Вопрос 12. Педагогическая деятельность в учреждениях дополнительного образования. Общая характеристика педагогической деятельности
Главное предназначение педагогической деятельности в обществе -создание, хранение, передача подрастающим поколениям образцов (эталонов) производственных умений и норм социального поведения в процессе взаимодействия ребенка и педагога, учащегося и учителя.
Взаимодействие не ограничивается только названными отношениями между двумя субъектами. К ним присоединяются обязательно взаимодействие:
педагога — группы, детского коллектива;
педагога - родителей;
педагога - коллег, коллектива в учреждении в целом;
детей друг с другом.
Основные функции педагогического взаимодействия:
Преобразовательная.
Познавательная.
Ценностно-ориентационная.
Коммуникативная.
Базовой «ячейкой» педагогической деятельности является взаимодействие - процесс личностного и деятельностного обмена между педагогом и ребенком. В нем участники обмениваются не только информацией, знаниями, умениями, но и личными качествами, эмоциональным и коммуникативным опытом, сложившимися взглядами и оценками.
Этот обмен в рамках совместной деятельности осуществляется не только в установленном режиме (на уроках), но и в неформальном человеческом общении, межличностном взаимодействии и взаимовлиянии, основанном на взаимном уважении и ответственности. Часто именно оно становится развивающим по отношению к его участникам.
Обязательными структурными компонентами педагогической деятельности являются:
исследовательский, предполагающий увеличение собственных знаний,
умений и навыков;
конструктивный, заключающийся в планировании своей педагогической
деятельности и прогнозировании ее результатов;
организаторский, включающий в свой состав организацию образователь-
ного процесса;
коммуникативный, устанавливающий взаимоотношения педагога с деть
ми, родителями, коллегами.
Как любая общественная деятельность педагогическая деятельность имеет свой объект, предмет, средства, своих целенаправленно действующих субъектов и результаты их труда.
Все эти компоненты и функции педагогического взаимодействия имеют свою специфику в условиях дополнительного образования детей.
Главные ориентиры содержания дополнительного образования детей:
индивидуализация, выращивание свободной самобытной личности;
ориентация на личностные нормы, обеспечивающие индивидуальные траектории развития;
опора на личный опыт практической жизнедеятельности;
развивающее и реабилитирующее образование;
развитие самодеятельности детей;
раскрытие личных интересов и склонностей, где учебные предметы лишь одно из средств раскрытия.
Выделенные ориентиры являются теми смысловыми рамками, которые задают содержание, структуру, механизмы, предмет, средства и результаты педагогической деятельности в дошкольном образовании детей.
Каким образом должна быть построена деятельность педагога, чтобы он способен был создавать условия для построения ребенком собственной индивидуальной траектории развития, когда активность и самодеятельность ребенка становятся ведущими, какие права и ограничения у педагога, вторгающегося в зону свободного самоопределения ребенка.
Педагог дополнительного образования имеет дело с живым интересом ребенка, его добровольным выбором какой-то деятельности, но освоение этой деятельности не может произойти автоматически, стихийно, вне ощущения радости, счастья и уверенности в своих силах.
Так, А.С. Макаренко подчеркивал, что чувство радости является истинным стимулом человеческой жизни.
Во исполнение этого, педагог дополнительного образования соединяет в своей деятельности процессы:
создание адекватных внешних условий среды общения, творческой дея-
тельности, комфортного психологического климата;
организация детского сообщества, скрепленного совместной деятельно
стью и общением;
обеспечения внутренних условий для развития каждым своего «Я».
Все эти процессы только условно можно разделить между собой. В действительности они очень переплетены, дополняют и оказывают влияние друг на друга.
Педагог дополнительного образования опирается на идеи, теории, взгляды одной системы воззрений «гуманизма».
Гуманизм требует осознания и признания:
ребенка в качестве главной ценности педагогического процесса;
его способностей и права на саморазвитие;
субъект — субъективных отношений как определяющих педагогический
процесс в целом.
В повседневной практике педагог дополнительного образования организует «встречу» ребенка с его же собственным выбором, развивает и выращивает этот выбор.
При этом такой «встрече» внутренне присущ конфликтный характер, поскольку ребенок, в какой-то ситуации оказывается неспособным сразу же адекватно реагировать на происходящее, он испытывает неуверенность, опасения, переживает о том, как его оценят другие. Поэтому педагог дополнительного образования поддерживает каждого ребенка в процессе осуществления им индивидуальной траектории собственного образования. Смысл этой поддержки состоит в том, чтобы организовать новую для ребенка деятельность и взаимодействие в этой деятельности.
Из сказанного следует: что педагогическая деятельность в среде дополнительного образования отличается особой гибкостью, мобильностью, не регламентируемостью, так как эта деятельность максимально приближена к человеку, и строить ее равнодушно и формально нельзя.
Процесс педагогической организации детского сообщества (особого субъекта образования), скрепленного совместной деятельностью и общения, зависит от: - понимания педагогом роли группы в становлении личности; своего решения проблемы отношения к детскому сообществу, как средст
ву социального контроля или условию самореализации личности;
способа включения педагога в совместную деятельность.
Группа - один из субъектов педагогического процесса, наряду с педагогом и ребенком. Как субъект группа участвует, влияет в той или иной степени на все аспекты взаимодействия участников деятельности и общения. Мы знаем, что есть мнение группы, оценки группы, ее настроение, поведение, групповые мотивы и цели деятельности. Сила и глубина их влияния на человека может быть даже значительнее организованного педагогического воздействия.
Группы могут возникать стихийно, но могут быть специально организованы. Например, специально созданными группами являются творческие объединения, спортивные секции, клубы по интересам или учебные группы в учреждении дополнительного образования детей, содержание деятельности в которых помещается в рамки образовательной программы педагога.
Специальная педагогическая организация группы подразумевает и то, что педагог формирует группу, а значит, задает направленность внутренним отношениям друг к другу, к выполняемой деятельности, преобладающему типу внешнего поведения, мотивам совместной деятельности, стилю общения.
Оформление группы детей, пришедших в учреждения дополнительного образования, начинается с акта записи в интересное для них объединение или к педагогу, обладающему известным авторитетом. Но выбор группы может быть просто случайностью. В любом случае, официальное комплектование группы есть только начало на пути ее становления как действительно педагогически организованного объединения, сопричастного к управлению образовательным процессом и воспитательному воздействию на личность человека.
Отличительной особенностью групп системы дополнительного образования детей является то, что они чаще всего разновозрастные и предельно разнообразны в проявлениях индивидуальности. Поэтому педагог становится своеобразным уравновешивающим фактором в поддержке определенного уровня отношений в группе, тактического и стратегического планирования совместной деятельности, самоорганизации детского сообщества.