Контрпедагогика преодоления правового нигилизма

Одна из центральных задач контрпедагогики, наиболее актуальная в работе по профилактике преодолению профессиональной деформации, — преодоление правового нигилиз­ма. Приходится учитывать, что сегодня правовой нигилизм имеет не только «классическую форму» неприятия закона, игнорирования за­кона, пренебрежения законом, но обусловлен уверенностью, что ряд личных и даже профессиональных проблем наиболее эффективно решаем «вне правового поля». Это превращает правовой нигилизм из мнения в программу действий. Существует системный комплекс причин его появления, развития и упрочения, которые приходится учитывать в контрпедагогической работе.

1. Объективное существование в социальной и профессиональной практике противоречий и негативных моментов, способствующих формированию правового нигилизма, — несовершенство законода­тельной базы, практики правоприменения в деятельности правоох­ранительных и судебных органов, организации службы в ОВД.

2. Разноплановые по источникам и характеру негативные влия­ния внепрофессионального опыта жизни сотрудников, круга знако­мых, семьи, многих публикаций и телепередач, криминальных фильмов и сериалов.

3. Пролонгированный характер воздействий, т.е. их повторяемость в течение достаточно длительного времени.

4. Динамичный и лидирующий характер негативных воздействий — например, сначала громкая «обличительная» информация в СМИ о деятельности ОВД и с большим запозданием — малозаметное опро­вержение и извинение.

5. «Однолинейность мышления» при оценке ОВД — много и громко о недостатках, мало и тихо о хорошем, раздувание единичых негативных фактов, создание впечатления, что в ОВД служат исключительно «оборотни», действующие вне «правового поля».

6. «Подмена смыслов» или «затемнение смыслов» через подмену слов. Например, обозначение словом «бизнес» не только честной предпринимательской деятельности, но разного рода мошенни­честв, спекуляций, афер; называние «боевиками» бандитов, насиль­ников, террористов; именование убийц «киллерами» и др.

7. Клишированное воздействие или «навешивание ярлыков». Клише — подмена факта оценкой факта, например «все менты — продажные».

8. Опережающее эмоциональное воздействие — усиленное апел­лирование к эмоциям при описании «негатива в милиции», чтобы «забить» взвешенную интеллектуальную оценку.

9. Образное воздействие — демонстрация на экранах и на стра­ницах газет и журналов фото, видео- или кинокадров, богато окра­шенных эмоционально, которые производят на массовое сознание сильное, но ошибочное впечатление о сотрудниках органов внут­ренних дел.

10. Обеспечение авторитетности источника информации — для усиления негативных воздействий информация зачастую подкреп­ляется «авторитетом» (например, ссылкой на никому не известную «Международную ассоциацию...»), информированность которого якобы «заслуживает доверия», либо демагогическими аргументами (зря в газете не напечатают, все говорят, все так делают, показали по телевизору).

Под воздействием подобных факторов у сотрудника может сформироваться искаженная оценка социальной и профессиональ­ной практики и, как следствие, соответствующие «ценности», нор­мы и установки на деятельность, приводящие к профессиональной деформации. Однако при всей возможной устойчивости таких нега­тивных взглядов они содержат в себе противоречия, слабости, ис­пользование которых способствует эффективности контрпедагоги­ческих воздействий.

Наши рекомендации