Что такое отчужденная личность?
– Замкнулся в своем образе мысли.
– Белая ворона.
– Неадекватно мыслящий.
– Одержим неправильным пониманием жизни.
– За него думают другие.
– Потребитель рекламы.
Поделюсь личным ощущением как участника этого мастер-класса. Нашей группе достался сложный авторский текст немецкого психолога, социолога и философа Э. Фромма о том, что такое отчужденность. Даже просто быстро познакомится с текстом не просто, но нужно выразить все описанное своими словами, а может даже не согласиться с его точкой зрения. Напряжение становится таким мощным, что, как мне показалось, я читал всю страницу сразу целиком. Быстро отмечал нужное и по нему делал свое обобщенное мнение. Но его еще нужно обобщить с мнением всей группы. Трудно, но очень интересно, увлекательно. Детский азарт? Возможно.
А Евгений Мышкинготовит участников уже к следующему заданию. И снова накал, мощное устремление, огромный интерес. Все решается здесь и сейчас, никто не будет ругать за невыученное и нерешенное. А удачное участие приносит личную внутреннюю удовлетворенность. Дарит радость творчества.
Тема мастер-класса родилась из общей темы Международных чтений: «Чтобы дарить Ребенку искорку знаний, учителю надо впитать море Света». Впитать море света очень даже не просто, оно сияет, оно универсально, оно одно для всех, однако путь к нему у каждого свой, но каждый ли знает об этом? Оригинальность мастер-класса еще и в том, что его проводит режиссер, мастер организации пространственного действа, театрализации, зрелищности, но подготовительная часть предусматривает введение в неожиданные этюды, диалоги, предлагает задания на развитие образного художественного мышления. Оказывается, все это помогает понять свою индивидуальность. Евгений Мышкин объясняет это так:
– Познать свою индивидуальность крайне не просто. Для этого нужно обладать развитым художественным мышлением и восприятием. Это редкость в нашей цивилизации, этому не учат. Поэтому сейчас небольшой урок художественного мышления.
Первое задание на конкретность.Нужно представить следующую картину как можно конкретнее, сделать краткий рассказ о ней, затем сравнить с работой художника, у которого еще конкретнее все представлено, без пробелов: девочка сидит за столом, раннее утро, окно… Если вы вообразили картину также ярко, как у Серова на картине «Девочка с персиком», то у вас богатое художественное мышление и восприятие. А если нет, то постоянные упражнения помогут добиться положительных результатов, как учителю, так и его ученикам.
К чему же нас вел учитель Евгений Мышкин? Хотел помочь нащупать путь, понять, кто мы есть, что с нами происходит, почувствовать свою конкретность, неповторимость и своеобразность в непрерывном процессе жизни. Как он это делал?
Следующее задание на осознание нашей непрерывности. Нам предложено изобразить линию судьбы с пятью главными событиями, а потом представить, что главное не в событиях, а в том, что их окружает, в контексте, в длительности.
– Продлите линию дальше как влево, так и вправо, – предлагает учитель.
Пробую и я. Встают картины жизни, встречи с теми, кто становился моими учителями жизни и моменты испытаний моей прочности. Но главная цель в том, чтобы увидеть непрерывность моей жизни. Я могу допустить, что она длится из более дальнего прошлого в будущее. Наша жизнь, как ручей, который течет сквозь нас.
Урок становится пространством осмысления себя в разных ситуациях, которые мудро выстраивал Евгений Мышкин. Он не убеждал, только направлял нас к пониманию своей самобытности, в необходимость веры в свои силы, подводил к сознанию веры в свое предназначение. Кто мы? – вот в чем вопрос. В чем наше своеобразие? Я не похож на другого. И эта непохожесть – благо. Это моя миссия, мой путь. Имея его, зная его, мне не о чем больше тревожиться, я талантлив, нет поля для зависти, примитивных сравнений, кто лучше и т.д. Тогда мы можем уважать друг другу, сотрудничать. В противном случае – война всех против всех.
Но моя самобытность – не есть профессия или что-то в этом роде, это гораздо тоньше. Это, что может быть уловлено лишь художественным восприятием. Скорее всего, это моя индивидуальная музыка.
Также в диалоге, в игровых ситуациях были рассмотрены вопросы важности развития интуитивности, которая обладает более глубоким целостным видением. Мы убедились, что должны быть естественны: «Для меня органично быть самим собой, а не кем-то. Подсолнуху не нужно стремиться быть тюльпаном».
И снова задание:
– Попытайтесь ответить на вопрос: зачем я здесь? Ответили?
– Теперь еще и еще раз ответьте на этот вопрос (в столбик).
– А теперь попробуйте нащупать ниточку, мелодию – откроется особая скульптура вашего внутреннего мира.
Мы пробуем, пытаемся почувствовать свой внутренний мир, выстраиваем архетипы, образы, которые нас вдохновляют, дарим мысленно им подарки и просим их помогать нам.
Запомнились взволнованные слова Евгения Мышкина: «Это ваш мастер-класс, а я как ученик смотрю, как вы мыслите.Я хочу жить в таком обществе, где каждый становится центром своего богатого духовного мира. Без этого не бывает диалога культур. Понятие своей самобытности помогает понять значимость другого человека. Иначе начнем сравнивать, кто из нас лучше.Если я не сделал усилия понять себя, то я не сделаю усилия понять другого.Учитель, радующийся своему своеобразию, оценит своеобразие своих учеников, не будет агрессивным по отношению к ним.Существует формула – “содружество учительских сердец”. Добавим: “содружество талантливых учительских сердец”. Талант есть у всех из нас. Бог не мог нас обделить, сказать: “повторяй за другими”. А говорит нам “ты сам!!!”»
Итог мастер-класса подвел соавтор Евгения Мышкина – Игорь Киршин. Он отметил опасность общих слов. Любовь, красота, добро. От множества произнесенных слов ничего не изменится. Надо как-то конкретней быть добрым (мы же стремимся к добру). Иначе пройдем мимо добра.
Вот и закончился мастер-класс. Мы увидели прекрасную школу воспитания самобытной, духовно богатой, талантливой молодежи. Такими школами являются студенческий театр РГУ им. И. Канта «Третий Этаж» (г. Калининград), руководителем которого и является автор мастер-класса Евгений Мышкин и студия «Солнечный Сад», руководителем которой является Игорь Киршин. В подготовке мастер-класса помогали актеры студенческого театра «Третий Этаж»: Вика, Юра, Женя, Оксана, Наташа, Оля, Юля, Резеда.
Здесь все было необычно искренно, вдохновенно, как в театре. И мы еще раз убедились, театрализация уроков хорошая форма увлечь детей, сделать уроки не только увлекательными, но и полезными. Такие занятия – труд души, желание мыслить, воображать. Появляется духовное напряжение, а значит возникает стремление меняться, расти, развиваться. Не это ли и есть главная цель школы будущего, ростки которой мы видим уже сегодня в движении Гуманной педагогики. Спасибо мастера!
В.А. Кучеровский, руководитель Творческой лаборатории Гуманной педагогики «Орфей», г. Белгород-Днестровский, Украина.
И.Е. Яворская, вице-президент общественной организации Культурно-педагогический Центр «Белый Город», г. Белгород-Днестровский, Украина.
Море Света
Авторы –
Наркевичене Ирина Прохоровна,
директор школы им. М. Горького,
Рыцарь Гуманной Педагогики,
г. Клайпеда, Литва;
Тарховская Майя Леонидовна,
учитель математики школы им М. Горького,
г. Клайпеда, Литва;
Семенова Галина Ивановна,
учитель, режиссер школы им. М. Горького,
г. Клайпеда, Литва;
Алексеенко Ирина Вячеславовна,
руководитель Культурно-просветительского центра «Гармония» школы им М. Горького,
Рыцарь Гуманной Педагогики,
г. Клайпеда, Литва.
I часть
Педсовет «Что такое Море Света?»
ПЕРВАЯ ЧАСТЬ ПЕДСОВЕТА:
Участники педсовета приглашаются из зала, им раздаются таблички с названием персонажа, которого они представляет в педсовете, и карточки со словами:
МАТЕМАТИК: Что я вам могу сказать?
Раз, два, три, четыре, пять.
ЛИТЕРАТОР:Этот русский наш язык
Уж ко многому привык...
ИСТОРИК: Кто историю не знает –
Ничего не понимает.
ГЕОГРАФ: Где, скажите, деньги взять,
Чтоб Европу увидать?
БИОЛОГ: Химики пускай решат
В теле нашем где душа?
ФИЗРУК: В теле нашем дух здоровый.
Сила – вот души основа!
ФИЗИК: Не физическое дело
Душу извлекать из тела!
ХИМИК: Руки от пробирок прочь –
Проведёшь в больнице ночь!
СПЕЦПЕДАГОГ: Дети потому такие,
что родители хмельные
ПСИХОЛОГ: В ступе воду потолочь?
Тут и я могу помочь!
ЗАВУЧ: Вышло всё из-под контроля!
Вот была бы моя воля...
СТАНДАРТ: Выдвигаю новый клич:
Под одну гребёнку стричь!
ПРОГРАММА: На уроках не летай!
От меня не отступай!
ТВОРЧЕСТВО: Не стандарт и не программа –
Вдохновенье моя мама!
(Очень тихо, пытаясь время от времени напомнить о себе).
ЕГЭ: Гениальное созданье
Министра я образованья!
Знаю точно – Света Море
Для всех нас большое горе!!!
ЗАРПЛАТА: Не нужна души палата!
Мир спасаю Я, зарплата!!!