I. Мотивация учебной деятельности (Р.)
Слайд 2.
– Работать сегодня мы будем под девизом: «Мало уметь писать, надо уметь думать». Сегодня на уроке мы продолжим учиться писать красиво, будем думать и рассуждать.
− Давайте вместе подумаем, в каких ситуациях необходимы запреты?
II. Включение в систему знаний и повторение (П. + К. + Р.).
Работа по учебнику.
Самостоятельная работа (упражнение 1).
Упражнение 2-й категории «Трудное задание».
Слайд 3. Проверка.
Комментированное выполнение (упражнение 3).
Слайд 4. Сначала слайд открывается пустой. После каждого ответа учитель щёлкает по слайду – появляются записи.
Физкультминутка
2. Работа в тетради «Русский язык» (П. + К. + Р.).
Слайд 5.
Упражнение «Дорисуй». (Самостоятельная работа.)
Упражнение «Попробуй написать, не отрывая ручки от бумаги».
Упражнение «Найди слова, которые нужно вписать». (Фронтальная работа.)
− Прочитайте первое слово-подсказку, определите, в какой столбик его запишем.
Слайд 6.
Проверка выполненной работы.
Что? мороз холод веселье лёд крик ночь | Какой? морозный холодный весёлый ледяной крикливый ночной | Что делать? морозить холодать веселить леденеть кричать ночевать |
− Обратите внимание на слова крикливый, кричать. В них чередование в корне -крик- / -крич-.
− В слове ночь на конце слова пишется мягкий знак, а в слове ночной – нет.
− Что объединяет слова в столбиках? (Они отвечают на один и тот же вопрос.) Что объединяет слова в строчках? (Они родственные.)
Упражнение «Заполни пропуски». (Самостоятельная работа.)
Упражнение «Разгадай кроссворд». (Самостоятельная работа.) (Р.)
(Ответ: 1 − картина; 2 – медведь; 3 – Москва; 4 – ребята; 5 − город; 6 – спасибо; 7 – деревня.
− Придумайте предложение с каждым из этих слов. Одно предложение запишите в тетрадь.
Упражнение «Раздели слова на слоги». (Самостоятельная работа.)
Слайд 7. Проверка выполненной работы.
− Какие слова нельзя переносить? (Очень, один.) Почему? В каких словах деление на слоги не совпадает с делением для переноса? (Арена, обезьяна.)
Упражнение «Вспомни вежливые слова».
− Впишите вежливые слова в предложения. Какие ещё «волшебные» слова вы знаете?
Упражнение «Спиши».
Слайд 8.
− Прочитайте текст. Обратите внимание на написание слов (на) арену, цирк, костюмы, канаты, оркестр.
Щелчок по крестику – закрытие презентации.
Подчеркните «опасные места» в словах гимнасты, серебристые, засветились, заискрились, уцепились, подниматься. Разделите эти слова на слоги, прочитайте несколько раз.
− Спишите текст. Подчеркните знак в конце каждого предложения и заглавную букву в начале следующего.
Проверка выполненной работы. (Р.)
Урок 51
речевая ситуация: составление
краткого рассказа об увиденном. повторение
Педагогические задачи:создать условия для сочинения небольших рассказов по предложенной теме; научить применять правила написания и обозначения гласных после шипящих и правила переноса слов без стечения согласных.
Сценарий урока
I. Включение в систему знаний (П. + К.).
Работа по учебнику.
Слайд 2.
− Цирк – какое весёлое, яркое, волшебное слово!
Учитель читает текст (упражнение 1).
− Вы любите цирк? Расскажите, что вам в цирке особенно нравится? (Чудеса фокусников, смелость гимнастов, ловкость жонглёров, озорство клоунов, мастерство дрессировщиков, артистов-животных.)
II. Работа по теме урока (П. + К.).
− У нас в гостях артисты цирка. Они помогут вам на уроке и расскажут много интересного и полезного.
На 2-м слайде учитель щёлкает по значку «звук» – начинает звучать песня.
Звучит песня «Цирк» (аккорды и текст Ф. Чистякова) (Л.).
Слайд 3.
− Вспомните, какую форму имеет арена цирка?
− Что вы узнали о происхождении слова «цирк»?
Слайд 4.
Учитель показывает изображение жонглёра и читает стихотворение.
Он швыряет кольца вверх –
Он устроил фейерверк!
Пять, и шесть, и семь колец –
И двенадцать наконец.
− А сумеете тринадцать?
− Надо потренироваться.
– Вы узнали этого артиста? (Жонглёр.)
− Откройте следующую тайну языка. Какие слова пришли к нам из других языков? Как они называются?(П.)
Слайд 5.
− Теперь на арене укротитель.
Учитель показывает иллюстрацию, на которой изображён укротитель хищников.
Укротитель топ ногой!
Лёва фыркнул – ишь какой!
Укротитель шлёп бичом!
Лёве это нипочём…
Укротитель хлоп хлыстом!
Лёва помахал хвостом.
Укротитель дал пирог…
Лёва сделал кувырок.
Л. Яковлев
− Давайте и мы попробуем укротить, но не львов и тигров, а вопросы «кто?», «что?», «какой?», «какие?».
Коллективное выполнение упражнения 2 (К. + П.).
Слайд 6.
Физкультминутка
В цирке клоун – высший класс!
(Хлопки в ладоши над головой.)
В цирке клоун – вот потеха!
(Прыжки на месте.)
Рассмешил серьёзных нас
(Повороты влево, вправо) –
Покатились мы от смеха!
(Ходьба на месте.)
Работа в парах (упражнение 3).
Слайд 7. Коллективная проверка.
− Какие слова нельзя перенести? Почему? (Р.)
Упражнение рубрики «Если осталось время».
Самостоятельная работа (упражнение 5).
− Какие слова требуют сделать что-то?
Слайд 8.
Посмеши, попляши, покатайся, встань, продуди, иди води.
− Что выражают предложения, в которых есть эти слова?
Учитель щёлкает по слайду – появляются слова «просьба, приказ».
Щелчок по крестику – закрытие презентации.
Игра «Артист цирка»(К. + Р.).
− Изобразите мимикой и жестами цирковых артистов, а остальные будут угадывать.
Работа по резервным страницам рабочей тетради (П. + К. + Р.).
Учитель подбирает задания на резервных страницах прописи по своему усмотрению.
Урок 52
речевая ситуация: составление
краткого рассказа о летнем отдыхе.
комплексное повторение пройденного
Педагогические задачи:создать условия для осознания цели и ситуации устного общения; научить сочинять небольшие рассказы по предложенной теме, различать звонкие и глухие согласные, выполнять звуковой анализ слов, выбирать знак препинания в конце предложения в зависимости от интонации.
Сценарий урока