Инновационные учебные заведения V
Название инновационных получили учебные заведения, на-ч.шшие внедрять нововведения или их элементы. Свою приме рженность к инновационному процессу задекларировали ру-мшодители почти всех учебных заведений страны. Предстоит мынснить обоснованность этих притязаний, рассмотрев по существу содержание и направленность инновационных преобра-ншаний.
Для формирования критерия инновационности учебного за-псдения вспомним, что
• нововведения могут не только улучшать течение и резуль
таты учебно-воспитательного процесса, но и ухудшать их;
• объявить об инновации совсем не означает получить по-
пожительный эффект;
• инновации осуществляются не ради инноваций, а для
улучшения эффективности обучения и воспитания;
• ПС нельзя одновременно улучшать по нескольким пара
метрам. А если нововведения улучшают один аспект, одновре
менно ухудшая другой, — нужны ли они?
• только инновации по существу, а не по названию или
форме благоприятствуют улучшению условий учебного и педа
гогического труда.
Из этих ограничений, а также из рассмотренных выше существенных признаков нововведений формируется вполне определенный критерий инновационности учебных заведений. Учебное заведение является инновационным, если:
Назначение |
Принципы Идеологически трансформирован- I Научные, объективные ные Характер Воспроизводящий, нетворческий | Творческий, продуктивный Цель Усвоение предметно-дисципли- | Развитие личности. Предупреж- |
Содержание |
1) учебно-воспитательный процесс основывается на прин
ципе природосообразности и подчиненных ему принципах
классической педагогики;
2) педагогическая система эволюционирует в гуманистичес
ком направлении;
3) организация учебно-воспитательного процесса не ведет к
перегрузкам школьников и педагогов;
4) повышенные результаты учебно-воспитательного процес
са достигаются не за счет селекции обучаемых или педагогов, а
за счет использования нераскрытых и незадействованных воз
можностей системы;
5) продуктивность учебно-воспитательного процесса не яв
ляется прямым следствием внедрения дорогостоящих средств и
медиасистем.
Смысл требований данного критерия в том, чтобы обеспечить возможность сравнения школ с различными возможностями: базой, составом педагогов и обучаемых, оборудованием, финансированием и т. д. Если не использовать этот подход, то элитная гимназия всегда автоматически оказывается в ряду инновационных, а школа из сельской глубинки зачисляется в разряд отстающих, хотя в первой прирост продуктивности идет за счет селекции педагогов и обучаемых, а во второй — внутренних резервов, т. е. действительных инноваций.
Сопоставим инновационные и неинновационные учебные заведения, опираясь на созданный критерий. Для контрастности подчеркнем крайние проявления.
Передача знаний, попутное воспитание, ознакомление с существующей культурой, освоение социального опыта. Идеология, политика, государство определяют цели и статус учебного заведения
Преимущественно государственно ориентированные
нарных знаний
Разрозненные предметы со слабовыраженными межпредметными связями
Вид
Содействие самореализации и самоутверждению личности, формирование более совершенных межличностных и общественных отношений. Моделирование перспективных жизненных линий. Гуманизация отношений. Цели и статус определяются личностными требованиями
Личностно и общественно ориентированные
дение тупиков развития
Ценности (отношения, убеждения, мотивы деятельности). Интегрированные курсы
Преобладание индивидуально-дифференцированных форм, творческого подхода |
Неинновационные
Учебные заведения
Инновационные
Учебный процесс
Преобладание фронтальных форм и репродуктивных знаний, действия по образцу
Определение |
Устаревшая, трудоемкая, ная и малоэффективная |
Учебные заведения годами и десятилетиями не практикующие нововведений, кроме тех, что насаждаются административной властью вышестоящих просвещенческих органов управления. Функционируют преимущественно по инерции. Безликие. Единообразные
Учебные заведения, внедряющие нововведения по собственной инициативе для удовлетворения растущих потребностей учащихся и учителей, преимущественно за счет внутренних резервов, с учетом новых идей и достижений педагогики. Имеющие собственное лицо
Технология
медлен- |
Новая, ориентированная на облегчение ученического и педагогического труда
Управление
Учащийся — объект управления
Учащийся — субъект деятельности. Объект управления — целостная педагогическая ситуация Поддержка личной инициативы обучаемых
Стиль
Авторитарно-репрессивный |
| Демократический, поощряющий
Организация
Традиционная, тяготеющая к администрированию и подавлению |
Основанная на знании и учете закономерностей жизни растущей и развивающейся личности
Учащийся
Объект воздействия. Цели деятель- I Источник собственного разви-
ности задаются учителями | тия. Субъект деятельности
Учитель
Друг детей. Гуманист. Открытый для учащихся. Ориентированный на сотрудничество. Фацилитатор |
Служащий. Транслятор знаний. Организатор учебного процесса. Главная функция информационно-контролирующая. Закрытый для учащихся
Контроль
Внешний, операционный |
| Внутренний, целостный
Последствия
Отчуждение от учебных ценностей, школы, учителей. Враждебность, соперничество |
Любовь к школе, желание учиться, сотрудничать, развиваться. Сплоченность, взаимопонимание, уверенность
Результаты
Безынициативная, «нафаршированная» отрывками знаний, малоактивная, малоприспособленная к жизни личность |
Активная, инициативная, развитая, раскрепощенная, доверяющая себе, уверенная в собственной правоте, жизнеспособная личность
Несмотря на неполноту сравнения, можно увидеть основные отличия инновационных учебных заведений от неинновационных, но еще важнее понять, что нововведения, изменения, замена старого новым на нынешнем этапе развития школы и педагогики являются призывом к совершенствованию педагогической системы, приближению ее возможностей ко всевозрастающим запросам личности и общества.
I Назад к «новой» школе?
Школы, возвратившиеся в русло классической природосо-образной педагогики, профессор В. Кумарин предлагает, как в начале нашего века, называть новыми. Капитальное ис-
следование этих школ в свое время выполнила Н.К. Крупская. Вот ее свидетельства: «В настоящее время насчитывается уже довольно много «новых» школ. В 1889 г. первая школа подобного рода была основана д-ром Редди в Англии, в Абботсхольме... Дети в «новых» школах пышут здоровьем. На умственное развитие также обращено самое серьезное внимание. Нет бессмысленной зубрежки. Самостоятельности учеников предоставлен широкий простор. Интерес ученика, удовлетворение его потребности в активности, творчестве поставлены в центр преподавания. Внешняя дисциплина и принуждение сведены до минимума. Весь режим школы таков, что захватывает ученика целиком, способствует всестороннему развитию его личности. Совместная разумно организованная работа учит умению жить и работать совместно с другими. Школьное самоуправление приучает к умению организовать общественную жизнь. По сравнению с обычными средними школами «новые» школы являются огромным шагом вперед».
Еще Я.А. Коменский писал, что заставлять ребенка каждый день сидеть над книгами по 6—8 часов в классе и еще столько же за домашними заданиями является «пыткой, доводящей до обмороков и умственного расстройства», и доказывал, что учение должно быть делом «приятным и легким», занимающим в день не более 4 часов.
Учтя это положение, Редди установил в своей школе такой порядок:
Умственный труд — 5ч
Спорт и ручной труд — 4,5 ч
Артистические занятия и общественные развлечения — 2,5 ч
Сон — 9 ч
Принятие пищи и свободное время — Зч
Воскресенье — день отдыха и полного отсутствия регламента1.
Но это не все. На здоровье работают и каникулы: 7 недель летом, 4 недели на Рождество, 3 недели весной. Три с половиной месяца в году! Но и тут ни часа безделья! Вечный спутник жизни — спорт, любая возможность подработать — с первых школьных лет ребенок имеет свой денежный счет.
См.: Деломен Э. Новое воспитание. — М., 1900. — С. 50.
Развиваясь на основе этой идеи, нынешняя американская школа прежде всего и больше всего думает о здоровье детей. О перегрузке учением здесь и не ведают. Если не дается физика или математика, никому не придет в голову ломать из-за этого жизнь ребенка, как это делалось, скажем, в советской школе ради «овладения основами наук» и как это продолжают делать еще и сегодня.
Начиная с детского сада все дети Америки тестируются, чтобы по возможности точно определить, какое образовательное (и не только образовательное!) предложение в наибольшей мере совпадает с врожденными способностями ребенка и пойдет ему впрок без перенапряжения.
После начальной школы обязательных предметов три: спорт, английский язык, обществоведение. Остальные на выбор. Из 200 предложений. Пока в совокупности не наберется от 17 до 21 зачетного очка (каждый учебный предмет эквивалентен определенному количеству очков: за английский — 3 очка, за спорт — тоже 3, за математику — 2, географию — 1 и т. д.). Из обязательных и свободно выбранных предметов старшеклассник составляет себе индивидуальный план и до окончания школы подчиняется только ему.
Выбирают, разумеется, то, что нужно для будущей профессии, для хорошего заработка, для конкурентоспособности на рынке труда. Случайность выбора исключена. Службы тестирования и профориентации, как правило, не ошибаются. Отсюда серьезное отношение к учебе: сам выбрал — сам и отвечай. Отсюда и самая высокая производительность труда, немыслимая экономическая мощь, дом — полная чаша.
Опершись на могучие плечи принципа природосообраз-ности, школа Европы и США быстро оправилась от кризиса, все лучше и лучше служит своим питомцам.
«Но если сегодня наша школа страдает от той же болезни, которой переболела школа Европы и США, — пишет профессор В.А. Кумарин, — то зачем мучить детей и самим мучиться ради дурацкого каприза? Ведь другого лекарства нет и быть не может! Возьмем готовое, сто раз проверенное и бесплатное, да и вылезем наконец из трясины на радость
детишкам»
1 Кумарин В. Школу спасет педагогика. Но — целесообразная // Нар. образование. — 1997. — № 7.
Имидж учебного заведения [
Стратегия инновационной деятельности требует длитель- • ного изучения перспективы развития учебного заведения. Когда разработана концепция нововведений, возникает проблема имиджа учебного заведения — наглядного закрепления инновационных преобразований.
В переводе с английского «имидж» означает «образ», «отражение». Проблема имиджа учебного заведения — это проблема оформления во внешнем образе внутреннего содержания, задач и особенностей его деятельности. Значение, естественно, имеет лишь как привлекательный для родителей, педагогов, учащихся позитивный образ. Во всем мире учебные заведения тщательно формируют, сохраняют и отстаивают свое лицо.
В США, например, на это не жалеют ни времени, ни усилий, ни средств. В рыночных условиях между учебными заведениями существует жесткая конкуренция и поэтому перед каждым из них остро стоит проблема выживания, где имидж играет не последнюю роль. Создание его — это хорошо организованная реклама, главным направлением которой считается выработка «фирменного стиля». Последний включает:
• фирменный знак — зарегистрированное в установлен
ном порядке графическое изображение, помогающее отли
чить учебное заведение;
• логотип — слово, являющееся полным или сокращен
ным названием учебного заведения;
• фирменный цвет;
• фирменный комплект шрифтов;
• фирменная константа (формат, верстка текста, офор
мление иллюстраций);
• фирменный блок и т. д.
Исследования показывают, что примерно 70% обучаемых и их родителей делают свой выбор под влиянием созданного учебным заведением положительного имиджа. Поддержание его является важнейшей составной частью воспитательного процесса и неотъемлемым элементом национальной программы формирования патриотизма граждан.
Конечно, наши сельские школы еще долго не будут конкурировать между собой, а вот для больших городов создание фирменного стиля учебных заведений уже становится про-
блемой. Создание положительного имиджа позволяет школе решать следующие основные задачи:
а) пропагандировать свои достижения;
б) закладывать в образе школы основные цели, к кото
рым она стремится;
в) стимулировать положительное отношение широкой об
щественности к школе.
Уже понятно, что работа по формированию положительного имиджа должна развертываться в двух основных направлениях: внутри школы и вне ее. Очень важно создать специфическую внутреннюю атмосферу учебного заведения, показателем которой являются:
• признание идей, ценностей, интеллектуального, личност
ного развития человека, создание атмосферы творчества;
• соблюдение принципов гуманизма, партнерства, взаи
мопомощи, демократизма как между самими учащимися, так
и между учащимися и педагогами, администрацией, педаго
гами и родителями;
• обеспечение условий для положительного принятия
каждой личности, обучающейся или работающей в школе,
взаимодействующей с ней.
Опыт лучших русских дореволюционных учебных заведений подтверждает, что важнейшей характеристикой имиджа в лучших из них были «школьные братства» с их системой традиций, обычаев, стиля, одежды и т. д. К слову, одежда как фирменный атрибут школы используется широко во всем мире. Шапки, шарфы, галстуки, воротнички, футболки, значки, ленты с гордостью носятся педагогами и учащимися, подчеркивая их принадлежность к «школьному братству».
Инновационные процессы в педагогике порождают многие проблемы, не видеть которые не имеем права. Многообразие школ — бесспорное благо. Но увлечение им может привести и к отрицательным последствиям. Одно из таких уже очевидных последствий — отсутствие реальных инноваций за броскими вывесками. В каждом почти городе России вас встретят: «Гимназия», «Академическая гимназия», «Академия», «Школа-гимназия», «Школа с гимназическими классами», «Казачий купе-ческо-фермерский лицей», «Кадетский корпус», «Школа радости», «Республика солнца», «Школа разноуравневого и разно-
направленного обучения» и т. д. и т. п. Естественно возникают попросы: что стоит за этими новыми громкими вывесками? Как все это согласуется с интересами детей?
В перестроечный период стали создаваться различные типы образовательных учреждений, в том числе и для детей, склонных к умственной деятельности, — гимназии и лицеи. Приведем определения гимназии и лицея, данные в словаре-справочнике профессора В.М. Полонского.
Гимназия — общеобразовательное учебное заведение с уг-нубленным изучением учебных предметов, призванное обеспечить вариативность образования в зависимости от направления учебного заведения, изучение образовательных дисциплин и курсов основ наук по профилю (гуманитарному, естественнонаучному, эстетическому и др.), выбранному учащимися. «Положение о гимназиях», утвержденное Минобразования России в 1990 г., предусматривает создание гимназий гуманитарного, педагогического, технического направлений. В составе гимназии выделяются прогимназические (I—VII), собственно гимназические (VIII—IX) классы и абитура (XII класс, один год по желанию).
По материалам Госкомстата России, на начало 1993/94 учебного года в регионах Российской Федерации функционировало около 600 гимназий, в которых обучалось более 400 тыс. учащихся.
Лицей — общеобразовательное учебное заведение с углубленным изучением дисциплин по определенному профилю. В отличие от широкого гуманитарного гимназического это образование с более узкой дифференциацией, например лицей технико-математический, биолого-химический, технический. В лицее дается и предпрофессиональная подготовка. Лицей, как и гимназия, может существовать в двух вариантах: как школа 2-й и 3-й ступеней или как школа, включающая старшее звено с трехгодичным сроком обучения.
По данным Госкомстата России, на начало 1993/94 учебного года в регионах функционировало около 300 лицеев, в которых обучалось свыше 200 тыс. учащихся.
Вывеска еще не создает ни условий, ни возможностей, не гарантирует образования высокого качества. Лучшие учебные заведения носят скромные названия. Будем и здесь, как и во всем остальном, смотреть в корень.
Главное, что отличает гимназии и лицеи от других типов образовательных учреждений, это их особая философия, ценности, цели и образ выпускника. Содержание образования в них, скорее, не столько углублено, сколько расширено. И что самое главное — ведется многотрудная работа по межпредметной координации учебных курсов. В хорошей гимназии, в добротном лицее тщательно выбирается из нескольких возможных вариантов и обстоятельно обосновывается оптимальное соотношение математической, естественнонаучной, гуманитарной и других составляющих содержания образования, с тем чтобы выпускник был широко эрудированным человеком со сформированным системным мышлением и мировоззрением, с устойчивой мотивацией на дальнейшее познание науки, техники, культуры, искусства.
Сколько же нам нужно гимназий и лицеев? Их должно быть столько, чтобы ни один интеллектуально одаренный ребенок не попал в класс для детей с задержками в развитии, чтобы все дети, нуждающиеся в обучении по специальным технологиям, могли иметь такую возможность. И, конечно же, основным типом школы при этом останется обычная общеобразовательная школа адаптивного характера с развитой дифференциацией обучения, с широким набором разнообразных образовательных услуг, максимально удовлетворяющих нужды, запросы, потребности подавляющего большинства детей.
А. Моисеев и М. Поташник считают, что нынешняя реальная потребность населения в учреждениях повышенного уровня образования примерно в три раза меньше, т. е. в этих учреждениях обучаются не только и не столько одаренные дети, сколько обычные ребята с сохраненным интеллектом, как говорят психологи. Конечно же, они учатся с перегрузкой и потому с ущербом для своего здоровья и духовного развития. Нередко выпускники заканчивают гимназии и лицеи с чувством отвращения к учебе. Это издержки столь распространенной сейчас моды на повсеместное открытие гимназий и лицеев независимо от реальной потребности и возможностей создания этих учреждений (кадровых, материальных, научно-методических и т.д.)1.
1 См.: Моисеев А., Поташник М. Многообразие школ: плюсы и минусы // Нар. образование. — 1995. — № 4.
VII. Инновационными называются учебные заведения, |
в которых: '
1) внедряются нововведения или их элементы;
2) нововведения всесторонне обоснованы;
3) нововведения обязательно улучшают условия учебного
и педагогического труда;
4) совершенствование ПС осуществляется преимуще
ственно за счет внутренних резервов;
5) все ответы правильные.
VIII. В инновационных учебных заведениях повышенная
эффективность достигается за счет:
1) селекции учителей и учащихся;
2) повышения нагрузок на учителей и учащихся;
3) увеличения длительности обучения;
4) внедрения более совершенных технологий;
5) смены названий и ориентации.