Относительно однородных приемов, операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи.
Классификация методов — это упорядоченная по определенному признаку система. Понятие «метод» имеет множество сторон, в соответствии с чем методы обучения и воспитания можно группировать, но это же и затрудняет классификацию, так как невозможно подобрать единого критерия. Существуют различные классификации методов обучения, и методов воспитания. Одна из первых связана с именем Б. В. Всехсвятского, который описал две категории методов обучения: методы передачи готовых знаний и методы искания (исследовательские). Наиболее распространенная и традиционная классификация методов обучения по источнику знания(некоторые исследователи называют их не источниками, а средствами передачи) — слово, образ и действие (СИ. Петровский, Е.Я. Голант). Отсюда группы методов: словесные (рассказ, объяснение, беседа, лекция и др.); наглядные (наблюдение, демонстрация, иллюстрация ); практические (упражнение, практикумы, лабораторные работы и др.).
Достаточно широкое распространение получила классификация по характеру познавательной деятельности (И.Я. Лер-нер, М.Н. Скаткин): объяснительно-иллюстративные методы (рассказ, беседа, объяснение, доклад показ, инструктаж); репродуктивные методы (лекция, пример, демонстрация, алгоритмическое предписание, упражнение); проблемные методы (беседа, проблемная ситуация, игра, обобщение); частично-поисковые методы (диспут, наблюдение, самостоятельная работа, лабораторная работа); исследовательские методы (исследовательское моделирование, сбор новых фактов, задание, проектирование).
Классификация методов обучения, предложенная М.И. Махмутовым, построена на сочетании методов преподавания и методов учения.Методы преподавания: информационно-сообщающий, объяснительный, инструктивно-практический, объяснительно-побуждающий. Методы учения: исполни-
тельный, репродуктивный, продуктивно-практический, частично-поисковый, поисковый.
М.А. Данилов и Б.П. Есипов разработали классификацию методов обучения подидактической задаче:методы усвоения знаний (восприятия и осмысления): устное изложение, беседа, лабораторная работа, работа с книгой и пр.; методы совершенствования знаний (закрепление и применение): упражнения, повторение; методы развития навыков; методы творческой деятельности, методы проверки знаний, умений и навыков и т. п. Есть классификации по логике изложения материала:дедуктивные и индуктивные; по источникам знаний и уровню самостоятельности учащихся в учебной деятельности(А. Н.Алексюк, И. Д. Зверев) и т. д.
Зарубежный опыт позволяет дополнить отечественные классификации методов еще одной — делением методов на импрессивные и экспрессивные.
Импрессивные методы обучения(от лат. impressio — впечатление, переживание, чувство) сводятся к организации участия детей в экспонированных ценностях: социальных, моральных, эстетических, научных. Метод основан на активизации такой деятельности, как:
— получение информации о произведении, его создателе,
полное сосредоточение на восприятии и участие в ходе
экспонирования произведения;
— соответствующая форма собственной активности участ
ников, выражающая главную идею произведения;
— сопоставление этой идеи с принципами поведения участ
ников, практические выводы в отношении собственного
поведения и поступков.
Экспрессивные методы(от лат. expressio — выражение) основаны на моделировании ситуаций, в которых участники сами создают или воссоздают конкретные ценности (создание картин, скульптур, короткометражных фильмов, других произведений).
Но ни одна из существующих классификаций не устраивает ни исследователей, ни практиков. Тем более что основной набор методов есть в любой классификации, но каждый из них в зависимости от классификации используется технологично по-разному. В данном пособии методы обучения будут рассмотрены по классификации, предложенной Ю.К. Бабанским, на основе методологии целостного подхода к деятельности.
Классификация методов воспитания |
Еще сложнее обстоит дело с классификацией методов воспитания, исходя из особенностей процесса и огромной сложности однозначной трактовки воспитательного влияния любого метода. Одной из самых распространенных и долго продержавшихся в науке и в учебниках была предложенная Н.И. Болдыревым, Н.К. Гончаровым,Ф.Ф. Королевым классификация по направленности воспитательного воздействия:методы убеждения (рассказ, диспут, беседа, конференция, лекция, положительный пример), методы упражнения (игра, труд, учение, режим, приучение), методы поощрения и наказания. В.М. Коротов и Л.Ю. Гордин добавили к этой классификации методы понуждения: требования, соревнование, принуждение. В учебном пособии под редакцией Т.В. Волико-вой, СП. Баранова, В.А. Сластенина эта классификация была трансформирована в следующую: методы убеждения (разъяснение, внушение, рассказ, беседа, внеклассное чтение, убеждение примером); методы упражнения (упражнения в деятельности, режим, поручение); методы стимулирования (соревнование, «взрыв», поощрение и наказание, одобрение, порицание); методы самовоспитания. Теоретиком в области воспитания И.С. Марьенко была предложена такая классификация: объяснительно-репродуктивные, проблемно-ситуационные, методы приучения и упражнения, методы стимулирования, методы торможения, методы руководства самовоспитанием. Следует обратить внимание на то, что в подходах к классификации методов воспитания отечественные ученые XX в. постепенно старались смягчать авторитарно-насильственный характер методов воспитания. Принуждение, поощрение и наказание уходят из названий групп методов и относятся к вспомогательным. Так, в классификации Д.М. Гришина и В.И. Прокопенко, сделанной на основе логики воспитательного процесса,все методы воспитания разделены на основные: методы формирования сознания (убеждение, внушение, метод проблемных ситуаций) и методы формирования поведения (инструктаж, упражнение, метод примера) и вспомогательные: методы педагогического стимулирования (педагогическое требование, перспектива, соревнование, поощрение) и методы педагогической коррекции (критика, метод «взрыва», наказание).
Можно условно выделить группы методов прямого и косвенного педагогического влияния.Методы прямого педагогического влияния предполагают немедленную или отсроченную реакцию ученика и его соответствующие действия, направлен-
ные на самовоспитание. Методы косвенного педагогического влияния предполагают создание такой ситуации в организации деятельности, в которой у ребенка формируется установка на самосовершенствование, на выработку определенной позиции в системе его отношений с учителями, товарищами, обществом.
Существует классификация методов на основе структуры личности:методы формирования сознания (рассказ, беседа, показ); методы формирования поведения (упражнения, тренировка, самоуправление и др.); методы формирования чувств (одобрение, похвала, порицание, контроль и др.). Очень распространенной является классификация, предложенная Г.И. Щукиной, на основе объединения целевой, процессуальной и содержательной сторон методов воспитания:методы формирования сознания (рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, увещевание, внушение, инструктаж, диспут, доклад, пример); методы организации деятельности и формирования опыта поведения (упражнение, поручение, воспитывающие ситуации); методы стимулирования (соревнование, поощрение, наказание).
В данном пособии предложена классификация, трансформированная из классификаций Г.И. Щукиной и В.А. Сласте-нина, сделанная ими на основе методологии целостного подхода к деятельности и формирования личности.
Во многих классификациях называются как самостоятельные методы — методы убеждения и внушения, однако представляется, что относить их к методам не совсем корректно, так как убеждение осуществляется буквально любым из перечисленных во всех классификациях методом. Убеждение — это психологический механизм интеллектуально-эмоционального воздействияна сознание, чувства, волю воспитанников, основанное на логике, доказательствах. То же относится и к внушению, только в отличие от убеждения внушение ориентировано на подсознательную сферу личности, когда снижается порог осмысления и критического восприятия. Результативность внушения во многом зависит от суггестивных (способностей внушения) способностей воспитателя, его авторитетности и степени внушаемости воспитанников. Любое педагогическое воздействие и взаимодействие должно опираться на убеждение и внушение.
К механизмам воздействия в воспитании относят также заражение и подражание. Заражение — процесс передачи эмоционального состояния от одного человека к другому на психофизиологическом уровне контакта, помимо смыслового
воздействия или дополнительно к нему. Подражание — следование какому-либо примеру, образцу.
Вопросы и задания
1. Как вы поняли, почему нет классификаций методов воспитания и
методов обучения, которые удовлетворили бы всех педагогов?
2. Чьи классификации как методов воспитания, так и методов обуче
ния вам показались наиболее интересными и убедительными? Почему?