Методика проведения подвижных игр в ДОУ.

Классификация подвижных игр


Подвижные игры делят на:

1. по содержанию:

- элементарные

- сложные.

Элементарные: в свою очередь делят на

- сюжетные

- бессюжетные,

- игры-забавы,

- аттракционы.


Сюжетные игры имеют готовый сюжет и твердо зафиксированные правила. Сюжет отражает явления окружающей жизни (трудовые действия людей, движение транспорта, движения и повадки животных, птиц и т. д.), игровые действия связаны с развитием сюжета и с ролью, которую выполняет ребенок. Правила обусловливают начало и прекращение движения, определяют поведение и взаимоотношения играющих, уточняют ход игры. Подчинение правилам обязательно для всех.


Сюжетные подвижные игры преимущественно коллективные (небольшими группами и всей группой). Игры этого вида используются во всех возрастных группах, но особенно они популярны в младшем дошкольном возрасте.

Бессюжетные подвижные игры типа ловишек, перебежек («Ловишки», «Перебежки») не имеют сюжета, образов, но сходны с сюжетными наличием правил, ролей, взаимообусловленностью игровых действий всех участников. Эти игры связаны с выполнением конкретного двигательного задания и требуют от детей большой самостоятельности, быстроты, ловкости, ориентировки в пространстве.

В дошкольном возрасте используются подвижные игры с элементами соревнования (индивидуального и группового), например: «Чье звено скорее соберется», «Кто первый через обруч к флажку» и др. Элементы соревнования побуждают к большей активности в выполнении двигательных заданий. В некоторых играх («Перемени предмет», «Кто скорее до флажка») каждый ребенок играет сам за себя и старается выполнить задание как можно лучше. Если эти игры проводятся с разделением на команды (игры-эстафеты), то ребенок стремится выполнить задание, чтобы улучшить результат команды.


К бессюжетным относятся также игры с использованием предметов (кегли, серсо, кольцеброс, бабки, «Школа мяча» и др.). Двигательные задания в этих играх требуют определенных условий, поэтому они проводятся с небольшими группами детей (двое, трое и т. д.). Правила в таких играх направлены на порядок расстановки предметов, пользования ими, очередность действий играющих. В этих играх наблюдаются элементы соревнования с целью достижения лучших результатов.


В играх-забавах, аттракционах двигательные задания выполняются в необычных условиях и часто включают элемент соревнования, при этом несколько детей выполняют двигательные задания (бег в мешках и др.), остальные дети являются зрителями. Игры-забавы, аттракционы доставляют зрителям много радости.


К сложнымиграм относятся спортивные игры (городки, бадминтон, настольный теннис, баскетбол, волейбол, футбол, хоккей). В дошкольном возрасте используются элементы этих игр и дети играют по упрощенным правилам.

Подвижные игры различаются и по их двигательному содержанию: игры с бегом, прыжками, метанием и др.

По степени физической нагрузки, которую получает каждый играющий, различают игры большой, средней и малой подвижности.

К играм большой подвижности относятся те, в которых одновременно участвует вся группа детей и построены они в основном на таких движениях, как бег и прыжки.

Играми средней подвижности называют такие, в которых тоже активно участвует вся группа, но характер движений играющих относительно спокойный (ходьба, передача предметов) или движение выполняется подгруппами.

В играх малой подвижности движения выполняются в медленном темпе, к тому же интенсивность их незначительна.

Методика проведения подвижных игр в ДОУ.

Образовательные и воспитательные функции подвижной игры могут быть успешно осуществлены только при умелом руководстве ею, которое предусматривает управление двигательным и нравствен­ным поведением детей.

Подбор игр.

Для решения постепенно усложняющихся задач по совершенст­вованию движений следует подбирать игры, основанные на выполнении уже усво­енных детьми движений, доведенных до двигательного навыка.

Поэтому, как пра­вило, для детей младшего возраста доступны игры с бегом, подпрыгиванием на двух ногах на месте и с продвижением вперед, спрыгиванием, подлезанием. Как известно, легче подчиниться правилам, скрытым внутри роли, поэтому в младших группах предпочтительнее использовать сюжетные подвижные игры, в которых одно-два правила (начинать и завершать действие по сигналу, выполнять движе­ние по правилам: не задевать, не наталкиваться и т.д.), одна-две роли ("Солныш­ко и дождик" - одна роль, "Кот и мыши" - две роли и т.д.). В младших группах можно применять игры соревновательного характера, направленные на повыше­ние качества движения в индивидуальном выполнении: "Кто тихо пробежит" (де­ти по сигналу должны перебежать на противоположную сторону; посередине си­дит воспитатель с закрытыми глазами; если он услышит тяжелый бег, то открыва­ет глаза, и ребенок, нарушивший правило, выходит из игры), "Кто легко спрыгнет", "Кто подлезет и не заденет" и т.д.

В средней группе можно использовать подвижные игры не только с вышеназ­ванными движениями, но и с бросанием ("Мяч через сетку", "Лови, бросай, упасть не давай" и др.). Дети 4 лет уже могут свободно подчиняться правилам, данным в открытом виде, поэтому бессюжетные подвижные игры можно использовать до­статочно широко. В играх соревновательного характера даются задания на быст­роту выполнения движения ("Кто быстрее добежит до флажка", "Кто самый лов­кий" и т.д.). Для детей этого возраста доступны командные игры с элементами со­ревнования, построенные на беге или подлезании ("Самолеты", "Цветные автомо­били" и др.). В средней группе можно также использовать народные подвижные игры, включающие простые основные движения.

В старшем дошкольном возрасте появляется возможность выбирать игры с прыжками в длину с места, метанием и лазаньем. Возможностям старших дошколь­ников соответствуют бессюжетные игры, но детям по-прежнему доставляют боль­шое удовольствие сюжетные подвижные игры. Игры с элементами соревнования построены на различных движениях и их сочетаниях, могут включать как индиви­дуальные, так и командные соревнования. С пятилетнего возраста можно использовать разнообразные игры-эстафеты, предусматриваю­щие взаимодействие между играющими. Целесообразно продолжить разучивание подвижных игр как своего, так и других народов.

Знакомство с новой игрой.

Детей младшего дошкольного возраста целесооб­разнее знакомить с содержанием и правилами подвижной игры в процессе самой игры, иг­ровых операций, знакомятся с сигналами, по которым следует начинать и заканчи­вать движения, и требованиями к их выполнению.

Например, знакомя детей с игрой "Солнышко и дождик", воспитатель говорит: "Солнышко. Пойдем погуляем на улицу. Попробуйте догнать меня! А теперь потя­нули руки к солнышку, вверх. Туча налетела. Дождь! Побежали все домой". При повторном проведении игры взрослый отчетливо произносит сигнал "Солнышко", разнообразит действия детей между сигналами, а после слова "Дождь" постепен­но исключает подсказывающие указания.

Дети 4-6 лет способны понять и запомнить содержание и правила игры че­рез их объяснение до начала действий, если оно четкое, краткое, выразительное. Для уточнения сигналов, по которым играющим предстоит действовать, сразу же после рассказа о содержании игры следует задать несколько вопросов. Напри­мер, в игре "Цветные автомобили": "Когда можно выезжать из гаража? А по ка­кому слову возвращаться в гараж? Помните: если автомобили столкнутся, то их нужно направлять в мастерскую для ремонта. Ехать дальше нельзя". Если игра включает произнесение текста, особенно в виде диалога, его лучше разучить за­ранее; четверостишие запоминается быстро при совместном проговаривании во время игры.

При проведении уже знакомых детям игр напомнить правила игры могут сами дети, отвечая на поставленные вопросы.

Сбор детей на игру.

Использование зазывалок, нестандартные звуковые и зрительные сигналы, сюрпризные моменты, демонстративное начало игры.

Создание интереса к игре.

Обыгрывание атрибутов, использование литературного и иллюстративного материала

Наши рекомендации