З.З.Техника графического моделирования учебной информации

Одной из центральных дидактических задач в процессе обуче­ния выступает развитие интеллекта будущего специалиста. Вер­бальный интеллект характеризуется эрудицией, концентрирован-ностью внимания, обобщенностью мышления, развитой памя­тью и обширным словарным запасом обучаемого. Невербальный интеллект выражается в адаптивности и наблюдательности, ло­гичности и эвристичности мыслительных процессов. Развитие вер­бальных и невербальных интеллектуальных умений и навыков сти­мулирует метод свернутых информационных структур. Суть его за­ключается в том, что рациональная и эффективная переработка учебного материала выполняется за счет вычленения в его содер­жании смысловых единиц, свертывании их и переводе на образ­ный язык в символической или графической форме. Процесс свер­тки/развертки получаемой учебной информации происходит на основе моделирования, которое следует рассматривать как осо­бую деятельность по построению моделей.

Модель (от франц. тоае1е, от лат. тоаи1ш — мера, образец) — в широком смысле — любой образ, аналог (мысленный или условный: изображение, описание, схема, чертеж, график, план, карта и т.п.) какого-либо объекта, процесса или явления (оригинала данной моде­ли), используемый в качестве его «заместителя», «представителя».

Все модели традиционно делятся на два класса: материаль­ные, т.е. вещественные, реальные, и идеальные.

К материальным моделям относят такие, которые построены из каких-либо вещественных предметов: металла, дерева, стекла и других материалов. К ним также относят и живые существа, ис­пользуемые для изучения некоторых явлений или процессов. Все эти модели могут быть непосредственно чувственно познаны, ибо они существуют реально, объективно. Они представляют собой вещественный продукт человеческой деятельности.

К динамическим (действующим) моделям относят такие, кото­рые воспроизводят какие-то процессы, явления. Они могут быть физически подобны оригиналам и воспроизводить моделируемые явления в определенном масштабе. Например, модель будущей пло­тины или корабля.

К образным моделям относят разного рода рисунки, чертежи, схемы, передающие в образной форме структуру или другие осо­бенности моделируемых предметов или явлений.

Знаково-символические модели представляют собой запись струк­туры или некоторых особенностей моделируемых объектов с по­мощью знаков-символов какого-либо искусственного языка. На­пример, математические уравнения, химические формулы.

Мысленные, или умственные, воображаемые модели — наши пред­ставления о каком-либо явлении, процессе или предмете, выра­жающие теоретическую схему моделируемого объекта.

Разнообразные модели, используемые в науке, технике, обы­денной жизни и обучении, базируются на принципе наглядности.

Объекты познания являются наглядными, т. е. очевидно выра­зительными, если они непосредственно наблюдаемы, достаточно просты и привычны, или же если и не наблюдаемы, но на основе изучения их существенных свойств можно построить чувственно воспринимаемую модель или создать о них ясное, понятное пред­ставление. Выделяют три вида образов: восприятия, пред­ставления, воображения.

Образы восприятия объектов окружающего мира возникают у человека при непосредственном воздействии в данный момент этих объектов на органы чувств. Однако в создании образа вос­приятия участвуют не только ощущения предмета, но и память, прошлый опыт, элементы мышления. Создание образа восприя­тия — это решение человеком определенной познавательной за­дачи. В процессе создания образа человек выдвигает гипотезы, проверяет их, осмысливает, понимает создаваемый образ пред­мета. При этом человек не просто созерцает, а активно действу­ет. Чтобы создать образ восприятия, человек должен выполнить ряд особых действий по активному отражению познаваемого пред­мета.

Образы представления — это образы нашей памяти. Они разли­чаются по отчетливости, яркости, устойчивости.

Образы воображения — это образы таких объектов, которые человек никогда непосредственно не наблюдал, не восприни­мал, но несмотря на это они сконструированы из знакомых и понятных ему элементов образов восприятия и представления. Образы воображения бывают непроизвольными и произвольны­ми. Последние бывают воссоздающими, когда возникают на ос­нове реально существующих объектов по их описанию или изоб­ражению при чтении книг или решении задач. Также выделяют творческие образы — образы таких объектов, которых еще ре­ально нет, но которые предполагается создать, изготовить, по­строить.

Построение наглядной модели, как уже отмечалось выше, про­исходит путем ее моделирования.

Моделирование — это метод исследования объектов различной природы на их аналогах для определения или уточнения характерис­тик существующих или вновь конструируемых объектов. Моделирование выполняется несколькими вариантами. Простое моделирование не требует больших специальных разработок, а про^ водится путем сравнения тех или иных предметов, явлений с их наглядными аналогами — схемами, макетами, таблицами. Слож­ное моделирование требует специального построения на основе всестороннего изучения объекта и выделения признаков. Схема­тическое моделирование ограничивается рассмотрением внешних общих признаков объекта изучения, их связей и отношений. Де­тальное моделирование носит глубокий содержательный характер. Модели такого рода рассматривают все связи и отношения стро­ения и функционирования выделяемых сторон объекта изуче­ния.

Виды графического моделирования учебной информации: граф-схемы, опорные конспекты, опорные схе­мы-модели.

Граф-схема — это графическое изображение логических свя­зей между основными текстовыми субъектами учебного материа­ла. Средствами графического изображения служат геометрические фигуры: прямоугольники, треугольники и их соединения (линии, стрелки), а также символические изображения и рисунки пред­метов. На граф-схеме нет ни определения, ни формул, а пред­ставлены только текстовые субъекты и наглядно показаны логи­ческие связи между ними: часть—целое, род—вид.

Граф-схемы бывают формализованной, свободной, абстракт­ной, образной формы. Основу схем составляют логические опера­ции деления понятий, классификаций, т. е. деления целого на ча­сти. Деление — это логическое действие, в основе которого лежат операции по распределению множества на ряд подмножеств. Так, например, пойятия делятся по месту расположения, по форме, по функциям, а классификации представляют собой разверну­тую систему, где каждый вид делится в свою очередь на подвиды. В представленном варианте граф-схемы чаще всего используются преподавателем во время изложения нового материала для струк­турирования учебной информации. Они предлагаются студентам как рисунок на доске или демонстрируются с помощью графо-проектора, иногда — как раздаточный материал для работы каж­дого студента при закреплении материала учебного занятия.

Разновидностью граф-схемы выступает учебная таблица, кото­рая представляет собой материальное средство обучения, содер­жащее в наглядной и лаконичной форме адаптированную науч­ную информацию об изучаемых объектах и явлениях, их строе­нии, свойствах, приемах и способах выполнения различных дей­ствий и операций, необходимых при формировании определен­ных понятий, умений, навыков.

Существует несколько видов таблиц. По временному фактору они выделяются как демонстрационные, которые разделяются на

таблицы постоянного и временного пользования, т.е. эпизоди­чески предъявляемые. По способам отображения информации они разделяются на объектно-композиционные, в которых изображе­ние объектов осуществляется с помощью рисунков, фотографий в определенной композиции; графические, данные в виде черте­жей, графиков, диаграмм; знаковые, т.е. символические, в виде формул. По информационно-содержательному признаку выделяют таб­лицы для формирования основных понятий, способов деятельно­сти, общеучебных и специальных умений.

Кроме этого на учебном занятии используется прием составле­ния сводной таблицы. Такие таблицы создаются по отдельным темам и представляют собой выписки наиболее существенных утверждений. Здесь логические связи сочетаются с кратким опре­делением.

Более сложную конструкцию представляет собой опорный кон­спект — система опорных сигналов в виде краткого условного конспекта — наглядной формы, замещающей систему фактов, понятий, идей как взаимосвязанных элементов целой части учеб­ного материала.

Опорный конспект можно представить в виде системы опор­ных сигналов, т. е. системы ассоциативных символов: знаков, слов, схем, рисунков. В этой наглядной схеме закодировано основное содержание подлежащего изучению учебного материала в его су­щественных связях и взаимоотношениях. Это компактная графи­ческая схема, относительно быстро воспроизводимая, легко за­печатлеваемая и одномоментно обозримая.

Основные задачи опорного конспекта:

- представление основного содержания учебного материала в ходе его изучения как целостного, логически завершенного образа;

- активизация познавательной деятельности обучаемых путем создания благоприятных условий для эффективного протекания процессов восприятия, запоминания и мышления;

- создание условий, способствующих удержанию в сознании человека в нужный момент большого по объему и целостного по своему характеру учебного материала.

Рассмотрим основные моменты в технологии сверстки учеб­ной информации в виде опорных схем-моделей.

Прежде всего обозначим общие теоретические положения.

Технологическую основу составляют процедуры свертывания знаний и формирования рациональных познавательных действий: генерализация знаний, объединение объектов, процессов, схем, рассуждений в целостную мыслительную конструкцию.

Опорные схемы-модели представляют собой элемент инфор­мационной системы, отражающей структуру учебного предмета и внутреннюю логику научного содержания каждой его смысловой части.

В них кодируется достаточно большой объем учебного матери­ала: содержание темы, раздела, части курса или учебной дисцип­лины в целом.

В основу составления блока иерархически построенных опор­ных схем по учебной дисциплине положен принцип тематизма. Создаются опорные схемы по теме, разделу, всей учебной дис­циплине в целом, в которых по мере увеличения объема охваты­ваемого учебного материала осуществляется его укрупнение и обобщение.

Опорные схемы составляются с помощью опорных сигналов, представляющих собой ассоциативный символ, заменяющий не­кое смысловое значение, способный мгновенно восстановить в памяти известную ранее и понятную информацию.

Содержание учебного предмета раскрывается в учебнике, учеб­ном пособии или конспекте лекций, поэтому опорные сигналы могут даваться в виде линейной последовательности, которая оп­ределяется, как правило, логикой излагаемого в них материала (В.Ф.Шаталов).

Система опор представлена ключевыми словами и фразами, разнообразной аббревиатурой, рисунками, графиками, чертежа­ми, формулами, условными знаками и другими способами коди­рования.

В связи с психологическими особенностями восприятия нагляд­ного материала количество содержащихся в опорных сигналах зна­ков должно отвечать определенным требованиям: доступности усвоения, оригинальности оформления, эмоциональной насыщен­ности.

Опорные сигналы позволяют наилучшим образом реализовать в обучении принцип крупноблочного введения теоретических знаний.

Опорные схемы должны соответствовать также принципу ком­пактности, предполагающему графическое отображение изучае­мой темы при значительно небольшом числе опорных сигналов, и принципу системности, предполагающему упорядочение знаний учащихся на основе материальных (т. е. предметных) и формаль­ных (т.е. логических) систем. Материально-предметные системы существуют независимо от познающего их человека. Это весь объем предметов и явлений, их составные части, а также отношения и связи между ними, причем любой фрагмент этой действительно­сти может быть рассмотрен как система. Логические же системы рассматриваются в абстрактной плоскости. Связи между элемен­тами, которые здесь имеют место, касаются взаимных логических зависимостей, проявляющихся между отдельными частями пред­ложения, законами и научными теориями.

Поэтому алгоритм структурирования учебного материала для построения опорной схемы-модели предполагает следующие процедуры:

- выделение ведущих знаний дисциплины вместе с их логиче­скими взаимосвязями;

- моделирование ведущих знаний в символьной, графической или другой форме;

- преобразование модели с целью выявления общих системных понятий и взаимосвязей;

- формирование общих способов познавательной деятельно­сти, характерных для данной области научных знаний;

- построение системы частных задач, решаемых общими спо­собами;

- оценивание усвоения обучающимся общего способа решения данного класса познавательных задач.

Рассмотрим процедуру проектирования учебных таблиц.

Отбор и объем содержания таблицы определяются учебной целью.

Устанавливаются информационно-содержательные параметры, заложенные в таблицу: объем, глубина, адекватность отображае­мому объекту, явлению, способу деятельности.

В таблице реализуется принцип «табличное™ материала», т.е. все содержание должно отвечать именно этому носителю инфор­мации.

Необходимо продумать оптимальные средства визуализации информации, доступные восприятию и пониманию обучаемых.

Визуализация содержания реализуется через форму, простран­ство и протекает в три этапа: определение визуальной идеи, т. е. замысла; конструирование содержания в виде наброска, образа, эскиза; художественное исполнение рисунка с помощью выбран­ных средств.

Следует разработать структуру таблицы: расположение объек­тов, построение зрительного ряда. Здесь учитываются следующие закономерности восприятия:

- наиболее видимым полем таблицы является левое верхнее, а наименее — правое нижнее;

- остальные поля слабого восприятия усиливаются за счет ис­пользования цветовой рамки, увеличения размера объекта, за­ключения контрастного поля в черную рамку;

- эффективность использования таблицы снижают так называ­емые «белые поля».

При построении таблицы используется прием символическо­го, абстрактного изображения.

Таблица может быть представлена на бумажных, картонажных, пластиковых, пленочных, компьютерных носителях.

Рассмотрим особенности составления опорных конспектов (ОК.). Основное требование к ОК — это отражение в содержании учебного материала системы связей. Должна быть осуществлена связь между общей конечной целью и совокупностью частных взаимосвязанных целей, веду­щих к ее достижению.

Должна быть определена внутренняя логика отражаемого со­держания через его формально-логические и дидактические связи и отношения, которые, в свою очередь, представляют собой вы­явление и анализ противоречий, формулирование и разрешение проблем.

Этапы создания ОК целесообразно осуществлять в такой последовательности:

- определить дидактическую задачу и тот учебный материал, который будет подлежать изучению с помощью опорного кон­спекта. Затем выделить последовательность изучения материала и его структуру. Содержанием конспекта могут стать отдельный во­прос темы, тема, раздел, часть курса или материал учебной дис­циплины в целом. Логика построения ОК основана на реализации следующей формулы: матрица—граф—лист основного содержа­ния (ЛОС) — ОК, где матрица — это система внутрипредметных и межпредметных связей, граф учитывает в обобщенном виде це­левую, логико-гносеологическую, процессуальную стороны обу­чения, ЛОС отражает структуру учебного материала учебной дис­циплины;

-выделить смысловые блоки. Их отличительная характеристи­ка — логическая завершенность теоретического материала или полнота алгоритма, на основании которого могут быть выполне­ны операция, действие или деятельность. Смысловые блоки темы строятся на основе вопросов плана изложения учебного материа­ла. Смысловые блоки раздела предполагают объединение двух, а иногда и большего числа тем. Схема выстраивания смысловых бло­ков — линейная, как наиболее полно отражающая логику изло­жения учебного материала;

- установить систему связей между выделенными смысловыми блоками. Первоочередное внимание здесь следует уделить смысло­вым связям. Для этого в ЛОС с достаточной полнотой должна быть отражена структура графа. Сам же граф построен на основе тща­тельной обработки учебного материала: определены цели его изу­чения, система требований к знаниям, умениям и навыкам сту­дентов; вьщелены главные идеи дисциплины и всех ее структурных составляющих; показана система проблем, которые подлежат ре­шению с помощью содержания данного учебного курса; четко пред­ставлен понятийный аппарат дисциплины; вскрыта взаимозависи­мость учебных элементов и более крупных единиц информации: раздел—тема—подтема—вопрос конкретного пункта плана. Такая взаимосвязь должна отражать общую логику развития учебного ма­териала в направлении достижения заявленной конечной цели. Если перечисленные выше требования реализованы, то смысловые бло-

ки должны совпасть со структурными элементами графа. Формаль­ная перестройка графа в смысловую сеть осуществляется следую­щим образом: в узлах сети помещаются смысловые блоки, а связи между ними указываются прямыми линиями;

- провести анализ кадров ЛОС, относящихся к каждому смы­словому блоку в отдельности, и выявить внутри блоков кадры, отражающие их главное содержание. Для смыслового блока, вхо­дящего в состав ОК по отдельной теме курса, ими будут все или большая часть соответствующих ему кадров. В состав же кадров смысловых блоков ОК, отражающих главное содержание более крупных единиц учебной информации (раздел или разделы дис­циплины), надо включать лишь кадры ЛОС, относящиеся к этим единицам информации, которые позволяют в обобщенном виде выразить главные цели, противоречия, идеи, методы, средства и, в свою очередь, в каждом из кадров, отражающем основное содержание смысловых блоков, выделить центральные положе­ния и продумать возможные способы их кодирования. Это могут быть ключевые слова и фразы, условные знаки и символы, благо­звучные аббревиатуры, упрощенные рисунки, графики, чертежи, таблицы, отдельные формулы и обозначения, а также легко вос­производимые графические формы;

- построить эскиз ОК и изготовить на этой основе оригинал, пригодный для использования и тиражирования. При этом отра­батываются следующие требования:

а) эскиз ОК отражает полный охват выделенных смысловых блоков и закодированных в них положений;

б) в нем представлена система основных связей между ото­бранными смысловыми единицами учебной информации;

в) следует сочетать компактность расположения материала с его высокой зрительной наглядностью — обозримостью и доступ­ностью для восприятия, обеспечить соединение простоты графи­ческих форм кодирования информации с возможностью вызова через них адекватных ассоциаций;

г) в своем композиционном построении эскиз должен быть составлен так, чтобы у преподавателя была возможность относи­тельно быстрого технического его воспроизведения. Поэтому эс­киз ОК следует изготовлять, как правило, на одном листе бумаги определенного формата, позволяющего сделать копировальные работы.

Оригинал ОК может быть использован для предъявления в виде транспоранта, раздаточного печатного материала, обычного пла­ката, рисунка на меловой доске, диапозитива на графпроекторе, медиатекста.

Правильно составленный ОК будет отвечать принципу много­целевого применения, когда ОК используются в разнообразных педагогических ситуациях для интенсивности обучения.

ИНФОРМАЦИЯ

ЧР Факты

Связи

Оболочка

Единицы информации

\

ЗЦ^ Опорный сигнал

Рис. 2. Опорный конспект (по Г. К. Селевко)

Условно опорный конспект представлен на рисунке 2. Рассмотрим варианты работы с опорными схемами-моделями на учебном занятии.

Для работы с опорными схемами преподаватель должен иметь:

- серию опорных схем по основным темам курса, которые ис­пользуются как для опроса, так и в процессе изложения нового материала;

- все блоки схемы по каждой теме, написанные на отдельных листах;

- схемы с пояснениями для каждого студента (желательно).

Существует несколько методик работы со студентами над опор­ными схемами. Предлагается следующий алгоритм. Схема, состоя­щая из нескольких блоков, приводится обычно на первом заня­тии по теме. Усвоение содержания блоков схемы происходит по-разному. Самый распространенный вариант — это проговарива-ние преподавателем содержания, обычно — дважды. Другой ва­риант — расшифровка учащимися содержания, закодированно­го в блоках схемы. Он применяется в том случае, когда в схеме много уже известных учащимся обозначений, а также тогда, когда материал изложен кратко и ясно, в той же последовательности, что и в учебнике или хрестоматии по педагогике. Еще один вари­ант: в схеме остаются «белые пятна», т.е. она составлена не до конца, учащимся предстоит ее закончить, используя учебник. Полностью самостоятельное составление учащимися схем пред­ставляется целесообразным применять редко, не более двух раз за учебный год.

На последующих занятиях учащимся предлагается проговари­вать содержание блоков как у доски, так и за партой — друг другу. Попутно проводится работа над первоисточниками. Содержание

схемы углубляется, закрепляется в памяти учащихся. Конечный этап работы над схемой — запись ее по памяти в специальных тетрадях, которые хранятся у преподавателя. На это уходит от пяти до десяти минут в зависимости от сложности схем. Во время напи­сания учащимися опорной схемы для устного ответа на отметку к преподавателю поочередно вызываются четверо-пятеро учащихся и столько же учащихся поочередно наговаривают свои ответы на магнитофон.

Иногда практикуется дополнительное задание: раскрыть пись­менно содержание одного из блоков. Если преподаватель считает, что знания учащихся по данной теме недостаточно прочны или недостаточно глубоки и требуют повторения, закрепления, то после написания схемы проводится самостоятельная работа по карточкам с целью раскрытия содержания темы. Практика пока­зывает, что переписать схему у товарища практически невозмож­но: мешает контроль педагога, а также то, что не готовый к ответу учащийся, не понимая схему, делает много ошибок при откровен­ном списывании.

Работу по формированию навыков графического моделирова­ния можно осуществлять на основе сверток учебной информации через систему вербально-графического взаимодействия.

Эта система обучения представлена следующими блоками. Пер­вый — операциональный. Здесь происходит аналитическое струк­турирование учебной информации в виде ключевой идеи и тези­сов изучаемой темы.

Второй блок — знаково-символический. Здесь осуществляется преобразование структуры учебного материала в процессе совме­стной теоретической работы преподавателя со студентами во вре­мя лекции. Свертывание вербального содержания структуры про­исходит за счет выделения ключевой идеи и ее тезисов в форме ядра, информационных орбит.

Третий блок — вербально-графическое преобразование инфор­мации, осуществляемое студентами самостоятельно.

Четвертый блок — управление учебной деятельностью, выпол­няемое с помощью алгоритмов функционирования. Формой орга­низации учебной деятельности студентов служат творческие мик­рогруппы. Возможные варианты заданий студентам: создание соб­ственных моделей или заполнение недостающих блоков и защита своих моделей на практическом занятии.

Кроме опорных схем, используемых как средство обучения, конспект учебного занятия тоже можно представить как схему. Он получил авторское название «Тематически акцентированный кон­спект»1 (рис. 3).

' Латышев Ю.В. Размышление об уроке. — Ульяновск, 1990. — С. 19.

БЛОК № 1

БЛОК № 2

Входящий

сигнал

НАЗВАНИЕ ТЕМЫ

Выходящий^ сигнал

БЛОК № 3 Рис. 3. ^Тематически акцентированный конспект

Рассмотрим составные части такого конспекта.

1. Необходимо сформулировать тему, которая фиксируется в центре страницы.

2. Записать тезис, раскрывающий основную идею предполагае­мой учебной информации. Эту центральную мысль нужно будет доказывать на протяжении всего учебного занятия.

3. Выбрать метод доказательства: индуктивный (от частного к общему) — если тема сложная, и дедуктивный (от общего к частному) — если у обучаемых есть определенный запас знаний или представлений, позволяющих им осознать выдвинутый те­зис.

4. Найти ответ на вопросы: на каких вопросах, раскрывающих тему, акцентировать внимание студентов? Какие причинно-след­ственные связи нужно выделить при подаче учебной информа­ции? Какая форма записи наиболее лаконична при имеющемся максимуме фактов?

5. Весь имеющийся фактический материал разделить на блоки.

6. Запись материала в каждом блоке осуществляется словами, общепринятыми символами, аббревиатурами.

7. При составлении конспекта обратить внимание на цветовое оформление. Цвет отражает узловые понятия, противоречия, им очерчивается отдельный блок и сигнал.

8. Каждый новый сигнал, написанный слева направо, пишется на новой строчке.

9. Связи сигнала с блоком или темой могут быть простыми в виде черточки или остронаправленными в виде стрелки. Таким образом, обозначенные связи отражают логику рассказа, задан­ную в одном направлении «причина—следствие».

10. Для актуализации знаний студентов, установления причи­ны или противоречия проблемы, обозначенной в названии темы, используется «входящий сигнал», который фиксируется слева от темы, связь устанавливается с помощью стрелки. Это могут быть факты, результаты диагностирования, статистические данные и т.д. Для показа перспективы развития отдельных тенденций, вы­текающих из темы, предназначен «выходящий сигнал», он распо­лагается справа со стрелкой.

Подводя итог вышесказанному, следует подчеркнуть роль гра­фических моделей в учебном процессе. Для студентов построение схемы излагаемого учебного материала помогает выделить те смыс­ловые ядра в его содержании, которые облегчают понимание это­го материала; способствует усвоению большого объема теорети­ческих знаний; позволяет охватить единым взором совокупность отдельных звеньев новой информации, установить связи между ними, сопоставить их; логически обработать материал и переве­сти его в долговременную память. Для преподавателя польза также очевидна: некоторая экономия времени, возможность системати­чески и в полном объеме всей темы проверять знания учащихся, значительное накопление оценок.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Каковы функции учебной литературы?

2. Перечислите все известные вам способы чтения учебной литера­туры.

3. С помощью каких приемов происходит «изучающее чтение»?

4. Выделите правила заучивания наизусть при усваивающем чтении.

5. Каков алгоритм работы над аннотацией?

6. Назовите советы, рекомендуемые преподавателю для работы с вы­сказываниями. Дополните их собственными советами.

7. На чем основан прием «комментирования»?

8. Перечислите принципы использования учебной видеозаписи.

9. Дайте краткую характеристику каждому из этапов использования видеозаписи на учебном занятии.

10. Какой прием составляет основу работы с учебной звукозаписью?

11. Что представляет собой метод свернутых информационных струк­тур?

12. В каких видах осуществляется графическое моделирование учебной информации?

13. В чем суть учебной таблицы?

14. Назовите алгоритм структурирования учебной информации для графического моделирования.

15. Определите основное требование к опорному конспекту.

16. Проанализируйте приведенную на рис. 4 опорную схему. Выделите особенности ее чтения. Сформулируйте задание для студентов по ее ис­пользованию. Предложите свой вариант структурирования учебной ин­формации, содержащейся в данной схеме.

17. Выполните тестовые задания

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 1

Наши рекомендации