По (окончание) лекции все собрались уходить.

3. По (прибытие) на конференцию необходимо срочно оформить документы.

4. Хорошей погоды порой ждали по (много) дней.

Встречались часто, по (настроение).

Задание 1 О

Раскройте скобки, поставьте существительные в нужном паде­же. С полученными словосочетаниями составьте предложения.

1. Согласно (распоряжение, приказ, решение, поста­
новление, желание, указание).

2. Благодаря (выступление, успех, знание, предупреж­дение).

3. Вопреки (просьба, предположение, уговор, усилие).

Задание 1 1

Вставьте пропущенные окончания. Дайте семантико-сти-листическую характеристику данных конструкций.

1. Нельзя не признать эт... роман... .

Я не ожидал тв.. критик... .

3. Я давно не получал тако... удовольстви... .

4. Я еще не посмотрел эт... кинокартин... .

5. Мы не ожидали от встречи так... разочарован... .

Задание 12

Употребите следующие словосочетания в соответствую­щих контекстах.

1. Забыть спектакль — забыть о спектакле.

2. Знать историю — знать об истории.

3. Объявить перерыв — объявить о перерыве.

4. Заявить протест— заявить о протесте.

5. Объявить забастовку— объявить о забастовке.

Задание 13

Употребите следующие словосочетания в предложе­ниях. Объясните их семантико-стилистическую окрашенность.

1. Ждем трамвай — ждем трамвая.

2. Требует книги — требует книг.

3. Ищут работу — ищут работы.

4. Просит участие — просит участия.

Задание 14

Составьте словосочетания, поставив заключенные в скоб­ки слова в нужном падеже. Встретиться (друг), мечта (счастье), преклонение (талант), долг (родина), уплатить (квартира), восхищаться (друг), вдохнуть (свобода), скучать (родители).

Задание 15

Раскройте скобки, поставив существительное в нужном падежьчс предлогом или без предлога.

Беспокоиться (ребенок), тормозить (развитие), пойти (шко­ла, факультет, университет), потребность (знание), платить (проезд), удивляться (результаты), контроль (выполнение), сообщить (приезд).



116

117

Задание 16

Выберите нужный падеж, объясните свой выбор.

1. Не разбей (окно)!

Он не смог перенести (переживания).

3. Мы не виделись всего месяц, но уже соскучились по

(он).

4. По (мы) можно проверять часы— всегда приходим

Вовремя.

5. Я желаю (встреча) с этим человеком.

Задание 17

Укажите ошибки, связанные с предложным управлением и выбором предлога, исправьте предложения.

1. Приехав с Москвы, он расположился у родственни­ков в центре города.

Эти символы мы унаследовали до самых истоков человечества.

3. На этот вечер смогли приехать престарелые люди со всех районов города.

4. Согласно полицейского протокола водитель был оштра­фован.

5. Как складывалась ваша жизнь в первый год по приезду?

Задание 1 8

Исправьте ошибки, связанные с управлением.

1. Уделите внимание на здоровье.

Все эти мероприятия рассчитаны на благо природе.

3. Заведующий больницы встретил нас "прохладно".

4. Многие читатели нашей газеты уделяют огромное вни­мание на рубрику "Мир глазами путешественника".

5. Для абитуриента, желающего учиться в этом институте, надо будет знать и английский язык.

Задание 1 9

Найдите и исправьте ошибки, связанные с согласованием, управлением, порядком слов.

1. Блинная мука также продается в арендованных мага­зинах без наценки.

В настоящее время государственные промышленность и сельское хозяйство рушится.

3. Бунин считал "Темные аллеи" своей лучшей книгой, куда входят 38 рассказов-новелл.

4. Большинство стихотворений Цветаевой пронизаны ли­рикой и красотой написания.

118

5. Он понимает о необходимости помочь народу.

6. Нашедшего трудовую книжку на имя Петровой Оль­ги, потерянную 2 мая, прошу вернуть убедительно.

:

Задание 20

Прочтите отрывки из статьи о деепричастных оборотах А. С. Петухова. Какие типы нарушений литературной нормы наблюдаются при использовании в речи деепричастных обо­ротов?

В настоящей статье я хочу рассмотреть одно явление из области синтаксиса, где расшатывание старого канона уже не просто отчетливо видно, но вот-вот может стать литера­турной нормой. Речь пойдет о деепричастных оборотах.

Как известно, деепричастия используются в качестве син­таксических "расширителей" глаголов (в том числе и в фор­ме инфинитива), а также отглагольных имен. Сегменты, включающие в себя деепричастия (деепричастные оборо­ты), представляют собой аналоги придаточных предложе­ний, но несколько более компактные по сравнению с по­следними. Практически любой деепричастный оборот мож­но заменить придаточным предложением, но обратная за­мена возможна далеко не всегда. Вероятно, именно такие — неосознаваемые — попытки проделать обратную замену и становятся основным источником нарушения пра­вильности. Попытаемся разобраться в них.

...Своеобразие деепричастия, как я уже говорил, в том, что без него можно свободно обойтись в речи. Любое предложение с деепричастным оборотом преобразуется в другое высказывание без всякого видимого ущерба для смысла. Разумеется, во многих случаях — в первую оче­редь в художественных текстах — можно обнаружить бо­лев или менее тонкие различия между первыми и вторы­ми, но разъяснить их очень трудно. Поэтому приходится либо обращаться к постулату, по которому мы отвергаем абсолютную синонимию во всех областях языка, или огра­ничиться указанием, что в поэтическом тексте его созда­тель вынужден думать и о метрико-ритмической форме. Так, предложение "Зима! Крестьянин, торжествуя. На дров­нях обновляет путь" без всякого ущерба для "смысла" мо­жет быть легко преобразовано: "Когда крестьянин на дров­нях обновляет путь, он испытывает торжество"'. Разрушив пушкинскую строку, мы тем не менее получили правиль­ное предложение и доказали: без деепричастий можно обойтись.

119

Зачем же тогда деепричастия? Очевидно, они позволя­ют несколько сокращать, уплотнять высказывания, что, не­сомненно, повышает динамику речи и, вероятно, ее ско­рость. Именно поэтому в наше время общего повышения темпа жизни деепричастия стали очень употребительными.

Нормативное употребление деепричастия.

Правило, давно ставшее каноническим, выглядит очень просто: "Субъект действий, называемых деепричастием и той глагольной формой, которую оно определяет, сов­падает" (Русская грамматика. Т. 1. С. 672). Исходя из этого правила, мы можем легко "вычислить" возможные отклонения: несовпадение субъектов, отсутствие одного из субъектов и, наконец, ложные субъекты.

Первый тип нарушений —"несовпадение субъ­ектов" или иначе — в главном предложении и в деепри­частном обороте представлены разные субъекты: "Еди­ножды солгавши, кто тебе поверит".

Второй тип нарушений — отсутствие субъекта в предложении или деепричастном обороте. Строго гово­ря, с точки зрения здравого смысла у деепричастных обо­ротов субъект должен быть непременно, потому что дее­причастие по природе своей "субъектно". Практика пока­зывает, что это бывает не всегда: "Не по себе становилось, читая эту книгу"; "Что случилось в междуречье Тигра и Евфрата, превратив Вавилон в руины?".

Третий тип нарушений. Основное его отличие за­ключается в том, что если в предложениях второго типа от­сутствовало "субъектное" подлежащее, то теперь перед на­ми предложения, у которых нет полноценного субъекта в деепричастных оборотах, потому что действие, называемое деепричастием, происходит "бессубъектно", стихийно: "Ос­мелившись выступить с критикой в адрес отдельных лжена­учных исследований... молодой ученый был уволен".

Задание 21

Найдите и объясните ошибки в употреблении дееприча­стия и деепричастного оборота. Исправьте предложения.

1. Как приятно знать, что, придя домой после школы, котенок встретит меня радостным мяуканьем.

2. Прочитав о боях, мне сразу же представилась вся эта картина.

3. Читая этот рассказ, создается впечатление, что Куп­рин сам был шахтером.

4. Через год, будучи слепым и глухим, его привели к царю.

5. Идя по мокрой тропинке, дождь еще не прекращался,

6. Сергей Эфрон, вернувшись на Родину, был аресто­ван и убит.

7. Встретившись с Хлебниковым, в душе Ромашова на­ступил перелом.

8. Запахи многих опасностей, рождаясь, животные уже знают.

Задание 22

Исправьте сложные предложения. Объясните ошибки.

1. Чувства, которые чистые и бескорыстные, тоже исчезают.

2. И как жестокий укор на католической иконе в доме "странного человека" остается висеть браслет, который ге­роиня вернула ему со своим мужем.

3. Боги, каких человек выбирает, меняются с развити­ем общества.

4. Посетить салон стоит хотя бы потому, чтобы опреде­литься в своих оценках относительно качества товара ми­ровых стандартов.

5. Салют— это когда много огней и очень красиво.

Задание 23

Отметьте, оправданно ли дублируется подлежащее.

1. Каждый житель села, он сыт, в тепле и безопасности.

2. Писатель, он всегда должен быть в гуще событий.

3. Книга, которую я только что прочла, она была очень интересная.

4. Журналист, с которым я познакомилась, он был всегда на два года старше меня.

Задание 24

Определите, какие виды ошибок встречаются в данных предложениях. Исправьте их.

1. Я считаю, что, учитывая наши традиции, учитывая про­блемы настоящего периода, учитывая идущие реформы, нам надо вводить президентство.

2. Я хотел обратиться к вам еще по поводу того, что сде­лать для того, чтобы прекратить информационное удушение.

3. б целях улучшения процесса выполнения, исправле­ния и получения заказов нам необходимо изменить отно­шение к работе.

4. Книга, которую мне посоветовали, которую я взяла в библиотеке, которая находится недалеко от школы, кото­рая недавно построена, мне понравилась.





КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ

Вариант 1

1. Теоретический вопрос.

Норма согласования сказуемого с подлежащим.

2. Задание.

Найдите ошибки, объясните их. Исправьте предложения.

1. По окончанию школы я могу идти на второй курс института.

Наши рекомендации