Глава iii. наука уголовно-исполнительного права

§ 1. Пенологические основы пенитенциарной науки

и ее развитие в дореволюционной России

Пенология - наука о наказании (poenna, лат. - наказание, logos, греч. - наука).

Общество с древних времен применяет наказание. Большая роль в воздействии на социальные процессы, включая и процессы, имеющие отношение к борьбе с преступностью, принадлежала религии.

Религия, особенно в исламских фундаменталистских государствах, контролирует не только дурные поступки людей, но и их мысли. Наиболее внушительные системы карательного и религиозного воздействия на общественную жизнь были созданы в IV - III тысячелетиях до н.э. в Древнем Египте, Вавилоне, Индии.

В Древнем мире наказание и религиозное внушение дополняли друг друга в практике воздействия на преступников. Наказание заставляло уважать религию, религия обожествляла кару.

Образцом такого взаимопроникновения являются законы Ману. Вот один из них: "Наказание управляет человеческим родом, наказание его охраняет, наказание бодрствует, когда все спит" <1>.

--------------------------------

<1> Законы Ману. М., 1960. С. 47; Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Одесса, 1900. С. 111.

Зачастую наказание рассматривалось как неотъемлемый элемент государственного управления. В XV в. до н.э. в Древнем Китае в теории государственного управления были сформулированы принципы управления людьми. Китайский император Гунсунь Ян (390 - 338 до н.э.) считал, что для удержания и укрепления власти необходимо наказывать еще до того, как совершен проступок, тогда исчезнут и тяжкие преступления, и в государстве будет порядок <1>.

--------------------------------

<1> См.: Книга правителя области Шан. М., 1968. С. 162 - 166.

Развитие общества постепенно подвело человечество к осознанию роли воспитания в борьбе с преступностью. Еще философы древности - Конфуций, Пифагор, Демокрит, Сократ, Платон - отмечали возможности предупреждения преступности посредством правильного воспитания.

Пифагор заложил основы системы гражданского воспитания в Древней Греции, а Демокрит развил идеи воздействия на преступность с помощью воспитания.

Платон разработал систему наказаний за различные преступления и даже определил оптимальное количество тюрем, которое должно иметь государство, чтобы достичь эффективного наказания. Он считал, что устанавливать законы и угрожать наказанием нужно своевременно, предвосхищая преступления <1>.

--------------------------------

<1> Платон. Сочинения. Т. 3. Ч. 2. М., 1972. С. 406.

Различные позиции, относящиеся к проблеме наказания, можно свести к трем позициям:

1) имеет ли государство право наказывать;

2) если да, то каким должно быть содержание наказания и в чем должны заключаться его цели;

3) существуют ли нравственные оправдания наказания.

Коротко охарактеризуем эти позиции или, точнее, теории.

Теории, отрицающие право государства наказывать. Наиболее ярко они представлены в учении Роберта Оуэна: "Государство должно отказаться от своего права наказывать тех, кого оно же довело до преступлений" <1>.

--------------------------------

<1> Цит. по: Добролюбов Н.А. Роберт Оуэн и его попытки общественных реформ // Полн. собр. соч. Т. 4. М., 1987. С. 24.

Отрицая право государства наказывать правонарушителей, Оуэн не затронул вопросы о праве и обязанности государства охранять общество от преступных посягательств.

Теории, признающие право государства наказывать. Они исходят из того, что субъектом карательной власти является общество. Поэтому основания права наказывать следует искать в свойствах отдельной личности или в особенностях самого общества.

Н.С. Таганцев данные теории делил на две группы: 1) теории личные; 2) теории общественные.

Если обобщить все аргументы, выдвигаемые учеными, признающими право государства наказывать, то, по мнению М.П. Мелентьева, их можно суммировать в следующих положениях:

1) право наказывать вытекает из чувственных, нравственных и умственных свойств природы человека;

2) поскольку в обществе существует принуждение, должно существовать и наказание;

3) наказание является средством защиты государства от преступлений;

4) право государства наказывать строится на божественной воле;

5) наказание необходимо для поддержания правового порядка в государстве;

6) если существует правопорядок, то в силу этого должно существовать и уголовное правосудие, которое должно судить и наказывать преступников, подтверждая и охраняя таким путем правовые нормы <1>.

--------------------------------

<1> Мелентьев М.П. Возникновение и развитие пенологии и пенитенциарной науки. Рязань, 2000. С. 5.

За признанием права государства наказывать, естественно, возник вопрос: зачем наказывает государство?

В теории наказания центральное место отводилось и сейчас отводится выяснению и обоснованию его целей.

В этом плане теории наказания делятся на абсолютные, относительные и смешанные:

а) абсолютные теории - это теории, обращенные к прошедшему и видящие в наказании исключительно плату за совершенное преступление;

б) относительные теории - это теории, обращенные к будущему и видящие в наказании полезность и целесообразность;

в) смешанные теории - это теории, стремящиеся найти "золотую середину" между абсолютными и относительными <1>.

--------------------------------

<1> См.: Уголовно-исполнительное право. Общая часть: Учебник / Под общ. ред. Ю.И. Калинина. Рязань, 2001. С. 45.

Абсолютные теории включают нравственные, диалектические и божественные основания возмездия.

В основании этих теорий лежат воззрения выдающихся мыслителей древности: Аристотеля, Протагора, Платона, Сенеки, Цицерона.

Аристотель полагал, что возмездие законно и справедливо, однако его нельзя смешивать с местью <1>.

--------------------------------

<1> См.: Аристотель. Этика. СПб., 1908. С. 89.

Платон характеризовал наказание как благо для преступника, как очищение его души, которое "делает наказываемого или лучшим, или менее испорченным" <1>.

--------------------------------

<1> Платон. Сочинения. Т. 3. Ч. 2. М., 1972. С. 339.

Протагор выступал против мести как цели наказания. Наряду с целью устрашения он развивал идеи об исправлении преступников <1>.

--------------------------------

<1> См.: Уголовно-исполнительное право. Общая часть: Учебник / Под общ. ред. Ю.И. Калинина. Рязань, 2001. С. 46.

Полное завершение эти взгляды получили в немецкой философии в виде теории материального возмездия Канта и диалектического возмездия Гегеля.

Абсолютные теории видят в наказании акт самоцельный и независимый от каких бы то ни было результатов, которые им могут быть вызваны (res absoluta ab effectu). Они ставят законы выше государства, видя в последнем лишь исполнителя требований божества, природы вообще - космоса или человеческой природы, причем последняя, в частности, бралась или со стороны сенсуальной, или же со стороны интеллектуальной. Требования эти обязательны для государства, так что по конструкции этих теорий субъектом права наказания является собственно не государство, а божество, безличная природа или человеческая личность. Наказание представляется необходимой и неизбежной реакцией против преступления, получающей или характер мести и возмездия, или же характер меры зачета, уравнения, вознаграждения или удовлетворения, смотря по отправной точке зрения на те законы или потребности, которыми объясняется его существование.

К относительным теориям относятся теории полезности, устрашения, предупреждения и исправления.

И. Бентам отмечал, что наказание законно потому, что оно полезно или, правильнее говоря, необходимо, и потому, что причиняемые им страдания преступнику не могут выдержать сравнения с огромной пользой, приносимой им для общества <1>.

--------------------------------

<1> См.: Уголовно-исполнительное право. Общая часть: Учебник / Под общ. ред. Ю.И. Калинина. Рязань, 2001. С. 46.

Теория устрашения наказанием лиц, стремящихся совершить преступление, является наиболее старой представительницей относительных теорий наказания.

В Соборном уложении 1649 г. указывалось: "Чтобы иным неповадно было так делать".

Практически наказание человека, совершившего преступление, являлось способом устрашающего воздействия на массы, исключающего милость и сострадание к виновному. Отношение к нему определяется известной английской юридической поговоркой, характеризующей несоразмерность наказания преступлению: "Не потому ты будешь повешен, что украл лошадь, а для того, чтобы другие не крали лошадей".

По своим конечным результатам теория устрашения воздействует на неустойчивых членов общества, поэтому она тесно связана с теорией частного и общего предупреждения.

Основатель теории предупреждения Грольман считал, что целью наказания является уничтожение посредством принуждения в преступнике опасного состояния, которое может быть достигнуто путем физической изоляции его от общества.

В основу трудов великих просветителей XVIII в. - философов Вольтера, Дидро, Монтескье, Руссо - был положен принцип гуманизма. Представитель классической школы уголовного права Ч. Беккариа в фундаментальном труде "О преступлениях и наказаниях" (1764) писал: "Цель наказания заключается не в истязании и мучении человека... цель наказания заключается только в том, чтобы воспрепятствовать виновному вновь принести вред обществу и удержать других от совершения того же" <1>.

--------------------------------

<1> Беккариа Ч. О преступлениях и наказаниях. М., 1939. С. 243.

Теории исправления получили большое распространение в XIX в. Согласно таким теориям цель наказания может быть только одна - исправление преступника так, чтобы он по собственному своему почину перестал быть опасным для общественного спокойствия. Авторы этой теории предполагают только юридическое исправление преступника, подчеркивая безразличное отношение государства к мотивам правопослушного поведения лица, отбывшего наказание. Оппоненты данной теории утверждают, что эта теория бессильна в отношении рецидивистов, нравственно испорченных или умственно недоразвитых преступников.

По мнению В.Д. Спасовича, вся теория исправления ложна в своей основе, так как она "годится только для тщедушных натур и женственных характеров, а насильственное психическое врачевание для мощных и энергических характеров может окончиться оцепенением и сумасшествием" <1>.

--------------------------------

<1> Таганцев Н.С. Русское уголовное право. Лекции. Часть общая. Т. 2. М., 1994. С. 6.

К смешанным теориям можно отнести теорию психологического принуждения А. Фейербаха, теорию справедливости П. Росси, теорию заглаживания вреда Велькера и интегративные теории И.Я. Фойницкого и Н.Д. Сергиевского <1>.

--------------------------------

<1> См.: Уголовно-исполнительное право. Общая часть: Учебник / Под общ. ред. Ю.И. Калинина. Рязань, 2001. С. 48.

А. Фейербах обосновывает суровость уголовного наказания исходя из того, что чем суровее наказание, тем оно целесообразнее, тем больше шансов на предотвращение преступлений. Эта теория нашла отражение в Баварском уложении 1813 г.

П. Росси в наказании видит причинение человеку страданий за совершенное им преступное деяние, т.е. воздаяние злом за зло. Если это делается сознательно и соразмерно, замечает П. Росси, то оно абсолютно справедливо. В основе наказания лежит идея правды и справедливости, но осуществление ее определяется пользой.

Справедливое всегда истинно, полезно, а несправедливое вредно. Следовательно, только соединением двух принципов - справедливого и полезного - может быть обосновано назначение и исполнение наказания.

Заглаживание причиненного вреда - первая обязанность преступника, необходимое условие его дальнейшего существования в обществе. Заглаживание вреда может быть добровольное или в результате государственного принуждения. Цель данного наказания выражается в юридическом исправлении преступника, в восстановлении уважения и доверия к нему граждан, в восстановлении чести и достоинства пострадавшего, в восстановлении справедливости <1>.

--------------------------------

<1> Мелентьев М.П. Указ. соч. С. 9 - 10.

Интегративные теории были представлены российскими учеными И.Я. Фойницким, Н.Д. Сергиевским, которые к целям наказания относили устрашение, общую и частную превенцию. При этом под специальным предупреждением они понимали исправление осужденного до нравственного его возрождения.

Они основывались на работах Чезаре Беккариа, положившего начало "классической" криминологии и сформулировавшего важнейшие положения: наказание должно делать преступление "не выгодным" для преступника.

* * *

Во второй половине XVIII столетия практическая деятельность тюрем привлекала внимание ученых, общественных и религиозных организаций, правительств многих государств.

Состояние тюрем в конце XVIII в. было самое ужасное: везде наблюдалось смешение подозреваемых в совершении преступлений и осужденных, мужчин и женщин, несовершеннолетних и взрослых, здоровых и душевнобольных, нигде государство не брало на себя забот по материально-бытовому и медицинскому обеспечению заключенных.

Внимание к тюремному заключению также было вызвано тем, что в связи с развитием идеи об исправлении осужденного началась борьба против смертной казни и телесных наказаний. В этой связи тюрьма рассматривалась как эффективное средство в борьбе с преступностью. В этот период начали проводиться тюремные конгрессы, изобретаются различные тюремные системы, в университетах открываются кафедры тюрьмоведения. Правительства европейских государств и США не останавливаются перед значительными расходами для проведения реформы тюремной системы.

Начало реформы следует отнести к 1786 г., когда в Филадельфии, штат Пенсильвания, была создана первая одиночная тюрьма, которая получила название "пенитенциарий" (от лат. poenitetia - раскаяние).

Таким образом, в конце XVIII в. появилась новая отрасль знаний - наука об исполнении наказания в виде лишения свободы - пенитенциарная наука (тюрьмоведение). Предметом ее изучения стала практическая деятельность тюремных учреждений. Начало этой науке положили исследования Джона Говарда и Иеремии Бентама.

Д. Говард подготовил и раздал членам британского парламента проект закона "Акт о пенитенциарных учреждениях", который был принят парламентом Англии. Его идеи оказали огромное влияние на гуманизацию системы наказания во всем мире. Вот основные из них:

1) главной целью тюремного заключения должно быть исправление преступника, приспособление его к правомерной жизни в обществе. Тюремное заключение должно быть не менее 5 лет, чтобы было время для изучения осужденного и его исправления;

2) раздельное содержание осужденных к лишению свободы мужчин и женщин, несовершеннолетних и взрослых;

3) раздельное содержание осужденных в зависимости от степени тяжести совершенного преступления;

4) применение системы одиночного заключения;

5) гуманное отношение к заключенным;

6) обязательное привлечение заключенных к труду;

7) труд заключенных не должен приносить им страданий;

8) широкая постановка религиозного образования заключенных <1>.

--------------------------------

<1> См.: Уголовно-исполнительное право. Общая часть: Учебник / Под общ. ред. Ю.И. Калинина. Рязань, 2001. С. 52.

Д. Говард и И. Бентам составили пенитенциарную модель, которая предусматривала профессиональное обучение, трудовое и нравственное воздействие на преступников с целью исправления отрицательных привычек и нравов. Они предполагали искоренение приводящих к преступлению дурных нравов путем привлечения заключенных к труду в специальных мастерских, обучения трудовым специальностям, общего образования, нравственного воздействия на личность. По своей смелости и уровню гуманизма проекты далеко опередили свое время, и поэтому не получили практического претворения при жизни авторов. Однако они оказали громадное прогрессивное воздействие на развитие тюремных систем как в самой Великобритании, так и за ее пределами.

В России наиболее известными учеными в пенитенциарной сфере стали профессора С.В. Познышев, Н.С. Таганцев, И.Я. Фойницкий.

С.В. Познышев издал в 1915 г. книгу "Очерки тюрьмоведения", а в 1924 г. "Основы пенитенциарной науки".

Вначале он утверждал, что тюрьмоведение "не составляет особой науки, а есть особый и быстрорастущий отдел уголовного права. Он обнимает целый круг разнообразнейших вопросов, при решении которых постоянно приходится обращаться к заимствованию к целому ряду наук (психологии, психиатрии, гигиены и т.д.)" <1>. В дальнейшем С.В. Познышев стал использовать термин "пенитенциарная наука", относя ее к отрасли знаний, которые освещают "сделанные опыты общими научными идеями". Он видел ее назначение "в проверке этих идей, объяснении и оценке их, а также подготовке на этой основе предложений по улучшению работы пенитенциарных учреждений" <2>.

--------------------------------

<1> Познышев С.В. Основы пенитенциарной науки. М., 1924. С. 7.

<2> Там же.

С.В. Познышев много внимания уделял вопросам исправления заключенных, которое он делил на нравственное и юридическое. Нравственное исправление, по его мнению, это "не превращение порочного человека в добродетельного, что недостижимо посредством наказания, а лишь некоторое изменение к лучшему психической конституции наказуемого, его характера, достаточное для предупреждения рецидива". Достижение цели юридического исправления является менее сложным. Эта цель заключается во внушении субъекту путем применения к нему наказания "сознания неизбежной связи известного поведения с данным невыгодным последствием... неизбежности связи преступления и наказания" <1>.

--------------------------------

<1> Познышев С.В. Основы пенитенциарной науки. М., 1924. С. 35 - 36.

К средствам исправления арестантов С.В. Познышев относит тюремное воспитание, тюремное образование, арестантский труд, тюремную дисциплину. Являясь сторонником одиночного содержания заключенных, считал, что размещение арестантов группами по общим камерам есть простейший, но совершенно не пригодный способ. Гибельное, развращающее влияние такого порядка не вызывает сомнений. При нем неизбежно возникает половой разврат, процветают арестантский "майдан" и карточная игра <1>. Также он считал необходимым создание в тюрьме совета во главе с начальником тюрьмы для обсуждения наиболее важных вопросов.

--------------------------------

<1> Там же. С. 63 - 64.

Н.С. Таганцев, в свою очередь, полагал, что любой человек, совершивший преступление, может быть исправлен. Различая, так же как и С.В. Познышев, нравственное и юридическое исправление, Н.С. Таганцев указывал, что государство может иметь в виду только юридическое исправление, т.е. развитие в лице настроения, соответствующего требованиям права, чувства правоподчиненности <1>.

--------------------------------

<1> Там же. С. 60.

И.Я. Фойницкий в 1889 г. написал "Учение о наказании в связи с тюрьмоведением". В Санкт-Петербургском университете он первым не только в России, но и во всем мире начал читать специальный курс по тюрьмоведению для студентов юридического факультета.

Содержанием пенитенциарной науки И.Я. Фойницкий считал "определение институтов, способных оказать в полезную для общежития сторону воздействие на преступный класс путем тщательного изучения особенностей преступного населения и действительного влияния на него практикуемых мер. Примыкая одною своею стороною к уголовному праву, тюрьмоведение близко соприкасается другими сторонами с народным воспитанием и народным призрением" <1>.

--------------------------------

<1> Фойницкий И.Я. Учение о наказании в связи с тюрьмоведением. СПб., 1889. С. 314.

И.Я. Фойницкий большое внимание уделял средствам исправления осужденных. К ним ученый относил: тюремную работу, тюремное образование, тюремную дисциплину, тюремное воспитание, тюремную гигиену, тюремную архитектуру.

Он рассматривал тюрьму как сложный государственный комплекс, в котором особое место занимает тюремный персонал, и в первую очередь начальник пенитенциарного учреждения. По его справедливому мнению, "вопрос о лицах, руководящих тюремною деятельностью, - есть коренной вопрос тюремной политики" <1>.

--------------------------------

<1> Фойницкий И.Я. Указ. соч. С. 427.

В своих работах И.Я. Фойницкий обращался также к иным вопросам уголовно-исполнительного права, не связанным непосредственно с тюремным заключением.

Так, в конце 70-х гг. XIX в. им написаны статьи, в которых он исследует вопросы, связанные со ссылкой ("Наша сибирская ссылка", "Управление ссылки"). Исследование "Ссылка на Западе" (1881) было переведено на французский язык. Будучи членом комиссии по пересмотру законодательства о ссылке, он способствовал значительному сокращению применения ссылки. Результатом этой деятельности явился Закон от 3 июня 1900 г. о ее отмене.

Таким образом, научные исследования в русской дореволюционной науке пенитенциарного права проводились в области учения о наказании, его целях и содержании, сущности наказания в виде лишения свободы и его эффективности, а также в разработке практических рекомендаций по совершенствованию функционирования пенитенциарной системы, включая вопросы, связанные со средствами исправления осужденных, с организацией работы тюремного персонала и управления пенитенциарными учреждениями.

§ 2. Наука советского исправительно-трудового права

Научные исследования в сфере исполнения наказания были продолжены в советский период.

С.В. Познышев в 1924 г. издал труд "Основы пенитенциарной науки", в котором он отходит от своих прежних взглядов на тюрьмоведение как всего лишь на раздел уголовного права и признает за пенитенциарной наукой право на самостоятельное существование.

Одним из крупных ученых в области пенитенциарного права, чья научная деятельность началась в первые десятилетия советской власти, был Б.С. Утевский (1887 - 1970).

В первые годы советской власти им был написан учебник для вузов "Советская исправительно-трудовая политика". После длительного перерыва вновь изданным пособием для изучения исправительно-трудового права стала книга Е.Г. Ширвиндта и Б.С. Утевского "Советское исправительно-трудовое право" (1957). В 1960 г. под его редакцией издано учебное пособие "Советское исправительно-трудовое право", написанное коллективом авторов - преподавателей Высшей школы МВД СССР и практических работников исправительно-трудовых учреждений.

Вопросами пенитенциарного права в историко-правовом аспекте активно занимался М.Н. Гернет (1874 - 1953) - автор пятитомного труда "История царской тюрьмы".

В 1925 г. создается Государственный институт по изучению преступности и преступника при НКВД РСФСР. Основными задачами деятельности института были определены: разработка вопросов уголовной и пенитенциарной политики; разработка системы и методов изучения заключенных и пенитенциарного воздействия на них; изучение влияния мер исправительно-трудового воздействия на заключенных.

В 20-х гг. XX в. началась подготовка специалистов для мест лишения свободы. В 1925 г. работников пенитенциарных учреждений стали готовить на базе Хабаровской милицейской школы. В 1926 г. были открыты Московские пенитенциарно-педагогические курсы.

Для советской науки исправительно-трудового права до середины 30-х гг. характерно широкое изучение исправительно-трудового права. Поскольку советское исправительно-трудовое право только формировалось, значительное место отводилось пенологическим концепциям, проблемам тюрьмоведения, пенитенциарной науке, истории их развития, работе пенитенциарных конгрессов. В начале 30-х гг. XX в. в связи с усилением карательной политики государства научные исследования в сфере пенитенциарного права были прекращены.

Научные исследования в области исправительно-трудового права были возобновлены только в конце 50-х гг. XX в. Первыми в этом направлении стали две работы Е.Г. Ширвиндта об основных принципах советской исправительно-трудовой политики и исправительно-трудового права, которые вышли под грифом "Для служебного пользования". В 1957 г. под своеобразным ограничительным грифом "Рассылается по списку" был издан учебник Е.Г. Ширвиндта и Б.С. Утевского "Советское исправительно-трудовое право".

Первые открытые учебники по исправительно-трудовому праву стали появляться только в 60-е гг. XX в. В рассматриваемый период увидели свет следующие работы: учебник "Советское исправительно-трудовое право" под редакцией Б.С. Утевского (1960); курс лекций "Советское исправительно-трудовое право" Н.А. Стручкова (1963); учебник "Советское исправительно-трудовое право" И.А. Сперанского и О.Ф. Шишова (1965); учебник "Исправительно-трудовое право" под редакцией Министра охраны общественного порядка РСФСР В.С. Тикунова (1966); учебник "Исправительно-трудовое право" под редакцией Н.А. Беляева и М.И. Федорова (ЛГУ, 1971); учебное пособие "Советское исправительно-трудовое право" Ю.М. Ткачевского (1971); учебник "Советское исправительно-трудовое право. Общая часть" под редакцией И.В. Шмарова, Н.А. Стручкова, И.А. Сперанского (1977); учебник "Советское исправительно-трудовое право" под редакцией Н.А. Стручкова (1977); учебник "Советское исправительно-трудовое право" под редакцией Н.А. Стручкова и Ю.М. Ткачевского (1983); "Курс исправительно-трудового права. Проблемы Общей части" Н.А. Стручкова (1984); "Курс исправительно-трудового права. Проблемы Особенной части" Н.А. Стручкова (1985); учебник "Советское исправительно-трудовое право" под редакцией Н.А. Стручкова и В.А. Фефелова (1987).

Первые докторские диссертации в области исправительно-трудового права были защищены Н.А. Стручковым <1>, Н.А. Беляевым <2>, А.Л. Ременсоном <3>.

--------------------------------

<1> См.: Стручков Н.А. Правовое регулирование исполнения наказаний (основные проблемы советского исправительно-трудового права). М., 1963.

<2> См.: Беляев Н.А. Цели наказания и средства их достижения в советских ИТУ. Л., 1963.

<3> См.: Ременсон А.Л. Теоретические вопросы исполнения лишения свободы и перевоспитания заключенных. Томск, 1965.

В 60 - 80-х гг. прошлого столетия выходят многочисленные монографии, другие работы по вопросам исправительно-трудового права.

К наиболее значительным из них можно отнести следующие работы: А.Е. Наташев, Н.А. Стручков "Основы теории исправительно-трудового права" (1967); Л.В. Багрий-Шахматов "Система уголовных наказаний и исправительно-трудовое право" (1969); Н.А. Стручков "Советская исправительно-трудовая политика и ее роль в борьбе с преступностью" (1972); В.П. Артамонов "Наука советского исправительно-трудового права" (1974); А.И. Зубков "Теоретические вопросы правового регулирования труда осужденных в советских ИТУ" (1974); Л.Г. Крахмальник "Единство и особенности исправительно-трудовых кодексов союзных республик" (1974); М.П. Мелентьев "Функции и структура советского исправительно-трудового права" (1977); Л.Г. Крахмальник "Кодификация исправительно-трудового законодательства" (1978); А.И. Зубков "Социально-правовые и организационные проблемы труда осужденных к лишению свободы" (1980); Т.В. Шмаров "Социологические проблемы исполнения уголовного наказания" (1980); Ф.Р. Сундуров "Лишение свободы и социально-психологические предпосылки его эффективности" (1980); М.П. Мелентьев "Структура советского исправительно-трудового права" (1981); В.А. Уткин "Наказание и исправительно-трудовое воздействие" (1984); Н.А. Стручков "Наука советского исправительно-трудового права" (1989) и др.

Многие идеи научных разработок тех лет легли в основу концепций реформирования российского законодательства в сфере исполнения уголовных наказаний в начале 90-х гг. прошлого столетия и ныне действующего уголовно-исполнительного законодательства РФ.

§ 3. Наука уголовно-исполнительного

права современной России

В 90-е гг. прошлого века и веке нынешнем продолжались научные исследования в сфере пенитенциарного права.

В это время был опубликован ряд монографий: В.И. Селиверстов "Теоретические проблемы положения лиц, отбывающих наказание" (1992); Г.Л. Минаков "Права и законные интересы лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, и гарантии их реализации" (1993); А.Ф. Сизый "Поощрительные нормы уголовно-исполнительного права" (Рязань, 1994); С.М. Петров "Государственное управление уголовно-исполнительной системой и пути ее реформирования" (1995); А.А. Рябинин "Основы исправительно-трудового (уголовно-исполнительного) права. Вопросы дифференциации и индивидуализации наказания" (1995); В.И. Горобцов "Теоретические проблемы реализации мер постпенитенциарного воздействия" (1995); А.В. Шамис "Основные средства воздействия на осужденных и механизм их реализации" (1996); Л.Б. Смирнов "Проблемы правового регулирования исполнения уголовных наказаний и совершенствование деятельности учреждений уголовно-исполнительной системы" (2003); М.М. Ровчения "Цели лишения свободы и средства их достижения в исправительных учреждениях" (2007); И.Н. Лемперт "Исполнение наказаний, не связанных с лишением свободы" (2008) и др.

По различным проблемам уголовно-исполнительного права защитили докторские диссертации В.И. Селиверстов "Правовое положение лиц, отбывающих наказания: теория и прикладные проблемы" (1992); М.Г. Детков "Развитие системы исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы в России" (1994); В.Е. Южанин "Реализация наказания в виде лишения свободы и ее обеспечение" (1994); А.Ф. Сизый "Поощрительные нормы уголовно-исполнительного права как средства формирования правомерного поведения осужденных (проблемы теории и практики)" (1995); Б.Б. Козак "Уголовно-исполнительная система в механизме обеспечения внутренней безопасности общества (теоретический и организационно-правовой аспекты)" (2000); Т.Ф. Минязева "Проблемы правового статуса осужденных в Российской Федерации" (2001); Ф.М. Городинец "Международно-правовые стандарты обращения с осужденными и проблемы их реализации в Российской Федерации" (2001); Ю.А. Кашуба "Уголовно-исполнительная политика в отношении несовершеннолетних" (2002); Л.Б. Смирнов "Уголовно-исполнительная политика в сфере совершенствования правового регулирования исполнения уголовных наказаний" (2004); А.А. Телегин "Методологические и организационно-правовые основы науки уголовно-исполнительного права" (2005); Ю.В. Баранов "Ресоциализация осужденных к лишению свободы и освобожденных от этого наказания: теоретико-методологические и правовые основы" (2008) и др.

Продолжали публиковаться учебники, учебные пособия, курсы лекций: Исправительно-трудовое (уголовно-исполнительное) право под редакцией А.В. Маслихина (1993); Уголовно-исполнительное право под редакцией В.И. Селиверстова (2000), Уголовно-исполнительное право. Общая часть под редакцией В.В. Герасимова, М.П. Мелентьева, С.И. Пономарева и др. (2001), Уголовно-исполнительное право России: теория, законодательство, международные стандарты, отечественная практика конца XIX - начала XXI века под редакцией А.И. Зубкова (2002), Уголовно-исполнительное право под редакцией В.П. Сальникова (2003), В.Б. Малинин "Уголовно-исполнительное право. Курс лекций" (2006) и др.

§ 4. Предмет, задачи и методы науки

уголовно-исполнительного права и ее связь с другими науками

Наука уголовно-исполнительного права изучает социально-политические, экономические, правовые, нравственные, психолого-педагогические проблемы исполнения уголовных наказаний. Она выявляет тенденции и закономерности, складывающиеся в процессе исполнения уголовных наказаний, и разрабатывает свои предложения по совершенствованию законодательства в сфере исполнения и отбывания уголовных наказаний.

В отличие от уголовно-исполнительного законодательства наука уголовно-исполнительного права представляет собой систему идей, взглядов и теоретических положений в сфере исполнения уголовных наказаний, относящихся ко всем проблемам уголовно-исполнительного права.

Предмет науки уголовно-исполнительного права составляют политика государства в сфере исполнения уголовных наказаний, история возникновения и развития уголовно-исполнительного права и учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, международные акты по обращению с осужденными, система законодательства и его источники, правовое регулирование исполнения и отбывания уголовных наказаний, порядок исполнения и отбывания уголовных наказаний в зарубежных странах.

Таким образом, предмет науки уголовно-исполнительного права значительно шире предмета уголовно-исполнительного права как отрасли законодательства.

Основная задача науки уголовно-исполнительного права - обеспечить осуществление правовой реформы в области исполнения уголовных наказаний, вырабатывать практические рекомендации по совершенствованию деятельности учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания.

Важнейшей задачей науки уголовно-исполнительного права является разработка ее общей теории по проблемам уголовно-исполнительных отношений, правового статуса осужденных, отбывающих различные виды уголовных наказаний, правового регулирования порядка и условий исполнения и отбывания различных видов наказаний.

Методы науки уголовно-исполнительного права несут в себе как родовые черты гносеологии, так и специфические присущие ей признаки. Методологической основой науки уголовно-исполнительного права выступает философия как всеобщий метод познания. Основным общенаучным методом уголовно-исполнительного права является диалектический метод, который предполагает изучение любого явления в развитии и противоречии. Общая теория права также является общеметодологической наукой по отношению к уголовно-исполнительной науке.

Имеется тесная связь науки уголовно-исполнительного права с наукой конституционного права, которая является базовой. Такая связь обусловлена правовым статусом человека и гражданина, общими вопросами законности, компетенцией федеральных органов власти, учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания.

Наука уголовно-исполнительного права имеет много общих позиций с наукой административного права в части управления системой учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, а также в вопросах прохождения службы сотрудниками этих учреждений.

Данная наука также связана с науками гражданского, трудового, семейного права, так как функционирование учреждений и органов, исполняющих наказания, осуществляется в процессе правоприменительной деятельности, регулируемой соответствующим законодательством.

Достаточно тесно прослеживается связь науки уголовно-исполнительного права с криминологией. Нормы уголовно-исполнительного права имеют криминологическое обоснование в части раздельного содержания осужденных, характеризующихся различной степенью криминальной пораженности. Криминологические методы применяются для изучения личности осужденных. Эффективность исполнения уголовных наказаний оказывает прямое влияние на рецидивную преступность.

Наука уголовно-исполнительного права неизбежно связана с исправительной психологией и педагогикой. Многие нормы уголовно-исполнительного права учитывают данные указанных отраслей. В практической деятельности по исполнению уголовных наказаний активно используются достижения исправительной психологии и педагогики.

Наши рекомендации