Пособия и музыкально-дидактические игры
Дидактические пособия и игры способствуют музыкально-сенсорному развитию ребенка. С их помощью дети учатся различать звуки по высоте тембру, отмечать ритмический рисунок, следить за направлением движения мелодии; развиваются творческие способности ребят, повышается интерес к музыке, желание чаще ее слушать, играть на инструментах.
Воспитателю необходимо знать, как делать эти пособия, уметь ими пользоваться на музыкальных занятиях и в часы досуга детей.
В педагогической практике можно широко использовать такое дидактическое пособие, как, например, «Музыкальное лото», предназначенное для развития у детей умения внимательно слушать и различать знакомые мелодии. Лото состоит из набора органчиков, одинаковых по форме и цвету, деревянных пластинок-карточек и разноцветных фишек. На органчиках исполняются популярные детские песни. Дети угадывают их, называют и закрывают цветной фишкой картинку (на карточке), которая соответствует музыкальному образу. Если звучала мелодия песенки про зайчика, то ребята закрывают картинку с его изображением. Карточки раздаются перед игрой. Выигрывает ребенок, правильно закрывший фишками все картинки на своей карточке.
Фабричным способом изготовляются всевозможные дудочки, свистульки, барабанчики, погремушки и другие музыкальные игрушки, инструменты, которые могут использоваться в качестве дидактических пособий.
Чтобы организовать музыкально-дидактическую игру на различение тембра, например «Угадай, какой инструмент звучит», воспитатель подбирает несколько инструментов, контрастных по звучанию (барабан, металлофон, колокольчик, триола). Играя на одном из них, он предлагает поочередно каждому участнику определить на слух, на каком инструменте он играет.
Из нотных изданий можно использовать «Музыкальный букварь». Он содержит много интересных песенок-упражнений, с помощью которых в игровой форме усваиваются первоначальные сведения нотной грамоты. Яркие иллюстрации привлекают внимание детей и помогают выполнить задание. В приложении книга имеет нотное лото, нотоносец, ноты-кружочки, с помощью которых можно сделать множество различных пособий для занятий и игр. Например, карточки нотного лото (узкие и широкие) вырезаются и наклеиваются на бархатную бумагу, после чего дети могут выкладывать из них на фланелеграфе заданный ритмический рисунок.
На основе «Музыкального букваря» можно сделать дидакти-
Стр.249
ческое пособие, которое хорошо использовать на музыкальных занятиях. Для этого иллюстрации книги надо увеличить примерно в 2-3 раза (сделать снимки или рисунки большего формата Некоторые игрушки-самоделки для детских игр (рояль, телевизор, электропроигрыватель и др.) могут сделать воспитатели и родители. Успех изготовления таких пособий зависит от умений творчества, изобретательности. Материал может быть самым различным: коробки, катушки из-под ниток, чурбачки и т п.
Особенно привлекают ребят игрушки-самоделки, имитирующие настоящие музыкальные инструменты, например пианино с «немой» (незвучащей) клавиатурой.
Пособия-самоделки — музыкальную «лесенку» и фланелеграф — можно с успехом использовать на занятиях и в часы самостоятельной деятельности.
«Лесенку» изготавливают из дощечек в виде подставки, на которой крепятся металлические пластинки (снятые с металлофона), соответствующие ступеням натурального мажорного звукоряда. На отдельной палочке укрепляется кукла-матрешка, которая будет «ходить» по ступенькам лесенки. Такое пособие знакомит детей с понятиями «высота», «длительность звука», «направление движения мелодии» и одновременно является музыкальным инструментом, на котором можно исполнить несложные песенки.
Фланелеграф представляет собой доску (100 X 70 см), обтянутую с одной стороны фланелью и укрепленную на деревянной подставке. Сверху на фланель наклеиваются узкие полоски бархатной бумаги, изображающие нотный стан, на котором выкладываются ноты-кружочки и карточки нотного лото.
В последние годы проведены исследования, доказывающие необходимость и возможность использования наглядных пособий, позволяющих приобщать детей дошкольного возраста к активному восприятию музыки. С этой целью разработаны дидактические пособия, которые помогают педагогу познакомить детей в доступной форме с такими относительно сложными понятиями в музыке, как музыкальный жанр, форма музыкального произведения, а также с отдельными средствами музыкальной выразительности и основными свойствами музыкального звука.
Например, для развития у детей умений определять разный характер музыки в двух-трехчастном музыкальном произведении можно сделать такое пособие. Небольшая деревянная дощечка (в виде прямоугольника) делится двумя вертикальными линиями на три квадрата На одном из них дается изображение улыбающегося солнышка, на другом - солнышка, чуть прикрытого тучкой (засыпающего), на третьем нарисована тучка. Такие же квадраты раздаются детям. Все эти рисунки как бы условно соответствуют разному характеру музыки - бодрому, жизнерадостному; спокойному колыбельному; грустному. Слушая музыку того или иного характера, дети закрывают квадратом соответствующее изображение на дощечке.
Стр.250
По этому же принципу можно сделать пособия для определения жанра музыки. На деревянной дощечке изображаются буденовка, красная шапочка, шапочка клоуна. Слушая произведения этих жанров (например, произведения Д. Кабалевского «Кавалерийская» «Вальс», «Клоуны»), дети цветными фишками закрывают соответствующие изображения на дощечке в той последовательности, в какой исполнялись произведения.
Пособия этого типа можно использовать и для ознакомления детей с разновидностями внутри одного жанра, например танцевального или маршевого. В этом случае на дощечке должны быть другие изображения. Так, для определения танцевальных жанров можно использовать рисунки: а) пляшущей девочки в русском сарафане (плясовая); б) девочки и мальчика, исполняющих веселую польку; в) девочки, танцующей вальс.
Для определения разных маршей (например, при исполнении трех маршей Д. Кабалевского — «Пионеры», «Солдаты-физкультурники», «Деревянные солдатики») на дощечке дается изображение бодро шагающих пионеров, марширующих солдат и деревянных солдатиков.
Различные условные обозначения (например, разные по цвету геометрические фигуры) можно использовать для определения частей в музыке, музыкальных фраз и предложений, вступления и заключения. Фигуры выкладываются на фланелеграфе. При этом разные части в музыкальном произведении могут обозначаться фигурами разного цвета, повторяющиеся части — фигурами одинакового цвета, музыкальное вступление и заключение — другими какими-либо геометрическими фигурами.
На музыкальных занятиях дети получают первоначальное представление о некоторых средствах музыкальной выразительности, основных свойствах музыкального звука. Так, для того чтобы дети могли почувствовать темп в музыке, познакомиться с его изменениями, хорошо использовать пособия типа «Карусель», «Поезд». Пособие «Карусель» — это небольшая игрушка (из дерева или пластмассы), у которой свободно вращается верхняя часть. Детям предлагают одновременно со звучанием музыки вращать рукой карусель в соответствии с изменяющимся темпом музыки (медленно, затем постепенно ускоряя до быстрого темпа и снова замедляя к концу пьесы).
Пособие «Поезд» состоит из прямоугольного поля с изображением железнодорожного полотна и небольшого паровозика с вагончиками. Педагог ставит на рельсы поезд и предлагает детям отправиться в путешествие под музыку, которую сначала предлагает просто послушать. Во время повторного прослушивания кто-либо из детей передвигает поезд в соответствии с тем, как звучит музыка — быстро, медленно, ускоряя или замедляя движение.
Пособие «Громко — тихо» дает представление о динамических изменениях в музыке. Представление о разной силе звучания музыки связывается у детей с разной силой звучания музыкального
Стр.251
инструмента (громкое звучание, не очень громкое и тихое). Дается изображение большого, среднего и маленького аккордеона или какого-либо другого музыкального инструмента. Дети выкладывают ту карточку, которая соответствует данной силе звучания инструмента, большому, среднему или маленькому аккордеону.
Для формирования представлений о ритме можно использовать пособие «Сложи ритм», которое состоит из набора брусочков, разных по величине и цвету (10 одинаковых по цвету и 20 другого цвета по величине в два раза меньше). После повторного исполнения знакомой попевки («Скок, скок, поскок», «Сорока-сорока», русские народные мелодии и др.) дети отстукивают ритм кубиками, а затем выкладывают брусочки в соответствии с ритмом каждой . музыкальной фразы: большими обозначают долгие звуки, а маленькими — короткие.
Для закрепления у детей представления о тембре звучания различных музыкальных инструментов используется пособие «Музыкальный домик» (плоскостное изображение домика с крышей и шестью окошками, восемь карточек по размеру окошек с изображением разных музыкальных инструментов: бубна, барабана, треугольника, металлофона, цитры, триолы, тарелок, погремушки). Детям показывают сказочный домик, в котором живут музыканты, играющие на инструментах, предлагают послушать и определить, на каком инструменте играет музыкант, живущий в первой комнате, во второй, третьей и т. д. В это время педагог (так, чтобы дети не видели) исполняет знакомую детям попевку на том или ином инструменте. Ребенок выбирает карточку с изображением этого инструмента и закрывает ею одно из окошек домика. И так до тех пор, пока все окошки не будут закрыты.
Более наглядное представление о регистрах в музыке дает дидактическое пособие «Кто поет?». Три деревянные фигурки вставляются в небольшие углубления, сделанные в подставках. Воспитатель показывает детям фигурки и объясняет: «Это семья — папа, мама и их маленький сынок. Они все любят петь. У папы голос низкий, у мамы — средний, а у сынишки — высокий». Дети слушают три музыкальных отрывка или три небольшие пьесы, звучащие в низком, среднем и высоком регистрах (последовательность исполнения пьес может меняться).
Прослушав звучание того или иного отрывка, ребенок выбирает нужную фигурку и вставляет ее в углубление на подставке.
Между музыкально-дидактическими пособиями и музыкально-дидактическими играми много общего. И те и другие служат учебным целям и направлены на развитие у детей представлений о свойствах музыкального языка. Однако есть и различие. Музыкально-дидактические игры имеют свой игровой сюжет, игровое действие, правила, которые необходимо соблюдать. Дети с удовольствием в них играют и на музыкальных занятиях, и в своей самостоятельной деятельности.
Музыкально-дидактические игры можно подразделить на игры
Стр.252
с использованием образных игрушек, подвижные и настольно-печатные. Так, например, с детьми младшего дошкольного возраста проводится игра «Догадайся, кто поет», в которой воспитатель использует различные игрушки, изображающие птиц, животных и передающие их голоса. Если таких озвученных игрушек нет, то воспитатель сам озвучивает их, используя звукоподражание с голоса. При этом он прячет игрушки за небольшой (настольной) ширмой, предлагая детям узнать, кто поет. Узнав животное, ребенок называет его и повторяет за взрослым звукоподражание («гав-гав», «му-му», «мяу-мяу» и т. д.). Затем педагог достает из-за ширмы игрушку, которая звучала, и показывает ее детям В практике широко применяются и подвижные музыкально-дидактические игры. Они помогают сформировать у детей представление о свойствах музыкального звука. Например, игра «Ну-ка, угадай-ка» — для детей среднего дошкольного возраста — направлена на развитие представления о высоте звуков, игра «Догадайся, кто поет» — для детей старшего дошкольного возраста — на развитие представления о тембре, игра «Музыкальные молоточки» — для детей средней группы — учит различать длительность звуков. Эти и другие игры такого типа включены в серию сборников «Музыка в детском саду», предназначенных для каждой возрастной группы и являющихся пособием к «Программе воспитания и обучения в детском саду».
Среди музыкально-дидактических игр наиболее многочисленную группу составляют настольно-печатные. Они получили наибольшее распространение в практике. Поскольку наша промышленность в настоящее время не производит в достаточном количестве и ассортименте подобные игры, в каждом дошкольном учреждении музыкально-дидактические игры делаются руками воспитателей, музыкальных руководителей, родителей.
Приведем в качестве примера несколько таких игр. Упражняя детей младшей группы в различении звуков по высоте, педагог выкладывает на столе карточки с изображением животных, например кошки и котят (отдельно), большой собаки и маленькой собачки, большой птицы и птенчиков. Затем, подражая голосу какого-либо животного, педагог передает голосом, высокий или низкий звук. Дети по высоте звука определяют, кто мяукал, кошка или котенок, кто лаял, большая собака или маленькая собачка, и т. д. После этого они находят на столе и отбирают соответствующую карточку.
В старшем дошкольном возрасте можно предложить поиграть в музыкально-дидактическую игру «Узнай песенку». Эта игра развивает музыкальную память, побуждает детей к различению и запоминанию ритмического рисунка несложных попевок. Игра проводится следующим образом. Выбирается ведущий (воспитатель или ребенок). Ему дают набор карточек с изображением ритмического рисунка хорошо знакомых детям попевок (например, из «Музыкального букваря»). В игре могут участвовать несколько детей.
Стр.253
Ведущий берет одну карточку из набора и показывает ее играющим. Тот издетей, кто узнает попенку, должен ее назвать и спеть. За правильный ответ вручается фишка. Игра продолжается до тех пор, пока не будут использованы все карточки из набора. А выигрывает тот, кто получил больше фишек.
Технические средства обучения (ТСО)
Средства массовой информации – радио, телевидение, кино - оказывают большое эмоциональное и воспитательное воздействие на зрителей и слушателей.
Во многих учебных заведениях нашей страны и за рубежом использование ТСО стало неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса как наиболее эффективных методов преподавания.
Научно-технический прогресс связан с развитием науки, техники и всей системы народного образования. Поэтому использование ТСО в детском саду приобретает все большее значение.
Музыкальное воспитание дошкольника предполагает развитие у него музыкального слуха, тесно связанного с развитием музыкально-слуховых представлений, опорой на наглядно-зрительные и моторно-двигательные ощущения. Включение в этот процесс таких технических средств, как радио и телевидение, поможет педагогам в их работе.
Что же такое ТСО, применяемые в дошкольной педагогике? Это аудиовизуальные, т. е. слухо-зрительные средства: экранные, звуковые, экранно-звуковые.
К экранным средствам относятся немые кинофильмы, диафильмы и диапозитивы. К звуковым — магнитные записи, грампластинки, радиопередачи. К экранно-звуковым — звуковые кинофильмы, озвученные диапозитивы и диафильмы, учебные телепередачи.
Грамзаписьдоступна педагогам и может обеспечить высокий уровень исполнения различных музыкальных произведений, дает наглядное представление об инструментальной и вокальной музыке, знакомит со звучанием хора, оркестра.
Всесоюзная студия грамзаписи «Мелодия» выпускает комплекты пластинок «Музыка для слушания в детском саду», которые включают произведения для слушания, подпевания, музыку для движений, народные мелодии. Большинство этих произведений — из репертуара «Программы воспитания и обучения в детском саду» Помимо этого, фирма «Мелодия» выпускает пластинки с записью сказок, инсценировок, детских опер (например, «Мойдодыр» Ю. Левитина, «Песенка в лесу» Р. Бойко, «Волк и семеро козлят» М. Коваля, «Непослушное тесто» М. Черняка и др.).
Грамзаписи можно использовать в ходе музыкальных занятии, а также для организации праздников, развлечении, в самостоятельной детской деятельности и т. д.
Магнитофонная запись,позволяющая записать материал и сразу его прослушать, значительно обогащает педагогический про-
Стр.254
Можно записать необходимые педагогу музыкальные произведения, составить музыкально-литературную композицию для развлечений, детских праздников, кукольных спектаклей, в удобный организовать прослушивание. Магнитофон дает также возможность Фиксировать удачное или менее удачное исполнение детьми песен импровизаций, и, прослушивая их с ребятами, педагог активизирует их внимание, вызывает стремление исправить свои ошибки В случае отсутствия музыкального инструмента магнитофон и грамзапись могут его заменить для проведения занятий.
Радио и телевидениеобогащают детские впечатления, воспитывают нравственно и эстетически, учат любить и понимать музыку. Однако необходимо помнить об обязательном соблюдении гигиенических условий при организации прослушивания радиопередач или просмотре телепередач. Звук и изображение должны быть качественными. Маленьких зрителей и слушателей рассаживают так, чтобы всем было достаточно хорошо видно и слышно. Необходимо помнить о том, что излишняя нагрузка действует на организм ребенка отрицательно, поэтому дошкольникам следует проводить у экрана телевизоров не более 20 минут в день. Посторонние шумы и разговоры не должны отвлекать детей. Педагог изредка, по ходу передачи дает необходимые пояснения.
Всесоюзное радио и Центральное телевидение постоянно проводят циклы передач для дошкольного возраста: «Радио — малышам», «В гостях у сказки», «Спокойной ночи, малыши» и др. В этих передачах много музыки и песен, которые ребята запоминают, с удовольствием слушают и сами поют.
Нередко участниками радиопередач становятся воспитанники детских садов. Они исполняют песни, читают стихи, инсценируют рассказы, сказки. Эти выступления всегда вызывают у слушающих передачу большой интерес.
Слушая передачи, дети становятся как бы соучастниками происходящих событий. Они переживают за своих героев: Буратино, Винни-Пуха, Чебурашку и др., радуются вместе с ними.
Диапозитивы и диафильмыотносятся к статическим наглядным средствам обучения и проецируются на экран с помощью аппаратов. Диапозитив имеет свои преимущества: дает возможность получить световую картину большого размера. Диафильмы, или диапозитивный фильм, — это диапозитивы, напечатанные на кинопленке. Здесь, в отличие от диапозитива, изображение и текст связаны между собой. В детском саду широко используются немые и озвученные диафильмы.
Диапозитивы и диафильмы углубляют и расширяют представления детей об окружающем, способствуют накоплению интересных впечатлений. Показ их хорошо сочетать с музыкальным сопровождением. Музыка усиливает впечатление от того, что дети видят на экране, помогает восприятию содержания.
В настоящее время в продаже имеются и озвученные диафильмы
Стр.255
в комплекте с грампластинкой, что также может оказать помощь в повседневной работе воспитателя с детьми.
Все перечисленные технические средства обладают определенными достоинствами, но лишь комплексное их использование сможет помочь в деле успешного обучения и воспитания дошкольников.
Музыкально-дидактические игры, пособия, игрушки-самоделки разнообразны по своей конструкции и назначению. Их использование на музыкальных занятиях и в часы самостоятельной деятельности активизирует детей и позволяет в доступной интересной форме приблизить ребенка к музыке.
Планирование работы по музыкальному воспитанию
Задачи
Задачи музыкального воспитания детей требуют тщательного планирования и учета всей работы, чтобы установить связь между видами музыкальной деятельности и формами ее организации, обеспечить последовательность и успешность развития каждого ребенка.
«Программа воспитания и обучения в детском саду» включает объем практических умений и знаний, учебный материал, распределенный по кварталам.
Содержание музыкального воспитания имеет некоторые особенности на каждом отрезке времени года.
Первый квартал (сентябрь, октябрь, ноябрь) начинает учебный год. Комплектуются возрастные группы, в детские сады поступают новые дети, ребята переходят из одной группы в другую, их степень подготовленности различна. В связи с этим ставятся определенные задачи.
Прежде всего необходимо организовать детский коллектив, обращая особое внимание на культуру поведения, собранность, сосредоточенность ребят на музыкальных занятиях, чтобы достичь успешного выполнения учебных заданий.
Педагог наблюдает за уровнем музыкального развития каждого ребенка, намечает путь его дальнейшего развития. Проверка проводится на занятиях и в свободное от занятий время.
Затем в каждой возрастной группе определяются задачи воспитания во всех видах музыкальной деятельности — пении, движении, слушании музыки. В обучении пению особое внимание обращается на развитие слуховой сосредоточенности (прислушиваться к мелодии песни, подравниваться к голосу правильно поющих). В ритмике ставятся задачи освоения несложных плясовых элементов, различных построений и перестроений, особенно в старших группах.
В соответствии с выдвинутыми задачами отбираются музыкальные произведения с учетом особенностей детей данной возрастной
Стр.256
группы. При отборе репертуара необходимо учитывать, что в ноябре наша страна отмечает великий праздник - годовщину Октябрьской революции.
Второй квартал(декабрь, январь, февраль) характеризуется что работа в группах уже налажена, педагог знает детский коллектив возможности каждого ребенка.
В процессе занятий совершенствуются детские умения, развиваются музыкальные способности.
Учитывая интересы и особенности музыкального развития каждого дошкольника, педагог во время занятий помогает тем, кто затрудняется в пении, движении, подготавливает отдельные (индивидуальные, небольшие группы) выступления к новогоднему празднику, Дню Советской Армии.
Песенный, музыкально-двигательный репертуар богат тематикой зимних развлечений, веселых елочных инсценировок.
Составляя перспективный план, музыкальный руководитель проявляет свою творческую активность, учитывая конкретные условия детского сада, тот или иной период планирования, применяет разнообразные формы записи. Примерная схема показана на таблице 9 (см. с. 257).
Третий квартал(март, апрель, май) завершает учебный год. В общественной жизни детского сада отмечаются значительные события: Международный женский день, День рождения В. И. Ленина, 1 Мая, Праздник Победы.
В процессе занятий проверяются и закрепляются результаты обучения, так как программные требования освоены, репертуар выучен.
Дети приобрели музыкальный опыт в пределах возрастных возможностей, они способны к большой самостоятельности, творческой активности, применению своих знаний в самостоятельной деятельности.
Уровень музыкального развития проверяется в двух направлениях: у всей группы детей одновременно и у каждого ребенка в отдельности.
В конце квартала можно планировать такие занятия, на которых ребята повторяют выученные в течение года произведения (песни, игры, пляски, хороводы), узнают, каких результатов они Достигли.
Эти занятия создают определенный запас музыкального репертуара, с которым дети придут в школу.
Четвертый квартал (июнь, июль, август) — оздоровительный период. Преимущественно повторяется и углубляется пройденный материал. Занятия главным образом проводятся на свежем воздухе в сопровождении баяна (аккордеона). Чаще используется грамзапись. Количество занятий сокращается, меняется их характер: больше включается хороводов, упражнений с предметами (обручи, палки, флажки). Исполнение песен без сопровождения занимает значительное место.
Стр.257
Виды планирования
Существуют два вида плана: перспективный, рассчитанный на 1—2 месяца, и календарный (ежедневный), рассчитанный на 1—2 недели.
Музыкальное воспитание и развитие имеет разнообразные формы: занятия, развлечения, праздники, самостоятельная деятельность, использование музыки в повседневной жизни. Соответственно музыкальная деятельность детей приобретает характер учебный, творчески самостоятельный, празднично-развлекательный. Вот почему в планировании необходимо предусмотреть эти своеобразные направления. Некоторые формы музыкального воспитания (занятия) планируются систематически, другие (самостоятельная деятельность) носят эпизодический характер.
Перспективный план продумывается и составляется музыкальным руководителем с учетом воспитательных задач. Педагогам возрастных групп необходимо знать содержание плана.
В главе VIII («Музыкальные занятия») приводится примерное перспективное планирование обучения пению. Так же следует планировать и другие виды деятельности. Познакомимся с планированием различных форм музыкальной деятельности вне занятий.
Таблица 9
Примерная схема перспективного плана различных форм музыкальной деятельности
N5 п/п | Формы музыкальной деятельности | Музыкально-воспитательная работа | Репертуар и пособия |
Праздники | Тематика праздников и основные задачи вос- питания | Перечень репертуара по ходу сценария праздника | |
Развлечения | Тематика, задачи и формы проведения раз- влечений | Репертуар, театральные персонажи, художественное оформление | |
Самостоятельная дея- тельность | Наблюдения, индиви- дуальный подход к де- тям с целью совершенст- вования их деятельности | Перечень и порядок вне- сения музыкально-дидакти- ческих пособий, инструмен- тов, игрушек | |
Музыка в повседнев- ной жизни | Использование му- зыкального сопровожде- ния на утренней гимна- стике Включение музыки в другие занятия, прогул- ку, игры и т. д. | Репертуар (марши, му- зыка для бега, упражне- ний), использование грам- записи, магнитофона Репертуар, музыкальные игрушки и инструменты |
На основе перспективного составляется календарный (повседневный) план. В этом плане намечается и учитывается работа помузыкальному воспитанию в течение дня: определяется содержа-
Стр.258
ние музыкального занятия, фиксируются игры в утреннее, дневное, вечернее время, предусматривается возможность включения музыки, песен, танцев в различные моменты жизни ребенка. Календарный план составляет музыкальный руководитель.
В планировании необходимо учитывать разные видь, построения занятий, развлечений, праздников и т. д. Так, например, занятия можно проводить в различных вариантах. Наиболее употребительно традиционное построение - чередование всех видов музыкальной деятельности.
Существует вариант тематического занятия. В его основу кладется определенная задача музыкального воспитания, например «народная музыка», «лирический и героический жанры в музыке» «сказка в музыке», «природа в музыке» и т. д. В этом случае все виды музыкальной деятельности подчинены этой задаче. Вот почему такое занятие можно назвать тематическим. Оно. планируется музыкальным руководителем по мере необходимости.
Особый интерес вызывает новая форма занятий, вошедшая в практику. Суть таких занятий состоит в том, что в них одновременно решаются две задачи: одна — художественная, другая — общевоспитательная. Но реализуются они в разных видах деятельности детей: художественно-речевой, музыкальной, изобразительной, театрализованной. Эти виды художественной деятельности взаимосвязаны общим замыслом — воплощением в красках, поэтических и музыкальных звуках одного художественного образа. Он выступает перед детьми своими разнообразными гранями, что обеспечивает проникновение в образ.
Такие занятия направлены на то, чтобы побудить детей к творческим поискам, вызвать чувство радости, обогатить их разнообразными впечатлениями. Ниже мы приводим план-конспект такого занятия.
План-конспект комплексного занятия для детей средней группы
Тема. «Наши игрушки».
Задачи. Воспитывать у детей интерес к игрушкам, желание играть с ними, беречь и украшать их; развивать умение воспринимать ритм в стихах; формировать чувство ритма в рисунке, пении и движениях под музыку.
Репертуар. Стихи — «Игрушки» А. Барто, «Голышок-малышок» Е. Благининой, «Цок, цок, лошадка» И. Михайловой, «Кораблик» Д. Хармса (отрывок); музыка — «Веселые матрешки» Ю. Слонова, «Барабанщики» Д. Кабалевского, «Ищи игрушку» русская народная мелодия в обработке В. Агафонникова).
Оборудование. Игрушки — матрешка, кораблик; материалы для аппликации — силуэты матрешек и корабликов, вырезанные из цветной бумаги (по числу детей), два панно из плотной бумаги или картона, имеющие голубой и розовый фон; музыкальные игрушки -барабанчики (3-4 шт.).
Ход занятия и методика.
1. Чтение детьми стихов по выбору («игрушки» А.Барто, «Голышок-малышок» Е. Благининой, «Цок, цок, лошадки» И. Михайловой и др.).
Стр. 259
2. Слушание стихотворения и песни об игрушках в исполнении педагога (стихотворение Д. Хармса «Кораблик», песня Ю. Слонова «Веселые матрешки»); передача детьми в хлопках ритма песни.
3. Выполнение аппликативных работ: панно «Матрешки» (на розовом фоне) и панно «.Кораблики» (на голубом фоне); ритмичное расположение силуэтов на панно.
4. Загадки об игрушках. Отгадывание детьми загадки о барабане и исполнение на барабанах ритмического рисунка пьесы «Барабанщики» Д. Кабалевского.
5. Проведение игры «Ищи игрушку» (русская народная мелодия в обработке В Агафонникова); передача в движении характера музыки, ее контрастных частей, ритмичная ходьба и бег под музыку, ориентировка в пространстве.
План-конспект типового музыкального занятия приведен в главе «Музыкальные занятия» (с. 203—204), поэтому в данном параграфе помимо примерного планирования комплексного занятия, приводится пример планирования тематического музыкального занятия.
План-конспект тематического музыкального занятия для детей подготовительной к школе группы
Тема. «Русский хоровод».
Задачи. Воспитывать у детей интерес к русским народным мелодиям, развивать умение различать их, передавать в движениях их контрастный характер, используя знакомые танцевальные элементы; исполнять знакомые русские плясовые мелодии на детских музыкальных инструментах.
Оборудование. Электропроигрыватель или магнитофон, детские музыкальные инструменты (деревянные ложки, трещотки, бубны, дудочки).
Репертуар. Русские народные мелодии «Полянка», «Ах ты, береза», «Ах вы, сени», «А я по лугу», «Я на горку шла», «Сеяли девушки яровой хмель».
Ход занятия и методика.
1. Слушание детьми русских народных плясовых мелодий в грамзаписи или в записи на магнитофоне («Полянка», «Ах ты, береза», «А я по лугу»). Сравнение характера этих мелодий (веселого, подвижного, плавного, напевного).
2. Импровизация детьми русского танца с использованием знакомых танцевальных движений («Полянка», «Ах ты, береза»).
3. Исполнение детьми совместно с педагогом русской народной мелодии «Ах вы сени» на детских музыкальных инструментах (бубнах, трещотках, дудочках,
свистульках).
4. Исполнение детьми музыкальной игры «Плетень». Передача в движении контрастного характера музыки в первой и второй частях. Импровизация танцевальных движений в свободной пляске (под русские народные мелодии «Я на горку шла», «Сеяли девушки яровой хмель»).
Музыкальный руководитель постоянно контролирует процесс „остального развития каждого ребенка и периодически на заня-
Стр.260
тиях или после них (оставляя одного-двух ребят на 5-7 мин) организует проверку знаний.[34] Результаты проверки заносятся в отдельную тетрадь и отмечаются условным обозначением. Регулярная запись поможет педагогу установить качество усвоенных детьми знаний и своевременно устранить отставание в развитии того или иного навыка.
Планирование и систематический учет — необходимое условие организации продуманного педагогического процесса.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Охарактеризуйте обязанности заведующего, музыкального руководителя и воспитателя в организации работы по музыкальному воспитанию детей.
2. Каковы формы работы музыкального руководителя с воспитателями детского
сада?
3 В чем проявляется деятельность воспитателя на музыкальных занятиях в младшей и старшей группах? Сопоставьте это.
4. Как педагогический коллектив детского сада организует работу с родителями по вопросам музыкального воспитания?
5. Какие требования предъявляются к оборудованию зала для музыкальных занятий?
6. Как организовать музыкальный уголок в группе?
7. В чем выражается взаимосвязь между перспективным и календарным планами?
8. Для разных возрастных групп составьте конспект музыкального занятия (используя музыку в грамзаписи), которое может провести воспитатель без музыкального руководителя.
9. Наметьте вопросы по музыкальному воспитанию, которые можно поставить на родительском собрании.
10. Предложите свой вариант оборудования зала Для музыкальных занятий. П. Расскажите, где лучше организовать музыкальный уголок в условиях одной из групп детского сада, в котором вы проходите практику (работаете).
12. Составьте перспективный план (на один квартал) использования музыки в повседневной жизни детей любой возрастной группы (см. табл. 9, с. 257).
13. Составьте план включения музыки в различные виды деятельности детей в течение одного дня.
14. Расскажите о возможностях применения ТСО (технических средств обучения).
15. Как планируется работа по музыкальному воспитанию в детском саду?
ЛИТЕРАТУРА
Воспитание и обучение в детском саду / Под ред. А. В. Запорожца, Т. А. Марковой.— М., 1976.
Ветлугина Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду.—М., 1981.
Кабалевский Д. Б.Воспитание ума и сердца.- М., 1984.
Кабалевский Д. Б. Как рассказывать детям о музыке? — М., 1982.
Стр.261
Комиссарова Л. Н., Костина Э. П.Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников.— М., 1986.
Музыка и движение / Сост. С. И. Бекина, Т. П. Ломова, Е. Н. Соковннна.—М., 1981, 1983, 1984.
Щенникова В. Н.Роль пособий и музыкально-дидактических игр в развитии творческой активности детей // Художественное творчество в детском саду _ М., 1974.— С. 33—39.
Эстетическое воспитание в детском саду / Под- ред. Н. А. Ветлугиной.— М., 1985.