Этапы работы по формированию связного высказывания по прочитанному в 2—4-х классах

Этапы работы Задачи обучения Виды связных Этапы Задачи
над связным связному высказываний работы над обучения
высказыва- высказыванию   текстом чтению
нием        
1, Подгото- 1. Введение в речь Словарно-сти- Первичное 1. Формиро-
вительный учеников связных листические уп- целостное вание
  высказывании ражнения; эмоциональ- интереса к
  репродуктивного повторение го- ное воспри- читаемому
  характера товых ответов; ятие текста  
         

Окончание табл. 2

  2. Обучение струк- развернутые   2. Актуали-
  туре высказывания ответы на   зация пред-
  3. Обучение вопросы;   ставлений.
  предложения ному алгоритму;   ранее
  4. Накопление высказывания с    
  лексики опорой на    
  5. Ознакомление с данную лексику    
  понятием «текст»      
2. Обуча­ющий признаками текста: повторение текста ние пред-
  тематико-смысло- ответов с эле-   метной сто-
  вое единство, замк- ментами рас-   роны произ-
  нутость, связность суждения;   ведения
  2. Обучение компо- построение   2. Понима-
  зиционному строе- простейшего   ние причин-
  нию текста рассуждения по   но-смысло-
  3. Обучение связ- схеме и опор-   вых связей.
  ности высказывания ным словам;   оценка
  4. Знакомство с самостоятель-   поступков
  речеведческими ный пересказ с   героев
  «главная мысль» простейшего   ление
  5. Конструирова- рассуждения   главной
  ние связного     мысли
  высказывания по      
  образцу      
3. Создание 1. Знакомство с Повторение об- Обобщение Осмысле-
связного завершенностью разца высказы- прочитан- ние идейно-
высказыва- текста вания; ного образова-
ния по про- 2. Закрепление высказывание   тельной
читанному знаний о тексте по прочитанно-   стороны и
  3. Знакомство с му с элемен-   целостности
  речеведческими тами рассуж-   произве-
  понятиями «загла- дения   дения
  вие», «тип речи»      
  4. Самостоятель-      
  ное конструирова-      
  ние монологиче-      
  ского высказыва-      
  ния на основе зна-      
  ний о его строении      

На всех этапах предусматривается работа по ознакомле­нию школьников с понятием «текст» и его основными ха­рактеристиками. Теоретические положения введены в обучение с практической целью — познакомить детей с правилами построения текста, опираясь на которые они должны сознательно строить свои высказывания.

В действующей программе школы для глухих и слабо­слышащих детей предусматривается работа над понятием «текст» только на уроках развития речи. На уроках чте­ния программой предусматривается формирование перво­начальных умений анализа текста (определение темы, ос­новной мысли). Мы рекомендуем параллельное введение и отработку речеведческих понятий на уроках чтения и раз­вития речи. Объем речеведческих понятий нами конкре­тизирован: текст, тема текста, главная мысль, тип текста (повествование, рассуждение). Также на уроках чтения мы предусматриваем специальное обучение построению высказывания на основе знакомства с основными характе­ристиками текста.

Надо отметить, что предлагаемую систему работы по формированию связного высказывания по прочитанному нельзя рассматривать как законченную. Мы предполагаем дальнейшее ее развитие в последующих классах. Объем речеведческих понятий может быть увеличен: широкая тема/узкая тема, часть текста (ее строение), типы текста (повествование, рассуждение, описание), стили речи.

Несмотря на то что все выделенные нами этапы взаимо­связаны, рассмотрим каждый из них отдельно.

Наши рекомендации