Составление условий к данному вопросу;
7) выбор решения задачи по её тексту;
Выбор текстов по данному решению;
Комментирование выражений, составленных по усло-
вию задачи (что обозначает данное выражение?);
Переформулировка вопроса задачи и сравнение их ре-
Шений;
Построение схемы, соответствующей условию задачи;
Выбор схемы, которая соответствует задаче;
13) дополнение условия задачи в соответствии с её
Вопросом;
Составление задачи по данной схеме;
Составление задачи по данному решению и др.
В дополнение к учебнику 2?го класса учитель может ис-
пользовать тетрадь «Учимся решать задачи» (см. список до-
Полнительной литературы).
Проведение уроков по обучению решению задач требует
От учителя тщательного продумывания каждого момента ра-
Боты, быстрой реакции на высказывания учащихся, эмоцио-
Нальной окраски действий, так как в учебнике предложены
задания в виде так называемых «ловушек».
УРОК 1. (Задания 161, 162)
Цель. Сформировать у учащихся представление о струк-
туре задачи. Познакомить с записью её решения. Совер-
Шенствовать вычислительные навыки и умения.
Нельзя не учитывать, что второклассники уже встречались
с понятием «задача» и у многих сложилось о нём определён-
Ные житейские представления. Поэтому в начале урока сле-
Дует выяснить, где дети встречались с этим понятием, уме-
Ют ли они отличить задачу от текста, который не является
Методические рекомендации к урокам. II четверть
Задачей, какие признаки задачи они могут назвать. Даль-
Нейшие действия учитель определяются высказываниями
учащихся. Например, после проведённой беседы педагог мо-
жет предложить ученикам задание 161. Ребята читают сна-
Чала один текст, затем другой в пункте 1) и пытаются отве-
тить на вопрос: «Какой текст можно назвать задачей, а какой
нет?» Работу с заданием 161 можно продолжить, используя
либо приём постановки вопроса к данному условию (напри-
мер, пункт 1, текст слева): – Сколько лисичек нашли Маша
и Миша? Сколько лисичек они нашли вместе?), либо приём
Выбора вопросов, которые связаны с данным условием. Ис-
пользуя этот приём, учитель выписывает на доске, а затем
читает, например, такие вопросы:
1) Сколько белых грибов нашёл Миша?
2) Сколько лисичек нашёл Миша?
3) Сколько всего учеников в классе?
Ученики обосновывают, что 1 и 3 вопросы не подходят.
При работе с текстом слева (пункт 2) можно использо-
вать приёмы: составления условия, которое связано с вопро-
Сом; выбор условия, которое связано с вопросом. Для выбо-
ра можно, например, предложить такие условия: 1) В одной
Корзине 9 грибов. 2) В классе 10 мальчиков. 3) В классе
10 мальчиков и 7 девочек. Используя приём выбора условия
к вопросу справа (пункт 2), учитель предлагает варианты:
У Пети 8 ручек, а у Иры их 7. 2) У Пети 28 марок. 3) У Пети
Марок, а у Иры их 10. Вопросы и условия для выбора учи-
Тель может предъявлять ученикам либо на карточках, либо
Использовать для этой цели проектор.
При выполнении задания 161 учитель знакомит детей
с понятиями «условие» и «вопрос», прочитав предложение
на с. 52. («Задача состоит из условия и вопроса, которые
связаны по смыслу между собой».) Вполне возможно, что
Вначале ученики будут выделять вопрос задачи, ориенти-
Руясь на внешний признак (предложение со знаком вопро-
Са). Поэтому так важен анализ различных текстовых конс-
трукций, содержание которых понятно детям. Например,
В пункте 1) (текст слева) нет вопроса, значит это не задача.
(Здесь дано только условие). А в тексте справа есть условие
И вопрос, значит этот текст является задачей. (Есть условие
Методические рекомендации к урокам. II четверть
И вопрос, которые по смыслу связаны между собой.) В пунк-
те 2) и слева, и справа сформулированы только вопросы, на
Которые нельзя ответить. Эти тексты задачами назвать не-
Льзя. В пункте 3) условие и вопрос слева не связаны между
Собой. В условии речь идет об огурцах, в вопросе спрашива-