Укажите, в каких рядах не все слова являются книжными.
а) прикинь, благополучие, соревнование
б) газировка, околпачит, франт
в) доброжелательный, любопытство, интерес
г) трепаться (о чем-либо), цыкать, диета
11. Укажите ошибки в определении терминов. Дактиль – это…
а) двухсложный стихотворный размер с ударением на первом слоге
б) двухсложный стихотворный размер с ударением на втором слоге
в) трехсложный стихотворный размер с ударением на первом слоге
г) трехсложный стихотворный размер с ударением на втором слоге
12. Укажите лексическое значение слова прагматизм:
а) расчетливость
б) рационализм
в) закономерность
г) высокомерие
Литература:
1. Антонова, Е.С. Русский язык: учебник для учреждений нач. и сред. проф. образования [Текст]/Е.С.Антонова, Т.М.Воителева, - М.: Издательский центр «Академия», 2013. – С. 89 – 119.
2. Власенков, А.И. Русский язык: грамматика. Текст. Стили речи: учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений [Текст]/А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. – М.: Просвещение, 2005. – 350с.
3. Горская, С. А. Лексика. Фразеология. Лексикография: практикум по курсу "Современный русский язык" для студ.[Текст]/С.А. Горская; Учреждение образования "Гродненский гос. ун-т им. Я.Купалы".- Гродно : ГрГУ, 2009.- 137с.
4. Толковые и фразеологические словари.
Практическая работа 5-6
Подбор текстов с изучаемым языковым явлением. Наблюдение над изобразительно-выразительными средствами лексики. Составление связного высказывания с использованием заданных лексем, в том числе на лингвистическую тему
(наименование практического занятия)
Цель работы:
студент должен уметь:
- опознавать лексические и фразеологические выразительные средства в публицистической и художественной речи, оценивание их;
- определять основные виды тропов, построенных на переносном значении (метафорой, эпитетом, олицетворением);
- объяснять особенности употребления лексических средств в текстах разного стиля.
Дидактическое оснащение практической работы:
настоящие методические рекомендации по выполнению практических работ.
Задания:
1. Оцените словесное богатство (разнообразие), выразительность текста. Как вы представляете себе картину, изображённую А.С.Пушкиным:
Вся комната янтарным блеском озарена…
2. Оцените текст с точки зрения описания в нём противоположностей. С помощью каких слов автору удалось по-разному охарактеризовать малышей и малышек?
Коротышки были неодинаковые: одни из них назывались малышами, а другие – малышками. Малыши всегда ходили либо в длинных брюках навыпуск, либо в хорошеньких штанишках, а малышки любили носить платьица из пёстренькой, яркой материи. Малыши не любили возиться со своими причёсками, и поэтому волосы у них были короткими, а у малышек волосы были длинными, чуть не до пояса. Малышки очень любили делать разные красивые причёски, волосы заплетали в длинные косы и в косы вплетали ленточки, а на голове носили бантики. Многие малыши гордились тем, что они малыши, и совсем почти не дружили с малышками. А малышки гордились тем, что они малышки, и тоже не хотели дружить с малышами.
(Н.Носов)
3. Прочитайте текст. Какие слова нельзя назвать литературными? Почему они употребляются в тексте? Как изменится текст, если произвести литературную правку?
- Слышь, Петька, - сказал вдруг Гаврик,- понимаешь, они тама сидят и даром дожидаются… без товара… Их тама всех перестреляют, очень просто… А я не могу иттить, потому что этот чёрт непременно прилипнет!.. Чуешь, что я тебе говорю?
- Чую, - одними губами проговорил Петя…
(В.Катаев)
4. Выполните указанные задания применительно к какому-либо тексту:
- найти (указать) слово, употреблённое в несвойственном ему значении;
- заменить, добиваясь точности словоупотребления, выделенные слова синонимами, в которых концентрация признака выше, чем в выделенных словах;
- заменить слово иноязычного происхождения русским синонимом (и наоборот);
- устранить неоправданные повторы в тексте (ошибки, связанные с неточным употреблением слов), используя близкие по значению слова и фразеологизмы;
- вычеркнуть слова, которые можно исключить без ущерба для выражения темы, основной мысли текста;
- оценить сочинение (отрывок). Высказать (написать) своё мнение о нём.
5. В русском языке есть немало обозначений действий, связанных с перемещением человека в пространстве. (Например: приехать-прибыть-прикатить; убегать-удирать-улепётывать; броситься-ринуться-кинуться и т. п.). Вспомните любимых вами героев мультфильмов. Составьте сценарий мультфильма с использованием данных выше глаголов. Тему и название сценария придумайте сами.
6. Вам понравилась прочитанная книга (фильм, картина), а вашему товарищу не понравилась. Составьте ряды слов – антонимов, значения которых отражали бы ваши разногласия. Используя антонимы, постройте диалог-спор (или рассуждение) о прочитанной книге (фильме).
Содержание отчёта:
выполненные задания.
Контрольные вопросы:
- Что такое изобразительные средства языка?
- Дайте определения терминам: метафора, метонимия, эпитет, олицетворение, звукопись, синонимический ряд, стилистические синонимы, тема высказывания, основная мысль высказывания.
Литература:
1. Антонова, Е.С. Русский язык: учебник для учреждений нач. и сред. проф. образования [Текст]/Е.С.Антонова, Т.М.Воителева, - М.: Издательский центр «Академия», 2013. – С. 89 – 119.
2. Власенков, А.И. Русский язык: грамматика. Текст. Стили речи: учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений [Текст]/А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. – М.: Просвещение, 2005. – 350с.
3. Горская, С. А. Лексика. Фразеология. Лексикография: практикум по курсу "Современный русский язык" для студ.[Текст]/С.А. Горская; Учреждение образования "Гродненский гос. ун-т им. Я.Купалы".- Гродно : ГрГУ, 2009. -137с.
4. Толковые и фразеологические словари.
Название раздела по программе: