К интерпретационным
Методологические подходы
К психолого-педагогическим исследованиям
См.: http://www.ido.rudn.ru/psychology/pedagogical_psychology/2.html
Одной из наиболее признанных и известных классификаций методов психолого-педагогического исследования является классификация, предложенная Б.Г. Ананьевым (http://www.yspu.yar.ru:8101/vestnik/pedagoka_i_psichologiy/4_2/ .
Все методы он разделил на четыре группы:
o организационные;
o эмпирические;
o по способу обработки данных;
o интерпретационные.
К организационным методам ученый отнес:
o сравнительный метод как сопоставление различных групп по возрастам, деятельности и т.п.;
o лонгитюдный – как многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного периода времени;
o комплексный – как исследование одного объекта представителями разных наук.
К эмпирическим:
o обсервационные методы (наблюдение и самонаблюдение);
o эксперимент (лабораторный, полевой, естественный и др.);
o психодиагностический метод;
o анализ процессов и продуктов деятельности (праксиометрические методы);
o моделирование;
o биографический метод.
По способу обработки данных
o методы математико-статистического анализа данных и
o методы качественного описания .
К интерпретационным
o генетический (фило- и онтогенетический) метод;
o структурный метод (классификация, типологизация и др.).
Ананьев подробно описал каждый из методов, но при всей тщательности его аргументации остается много нерешенных проблем: почему моделирование оказалось эмпирическим методом? чем практические методы отличаются от полевого эксперимента и инструментального наблюдения? почему группа интепретационных методов отделена от организационных?
Целесообразно, по аналогии с другими науками, выделить в педагогической психологии три класса методов.
1. Эмпирические, при которых осуществляется внешне реальное взаимодействие субъекта и объекта исследования.
2. Теоретические, когда субъект взаимодействует с мысленной моделью объекта (точнее - предметом исследования).
3. Интерпретационно-описательные, при которых субъект "внешне" взаимодействует со знаково-символическим представлением объекта (графиками, таблицами, схемами).
Результатом применения эмпирических методов являются данные, фиксирующие состояния объекта показаниями приборов; отражающие результаты деятельности и т.п.
Результат применения теоретических методов представлен знанием о предмете в форме естественно-языковой, знаково-символической или пространственно-схематической.
Среди основных теоретических методов психолого-педагогического исследования В.В. Дружинин выделил:
o дедуктивный (аксиоматический и гипотетико-дедуктивный), иначе - восхождение от общего к частному, от абстрактного к конкретному; результат - теория, закон и др.;
o индуктивный - обобщение фактов, восхождение от частного к общему; результат - индуктивная гипотеза, закономерность, классификация, систематизация;
o моделирование - конкретизация метода аналогий, «трансдукция», умозаключение от частного к частному, когда в качестве аналога более сложного объекта берется более простой и/или доступный для исследования; результат - модель объекта, процесса, состояния.
Наконец, интерпретационно-описательные методы – это «место встречи» результатов применения теоретических и экспериментальных методов и место их взаимодействия. Данные эмпирического исследования, с одной стороны, подвергаются первичной обработке и представлению в соответствии с требованиями, предъявляемыми к результатам со стороны организующих исследование теории, модели, индуктивной гипотезы; с другой стороны, происходит интерпретация этих данных в терминах конкурирующих концепций на предмет соответствия гипотез результатам. Продуктом интерпретации являются факт, эмпирическая зависимость и в конечном счете оправдание или опровержение гипотезы.
Подход –это методологическая ориентация на использование определенной характерной совокупности взаимосвязанных идей, понятий и способов исследования. Поход в широком смысле слова – как методология – опирается на три основных компонента:
1) основные понятия, используемые в процессе исследования (изучения, управления, преобразования, осмысления результатов);
2) принципы как исходные положения или главные правила осуществления исследования (происходящего в процессе психолого-педагогической деятельности – в нашем случае совместно-разделенных взаимодействий с субъектами социально-педагогических процессов);
3) методы и приемы построения исследования (= процесса социально-педагогических взаимодействий), которые в наибольшей степени соответствуют избираемой философской ориентации.
Имеют большое распространение следующие подходы.
Акмеологический – ориентация на максимальную творческую самореализацию субъектов психолого-педагогических взаимодействий.
Валеологический – постановка во главу угла развития здорового образа жизни.
Гуманистический – ориентация на принципы гуманизма.
Детерминистский – в основе лежит признание однозначного соответствия причины и следствия.
Деятельностный – абсолютизируется роль деятельности. Основы деятельностного подхода в психологии заложил А.Н. Леонтьев. Он исходил из различий внешней и внутренней деятельности. Первая слагается из специфичных для человека действий с реальными предметами, осуществляемых при движении рук, ног, пальцев. Вторая происходит посредством умственных действий, когда человек оперирует идеальными моделями, образами предметов, представлениями о предметах. Деятельность рассматривается как средство становления и развития субъектности.
Диагностический – во главу угла ставятся процедуры диагностики.
Интегральный – направление исследования, при котором объединяются (интегрируются) ряд важнейших объектов системы (интегрального объекта исследования).
Информационный – состоит в описании объекта (в нашем случае социально-педагогического процесса) в понятиях информатики (источник, приемник, канал информации, обратная связь и т.п.)
Коммуникативный – установление характера взаимодействия всех субъектов (объектов), находящихся в открытых взаимоотношениях с целью достижения прогнозируемых результатов.
Комплексный – предполагает учет и анализ взаимодействия множества взаимосвязанных элементов исследуемого процесса.
Культурологический – исследование на основе объединения специальных, общекультурных и психолого-педагогических знаний в соответствии с принципом культуросообразности.
Личностно ориентированный–создание и изучение благоприятной среды для личностного роста.
Практико-ориентированный – подход к исследованию, обеспечивающий практически ценный результат.
Синергетический – методологически ориентированный на применение идей и понятий открытых нелинейных самоорганизующихся систем, каковыми обычно являются социально-педагогические объекты.
Системный – объект познания и преобразования рассматривается как система. Система понимается как упорядоченное множество неоднородных взаимосвязанных элементов.
Ситуативный, тактический, стратегический – расчет времени в ходе исследования определяется исходя, соответственно, из понятий «здесь и сейчас», «зона ближайшего развития» и «далекое будущее».
Социокультурный (культурно-исторический) – состоит в признании того, что главная закономерность онтогенеза психики заключается в интериоризации субъектом структуры его внешней пространственно-временной социально-символической (совместно-разделенной и опосредованной знаками языка) деятельности.
Средовый – подразумевает обязательный учет и использование окружающей среды.
Целостный – ориентирующий на понимание социально-педагогического процесса как целостного объекта, объединенного едиными обобщенными характеристиками. Аспектный подход предполагает рассмотрение какой-либо стороны объекта.
Ценностный – исходящий из определенной системы ценностей, Которые обычно являются общечеловеческими: человек (абсолютная ценность), семья, труд, знание, культура, отечество, Земля, мир.
Бывают также образовательно-когнитивный, эмоционально-волевой, теоретико-понятийный(В.В. Давыдов), мыследеятельностный (Ю.В. Громыко, П.Г. Щедровицкий) подходы и др.