Место и время проведения ознакомительной педагогической практики

Учебная (педагогическая) практика бакалавров по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» с профилем подготовки «Олигофренопедагогика» проводится на базе специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида. При выборе баз практики необходимо руководствоваться следующими критериями:

- укомплектованность образовательных учреждений педагогическими кадрами, обладающими высоким профессиональным уровнем;

- уровень оснащенности учебной литературой;

- наличие технической инфраструктуры (технических средств обучения, компьютерной техники и средств телекоммуникации);

- наличие оборудования для проведения лабораторно-практических занятий.

Учебная ознакомительная педагогическая практика проводится в течение двух недель на

2-м курсе в 4 семестре (практика в качестве олигофренопедагога)

Группы формируются в составе не более 10 человек на одного руководителя.

4. Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения ознакомительной педагогической практики:

общекультурные компетенции:

-способность к социальному взаимодействию, сотрудничеству и разрешению конфликтов в социальной и профессиональной сферах, к толерантности, социальной мобильности (ОК-1);

-способность к письменной и устной коммуникации на государственном языке; владеть одним из иностранных языков в рамках профессионального общения, готовностью к использованию навыков публичной речи, ведения дискуссии (ОК-5);

-способность использовать нормативные правовые документы в своей профессиональной деятельности (ОК-7);

общепрофессиональные компетенции:

-способность осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладанием мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, способностью к эмпатии, корректному и адекватному восприятию лиц с ОВЗ (ОП-1);

-способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, выявлять сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности (ОП-2);

профессиональные компетенции в области педагогической деятельности:

-способность к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ОВЗ (ПК-1);

-готовность к организации коррекционно-развивающей среды, ее методическому обеспечению и проведению коррекционно-компенсаторной работы в сферах образования, здравоохранения и социальной защиты с целью успешной социализации лиц с ОВЗ (ПК-2);

-способность организовывать и осуществлять психолого-педагогическое обследование лиц с ОВЗ с целью уточнения структуры нарушения для выбора индивидуальной образовательной траектории (ПК-5);

-способность к анализу результатов медико-психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ на основе использования различных (клинико-психолого-педагогических) классификаций нарушений в развитии, в том числе для осуществления дифференциальной диагностики (ПК-6);

-способность осуществлять динамическое наблюдение за ходом коррекционно-развивающего воздействия с целью оценки его эффективности
(ПК-7);

-готовность к оказанию консультативной помощи лицам с ОВЗ, их родственникам и педагогам по проблемам обучения, развития, семейного воспитания, жизненного и профессионального самоопределения (ПК-8);

профессиональные компетенции в области культурно-просветительской деятельности:

-готовность к формированию общей культуры лиц с ограниченными возможностями здоровья и к взаимодействию с учреждениями культуры по реализации просветительской работы с лицами с ОВЗ и их семьями (ПК-13);

-способность осуществлять работу по популяризации дефектологических знаний среди населения (ПК-14).

Специальные компетенции:

- способность к учету индивидуально-типологических проявлений речевого дефекта и различий в динамике его преодоления (СК-1);

- готовность к использованию результатов диагностического обследования для составления индивидуальных программ коррекции нарушенных функций в соответствии с видом, формой и степенью речевых расстройств (СК-2);

- готовность к проведению работы по профилактике вторичных нарушений речеязыкового, сенсомоторного и когнитивного развития (СК-3);

- готовность к методически обоснованному ведению документации логопеда в различных институциональных условиях (СК-4);

- готовность к реализации в профессиональной деятельности современных логопедических технологий (СК-5);

- готовность к проведению логопедических занятий с детьми с сочетанными нарушениями в развитии (СК-6).

В результате прохождения учебной (педагогической) практики обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования

знать:

· знать основные формы и приемами педагогической диагностики детей, имеющими интеллектуальную недостаточность;

· анализировать результаты проведенного педагогического наблюдения, квалифицированно оценить выявленные аномалии развития, прогнозировать динамику нарушения, оформлять полученные данные в личном деле ребенка;

· знать и адекватно определять пути и условия активизации познавательной деятельности обследованного ребенка во взаимосвязи коррекционно-компенсирующих, образовательных и воспитательных задач педагогического воздействия;

уметь:

· уметь реализовать все виды работ, предусмотренные содержанием
практики;

· овладеть способами рационального ведения документации, предусмотренной требованиями к осуществлению работы олигофренопедагога в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида;

· осуществлять реализацию программы учебной практики в тесном кон­такте с медико-психолого-педагогическим коллективом специальной (коррекционной) общеобразовательной школы;

владеть навыками:

· осуществления анализа перспективного планирования комплексной деятельности олигофренопедагога специальной (коррекционной) общеобразовательной школы (СОШ) и уметь структурировать результаты анализа в соответствии с направлениями работы;

· обоснованно оценивать степень эффективности использованных форм воздействия, методов и приемов преодоления трудностей в учебной деятельности детей, имеющими интеллектуальную недостаточность, а также степени результативности работы по их абилитации в контексте коррекции искаженного личностного развития;

· осуществления анализа степени рациональности отобранных для педагогического воздействия наглядных и технических средств;

· планировать мероприятия, подбирать методы, приемы и средства воспитания в зависимости от цели мероприятия с учетом индивидуального и дифференцированного подходов к школьникам с интеллектуальной недостаточностью.

Структура и содержание практики

6.1 Структура и трудоемкостьознакомительной педагогической практики

Общая трудоемкость учебной практики составляет 3зачетные единицы, или 2 недели, или 108 часа.

№ п/п Разделы (этапы) практики Недели Общая трудоемкость Формы текущего контроля
Кредиты часы
Ознакомительная педагогическая практика на базе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида Зачет с оценкой

6.2 Виды деятельности студентов на учебной практике

Основные этапы и программное содержание деятельности студентов

В период практики

Этап I. Ориентировочный

На установочной конференции студенты знакомятся с задачами и организацией практики, сроками выполнения учебных заданий. Здесь же происходит распределение студентов по базам практики – специальные (коррекционные) общеобразовательные школы VIII вида и их закрепление за определенными методистами. Непосредственно после конференции методисты беседуют со студентами своих групп, где определяются конкретные требования руководителя по выполнению программы практики.

В первые дни нахождения в школе студенты знакомятся с педагогическим коллективом и медицинским персоналом учреждения. Изучают организацию работы школы в контексте обеспечения педагогического сопровождения специального (коррекционного) образовательного процесса. Анализируют материально-техническое оснащение специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида: нормативные документы, определяющие задачи, организацию и содержание помощи учащимся с интеллектуальной недостаточностью трудностями и сложными нарушениями; расписание работы; оформление и оборудование учебных кабинетов; образцы документации, ведущейся классным руководителем, учителями предметниками; контингент учащихся в закрепленном классе; принципы комплектования специальной (коррекционной) школы, класса и т.д.

На указанном этапе студенты совместно с куратором практики

· оформляют дневники практики,

· составляют индивидуальный план работы на весь период практики,

· обсуждают тематику и формы мероприятий по педагогической пропаганде или необходимого для учебного кабинета материального обеспечения – наглядных пособий, дидактического материала, стендовых разработок и т.д.; в рамках деятельности по совершенствованию оснащения учебного кабинета СОШ каждый студент получает индивидуальное задание и намечается срок его выполнения.

Дневник педагогической практики является важным рабочим документом студента. В нем отражаются все виды деятельности студента в период практики, раскрывается методическая сущность проводимых дел, кроме того, он служит своеобразным «сборником» актуальных методических материалов, используемых в работе логопеда. Дневник должен заполняться студентом-практикантом ежедневно. Систематичность заполнения дневника в ходе практики контролируется куратором практики.

Наши рекомендации