Обнаружение, распознавание и оценка технических ошибок
Следует различать несколько градаций осознания двигательной ошибки: 1) констатация ее наличия, 2) ее обнаружение (констатация наличия с определением «поврежденного места» системы движений), 3) распознавание (идентификация), 4) аналитическое определение, 5) аналитическая оценка.
Это не только градация осознания ошибки,но и в известном роде ступени, этапы ее осознавания. По-видимому, не обязательно оно проходит все пять «ступеней»: первая ступень нередко может быть пропущена, первые два этапа могут сливаться в один сложный: четвертая ступень также необязательна; наконец, могут быть опущены все три последние ступени либо четвертая и пятая, но в этом случае мало пользы от достигнутого осознания ошибки. Аналитическая оценка ошибки необходима для адекватной реакции на нее, аналитическое определение— для последующей борьбы с ней.
Констатация наличия двигательной ошибки чаще всего осуществляется через определение несоответствия конечного (или контролируемого промежуточного) эффекта выполняемых действий двигательной программе. Однако в тех упражнениях, где имеет место взаимодействие с партнером или противником, подобная констатацияневсегда возможна без более или менее тщательного анализа этого взаимодействия. В таких случаях приходится принимать интуитивное решение, если нет других признаков допущенной ошибки.
Если спортсмен обычно выполняет данное упражнение или действие без рассматриваемой ошибки, то когда она вкрадывается, он замечает это по изменениям в привычных двигательных ощущениях. Простейший анализ этих изменений обычно позволяет в общих чертах определить характер ошибки и локализацию ее в упражнении или в двигательном аппарате.
Следующий этап —распознаваниеошибки, ее идентификация: как бы узнавание ее, определение ее соответствия всем признакам той или иной ошибки, уяснение того, что это и есть «та самая» ошибка. Данный этап очень важен, поскольку имеется немало сходных по ряду заметных признаков, но принципиально различных (как по причинам, так и по следствиям) ошибок. Приняв одну ошибку за другую, спортсмен или тренер может попасть в своего рода методический тупик, безуспешно пытаясь выправить как будто «опознанную» ошибку неадекватными средствами и методическими приемами. Иной раз при этом действительная ошибка даже усугубляется, в некоторых случаях ее наиболее заметные проявления маскируются, что затрудняет ее обнаружение. Можно вызвать и новую ошибку.
Тренер, разумеется, не может сразу обнаружить и распознать ошибку по изменению привычных двигательных ощущений спортсмена (хотя может сделать это несколько позже, расспросив его о них). Но он видит результат действия, наблюдает его общую картину, те или иные ха-рактерные частности и на основании наблюдений может констатировать наличие ошибки, обнаружить и распознать ее.
Конечно, ожидая появления какой-то определенной ошибки, нетрудно, минуя первые две ступени, сразу распознать ее. Тренеру сделать это легче, спортсмену труднее. Иной раз, если ошибка очень заметная, такой «скачок» сразу на третью ступень осознания ошибки возможен и в том случае, когда ее не ждут.
Одну и ту же ли ошибку распознают спортсмен и тренер? Совсем не обязательно. Спортсмену легче заметить динамические ошибки, тренеру—кинематические (речь идет о тенденции, а не обо всех случаях). Варианты такого разногласия могут быть самые различные. Спортсмен и тренер могут заметить разные, не связанные между собой ошибки; ошибки, связанные причинной связью; ошибки, входящие в разные ветви причинно-следственной цепи. Если же ими опознана одна и та же ошибка, то и тут полное совпадение не обязательно: они могут увидеть разные стороны ошибки, по-разному оценить ее. Поэтому полезен обмен мнениями между спортсменом и тренером относительно допущенной ошибки, их наблюдения часто дополняют одно другое.
Аналитическая оценка ошибки состоит в установлении ее примерной величины (мелкая, грубая и т. п.), значения для выполнения действия или упражнения, размера и направления отклонения движений или усилий от запрограммированных, возможности и сложности компенсации или коррекции. Обычно следует стремиться к максимальной объективизации оценки. Иногда же целесообразно субъективно преломлять ее объективное содержание— когда это помогает (в связи с субъективностью афферентной программы) внести коррективы в ход выполнения действий или упражнения. Следует иметь в виду, что оценка значения ошибки или выполнения действия или упражнения, как и оценка возможности коррекции и компенсации, должна зависеть не только от самой ошибки, но и в большой степени от индивидуальных двигательных возможностей спортсмена, от условий поставленной двигательной задачи, от условий, в которых выполняется действие.
Оценка величины ошибки позволяет очень приблизительно, но оперативно взвесить ее значение, выбрать средства коррекции и компенсации, сравнить качество разных попыток выполнения данного действия, что очень важно для контроля за ликвидацией ошибки в процессе тренировки и соревнований. Оценка значения ошибки для выполнения действия существенна при определении того, какое внимание уделять ее исправлению.
Оценка размера и направления отклонения движений и усилий от запрограммированных необходима для их компенсации или коррекции, а также для аналитического определения ошибки. Оценка же возможности, сложности и, следовательно, определение общего характера коррекции или компенсации ошибки обязательно должна предварять эти «спасательные» действия.
Существенно различаются между собой задачи оперативной, текущейоценки ошибки и оценки, отставленной во времени. Первая нужна для немедленной реакции, в частности для оценки возникшей двигательной ситуации; вторая—для «лечения» ошибки, для принятия необходимых мер по ее компенсации в последующих попытках выполнения этого же действия, для оценки общей двигательной ситуации, возникающей в результате выполнения данного действия с такой ошибкой. Текущая оценка ошибки в основном интуитивна, она опирается на накопленный опыт анализа двигательных ошибок, особенно сходных с данной, но из-за недостатка времени не основана на точном знании, на анализе. Отставленная же оценка должна быть основана на аналитическом определении ошибки, хотя обычно (из-за незнания всех факторов и за отсутствием точных характеристик известных факторов) в отставленной оценке ошибки более или менее значительное место занимают и интуитивные компоненты.
Тренеру аналитическая оценка двигательных ошибок ученика необходима и для того, чтобы лучше учить не только данного, но и других своих подопечных.
Устранение ошибок
Устранение ошибок начинается с установления, в чем именно заключается ошибка, в чем ее причины и каковы последствия. Иначе говоря, надо разобрать, какова ее роль и место в упражнении. Педагогу необходимо знать возможные ошибки и их причины, чтобы правильно строить методику обучения. Иногда ошибка устраняется легко тем, что создается правильное выполнение, заменяющее ошибочное. Но нередко необходимо сначала разрушить закрепившееся неверное выполнение, специально ввести помехи, лишающие ошибку устойчивости.
Таким образом, устранение ошибки — почти всегда перестройка системы движений. Исправление ошибок основывается на анализе как правильной техники, так и самой ошибки. Большую помощь оказывает дополнительная информация.
На высшем уровне совершенствования техники чаще, чем ошибки, встречаются недочеты. Их нередко трудно отличить от индивидуальных особенностей техники.
Ошибки как отклонения, выходящие за пределы допустимых, снижают результат упражнения; основные— нарушают основной механизм, частные — только частные детали. В целях предупреждения и устранения ошибок следует применять структурный анализ их п р и ч и н и последствий.