Характеристика учебно-познавательной деятельности
Игра — ведущий вид деятельности, в которой дети усваивают моральные нормы и правила, мотивы отношения между людьми, а учебная деятельность способствует усвоению общественно выработанных способов действий с предметами и эталонами, что развивает интеллектуально-познавательные возможности ребенка.
По мнению В. В. Давыдова, учебная деятельность способствует усвоению системы теоретических знаний, формирует способы решения умственных и практических задач. В педагогике учебная деятельность понимается как особая форма социальной активности, осуществляемой способами предметных и познавательных действий.
Познавательная деятельность направлена на получение, переработку, создание новой информации, предполагает осознанное ее применение. (При ответе желательно дать определения познавательным психическим процессам: ощущения, восприятие, внимание, представление, воображение, память, мышление, речь.)
Познание — процесс психического отражения, обеспечивающий приобретение и усвоение знаний, вместе с переживанием и отношением. Познание осуществляется посредством познавательных психических процессов, его целью является достижение объективной истины. Первая ступень познания — ощущение, восприятие и представления, вторая — выявление общего, существенного. На основе практического действия появляется мышление. С помощью суждений, умозаключений и понятий ребенок познает окружающий мир. Постепенно развиваются такие формы мыслительной деятельности, как предвидение, воображение, интуиция.
В начале формирования учебной деятельности взрослый ставит перед обучающим учебную задачу, контролирует его действия и оценивает их. Развитие учебной деятельности предполагает переход контроля и оценки в самоконтроль и самооценку, самостоятельную конкретизацию ребенком поставленных взрослым целей, поэтому главной задачей педагога ДОУ является первоначальное обучение ребенка практическим действиям. Л. С. Выготский установил первенство практического действия ребенка по отношению к его психическому развитию.
Формирование ориентировочных действий в дошкольной педагогике рассматривается в сенсорном воспитании, а развитие познавательных процессов — в умственном.
Умственное воспитание детей дошкольного возраста включает: педагогическое руководство процессом освоения знаний; формирование умственных способностей ребенка; воспитание у него познавательного отношения к окружающей действительности; формирование навыков культуры умственного труда.
В программах «Радуга», «Развитие», «Детство», «Истоки» методологические основы познавательного развития базируются на современных психологических исследованиях. Естественно-научную основу умственного воспитания составляет ориентировочный рефлекс «что такое?» (по И. П. Павлову). Он носит врожденный характер и обладает познавательной направленностью. Под влиянием взрослого постепенно развивается познавательная активность ребенка, которая находит свое выражение в мотивах обуславливающих внутреннюю готовность к познавательной деятельности, развиваются познавательные интересы, потребности и способности.
Структура познавательной деятельности:
· потребности, мотивы, цели;
· содержание предметной деятельности;
· соответствие предмета и мотива, их соподчинение;
· средство осуществления (действия и операции).
Главная задача педагога — развить познавательную активность и интересы ребенка. Интерес — это активная познавательная направленность на тот или иной предмет или явление действительности, связанный с положительным, эмоционально окрашенным отношением к познанию объекта или к овладению той или иной деятельностью.
В процессе обучения происходит умственное развитие ребенка. При развивающем обучении ребенок рассматривается как субъект обучения, имеющий определенный опыт, желания, интересы и потребности. Умственное развитие детей раннего и дошкольного возраста обеспечивается на занятиях. Основные характеристики занятия — наличие дидактических принципов, всех элементов учебной деятельности, регламентированность, взаимообучаемость. В процессе обучения дети овладевают важнейшими компонентами учебной деятельности: умением принимать учебную задачу, планировать свою деятельность. Занятия имеют три основные части неразрывно связанные общим содержанием и методикой, а именно: начало, ход занятия (процесс) и окончание.
В современных исследованиях раскрывается когнитивная модель развития дошкольников. Ее основными средствами являются сенсорные эталоны, эталоны разных мер, нравственно-этические модели, речь, положительные эмоции и чувства (Т. А. Куликова, Н. Я. Михайленко). Познавательное развитие ребенка подразумевает развитие интеллектуальных эмоций, возникающих в процессе познания (удивление, радость открытия, успех, сомнение, догадка). Значение для умственного развития имеют отдельные темы образовательных программ «Природа», «Рукотворный мир», «Другие», «Я сам». В основе технологии когнитивной модели лежит триада: познание — преобразование — общение. Задача воспитателя — развить у ребенка позицию субъекта деятельности, активность, самостоятельность и творчество. Личностно-ориентированное взаимодействие предполагает сосредоточение обучения на ребенке, стимулирование и повышение его субъективности, индивидуализацию, гибкость индивидуального и фронтального обучения, организацию педагогической поддержки.
В исследованиях Н. А. Коротковой, О. В. Пастюк уделяется внимание партнерской деятельности взрослого с детьми. С этой целью проводятся разнообразные занятия: экспериментирование, коллекционирование, путешествия, а так же специально организуется предметно-развивающая среда. Использование в образовательном процессе технологии проектирования как одной из форм поисковой деятельности позволяет эффективно решать задачи развития творческих способностей. Развитие проективной деятельности происходит поэтапно (подражательно-исполнительский — развивающий — творческий уровень). Задача педагога — сформировать потребность в саморазвитии и личностные качества, позволяющие ребенку ощущать себя членом детского сообщества.
В процессе занятий происходит формирование предпосылок учебной деятельности: развитие различного вида мотиваций (игровой, познавательной, учебной, личностной); развитие произвольности поведения с использованием игровых тренингов, игры, упражнений для обучения детей приемам саморасслабления; различные виды оценивания результатов детской деятельности; использования различных методов обучения (проблемные вопросы и ситуации, моделирование, экспериментирование); использование средств умственного развития и обучения: развивающие игры, разные виды деятельности (игра, конструирование, изобразительная, практическая деятельность, компьютер), развивающая деятельность педагога.