пальцев, большого пальца и мизинца сопровождается звукоподражанием «топ» (на звук «п» логопед легко сжимает кончики пальцев ребенка).
5. Последовательное прокатывание межпальцевого пространства между указательным и большим, средним и указательным, безымянным и средним, мизинцем и безымянным пальцами раскрытой ладонью логопеда сопровождается эмоциональным восклицанием «ух!» или «ах!».
Координация движения и речи формируется поэтапно. На первом этапелогопед фиксирует внимание ребенка на двигательных ощущениях, побуждает к речевому сопровождению каждого действия. Целью следующего этапаявляется координация действий логопеда и речи ребенка. Основным условием выполнения упражнения является фиксация начала и конца движения в соответствии с продолжительностью слоговой цепочки и подчинение речевого темпа темпу движения.
Упражнение 10
Цель. Соотносить ритм звучания музыкальных инструментов с ритмом движений.
Звучание каждого музыкального инструмента соотносится с имитационным движением. Например, звучание колокольчика соответствует раскачивающим движениям кистей рук, барабана — попеременным движениям кулаков по столу, бубна — похлопывающим движениям кулака о раскрытую ладонь, дудочки — синхронным движениям обеих рук, прижатых к губам. Ребенок слушает звучание и воспроизводит соответствующее движение.
Вариант 1. Ребенок воспроизводит движения под ритм звучания музыкальных инструментов с наращиванием ряда, фиксацией количества движений и звучаний.
Вариант 2. Ребенок воспроизводит ритмы в соответствии со сменой звучания музыкальных инструментов соответствующими им движениями.
Усложнение:
Увеличение количества звучаний и движений, участвующих в составлении ритмического ряда; нарушение ритмических координации: несоответствие звучаний музыкальных инструментов движениям.
Упражнение 11
Цель. Соотносить количество звуковых сигналов с количеством элементов зрительного ряда.
Ребенку предлагается игровая ситуация: как только он слышит звук барабана, то кладет на дорожку кружочек (инструмент находится за ширмой). Логопед стимулирует ребенка к выполнению действия сразу после звукового сигнала. Далее ребенку предлагается озвучить дорожку, играя на барабане столько раз, сколько кружочков на дорожке. Количество звуковых сигналов может быть ограничено в соответствии со способностью ребенка к пересчету и называнию итогового числа.
Вариант. Озвучивать дорожку можно, используя другие музыкальные инструменты (колокольчик, дудочку, бубен).
Упражнение 12
Цель. Соотносить ритм звучания музыкальных инструментов со зрительным ритмом, выстраивать ритмический ряд с опорой на цвет.
«Разноцветные звуки»: предварительно ребенку предлагается образец звучания двух различных инструментов. Каждое звучание соотносится с фишкой (карточкой) соответствующего цвета. Затем предъявляется повторяющийся или чередующийся ряд цветных фишек (карточек) и
предлагается воспроизвести звучание соответствующих музыкальных инструментов.
Вариант 1. «Цветной оркестр»: ребенок выкладывает ритмический цветовой ряд по инструкции (образцу, показу), затем воспроизводит звучание соответствующих музыкальных инструментов.
Вариант 2 (коллективные формы):
• Один ребенок выкладывает ритмический цветовой ряд,
второй воспроизводит звучание соответствующих инструментов.
• В качестве образца один ребенок предлагает последовательное звучание двух-трех инструментов, остальные
дети начинают соответствующий ритмический ряд и
заканчивают его без слухового подкрепления.
Вариант 3. Ребенку предлагаются готовые ритмические цветовые ряды с заложенными в них ошибками или пропущенными элементами. Логопед дает последовательное звучание музыкальных инструментов, дети находят и исправляют ошибки или выкладывают недостающие элементы.
Усложнение:
Увеличение количества звуков, участвующих в составлении слухового ритмического ряда либо времени между предъявлением звукового образца и составлением ритмического цветового ряда.
Упражнение 13
Цель. Соотносить ритм движений с ритмом звукоподражаний голосам животных, птиц, бытовым шумам.
Звукоподражания голосам животных, птиц, бытовым шумам соотносятся с имитационными движениями рук (доступными для ребенка). Используются синхронные («прыг-прыг») и попеременные («топ-топ») движения.
Вариант 1. Ребенок воспроизводит ритмические координации звукоподражаний и движений с наращиванием ряда, фиксацией количества движений и звукоподражаний.
Вариант 2. Ребенок воспроизводит ритмические координации, соотнося характер движения с интонацией произносимых звукоподражаний.
Например: кошечка («мяу») — мягкие поглаживающие движения; корова («му»)— интенсивные постукивающие движения.
Вариант 3. Ребенок воспроизводит ритмические координации со сменой звукоподражаний и соответствующих им движений.
Логопед произносит цепочку повторяющихся или чередующихся звукоподражаний, побуждая ребенка выкладывать форму на дорожку (линейку) после каждого звучания.
Вариант 1. Логопед предлагает ребенку озвучить с помощью звукоподражаний дорожку, заранее выполненную из чередований квадратов и кругов.
Вариант 2. Логопед воспроизводит цепочку звукоподражаний с ошибками (без соответствия звукоподражания цвету дорожки), побуждая ребенка внимательно слушать и исправлять ошибки.
Звукоподражания бом-бом хлоп-хлоп тук-тук |
Движения
хлопки ладонью по столу
хлопки в ладоши
постукивание кулаком по столу
Усложнение:
Увеличение количества звукоподражаний и движений, участвующих в составлении ритмического ряда, нарушение ритмических координации: несоответствие звукоподражания и движения, когда ребенок исправляет ошибки взрослого.
Упражнение 14
Цель. Соотносить ритм повторяющихся и чередующихся звукоподражаний голосам животных, птиц, бытовым шумам с ритмом выбранных на основе зрительного восприятия геометрических форм.
Звукоподражания голосам животных, птиц, бытовым шумам соотносятся с геометрическими формами. Например, мычание коровы — с квадратом, мяуканье кошки — округом.
Упражнение 15
Цель. Соотносить ритм движений со слуховым ритмом.
«Разноцветные штрихи»: ребенку предлагается рисовать мелками, пастелью, простым карандашом штрихи (клубочки) тогда, когда он услышит звук музыкального инструмента (колокольчика, бубна, свистка) либо музыкального отрывка («Дождик», «Полечка» и др.).
Вариант. «Веселые печати»: ребенку предлагается «печатать» на листе бумаги веселые картинки, когда он слышит звук бубна (барабана).
Основным условием выполнения этого упражнения является координация звучания инструмента (музыкального отрывка) с движением руки. Игровые приемы «Разноцветные штрихи», «Веселые печати» включаются в работу над слуховым восприятием.
Усложнение:
Предъявляется непрерывное чередование громкого и тихого звучания музыкального инструмента (бубна) или звуковой коробочки. Слушая его, ребенок проводит линии
без отрыва от листа бумаги (доски) (см. рис. 11). Основным условием выполнения данного упражнения является соотнесение громкости звучания и силы нажима при написании линий: громкое звучание соответствует написанию линии сверху вниз с сильным нажимом, слабое звучание — линии снизу вверх со слабым нажимом.
Рис. 11
Упражнение 16
Цель. Соотносить ритм движений с речевым ритмом.
Ребенку предлагается дорисовывать предметные изображения (заборчики, полосатые коврики для куклы), проводя вертикальные линии (см. рис. 12):
Рис. 12
а) с фиксацией начала и конца движения;
б) с заданными параметрами (высокие — низкие заборчики, длинные — короткие коврики).
Рисование вертикальных линий сопровождается речевым комментарием в виде эмоциональных восклицаний
(«опа»), звукоподражаний («кап»), слоговых рядов, фразы («Сверху вниз»).
Вариант. Ребенку предлагается дорисовывать предметные изображения (лесенки, полочки для шкафчика и др.), проводя горизонтальные линии:
а) с фиксацией начала и конца движения,
б) с заданными параметрами (узкие — широкие, длинные — короткие лесенки или полочки).
Рисование горизонтальных линий сопровождается речевым комментарием в виде эмоциональных восклицаний («опа»), звукоподражаний («топ»), слоговых рядов, фразы («Слева направо»).
Основным условием выполнения этого упражнения является координация движения руки и речи.
Упражнение 17
Цель. Соотносить ритм движений с речевым ритмом.
Ребенку предлагается нарисовать заборчик, проводя линии без отрыва от листа бумаги (доски) (см. рис. 13). Рисование сопровождается речевым комментарием («раз и»). На «раз» он проводит линию сверху вниз с сильным нажимом, на «и» — линию снизу вверх со слабым нажимом.
Рис. 13 |
Рис. 14
Усложнение:
«Дракоша»: ребенку предлагается нарисовать дракошу, проводя линии без отрыва от листа бумаги (доски) (см. рис. 14). Каждая линия с нажимом короче предыдущей на
1/2 (1/3). Рисование сопровождается речевым комментарием «и_ раз».
Упражнение 18
Цель. Соотносить ритм движений с ритмом автоматизированных речевых рядов (пересчетом).
Ребенку предлагается выполнять цепочку повторяющихся или чередующихся движений в соответствии с речевой инструкцией: «Хлопни в ладоши два раза, стукни ладошками по столу три раза. Повтори несколько раз эти движения со счетом». Ребенок хлопает в ладоши, сопровождая каждое движение пересчетом: «Раз, два», стучит ладошками три раза по столу: «Раз, два, три». Темп выполнения движений задается темпом пересчета.
Упражнение 19
Цель. Выстраивать ритмический ряд на основе соотнесения движений и фонации.
Предварительная работа заключается в усвоении приемов фонетической ритмики, направленной на синхронизацию моторного комплекса (артикуляции и движения руками), фонации и дыхания.
Вариант 1. Построение ритмического ряда из двух последовательно произносимых звуков и его воспроизведение с опорой на моторный комплекс.
Например, логопед показывает движения руками, побуждая ребенка к воспроизведению ритмического ряда: «ау». На «а» — разводить руки в стороны, на «у» — вытягивать руки вперед из положения «ладошки на уголках рта».
Вариант 2. Построение и воспроизведение ритмического ряда, состоящего из двух последовательно производимых движений с опорой на фонацию. Логопед проговаривает цепочку 26
гласных звуков, побуждая ребенка к скоординированному воспроизведению звукового и моторного комплекса.
Вариант 3 (коллективные формы). Повторение комплекса по цепочке: логопед показывает одному ребенку, тот — своему соседу и т. д. Последний ребенок показывает движение логопеду и воспроизводит звучание.
Вариант 4. Воспроизведение звукового ряда с помощью образца движения.
Логопед показывает движение руками и артикуляцию звукового ряда (беззвучно), предлагая ребенку громко повторить заданный ряд, как в сочетании с движением, так и без него, с небольшим временным интервалом.
Вариант 5. Логопед показывает артикуляцию звукового ряда (беззвучно), предлагая ребенку громко повторить этот ряд наоборот: «ау — у а, у и — иу, аи — иа, оу — уо». В случае ошибки ребенка можно сопровождать предъявление звуков соответствующими движениями (как со стороны педагога, так и со стороны ребенка).
По мере усвоения ребенком данного комплекса упражнений звуковой материал включается в дыхательную и голосовую гимнастику.
Упражнение 20
Цель. Выстраивать ритмический ряд на основе соотнесения буквы и звука.
Ребенку предлагается выстроить буквенный ряд по образцу или речевой инструкции, используя буквы из магнитной азбуки.
Варианты инструкций:
— Найди и поставь сначала букву «а», потом букву «у». Рядом с буквой «у» поставь букву «а». Продолжи этот ряд.
— Найди и поставь букву «у», слева от нее поставь букву «а», справа — букву «а».
Ребенок составляет ритмический ряд и напевно озвучивает каждый его элемент. Основным условием выполнения этого упражнения является соблюдение приемов дыхательной гимнастики, когда заданный ритмический ряд произносится на одном выдохе.
Усложнение:
Включение движений фонетической ритмики при озвучивании зрительного ряда.
Упражнение 21
Цель. Соотносить ритмический зрительный ряд с речевым ритмом.
Ребенку предлагается «зашифровать» заданные слоги разноцветными кружками и с помощью этого «шифра» заполнить строку по образцу. Образцом служит речь логопеда, который проговаривает ритмический ряд повторяющихся или чередующихся слогов, предлагая ребенку воспроизвести его на строке с помощью разноцветных кружков. Слоги проговариваются логопедом в темпе, оптимальном для ребенка. В качестве предварительной работы проводится совместное составление образца, когда каждому слогу присваивается кружок заданного цвета и его анализ (речевое планирование).
Упражнение 22
Цель. Соотносить ритм движений с речевым ритмом.
Ребенку предлагается проговаривать цепочку слогов, соблюдая условие: слоги со звуком «а» проговаривать, отхлопывая в ладоши, слоги со звуком «у» — отстукивая по столу:
а) па-пу, па-пу, па-пу, па-пу, па-пу, па-пу, па-пу, па-пу;
б) па-па-пу, па-па-пу, па-па-пу, па-па-пу, па-па-пу;
в) пу-пу-па, пу-пу-па, пу-пу-па, пу-пу-па, пу-пу-па;
г) пу-па-пу, пу-па-пу, пу-па-пу, пу-па-пу, пу-па-пу.
Упражнение 23
Цель. Соотносить речевой ритм со зрительно-двигательными координациями.
«Звуковые дорожки»: ребенку предлагается напевно произносить гласные звуки (слоги), проводя пальцем по дорожке. Основное условие: соотносить продолжительность звучания с длиной дорожки (голос звучит, пока движется рука по дорожке).
а)
Упражнение 24
Цель. Соотносить ритм движений со зрительно-речевыми координациями.
Предварительно логопед обводит на листе бумаги ладошку ребенка, предлагает показать на рисунке каждый пальчик и назвать соответствующий ему слог (см. упражнение 9, пункт 1). Используя рисунок, логопед показывает цепочку движений, сопровождая их слогами. Например, нажимая последовательно на изображение большого, среднего, безымянного пальцев, произносит: «па — ка — ля». Ребенку предлагается повторить действия логопеда сразу после предъявления образца и с небольшим временным интервалом.
Третий блок упражнений (направлен на усвоение способов трансформации)
Упражнение 25
Цель. Воспроизводить ритмические ряды по образцу (речевому, зрительно-двигательному).
Логопед предлагает ребенку последовательность действий:
а) выложить разноцветную дорожку, слушая голоса
животных (каждому звукоподражанию соответствует определенный цвет квадрата);
б) «озвучить» эту дорожку с помощью звукоподражаний, нажимая пальчиком на каждый квадрат;
в) воспроизвести серию движений (стучать кулачками
на звукоподражание «му», хлопать в ладоши на звукоподражание «ме») с одновременным проговариванием звукоподражаний, используя в качестве образца разноцветную
'дорожку.
Упражнение 26
Цель. Воспроизводить речевой ритмический ряд по двигательному образцу.
Логопед показывает цепочку движений (см. упражнение 22), побуждая ребенка воспроизводить соответствующий слоговой ряд. Например, два хлопка в ладоши, два стука по столу соответствуют слоговой цепочке «па — па — пу — пу».
Упражнение 27
Цель. Воспроизводить речевой ритмический ряд с помощью зрительно-двигательных координации.
30 .
Предварительный анализ образца включает узнавание и называние слогов с оппозиционными звуками, их соотнесение с дорожками заданной длины. Например, слогу «па» соответствует длинная дорожка, слогу «ба» — короткая.
Ребенку предъявляются варианты дорожек, с помощью которых воспроизводятся слоговые ряды.
Образцы дорожек:
а)__________________ . _
б)__________ ._________ ._________ ._
Упражнение 28
Цель. Воспроизводить ритмический ряд букв по образцу, заданному цветом.
Предварительный анализ образца включает узнавание и называние букв, соотнесение буквы с заданным цветом (см. рис. 15). Ребенку предлагается запомнить цвет каждой буквы (зеленый, желтый, красный или любой другой). Затем образец закрывается листком бумаги, предъявляются строчки с различными ритмическими рисунками, которые необходимо «расшифровать», т. е. соотнести квадратик заданного цвета с соответствующей ему буквой и записать буквы в порядке их следования до конца строки.
Усложненный вариант этого упражнения можно использовать в работе над просодическими компонентами речи, когда ребенку предлагается расставить ударение произвольно или в заданной позиции, разделить ряд на ритмические отрезки, воспроизвести последовательность звучания, соблюдая расставленное ударение, паузы (с фиксацией смены дыхательных пауз).
Если ребенок испытывает затруднения в удержании ритмического ряда (пропускает элементы или вставляет лишние, путает порядок их следования), следует уменьшить количество элементов, составляющих ритмический ряд, увеличить количество вариантов ритмических рядов, включить дополнительные задания по самопроверке готовой работы и упражнений по принципу «корректурной пробы».
Рис. 15
Упражнение 29
Цель. Воспроизводить речевой ритмический ряд по образцу, заданному цветом.
Предварительный анализ включает узнавание и воспроизведение слогов, соотнесение их с заданным цветом, установление последовательности и количества цветных кругов в каждом образце (см. рис. 16).
Вариант 1. Ребенку предлагается заполнить строку в соответствии с образцом, обозначенным цветом, затем воспроизвести последовательность, используя слоги.
Рис. 16
Образец данной карточки предлагается ребенку на этапе автоматизации звука «р» в слогах.
Вариант 2 (усложненный). Ребенку предлагается «зашифровать» заданные слоги разноцветными кружками и заполнить строку по образцу с помощью этого «шифра». Образцом служит речь логопеда, который проговаривает ряд повторяющихся или чередующихся слогов и предлагает ребенку воспроизвести его на строке с помощью разноцветных кружков. Слоги проговариваются логопедом в темпе, оптимальном для ребенка. В качестве предварительной работы проводится совместное составление образца, когда каждому слогу присваивается кружок заданного цвета и его анализ (речевое планирование).
■ Упражнение 30
Цель. Воспроизводить речевой ритмический ряд по образцу, заданному цветом.
Предварительная работа описана в упражнениях 9 (пункт 1), 24.
Ребенку предлагается последовательность действий (см. рис. 17):
а) обвести ладошку на листе бумаги;
б) раскрасить каждый пальчик своим цветом: большой — красным, указательный — желтым, средний —
зеленым, безымянный — синим, мизинец — черным;
в) вспомнить слог, соответствующий каждому паль
чику;
г) слушая цепочку слогов, рисовать кружочки заданно
го цвета;
д) воспроизводить цепочку слогов, используя в качестве
образца строку цветных кружочков.
Рис. 17 |
Усложнение: за счет введения временного интервала на этапе г, между этапами г и д.
Организация и содержание II этапа
Основными задачами второго этапа являются:
1)усвоение ритмических эталонов темпа (быстрого —
медленного — умеренного) и метра (чередования акцентированных и неакцентированных долей, паузирования);
2) усвоение ритмического рисунка '(соотношения длительности и пауз);
3) формирование представления о ритмическом ударении.
Все упражнения первого этапа выполнялись в комфортном, привычном для ребенка темпе, с сохранением определенной частоты многократно повторяемых действий. На втором этапе последовательно вводятся представления о быстром, медленном и умеренном темпах. Усвоение темповых характеристик осуществляется на противопоставлении быстрого и привычного темпа, медленного и привычного, быстрого и медленного. Устанавливается баланс между умеренным и привычным, комфортным для ребенка темпом.
Все ритмические упражнения второго этапа построены на изменении интенсивности и амплитуды движения, голосовых модуляций, смены гласных, оппозиционных согласных и ударения в слоговых рядах, звукоряде слова. Выделение паузы в ритмическом ряду любой модальности (зрительной, двигательной, слуховой и т. п.) осуществляется с максимальным привлечением внешних опор и постепенным их сворачиванием. Зрительные опоры в виде горок, синкопированных дорожек, двигательные — в виде поз и
движений обеспечивают успешное усвоение ритмического рисунка.
В ходе работы над просодическими компонентами речи (паузой, ударением) используются специальные знаки и условные обозначения, обеспечивающие зрительный контроль над организацией речевого потока.
Эти упражнения способствуют развитию мелодико-интонационной стороны речи.
Показателями результативности второго этапа являются:
• сформированность фонематического контроля, когда
ребенок различает и правильно произносит слоги с гласными и оппозиционными согласными;
• произвольность голосовых модуляций, когда ребенок
произвольно регулирует силу и высоту голоса;
• оживление мелодико-интонационной стороны речи (тем
па, метра и ударения);
• усвоение специальных знаков, организующих речевой
поток (ударение, пауза, понижение/повышение интонации).
■ Упражнение 32
Цель. Регулировать темп движений.
Выполнение ручных проб — «кулак — колечко», «кулак — ребро ладони — ладонь» сопровождается звучанием метронома в заданном темпе. На первом этапе целесообразно использовать прием внешнего комментирования выполняемых действий. По мере усвоения и удержания ребенком заданного темпа организующую и контролирующую роль выполняет только звучание метронома. Затем ребенку предлагается выполнение ручных проб с изменением темпа, заданного звучанием метронома.
■ Упражнение 33
Цель. Регулировать темп речедвигательных координаций.
Ребенок проговаривает слоговые цепочки, отхлопывая или отстукивая каждый слог в темпе, заданном метрономом. Координация речи, движения и звучания метронома в определенном темпе является промежуточным результатом данного упражнения.