IV. Выполнение упражнений по подготовке детей к письму. V. Итог.Поблагодарим артистов

V. Итог.Поблагодарим артистов! (Аплодисменты)

РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ И ПИСЬМУ

Дата «___» __________ ______ ________________

Группа/класс

Занятие 75

Развитие речи. Звуки [р], [р']. Времена года. Природные явления

Цель:

• уточнить произношение звуков [р], [р'], совершенствовать 'звуковой анализ; определять позицию звука в слове;

• закреплять, и расширять представления о природных явлениях, их сезон­ности;

• учить образовывать сложные слова; понимать образные сравнения в загадках;

• упражнять в составлении предложении по схеме; связного рассказа о природных явлениях в разное время года; согласовывать прилагательные, су­ществительные в роде, числе, падеже;

• формировать представления о взаимосвязи живой и неживой природы, точности народных примет;

• развивать слуховое и зрительное восприятие, мелкую моторику; от­работать дикцию;

• воспитывать навыки коллективной работы.

Ход занятия

1. Послушайте стихотворение.Какой звук повторяется чаше других'? (Выделить голосом)

Гроза

В небе гром, гроза,

Закрывай глаза!

Дождь прошел,

Трава блестит,

В небе радуга стоит.

(С. Маршак)

(Звук [р])

11. Гроза, гром, радуга, дождь - что это? (Природные явления) Когда бывает гроза? (Весной - в мае, летом) Сегодня мы с вами поговорим о природ­ных явлениях в разные времена года и звуке [р].

111. 1. Артикуляция звука[р], Произношение громко, тихо, шепотом. Характеристика: согласный, звонкий (нет глухой пары), может быть твер­дым и мягким.

2. О каких природных явлениях эти загадки?

По полю рыщет,

Поет да свищет,

Деревья ломает

К земле приклоняет. (Ветер)

Во дворе переполох-

С неба сыплется горох. (Град)

3.Звуковой анализ слов ветер, град.

4.Чтение чистоговорок:

Ра-за-ра-за

Началась гроза,

Ро-ом-ро-ом

Прогремел гром.

Ра-ра-га

Га-га-ра

В небе радуга-дуга,

IV. 1. Назовите природные явления на картинке.Соедините со схемами слов (разделить слова на слоги и найти место звука [р]: град, гроза, радуга, ветер).

2. Рассмотрите природные явления на картинках, назовите их одним словом. Когда или где это бывает?

Листья падают – листопад

Снег падает -- снегопад

Солнце печет - солнцепек

Голый лед - гололед

Вода падает - водопад

Звезды падают - звездопад

К какой природе относятся природные явления? (К неживой)

3. Отгадай загадки,

Время года отгадай:

Собирают урожай,

Грибники в леса спешат,

Листья желтые летят,

Ежик листья собирает,

Свою норку утепляет. (В. Мирясова)

Снег на полях,

Лед на реках,

Вьюга гуляет.

Когда это бывает?

Я раскрываю почки

В зеленые листочки,

Деревья одеваю,

Посевы поливаю.

И красива, и ясна,

А зовут меня … .

Я соткано из зноя,

Несу тепло с собою.

И реки согреваю,

Купаться приглашаю.

Любят все меня за это

Угадали - это ....

Физминутка.

Руки подняли и помахали -

Это деревья в лесу.

Локти согнули, кисти встряхнули-

Ветер сбивает росу.

Плавно руками помашем _

Это к нам птицы летят.

Как они сядут - покажем:

Крылья сложили назад.

4. Назовите время года на каждой картинке. Придумайте предложения по схеме о природном явлении и времени года. (Подснежники распускаются весной, потому что начал таять снег. И т.д.)

5.Игра «Что перепутал художник?».

6.Составление рассказа по картинкам. Расскажите об одном из времен

V. Упражнение на развитие мелкой моторики.

VI. Итог. Мы говорили о природных явлениях. Они относятся к неживой природе. Может ли живая природа существовать без неживой? Что необходимо всему живому? (Солнце, воздух и вода)

РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ И ПИСЬМУ

Дата «___» __________ ______ ________________

Группа/класс

Занятие 76

Грамота. Звуки [р], [р']. Буквы Р, р

Цель:

•закрепить звуки [р], [р'], познакомить с их графическим обозначе­нием - буквой Р; закрепить зрительный образ буквы Р;

• учить читать слоги, слова с буквами Р, р; читать слова по стрелочкам, добавлять в слово недостающую букву; подбирать слова (имена), сходные по звучанию; предложения с изучаемой буквой;

·упражнять в разгадывании ребусов, печатании ответов;

·развивать слуховое и зрительное восприятие, внимание, память, мел­кую моторику;

• развивать смекалку, фантазию, умение слушать, доказывать.

Ход занятия

1.Вы научились правильно произносить очень трудный звук. Узнайте его по стихотворению:

Звук сказать и ты попробуй!

Звук! - возьмемся за учебу!

Язычок широкий к нёбу!

Языком, передним краем

Вверх, на десны нажимаем.

Дунь на кончик языка,

Чтоб сильнее задрожал.

Что это за звук? Это 'звук [р] и его младший братец [р'].

11. 1. Характеристика:согласный, самый звучный, может быть твердым и мягким, единственный звук, при котором язычок дрожит- вибрирует. Найдите одинаковые слоги в названиях картинок, соедините со схемой.

У звуков [р] и [р'] есть своя буква Р. Это большая буква Р, а это малень­кая - р. Выделить элементы написания, чем различаются?

111. 1. Буква Р приглашает нас в гости.К букве Р пришли гости, По­слушайте, как их зовут. Чьи имена звучат похоже, в рифму? Соедините их стрелочками.

2. Раскрасьте только те розы, на которых правильное изображение буквы Р.

Звуко-буквенный анализ слова роза.

3.Чтение слогов.

4.Буква Р решила сварить грибной суп. Грибы собрала разные: и съе­добные (боровики) и ядовитые (мухоморы). Поможем ей перебрать грибы!

На мухоморах написан слог ор. На боровиках –другие слоги. Внимательно прочитай их. Надо бы букве Р подарить еще и цветы. Вырастим их сами!

Физминутка «Цветики» (импровизация движений).

Мы лопатки взяли,

Землю мы копали.

Грабли в руки взяли,

Грядки разровняли.

Цветики рядами

Дружно мы сажали.

Чтобы цветики цвели,

Мы их поливали

Ай-лю-ли, ай-лю-ли

Цветики у нас цвели.

5. Посмотрите, какие красивые цветы выросли на клумбе! Прочитайте названия цветов по стрелочкам, напишите их. Соедините название с цветком.

6. Чтение слов. Подберите к выделенным словам слова, близкие по значению. Соедините с предложением.

7. Чтение предложений.

Наши рекомендации