IV. Выполнение упражнений по подготовке детей к письму. V. Итог.Поблагодарим артистов
V. Итог.Поблагодарим артистов! (Аплодисменты)
РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ И ПИСЬМУ
Дата «___» __________ ______ ________________
Группа/класс
Занятие 75
Развитие речи. Звуки [р], [р']. Времена года. Природные явления
Цель:
• уточнить произношение звуков [р], [р'], совершенствовать 'звуковой анализ; определять позицию звука в слове;
• закреплять, и расширять представления о природных явлениях, их сезонности;
• учить образовывать сложные слова; понимать образные сравнения в загадках;
• упражнять в составлении предложении по схеме; связного рассказа о природных явлениях в разное время года; согласовывать прилагательные, существительные в роде, числе, падеже;
• формировать представления о взаимосвязи живой и неживой природы, точности народных примет;
• развивать слуховое и зрительное восприятие, мелкую моторику; отработать дикцию;
• воспитывать навыки коллективной работы.
Ход занятия
1. Послушайте стихотворение.Какой звук повторяется чаше других'? (Выделить голосом)
Гроза
В небе гром, гроза,
Закрывай глаза!
Дождь прошел,
Трава блестит,
В небе радуга стоит.
(С. Маршак)
(Звук [р])
11. Гроза, гром, радуга, дождь - что это? (Природные явления) Когда бывает гроза? (Весной - в мае, летом) Сегодня мы с вами поговорим о природных явлениях в разные времена года и звуке [р].
111. 1. Артикуляция звука[р], Произношение громко, тихо, шепотом. Характеристика: согласный, звонкий (нет глухой пары), может быть твердым и мягким.
2. О каких природных явлениях эти загадки?
По полю рыщет,
Поет да свищет,
Деревья ломает
К земле приклоняет. (Ветер)
Во дворе переполох-
С неба сыплется горох. (Град)
3.Звуковой анализ слов ветер, град.
4.Чтение чистоговорок:
Ра-за-ра-за
Началась гроза,
Ро-ом-ро-ом
Прогремел гром.
Ра-ра-га
Га-га-ра
В небе радуга-дуга,
IV. 1. Назовите природные явления на картинке.Соедините со схемами слов (разделить слова на слоги и найти место звука [р]: град, гроза, радуга, ветер).
2. Рассмотрите природные явления на картинках, назовите их одним словом. Когда или где это бывает?
Листья падают – листопад
Снег падает -- снегопад
Солнце печет - солнцепек
Голый лед - гололед
Вода падает - водопад
Звезды падают - звездопад
К какой природе относятся природные явления? (К неживой)
3. Отгадай загадки,
Время года отгадай:
Собирают урожай,
Грибники в леса спешат,
Листья желтые летят,
Ежик листья собирает,
Свою норку утепляет. (В. Мирясова)
Снег на полях,
Лед на реках,
Вьюга гуляет.
Когда это бывает?
Я раскрываю почки
В зеленые листочки,
Деревья одеваю,
Посевы поливаю.
И красива, и ясна,
А зовут меня … .
Я соткано из зноя,
Несу тепло с собою.
И реки согреваю,
Купаться приглашаю.
Любят все меня за это
Угадали - это ....
Физминутка.
Руки подняли и помахали -
Это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули-
Ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем _
Это к нам птицы летят.
Как они сядут - покажем:
Крылья сложили назад.
4. Назовите время года на каждой картинке. Придумайте предложения по схеме о природном явлении и времени года. (Подснежники распускаются весной, потому что начал таять снег. И т.д.)
5.Игра «Что перепутал художник?».
6.Составление рассказа по картинкам. Расскажите об одном из времен
V. Упражнение на развитие мелкой моторики.
VI. Итог. Мы говорили о природных явлениях. Они относятся к неживой природе. Может ли живая природа существовать без неживой? Что необходимо всему живому? (Солнце, воздух и вода)
РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ И ПИСЬМУ
Дата «___» __________ ______ ________________
Группа/класс
Занятие 76
Грамота. Звуки [р], [р']. Буквы Р, р
Цель:
•закрепить звуки [р], [р'], познакомить с их графическим обозначением - буквой Р; закрепить зрительный образ буквы Р;
• учить читать слоги, слова с буквами Р, р; читать слова по стрелочкам, добавлять в слово недостающую букву; подбирать слова (имена), сходные по звучанию; предложения с изучаемой буквой;
·упражнять в разгадывании ребусов, печатании ответов;
·развивать слуховое и зрительное восприятие, внимание, память, мелкую моторику;
• развивать смекалку, фантазию, умение слушать, доказывать.
Ход занятия
1.Вы научились правильно произносить очень трудный звук. Узнайте его по стихотворению:
Звук сказать и ты попробуй!
Звук! - возьмемся за учебу!
Язычок широкий к нёбу!
Языком, передним краем
Вверх, на десны нажимаем.
Дунь на кончик языка,
Чтоб сильнее задрожал.
Что это за звук? Это 'звук [р] и его младший братец [р'].
11. 1. Характеристика:согласный, самый звучный, может быть твердым и мягким, единственный звук, при котором язычок дрожит- вибрирует. Найдите одинаковые слоги в названиях картинок, соедините со схемой.
У звуков [р] и [р'] есть своя буква Р. Это большая буква Р, а это маленькая - р. Выделить элементы написания, чем различаются?
111. 1. Буква Р приглашает нас в гости.К букве Р пришли гости, Послушайте, как их зовут. Чьи имена звучат похоже, в рифму? Соедините их стрелочками.
2. Раскрасьте только те розы, на которых правильное изображение буквы Р.
Звуко-буквенный анализ слова роза.
3.Чтение слогов.
4.Буква Р решила сварить грибной суп. Грибы собрала разные: и съедобные (боровики) и ядовитые (мухоморы). Поможем ей перебрать грибы!
На мухоморах написан слог ор. На боровиках –другие слоги. Внимательно прочитай их. Надо бы букве Р подарить еще и цветы. Вырастим их сами!
Физминутка «Цветики» (импровизация движений).
Мы лопатки взяли,
Землю мы копали.
Грабли в руки взяли,
Грядки разровняли.
Цветики рядами
Дружно мы сажали.
Чтобы цветики цвели,
Мы их поливали
Ай-лю-ли, ай-лю-ли
Цветики у нас цвели.
5. Посмотрите, какие красивые цветы выросли на клумбе! Прочитайте названия цветов по стрелочкам, напишите их. Соедините название с цветком.
6. Чтение слов. Подберите к выделенным словам слова, близкие по значению. Соедините с предложением.
7. Чтение предложений.