Анализ результатов исследования
После завершения формирующего этапа эксперимента нами проведен контрольный этап, целью которого является сравнительный анализ результатов, полученных в ходе эксперимента.
Данная цель определила решение следующих задач:
- проведение повторного анкетирования учащихся;
- проведение контрольной работы для выявления уровня качества знаний;
- обработка результатов и их графическое оформление.
1) Анкетирование учащихся.
По истечении формирующего этапа эксперимента учащимся вновь была предложена анкета по тем же вопросам, что и на констатирующем этапе. Результаты анкеты мы отразили в таблице:
№ вопросов | Категория | 8 «А» | 8 «Б» |
1, 10 | Состояние учебной деятельности | + | + _ |
2, 3, 5, 8 | Уровень познавательного интереса | + | _ |
4,9 | Обоснованность самооценки | + | + _ |
6, 7 | Самостоятельность выбора и самоконтроля | + | _ |
Недостатки в уроках истории | _ | + |
Анализ ответов учащихся экспериментального 5 «А» класса показал:
- изменилась мотивация учения, большинство учащихся на вопросы 1, 10 ответили «с целью получения знаний»;
- на вопросы 4, 9 ребята отвечали, что «хорошо знают материал, но хотели бы знать больше»;
- на вопросы 6, 7 ученики дали ответ о значимости самостоятельности выбора и самоконтроля, отметили, что «внутренний самоконтроль для них важнее внешнего»;
- на вопросы 2, 3, 5, 8 о познавательном интересе единогласно дали положительный ответ;
- отвечая на вопрос 11 об изменениях в уроках математики, все учащиеся отметили, что хотят, чтобы все уроки проходили в нестандартной форме или хотя бы с использованием нестандартных форм работы, интересных видов деятельности, в анкете прозвучали такие ответы: «Эти уроки были запоминающимися», «На математику шел как на праздник», «Побольше бы таких уроков!»
Анализ ответов учащихся контрольного, 5 «Б» класса, показал, что результаты практически не изменились, лишь несколько человек изменили мнение о познавательном интересе.
2) Контрольная работа.
После проведения эксперимента вновь была дана самостоятельная работа с целью выявления качества знаний в экспериментальном (5 «А») и контрольном (5 «Б») классах. Результаты контрольной работы мы оформили в форме диаграммы.
Результаты качества знаний 5 «а» класса после формирующего этапа эксперименты
Результаты качества знаний 5 «б» класса после формирующего этапа эксперименты
Сравнительный анализ результатов показывает, что качество знаний в экспериментальном (5 «А») классе значительно возросло, в то время как в контрольном классе практически не изменилось.
Чтобы более четко увидеть разницу результатов эксперимента, представим их в сравнительной диаграмме.
Экспериментальный класс (5 «А»)