Организация игрового тренинга общения
Организация общения детей в классе может осуществляться с помощью разнообразных форм. Безусловно, большое значение имеет и индивидуальная работа с детьми, и нравственное просвещение, и интересная совместная деятельность в рамках класса и школы в целом. Но во многом может помочь и специально организованный игровой тренинг общения. Игру часто рассматривают как форму общения людей. И действительно, в игре происходит интенсивное эмоциональное взаимодействие между ее участниками, формируются определенные отношения. Существуют игры, обладающие большим психологическим потенциалом, создающие основу для эмоциональных контактов, сближения ее участников друг с другом, самоопределения и самоидентификации в процессе взаимодействия с другими, формирующие отношения доверия и уважения достоинства личности, принятия себя и других. Система таких игр, развернутая в определенной последовательности, может стать содержанием игрового тренинга общения.
Многие игры и упражнения являются основой для размышления детей онравственной сущности своих отношений с другими людьми, позволяют создать ситуации ценностного самоопределения, побуждающие их осознать нравственные нормы и принципы общения, соотнести с ними свое поведение в процессе взаимодействия с другими. Причем к этим выводам дети приходятсами на основе анализа своих собственных чувств и переживаний, возникающих в процессе игры. Важным инструментом самопознания и саморазвития становится в тренинге общения рефлексия – деятельность человека, направленная на осознание своих внутренних состояний, действий, анализ этих состояний и формулирование соответствующих выводов. Не нужно перенасыщать игровой тренинг общения рефлексией, но в некоторых случаях она необходима, а чем старше дети - тем больше.
Для проведения рефлексии, а также игр, гребущих диалогического и дискуссионного общения, нужно располагать детей по кругу. Важно, чтобы все видели и слышали друг друга.
Уровни и логика общения
Существуют разные уровни общения между людьми, а, следовательно, и разные по своей глубине и прочности контакты. Общение на внешнем, неглубоком уровне – уровне знакомства – предполагает снятие психологического барьера настороженности и формирование доброжелательных отношений к другим людям. Но этот контакт может быть неглубоким и дальше внешних эмоциональных "поглаживаний" не идти. Мы сближаемся с человеком ближе, когда обнаруживается, что существует нечто общее, объединяющее нас – это, чаще всего, общие интересы, взгляды, убеждения. Обнаружив нечто, интересующее нас в другом человеке, мы стремимся продолжить общение с ним. Но для того, чтобы он стал нашим другом, чтобы мы доверялиему, необходимо, чтобы и его личностные качества, проявляющиеся в его отношении к нам, нас устраивали. Если наши требования к общению принимаютсяим, мы становимся друзьями, если нет, то глубокий, постоянный контакт и сотрудничество между нами невозможны.
В соответствии с этими стадиями в общении между людьми психолог Л.Б. Филонов разработал методику контактного взаимодействия, которая рассматривает, как вступать в контакт и осуществлять последовательно все стадии общения[13].
Взяв за основу эту методику, можно выстроить систему игр и упражнений, позволяющих последовательно осуществлять все этапы установления контакта между детьми во вновь созданном или уже существующем коллективе, где отсутствует позитивно направленное взаимодействие между учащимися. Необходимо учитывать, что в условиях организации общения во временных коллективах (например, в детском лагере) процесс установления контактов будет происходить более интенсивно, чем в условиях школы. Вместе с тем, нельзя забегать вперед и использовать игры, относящиеся к последующим стадиям общения, раньше предыдущих.