Тема 3. Психология воспитания
ТЕМАТИКА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО КУРСУ
«Педагогическая психология»
Тема 1. Педагогическая психология – междисциплинарная отрасль человекознания.
План:
1. Предмет и основные задачи науки.
2. Основные категории науки (учение, обучение, учебная деятельность, научение и развитие, образование, воспитание).
3. Основные проблемы исследований науки.
4. Образование как многоаспектный феномен.
5. Связь педагогической психологии с другими науками.
6. Краткая история становления педагогической психологии.
Терминологический тезаурус: учение, обучение, воспитание, объект, субъект, цель, задача, знание, личность, научение, педагогическая психология, развитие, образование, подход, проблема, учение, психология обучения, психология воспитания, психология учителя, психология субъекта образовательной деятельности и его взаимодействия, парадигма обучения, система образования.
Контрольные вопросы
1. Что является предметом изучения педагогической психологии?
2. Какие задачи решает педагогическая психология в работе педагога?
3. Какое место занимает педагогическая психология среди других человековедческих наук?
4. Какие разделы выделяются в педагогической психологии?
5. Чем отличается педагогическая психология от педагогики и психологии?
6. Что является источником возникновения психолого-педагогических явлений?
7. Какие основные группы психолого-педагогических явлений выделяются?
Тема 2. Методы педагогической психологии и их специфика
План:
1. Понятие о методе исследования в педагогической психологии.
2. Требования, предъявляемые к методам и исследованию в целом.
3. Группы методов исследования в области педагогической психологии
4. Характеристика методов, применяемых в педагогической психологии
Терминологический тезаурус: выборка, метод, методика, методология, диагностика, эмпирический метод, эксперимент, тест, опросник, интервью, анализ продуктов деятельности, наблюдение, проективный метод, эксперимент формирующий, надежность, валидность, пилотажное исследование, верифицируемость, достоверность, естественно-научная парадигма, гуманитарная парадигма, психосемантические методы, зависимая переменная, независимая переменная, внешняя переменная, экспериментальная группа, контрольная группа, констатирующий эксперимента, контрольный срез.
Контрольные вопросы
1. Какова взаимосвязь методологии, методов и методик?
2. Какие требования предъявляются к организации психолого-педагогического исследования?
3. Какие классификации методов психологии вам известны?
4. Как классифицирует методы психологического исследования Б.Г. Ананьев?
5. Каковы этапы психолого-педагогического исследования?
6. В чем специфика метода формирующего эксперимента? Как он проводится?
7. Почему метод формирующего эксперимента называют специфическим методом педагогической психологии?
Тема 3. Психология воспитания
План:
1. Воспитание как образовательный процесс: содержание, характеристики, формы, функции, принципы.
2. Цели воспитания: психологическая сущность, содержание. Воспитание как усвоение общечеловеческих ценностей.
3. Развитие и воспитание духовности, нравственности.
4. Критерии воспитанности учащихся. Диагностика воспитанности.
5. Психологические механизмы и закономерности формирования личности.
6. Психологические основы различных концепций воспитания.
7. Психологические основы методов и форм воспитательной работы.
8. Средства психологического воздействия на личность.
9. Специфика целей, средств, содержания воспитания в различных институтах воспитания.
Терминологический тезаурус: воспитание, социализация, формирование, воспитанность, воспитуемость, отношение, факторы воспитания, социальная ситуации развития, самовоспитание, механизмы развития, конвенциональный уровень развития сознания, институты воспитания.
Контрольные вопросы:
1. Что означает понятие «воспитание»?
2. Чем формирование отличается от становления?
3. Каковы критерии оценки воспитанности и воспитуемости?
4. Какова цель воспитания?
5. Каково соотношение понятий «социализация» и «воспитание»?
6. Какие факторы воспитания выделяются?
7. Какие этапы социализации проходит личность по теории Л.Кольберга?
8. Кто является воспитателем для человека?
9. Что включает в себя понятие «психологическое здоровье»?
10. Какие средства и методы воспитательных воздействий выделяются?