Психолого-педагогическая консультация
Наряду с просвещением (повышением психологической грамотности) усвоение и наращивание знаний о психологии семьи может происходить и в процессе психологических консультаций. Тем не менее, несмотря на содержательную близость этих способов психологической помощи, психолого-педагогическое консультирование имеет свои специфические особенности.
Сущность психолого-педагогического консультирования заключается в выработке специальных рекомендаций по изменению тех или иных неблагоприятных психологических, педагогических и иных факторов, затрудняющих функционирование семьи или нормальную адаптацию ее членов, особенно при переходе семьи из одной стадии своего развития в другую.
Основными задачами психолого-педагогического консультирования являются:
· индивидуальные и групповые консультации лиц, обратившихся к социальному работнику семейного профиля с целью позитивного решения сложных жизненных проблем, приобретения психолого-педагогических знаний или разрешения жизненно сложных ситуаций;
· выявление семей с повышенной напряженностью межличностных отношений и проведение с ними консультационной работы;
· оказание помощи родителям (супругам) в выявлении их психогенных отклонений, других причин дезорганизованного поведения и выборе адекватной нормы действий в воспитательной ситуации;
· обучение обращающихся в консультацию методам контроля и саморегуляции психоэмоционального состояния;
· разработка системы показателей оценки эффективности психолого-педагогической помощи семье;
· предупреждение вторичных психологических осложнений у лиц с симптомами соматических или нервно-психических заболеваний;
· работа среди молодых и особенно переселившихся семей по проблемам адаптации к новому месту жительства и др.
От обучения консультирование отличается акцентированием внимания на проблеме. В консультировании больше внимания уделяется не столько знаниям, сообщаемым консультантом клиенту в ходе консультативных встреч, сколько особым взаимоотношениям между социальным работником и клиентом по поиску оптимальных путей их реализации. Такое общение порождает дополнительные возможности самостоятельного преодоления клиентом своих психолого-педагогических трудностей. В свою очередь, консультирование отличается и от психотерапии отказом от концепции болезни и сосредоточением внимания на ситуации и личностных ресурсах клиента.
Теоретической основой развития этого представления у специалиста является социальная, клиническая, дифференциальная, педагогическая, возрастная психология, психология личности и тестология, социальная педагогика, педагогическая антропология семьи и т.д. Выбор оснований для конкретной модели консультирования часто связан с более общей теоретической ориентацией (психоаналитической, адлерианской, личностно-центрированной, бихевиоральной, когнитивной и другими), используемой в практике консультирования семьи.
К основным моделям-парадигмам эффективного консультирования относятся:
1) тренинг жизненных навыков;
2) тренинг человеческих взаимоотношений и коммуникативных умений;
3) тренинг в решении проблем и принятии решений;
4) тренинг в поддержании здорового образа жизни («образа мыслей», «образа общения»);
5) ориентация и развитие способностей;
6) помощь в становлении самоидентичности и личностном развитии.
Для организации психолого-педагогического консультирования модели специфицируются и приспосабливаются к соответствующим жизненным ситуациям, вызывающим психическую дезадаптацию, нарушения в развитии.
Проблемами, в наибольшей мере влияющими на спецификацию моделей консультирования в последние годы, явились алкоголизм, наркомания, насилие над детьми, трудности в воспитании и обучении детей, неуверенность в жизни и другие.
Консультирование различных категорий семей, групп семей охватывает широкий спектр психических состояний семьи, отдельных ее членов, вызванных спецификой условий их жизнедеятельности и проявляющихся в диапазоне от убеждения правильности своей позиции до полной неуверенности в себе, растерянности.