Подготовка учителя к уроку

В. И. СМИРНОВ

ДИДАКТИКА.

ЧАСТЬ II.

ТЕХНОЛОГИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ

Нижний Тагил

УДК 372.03

ББК 74.212

Д444

Печатается по решению учебно-методического совета НТГСПА (протокол № 3 от 20 декабря 2011 г. )

Д444 Дидактика. Часть II. Технологии процесса обучения : Учебное пособие / Автор-составитель В. И. Смирнов. – Нижний Тагил : Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия, 2012. – 544 с.

ISBN 978-5-8299-0239-1

Автор-составитель:

Смирнов В. И., доктор педагогических наук, профессор (научная и литературная редакция, автор предисловия, отдельных материалов глав).

В учебном пособии, разработанном в соответствии с учебной программой курса «Теория обучения» (автор В. И. Смирнов), использованы авторские материалы и фрагменты учебников, учебных пособий, монографий и статей, раскрывающих в предлагаемой автором-составителем системе и в его редакционном оформлении основные теории обучения, а также характеризующих важнейшие дидактические концепции и учения, определяющие путь и логику развития образовательной практики.

Учебное пособие адресовано студентам, магистрантам, аспирантам, преподавателям, всем, кто интересуется историей образования и педагогической наукой.

УДК 372.03

ББК 74.212

ISBN 978-5-8299-0239-1 © Смирнов В. И., 2012

© Нижнетагильская государственная

социально-педагогическая академия, 2012

ОГЛАВЛЕНИЕ

ГЛАВА 5.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ

§ 1. Формы организации обучения: характеристика понятия.............. 5

§ 2. Историческое развитие форм организации обучения.................... 8

§ 3. Классно-урочная система обучения.

Попытки ее модернизации.............................................................. 16

§ 4. Урок как основная форма организации обучения в школе:

структура и типы............................................................................... 23

§ 5. Противоречия современного урока, требования к нему ............. 32

§ 6. Многообразие форм организации обучения ................................. 57

§ 7. Формы учебной деятельности учащегося ..................................... 64

Вопросы и задания по материалам главы 5.......................................... 70

Библиографический список................................................................... 71

ГЛАВА 6.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

§ 1. Методы обучения: характеристика понятия................................. 73

§ 2. Историческая эволюция методов обучения................................... 86

§ 3. Многообразие подходов к классификации методов обучения . 101

§ 4. Классификация методов обучения Ю. К. Бабанского................. 123

§ 5. Классификация методов продуктивного обучения

А. В. Хуторского............................................................................. 139

§ 6. Дидактическая характеристика отдельных методов обучения.. 159

§ 7. Дидактические основания выбора

и оптимального сочетания методов обучения.............................. 174

Вопросы и задания по материалам главы 6......................................... 180

Библиографический список.................................................................. 182

ГЛАВА 7.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ И ИННОВАЦИИ

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ

§ 1. Инновационные процессы в образовании.................................... 185

§ 2. Учитель и дидактические инновации.

Основания выбора инновационной технологии .......................... 202

§ 3. Современные технологии обучения: общая характеристика..... 215

§ 4. Отечественные авторские школы и технологии.......................... 229

Вопросы и задания по материалам главы 7......................................... 277

Библиографический список.................................................................. 278

ГЛАВА 8.

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕОРИИ,

СИСТЕМЫ, ТЕХНОЛОГИИ

§ 1. Технологии развивающего обучения ........................................... 281

§ 2. Технологии личностно-ориентированного образования............ 314

§ 3. Технологии обучения с помощью компьютерных

и аудиовизуальных средств............................................................. 323

§ 4. Технологии активизации познавательной деятельности

Учащихся.......................................................................................... 341

§ 5. Зарубежные дидактические системы ........................................... 287

Вопросы и задания по материалам главы 8......................................... 406

Библиографический список.................................................................. 407

ГЛАВА 9.

ДИАГНОСТИКА И РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

§ 1. Диагностика качества обучения и обучаемости ......................... 410

§ 2. Контроль в процессе обучения: сущность, функции, объекты.. 416

§ 3. Принципы контроля, педагогические требования

к его осуществлению ..................................................................... 426

§ 4. Виды контроля в обучении............................................................. 432

§ 5. Формы и методы контроля и самоконтроля в обучении............ 438

§ 6. Оценка результатов обучения........................................................ 455

§ 7. Отметка в системе оценивания:

прошлое, настоящее, будущее....................................................... 464

Вопросы и задания по материалам главы 9......................................... 482

Библиографический список.................................................................. 483

ГЛАВА 10.

ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ К УРОКУ

§ 1. Роль учителя в подготовке и проведении урока.......................... 484

§ 2. Планирование учебной деятельности........................................... 492

§ 3. Структура плана учебных занятий................................................ 506

§ 4. Классики педагогики о том,

как подготовиться и провести хороший урок.............................. 516

Вопросы и задания по материалам главы 10....................................... 534

Библиографический список.................................................................. 534

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

ПО КУРСУ «ДИДАКТИКА»............................................................. 536

ГЛАВА 5.

Наши рекомендации