Обучающий этап формирования связного высказывания по прочитанному произведению
На этом этапе необходимо каждый факт осмыслить и соотнести с мотивами описываемого действия, с общими событиями, а затем вызвать у детей к нему отношение, которое передается особым построением высказывания. Чтобы глухие и слабослышащие школьники сознательно конструировали свои высказывания, в содержание обучения
вводятся речеведческие понятия «тема текста», «главная мысль», «части текста».
В ряде работ методистов начальной школы (Т. А. Ладыженской, Т. Г. Рамзаевой, Л. И. Величко, В. И. Капинос, Г. С. Щеголевой) имеются рекомендации к работе над речеведческими понятиями на уроках развития речи. Ученые отмечают, что речеведческая теория должна усваиваться детьми не в виде формулировок и правил, а в «деятельной форме», в виде учебных действий с понятиями. Этой точки зрения придерживаемся и мы.
На данном этапе ознакомление и усвоение речеведческих понятий происходит в процессе обучения глухих и слабослышащих школьников умению определять тематико-смысловое единство текста, рассматривать его композиционную структуру как замкнутое смысловое целое высшего порядка.
На втором этапе обучения основным видом высказывания является пересказ, подготовка к которому включает работу по осмыслению прочитанного и знакомство с основными характеристиками текста.
С целью включения школьников в деятельность по осмыслению произведения и ознакомления с характеристиками текста мы используем рекомендации лингвистов, методистов массовой и специальной школ, таких, как С. А. Адамович, М. С. Васильева, М. И. Оморокова, П. Н. Светлов-ская, Е. И. Никитина, Р. И. Никольская, Т. А. Ладыженская О. И. Москальская. Вслед за ними мы считаем, что осмысление произведения — сложный процесс, который осуществляется в совместной деятельности учителя и ученика, и рекомендуем использовать при анализе текста и усвоении его характеристик следующие методы обучения: словарную работу, выборочное чтение, фактическую, аналитическую и проблемную беседы, игру-инсценирование и драматизацию, словесное рисование и др.
Значительное речевое недоразвитие глухих и слабослышащих детей, выявленное Р. М. Боскис, Л. М. Быковой, А. Г. Зикеевым, С. А. Зыковым, А. М. Гольдберг, оказывает
существенное влияние на осмысление и языковое оформление связных высказываний учащихся. Опираясь на данные сурдопедагогики, лингвистики, методики языка и чтения, на этапе анализа текста мы увеличиваем долю словарно-стилистических упражнений. Они обогащают словарный запас учащихся и готовят их к пересказу. Характер заданий формулируется по-разному. Например, по рассказу К. Ушинского «Осень»:
а) дополните предложения: Березка была (какая1!) ..., а стала (какая?) ... . Трава была (какая"!) ..., а стала (какая1!) ... ;
б) скажите по-другому: Осыпались листья — ... . По небу плывут тяжелые серые тучи — ... .
По русской народной сказке «Лиса и Журавль»: Замените эти выражения словами сказки: стала угощать — ... ; угостить нечем — ... .
По рассказу И. Соколова-Микитова «Лето в лесу» заполни таблицу по аналогии:
Осенние дождики | Летние дождики |
Идут часто | Идут (как?) ... |
Идут беспрестанно | Идут (как?) ... |
Холодные дожди | (Какие?) ... дожди |
Земля не просыхает быстро | Земля просыхает (как?) ... |
По русской народной сказке «Ленивая и Радивая» составьте предложения со словами: атласный сарафан, бусы из жемчуга.
По рассказу В. Чаплиной «Мушка» сравните слова собака и собачка. Какая разница между этими словами?
Приведем фрагмент урока по осмыслению фактического материала с выполнением словарно-стилистических упражнений в ходе анализа сказки «Лиса и Журавль»:
Учитель дает задания: Прочитать, что придумала Лиса. Ученики находят ответ в тексте. Затем спрашивает: Как сказать вздумала Лиса по-другому? Ученики заменяют слово вздумала другим: Лиса .... Лиса ....
Слова для справок: придумала, решила, надумала.
Учитель предлагает сказать своими словами, что придумала Лиса: Лиса придумала угостить Журавля кашей. Лиса решила позвать Журавля в гости. Лиса надумала позвать Журавля к себе в гости.
В приведенном фрагменте для выяснения предметной стороны произведения используются выборочное чтение, словарно-стилистические упражнения, которые способствуют вариативности высказываний. Накопление в речи учеников вариативной лексики помогает в построении пересказа. С целью оказания помощи в построении пересказа мы рекомендуем ознакомить их с такими понятиями, как «замкнутость», «тематико-смысловое единство», «связность» текста.
Установление замкнутости текста включает выявление связи между предложениями и выделение формальных границ его начала и конца. Выявлению связи между предложениями служит схематическая запись текста, например, по рассказу Я. Тайца « По ягоды».
С помощью учителя дети выделяют две группы тематически связанных предложений, каждая из которых имеет микротему. Первая группа — со второго по пятое предложение — описывает события, которые произошли с Надей и бабушкой в один из летних дней. Вторая группа — с шестого по четырнадцатое предложение — события, которые произошли на другой день. Смысловым центром первой части является фраза «У бабушки полная кружечка, а у Нади — пустая ...», второй — «И они стали есть из одной кружечки».
Схематическую запись данного текста можно представить следующим образом:
По ягоды
Вот и земляника поспела....................................
133
У бабушки полная кружечка, а у Нади — пустая, Стыдно стало Наде.
На другой день.
. И они с Надей стали есть из одной кружечки.......
Так все и съели.
В ходе составления схемы текста учитель обращает внимание детей на обстоятельство места на другой день, которое сигнализирует о перемене места или времени действия, о перемене в развитии сюжета. Такая работа позволяет ученикам проникать в текстовую сущность слов-зачинов.
Показателем замкнутости текста являются формальные границы его начала и конца. Их определение необходимо для осознания учащимися композиционной целостности текста. Формированию умения определять эти границы служат следующие задания:
• выделить первое предложение текста, определить его назначение для всех последующих предложений рассказа;
• подобрать текстуальные синонимы первого предложения;
• определить характер последнего предложения (предложение-обобщение, финал, оценка);
• подобрать текстуальные синонимы последнего предложения.
Так, в ходе анализа текста «По ягоды» ученики выясняют, что первое предложение Вот и земляника поспела указывает на время описываемых событий. Во всех последующих предложениях рассказывается о событиях, происходящих именно в это время.
Ученики могут предложить следующие текстуальные синонимы: уже созрела в лесу земляника; однажды бабушка с Надей пошли в лес за земляникой; наконец созрела в
лесу земляника; эта история произошла, когда в лесу поспела земляника.
Вместе с учителем ученики выделяют и определяют характер последнего предложения Так все и съели. Это предложение-финал. К нему можно подобрать синонимы: так дело кончилось; ягоду за ягодкой они и съели; так они и съели ягоды; весело и дружно съели дедушка с внучкой землянику.
Тематико-смысловое единство высказывания определяется знанием школьниками фактического материала, необходимого для раскрытия определенной темы, и умением объединять вокруг нее другие предложения для выявления смысловой целостности высказывания. С целью обучения учащихся с нарушениями слуха объединению предложений текста вокруг смыслового ядра мы рекомендуем следующие задания:
• выделить «опорные» эпизоды, раскрывающие основную идею произведения;
• выделить из текста эпизоды, предложения, несущие второстепенную информацию;
• сопоставить эпизоды, несущие основную и второстепенную информацию;
• найти предложения, в которых раскрыта основная мысль текста;
• найти предложения, в которых основная мысль текста раскрыта косвенно;
• найти слова, предложения, передающие отношение автора к описываемым событиям и героям;
• подобрать цитаты из текста рассказа.
Данная система упражнений помогает учащимся встать на позицию автора и ответить на два важных вопроса: «Чему учит рассказ?» и «О чем в нем говорится?». Выясняя, о ком или о чем говорится в тексте, учащиеся определяют предмет речи, т. е. тему рассказа. Отвечая на вопрос, чему учит рассказ, к чему призывает и в чем убеждает нас автор, учащиеся выясняют основную мысль текста. Так, в
речь учащихся мы вводим понятия «тема» и «главная мысль» текста.
Приведем анализ сказки «Лиса и Журавль».
Учитель спрашивает: «Почему Лиса размазала кашу по тарелке?» Запись на доске: ... была хитрой, жадной, доброй; ... решил отомстить, отблагодарить.
Ответ ученика: Лиса поступила так потому, что была хитрой. Журавль решил ей отомстить.
«Кто из героев вам понравился?» Запись на доске: Мне... . (кто?)... .
Слова для справок: умный, спокойный, не подал виду, понял.
Ответ ученика: Мне понравился Журавль, потому что он умный, спокойный, не подал виду, что понял Лису. Она первая его обманула, поэтому и он так с ней поступил.
Определяется тема сказки — дружба.
Учитель спрашивает: «Чему учит сказка?» — и делает запись на доске: Сказка учит тому, как ... Я думаю ...
Ответы детей: Сказка учит тому, как нельзя дружить. Сказка учит тому, что нельзя быть плохими друзьями. Сказка учит тому, как нельзя поступать с другом. Я думаю, так настоящие друзья не поступают.
Определяется главная мысль сказки — это то, что задумал сказать, сообщить, объяснить автор, в чем нас хотел убедить.
В беседе школьники с нарушениями слуха устанавливают, что текст имеет тему и главную мысль. Ответы детей говорят о глубоком понимании смысла сказки. Ученики не только поняли ее, но и почувствовали, пережили вместе с героями события, составили о них свое личное мнение и выразили отношение к прочитанному. Такая работа поможет им в дальнейшем подготовиться к самостоятельному пересказу с элементами рассуждения. Знакомство учеников с композиционным строением текста, соразмерностью его частей также готовит их к пересказу. С этой целью мы предлагаем следующие задания:
• поделить текст на смысловые части в соответствии с данным планом;
• выяснить тему каждой части и соотношение их с темой всего текста;
• определить композиционное построение текста (вводная, основная, заключительная части);
• выделить части, соответствующие композиционному делению текста;
• составить вопросы к прочитанному тексту, к каждой его части;
• составить план с разными видами учительской помощи;
• составить разные планы по тексту (картинные, словесные, простые, сложные);
• откорректировать готовый план;
• сравнить готовый и самостоятельно составленный план;
• ознакомиться с планом — оглавлением большой книги. Обратимся к уроку по ненецкой сказке «Кукушечка»
(4-й класс). Ученикам предлагается сравнить три варианта планов:
Первый: 1. Болезнь матери.
2. Мать превратилась в кукушку.
Второй: 1. Мать много работала. 2. Болезнь матери.
Третий: 1. Мать превратилась в кукушку. 2. Мать много работала.
Перед анализом планов ученики выделяют основные микротемы текста, затем сравнивают его содержание с каждым планом и выясняют, что второй вариант плана более точно и полно раскрывает содержание. Данный вид заданий направлен на обучение умению правильно выделять части текста и определять в них существенное, готовит к построению связного высказывания. Таким образом, выяснение предметной стороны произведения, понимание мыслей, чувств героев, оценка поступков, знакомство с основными характеристиками текста готовят глухих детей к пересказу.
Пересказ — конструирование текста по аналогии с образцом. С целью оказания помощи учащимся в его построении
мы рекомендуем использовать подробный план с опорными конструкциями, средствами связи и лексическим материалом. Данные опоры позволяют ученикам сознательно и грамотно строить высказывание.
Приведем вариант плана к рассказу К. Ушинского «Осень».
План
Погода
Начало рассказа:
С конца августа...
С конца лета...
В начале сентября...
Вот и началась осень
Примерная лексика:
становится прохладно, начинает холодать, легкие морозы, заморозки, дожди моросят, идут часто, беспрестанно, каждый день, земля влажная от дождей, земля не просыхает, на земле лужи и грязь, ветер дует без устали, сильно, порывисто, свинцовые тучи, тучи без конца, на улице темнеет рано
Деревья
Начало части:
Вот и листья на деревьях...
Уже листья.,.
Деревья...
Леса...
Примерная лексика:
листья летят, кружатся, мчатся, разносятся до..., падают, покрывают, становятся легкие, высохшие, разноцветные, золотые, золотистые, багровые, красные, коричневые, деревья голые, поредевшие
Береза была..., а стала... .
Осина была..., а стала... .
3.Птицы.
Начало части:
Вот и птицы ...
Птицы собираются ...
Наступило время отлета птиц.
Примерная лексика:
перелетные птицы, летние гости собираются, тянутся, подумывают, начинают собираться гуси, утки, журавли, ласточки первыми
Потом...
И наконец ...
Остаются ...
Окончание рассказа:
Вот такая ...
Так заканчивается осень.
Вот и осень ...
Осень подошла к концу.
Приведем высказывание ученицы 4-го класса, составленное по рассказу К. Ушинского «Осень»:
Вот и началась осень. На улице становится все прохладнее. Идут часто дожди. Земля уже не просыхает. Она влажная от дождей. Кругом грязь и лужи. Ветер дует без устали. На улице рано
темнеет.
Уже листья на деревьях пожелтели. Береза была зеленая, а
стала золотистая.
Вот и птицы собираются в стаи. Гуси, утки, журавли, ласточки улетают на юг. Первыми собираются ласточки. Потом тянутся журавли. И наконец, улетают утки и гуси. Остаются вороны.
Вот такая осень.
Это высказывание можно рассматривать как замкнутое тематико-смысловое целое. Содержание текста раскрыто последовательно. Выделяются три самостоятельные группы предложений. Высказывание оформлено начальной (Вот и началась осень) и конечной (Вот такая осень) фразами. Средствами межфразовой связи служат слова уже, вот и.
Таким образом, работа над замкнутым тематико-смысловым единством текста оказывает влияние на осознанность построения высказывания.
Более сложным вариантом связного высказывания на втором этапе обучения является повторение ответов с эле-
ментами рассуждения и построение по схеме простейшего рассуждения.
В ходе аналитической беседы, вопросы которой помогают учащимся проникнуть в характер героев и их взаимоотношения, осмыслить мотивы поступков и понять связи между предложениями, мы предлагаем учащимся повторить готовые ответы с элементами рассуждения: «Осень зовут в гости, потому что в это время года очень красиво в лесу, садах, парках и созревает урожай».
Учитель объясняет учащимся, что на доске записан ответ-рассуждение. Оно состоит из двух частей. В первой — обязательно говорится о том, что должны объяснить, во второй — слова потому что связывают части ответа-рассуждения. После объяснения учителем запись на доске имеет следующий вид:
I. То, что доказывается
Осень зовут в гости.
потому что
II. Доказательства
в это время года очень красиво в лесу, садах, парках и созревает урожай.
Когда школьники научатся выделять части в готовом ответе, им предлагается самостоятельно сконструировать простейшее рассуждение сначала по схеме и опорным словам, а потом только по схеме. Обратимся к сказке Г. Цыферова «Ежик». После чтения и анализа сказки ученики отвечают на вопрос: Почему рассмеялся ежик?
Составление ответа по схеме:
потому что
I. То, что доказывается
потому что
мостик
так как
II. Доказательства
Лексический материал: понял ошибку, догадался об ошибке, отражение нельзя наколоть на серую иголку.
Приведем высказывания учащихся:
«Ежик рассмеялся, потому что понял свою ошибку. (Ян Л.) «Ежик рассмеялся, потому что отражение нельзя наколоть на серую иголку». (Аня Т.) «Ежик рассмеялся, так как утром под лопухом вместо голубой звезды нашел большое красное солнышко. Он понял свою ошибку». (Наташа В.)
Приведенные высказывания построены учениками с помощью схемы. В каждом из них присутствует союз потому что или так как, которые в рассуждении выступают в качестве смысловой связи. Предлагаемая нами схема и лексический материал дают возможность учащимся с различным уровнем развития речи словесно оформить собственное мнение.
Пересказ с включением простейшего рассуждения — это еще более сложный вид связного высказывания второго этапа обучения. Мы рекомендуем его использовать на этапе, когда дети знакомы со структурой простейшего рассуждения. В план пересказа включаем вопрос, ответ на который предполагает высказывание собственного мнения. Например, для пересказа текста Л. Воронковой «Жаркий день» учитель дает ученикам план и лексический материал.
План
1.Жара
яркое солнце, ярко светит солнце, сильно пекло, на небе ни облачка, безветрие, тишина от летнего зноя, горячее от солнца, трудно стоять.
2. Куры
спрятались (от чего?)... (где?)...
3. Гуси
столпились, подошли, окружили, ныряли головами, забрали.
4. Гусак.
стал плескаться, встряхивать крыльями, вода грязная-прегрязная.
5. Какая картина запомнилась? Почему?
Структура ответа:
Мне запомнилось, когда...
Мне понравилась картина, как...
Схема
I. То, что доказывается
потому что
мостик
так как
II. Доказательства
Приведем пример высказывания:
Был жаркий день. Ярко светило солнце. Оно сильно пекло. На небе не было ни облачка. Безветрие. Кругом стояла тишина от летнего зноя. Дорожка была горячая. Босыми ногами было трудно стоять на земле. Куры спрятались от солнца в тень под куст сирени. Гуси столпились около таза с водой. Они ныряли головами в воду и пили ее. Вдруг гусак уселся в таз с водой. Он стал плескаться и встряхивать крыльями. А когда гусак вылез, то в тазу осталось совсем мало воды, да и та была грязная-прегрязная.
Больше всего мне запомнилась картина, как лежали куры в тени, раскрыв клюв от жары. Мне понравилась эта картина, потому что я наблюдал ее летом у бабушки в деревне. (Алеша А.)
Ученик пересказал рассказ и, опираясь на схему, дополнил его самостоятельным высказыванием.
Итак, на втором этапе обучения параллельно с чтением и анализом текста дети знакомятся с основными характеристиками текста (тематико-смысловое единство, замкнутость, связность), усваивают речеведческие понятия (тема текста, главная мысль), расширяют словарный запас, учатся конструировать высказывания по образцу, знакомятся с элементарным рассуждением, готовятся к обобщению прочитанного и самостоятельному построению высказываний.