Конспект занятия по конструированию
Тема занятия. Конструирование автобуса из спичечных коробок
Цель занятия.
1. Научить детей аккуратно пользоваться кисточкой и Клеем при наклеивании изображений основных частей автобуса (окон, дверей, колес). Закрепить навык вырезывания округлых форм из квадрата (колес).
2. Научить детей отвечать сложными предложениями, используя лишь вторую его часть — придаточное предложение. Упражнять в однословных и развернутых ответах на вопросы.
Материал для занятия. Спичечные коробки, полоски разноцветной бумаги в ширину коробок, узкие полосочки для вырезывания дверей, окон, квадраты для колес, ножницы, клей, салфеточки, клеенки, тарелочки, кисточки, подставочки для кисточек.
Ход занятия. В связи с тем, что на занятиях по конструированию и по аппликации детям дается большое количество материала, до начала деятельности можно организовать короткий разговор об этом материале: рассмотреть с детьми картинки на спичечных коробках, спросить каждого о том, что нарисовано на его коробке, задать ряд вопросов, относящихся к названию материала, его окраске, величине, форме. Или сразу приступить к объяснению задания примерно так:
— Дети, сегодня я научу вас делать автобус из спичечных коробок. Сначала надо намазать одну коробку клеем по самой широкой стороне. Вот здесь. (Логопед выполняет и одновременно рассказывает.) Я уже намазала свою коробку клеем и кладу одну коробку на другую. Теперь прижимаю их крепко друг к другу, чтобы они лучше склеились.
Во время объяснения можно привлечь детей к более активному разговору.
— Кто знает, как я прижала коробки?
— Вы крепко прижали коробки.
— Почему я прижала их крепко, кто помнит?
— Чтобы они лучше приклеились.
— А кто помнит, по какой стороне я мазала клеем?
— Вы мазали по самой широкой стороне клеем.
— Вот мои коробочки уже склеились. Теперь и вы склеивайте .свои коробочки.
Дети выполняют задание, а логопед продолжает задавать вопросы:
— Чем ты мажешь коробку?
— Я мажу клеем.
— По какой стороне ты мажешь коробку?
— Я мажу коробку по широкой стороне.
— Как ты держишь коробки?
— Я держу их крепко.
— Почему нужно держать крепко?
— Чтобы коробки лучше склеились.
Дети в своих ответах опираются на только что просмотренный образец работы логопеда и на его объяснение. После выполнения первого этапа работы дети слушают дальнейшее объяснение.
— Теперь я выбираю самую широкую бумажную полоску. Они у меня разного цвета. У вас тоже полоски разного цвета. Я выбрала... (пауза). Кто догадался, ка- j кую я выбрала полосочку?
— Вы выбрали синюю полоску.
— Вы взяли самую широкую синюю полоску.
— Правильно, дети. Я уже положила ее на клеенку, взяла кисточку с желтой ручкой и намазываю коробку клеем. Затем кладу коробку на бумажку и обклеиваю ею! вокруг. Теперь моя коробка стала синяя. А какие вы вы-1 брали для себя полосочки?
— Я выбрал красную полосочку.
— Я беру синюю полоску, как у вас.
— А я взял широкую желтую полосочку... Логопед постоянно поощряет распространенные ответы детей:
— Дети, вы слышали, как подробно рассказал Саша: «Я приклеиваю желтое квадратное окно к своему автобусу».
В конце занятия, как и на предыдущем, можно задать вопрос:
— Куда ты хочешь поехать на своем автобусе?
При построении ответов на него дети используют имеющиеся у них представления:
— Я хочу поехать домой.
— Я поеду в кино.
— А я поеду к бабушке.
В это время дети уже могут объективно относиться к результатам своей работы и самостоятельно формулировать их оценку:
— У меня получился красивый автобус.
— А мой автобус аккуратный.
— У меня чуть-чуть грязный.
— А у меня хороший. и т. п.
Пример этого занятия показывает, как можно включать вопросы, в ответах на которые требуется раскрыть причинно-следственные связи, но делается это постепенно, без спешки, для того чтобы основательно подготовить детей к следующей ступени — ответам по представлению:
— Крепко ли я прижала коробки?
— Вы крепко прижали коробки.
— Почему я прижала их крепко?
— Чтобы они лучше склеились.
Следует отметить, что задание, как и в первом квартале, дается по частям, чтобы дети могли усвоить его и правильно выполнить. И во втором квартале занятия по конструированию строятся таким образом, чтобы максимально упражнять детей в доступной им речи. В связи с усложнением изображаемых предметов во втором квартале по некоторым темам можно проводить сдвоенные i;iпятня. Предлагаем делать это таким образом.
Накануне с воспитателем дети склеивают коробки и обклеивают их бумагой, а на следующий день наклеивают мелкие детали (окна, двери, колеса)
Или: в первый день дети выполняют первую часть работы, а на другой день — вторую (оба занятия проводит логопед).
Третий вариант: по выполнению сложных поделок, аппликаций, рисунков работа проводится с воспитателем, а логопед использует готовые поделки для построения рассказа. Последний вариант можно использовать к концу второго квартала.
В связи с тем, что во втором квартале рекомендуется подбирать разные предметы, относящиеся к одной теме, на занятии по аппликации целесообразно сделать не автобус, а троллейбус.
Конспект занятия по аппликации
Тема занятия. Аппликация троллейбуса.
Цель занятия.
1. Научить детей вырезать округлые и прямоугольные части предмета из заготовленных форм (квадрат для круга) и, составляя из них предмет, аккуратно наклеивать на листе бумаги.
2. Упражнять детей в построении разнообразных ответов на один вопрос.
Материал для занятий. Цветная бумага, ножницы, клей, кисточки, подставки для кисточек, тряпочки, клеенки. Ход занятия.
— Дети, у меня на столе лежитмного различного материала. Кто из вас хочет его раздать?
Выбирается дежурный, который раздает всем материал и рассказывает, кому какую дал тарелочку.
— Эту тарелочку я даю Саше. Красную тарелочку ставлю Сереже. Вове я даю разноцветную тарелку. А Свете — самую красивую.
Варианты дежурства могут быть различными. Так, дежурный ребенок может раздать какую-то часть материала, например карандаши и бумагу, и рассказать о них.В следующий раз каждый ребенок просит у логопеда или у дежурного материал для работы. Или же все дети один за другим по указанию логопеда подходят к столу и выбирают каждый для себя материал, необходимый для занятия, и рассказывают о том, что они выбрали. При этом могут решаться разные задачи, например упражнение в вариантах ответов. Примерное объяснение:
— Дети, сегодня вы будете сами выбирать себе ножницы, бумагу и тряпочки и каждый по-своему расскажет о них, кто как придумает. Не забудьте рассказать и про тряпочки, и про ножницы, и про бумагу.
Дети подходят к столу и рассказывают:
— Я беру красную бумагу, большие ножницы и полосатую тряпочку.
— Я взял прямоугольную бумагу, блестящие ножницы и тряпочку с цветочками.
— Я выбрал четырехугольный листок, острые ножницы и белую тряпочку. И т. д.
Чтобы речь детей была разнообразной, необходимо оборудовать учебный процесс разными материалами: ножницы узкие и широкие, остроконечные и с тупыми концами, новые блестящие и старые поблекшие и т. д., тряпочки с различными рисунками и разного цвета и формы, кисти с цветными ручками и разным по цвету ворсом и т. д.
Раздав материал, логопед объясняет задание:
— Дети, сегодня мы будем учиться вырезать и наклеивать изображение троллейбуса. (Выставляется картинка) Кто из вас знает, какой формы корпус у троллейбуса?
— Прямоугольный.
Логопед одобряет ответ и сразу же объясняет, как надо отрезать корпус:
— Берем большой лист, сгибаем его пополам и paзрезаем по сгибу.
Логопед снова обращает внимание детей на каттинку.
— Посмотрите, дети, на верхнюю часть корпуса: есть ли там углы?
— Нет, углов нет.
— Правильно, углов нет. И сзади и спереди на верхней части корпуса троллейбуса углов нет. Корпус вверху закруглен. Посмотрите, как я закругляю ножницами углы. Я обрезаю верхние углы, и они становятся закругленными. Теперь и вы сделайте так же.
Дети выполняют задание, а логопед спрашивает: 1— Что ты, Вова, сделал с бумагой?
— Я ее сложил.
— А теперь что делаешь?
— Я разрезаю ножницами бумагу на две половинки.
— А что, Света, ты делаешь с бумагой?
— Я вырезаю прямоугольник.
— А кто скажет то же самое, но другими словами?
— Я отрезал ножницами красный прямоугольник.
— А как еще можно сказать?
— Я отрезал ножницами большой желтый прямоугольник.
— Я отрезаю ножницами свой синий четырехугольник.
— А что вы делаете с верхними уголками?
— Я отрезаю два верхних угла.
— А я уже закруглил два верхних уголка.
Далее объясняется процесс выбора цветной бумаги для окон и дверей и как их отрезать от цветных полосок.
Третий этап — последовательное наклеивание всех вырезанных частей. Весь процесс работы обговаривается по приведенным выше образцам. На протяжении всего занятия дети упражняются в придумывании разных ответов на один вопрос, что способствует развитию их мыслительных операций, быстрой ориентации в словарном запасе, перестройке предварительно подобранного отпета и т. п.
В конце занятия можно перейти к более сложной речи. Для этогоиспользуются такие вопросы, как: Куда можно поехатьна троллейбусе? Кто водит троллейбус? Что берутппгсажиры, когда входят в трамвай, автобус,
Если сравнить, образцы речи детей на этом занятии с ответами в первом квартале, то можно проследить, как варианты фраз логопеда, употребляемые им в первом квартале при объяснении заданий, находят реализацию в детских ответах во втором квартале. Из этого можно сделать вывод о том, что подготовка новой, более сложной ступени в пользовании самостоятельной речью всегда происходит на предыдущем этапе речевой практики, иногда в облегченной форме, а иногда только как восприятие речевых образцов логопеда.
Как и в первом квартале, после занятия по аппликации проводится рисование, темой которого служит изображение нового предмета, например грузовой машины.
Конспект занятия по рисованию
Тема занятия. Рисование грузовой машины.
Цель з а и я т и я.
l. Научить детей рисовать более сложный предмет, состоящий из прямоугольных и округлых форм, соотнося его размер с листом бумаги.
2. Упражнять детей в ответах, опирающихся на представления о выполненной работе. Учить связному рассказу по вопросам логопеда.
Материал для занятия. Краски, бумага, кисточки, вода, подставки, тряпочки.
Ход занятия. Материал разложен на столах заранее. Логопед просит рассмотреть его и догадаться, какое сегодня будет занятие.
— Мы - будем рисовать.
— Мы будем рисовать разными красками.
— Мы будем рисовать красивыми красками.
— Да, дети, мы будем рисовать красками грузовую машину. Будьте внимательны, смотрите и запоминайте, что и где я рисую.
Логопед рисует всю машину, кроме колес, одной краской и рассказывает:
— Кто хорошо смотрел, тот, наверное, запомнил, что я в середине листа рисовала длинный зеленый прямоугольник. Это кабина. Потом я рисовала еще один длинный прямоугольник. Он лежит. Это кузов. А перед кабиной я нарисовала квадрат. Это мотор. А кто догадался, чего не хватает машине?
— Колес.
— Правильно. Но колеса мы будем рисовать другойкраской, я покажу это после. Теперь все рисуем.
Дети прослушивают рассказ логопеда, который состоит из коротких предложений, и в процессе выполнения задания отвечают на отдельные вопросы:
— Что мы сегодня делаем на занятии?
— Мы рисуем машину.
— Как еще можно рассказать об этом?
— Мы рисуем грузовую машину зеленой краской.
— Что вы успели нарисовать?
— Я успел нарисовать зеленую кабину.
— Я уже нарисовал прямоугольник, который стоит.
— А я нарисовал и кабину и кузов.
После выполнения второй части работы (рисование колес и дороги) логопед приступает к построению рассказа. Такая форма работы над речью вводится постепенно и может идти разными путями. Сначала логопед задает вопросы и требует развернутых ответов. Вопросы ставятся таким образом, чтобы восстановить в правильной последовательности весь процесс работы. Рассказ составляется из отдельных ответов детей, имеющих более высокие возможности пользования самостоятельной речью.
Другой прием обучения рассказыванию можно использовать при составлении индивидуальных рассказов, т. е. каждым ребенком. При этом все вопросы логопеда, относящиеся к последовательному выполнению работы, задаются одному ребенку и первое время только к отдельным отрезкам работы. Последнее особенно важно, так как в противном случае рассказы будут длинные и занятие утомит детей, а каждый следующий рассказчик будет в какой-то степени (повторять предыдущего. Целесообразно, чтобы один ребенок рассказывал об одном этапе работы, а другой продолжал бы его рассказ, но о следующем этапе и т. д.
Позже становятся доступными рассказы без наглядной опоры, а затем без наглядной опоры и без вопросов логопеда.
На примере приведенного выше занятия вновь можно проследить постепенное нарастание требований к речи детей. В начале занятия дети упражняются в фразовых ответах, затем в распространении фраз и вариантах ответов на один вопрос, и в конце занятия осуществляется переход от упражнений во фразовых ответах к построению рассказа, пока еще по вопросам логопеда.
Таким^же образом проводятся занятия по ознакомлению детей с домашними и зимующими птицами, с посудой, домашнимл животными и др.
Во втором квартале обучение рассказыванию является программной задачей, поэтому в коррекционных целях необходимо не только научить детей рассказывать, но и упражнять их в рассказывании. Для этой цели используются объяснение логопеда и его указания в форме вопросов. Объяснять можно примерно так:
— Дети, сегодня мы с вами будем учиться придумы-j вать рассказ по картине. Я буду задавать вопросы, а вы отвечайте подробно и по-разному. Самые интересные ответы мы и включим в наш общий рассказ.
Чтобы подвести детей к рассказу, необходимо рассмотреть картину совместно с ними. При первом знакомстве с помощью вопросов выделяются главные моменты ,и второстепенные, рассматриваются все изображенные на картине предметы, устанавливаются их взаимоотношения, положение в пространстве, окраска, строение и т. д. При повторной встрече детям предлагается придумать рассказ.
Конспект занятия по развитию речи
Тема занятия. Составление рассказа по картине «Таня не боится мороза». Цель занятия.
1. Научить детей составлению связного рассказа по картине с помощью вопросов.
2. Упражнять детей в построении разных ответов на один вопрос.
Материал для занятия. Картина (рис. 9).
Ход занятия.
— Дети, сегодня мы будем учиться придумывать paсаказ по этой картине. Сначала давайте придумаем, как зовут эту девочку.
Дети называют разные имена, логопед выбирает одно, которое упоминалось несколькими, например Наташа.
— А теперь придумаем рассказ про Наташу. Чтобы рассказ получился интересным,постарайтесь дать разные ответы, а я их запишу. Вот и получится рассказ. Первый вопрос: «Какое время года изображено на картине?»
Каждый ребенок отвечает на вопрос по-своему.
Логопед выбирает наиболее удачный ответ и повторяет его всей группе:
— Вот Таня хорошо придумаланачало рассказа: «Была снежная зима». Куда же собралась Наташа?
Снова из нескольких разных ответов выбирается один: «Наташа собралась на прогулку».
Послушайте, дети, какое у нас получилось начало рассказа: «Была снежная зима. Наташа собралась на прогулку». Что взяла с собой Наташа? И т. д.
При составлении рассказа вопросы задаются обычным способом, но в определенной логической последовательности. Поскольку для рассказа выбирается и записывается лишь один ответ, у детей появляется стремление придумать фразу как можно лучше. Так из отдельных ответов составляется один коллективный рассказ. В конце занятия рассказ обязательно зачитывается. Дети узнают свои ответы ш ответы товарищей, учатся понимать линию развития действия в рассказе.
Спустя несколько дней дети могут уже упражняться в составлении самостоятельных, индивидуальных рассказов по картине спомощью вопросов логопеда. Для этой цели сначалавызываются заикающиеся с более высокими возможностями использования самостоятельной речью. Постепенно количествовопросов уменьшается, и дети подходят к составлению рассказов 'без вопросов. Но если ребенок вдруг начинает затрудняться высказать какую-то мысль, логопед задает вопросы наводящего характера. После нескольких таких занятий дети усваивают требования к составлению рассказов.
Во время прослушивания детских рассказов логопед внимательно следит за разными вариантами изложения одного и того же сюжета, поощряет новые, интересные, отличные от других формулировки, записывает наиболее интересные рассказы и зачитывает их детям, давая их в качестве образца. Но чтобы все заикающиеся научились умело пользоваться имеющимся словарем, следует привлекать их внимание к наиболее интересным местам в рассказе каждого ребенка (использование эпитетов, сравнений, сложных слов и др.)- Объяснение достоинств рассказа должно вестись в очень доступной для понимания форме. Например:
— Дети, послушайте, как интересно сказал Сережа: «Эти зайчики — белые как снег». Как он правильно сравнил цвет зайцев со снегом. И Саша тоже хорошо придумал, но уже по-своему: «Эти белоснежные зайцы выбежали на полянку». А теперь послушайте, как рассказала Ира, но уже не о цвете, а об ушах зайцев: «Эти длинноухие зайцы прискакали к упавшему дереву». Очень хорошо вы рассказываете. Вас интересно слушать.
Развитие элементарных математических представлений. С приобретением нового навыка (распространенного ответа) в пользовании речью дети уже могут выполнять задания по отсчету предметов и сравнению множеств, рассказывая при этом о своих действиях и счетных операциях. Хотя этот программный материал для понимания проще, чем образование новых чисел, он труднее в речевом оформлении, потому что при сравнении двух групп множеств дети должны делать вы-иод самостоятельно. Чтобы речь звучала без заикания, первые занятия строятся на более простом материале. На первых занятиях для сравнения множеств можно пользоваться приемами наложения и приложения, которые в обычном детском саду даются в предыдущей возрастной группе. Затем на основе равенства двух групп дети изменяют количество предметов в большую или меньшую сторону и сравнивают его с исходной группой Только после этого дети способны сравнивать разные группы предметов иделать самостоятельные словесные выводы:
— У меня три красных флажка, а зеленых — четыре. Красных флажков на один больше.
— А у меня четыре грибка, а елочек — три. Елочек меньше, чем грибов.
Заикающиеся дети при выполнении нового задания, с которым они знакомятся впервые, не отвечают на вопросы, так как это часто вызывает заикание. Лишь тогда, когда материал знаком, был пройден ранее ,и закреплен, вопросы задаются ив процессе выполнения задания и после него, а в некоторых случаях и перед выполнением. Например:
— Что ты будешь отсчитывать?
— Матрешек.
— Сколько ты отсчитаешь?
— Я отсчитаю пять матрешек.
— Почему ты отсчитаешь пять матрешек?
— Потому что вы так сказали.
Так задаются вопросы перед выполнением задания. После выполнения задания можно спросить так:
— Что ты принес?
— Я принес матрешек.
— Сколько у тебя матрешек?
— У меня пять матрешек.
В процессе выполнения задания было бы хорошо предложить ребенку отсчитывать вслух заданное число, а не мешать ему отдельными вопросами, не имеющими отношения к данной умственной деятельности, иначе можно сбить ребенка, отвлечь его от основной цели — считать и привести к неправильному выполнению задания. Указания даются так:
— Сережа, отсчитай нам пять матрешек. Отсчитывай вслух, чтобы мы слышали, как ты считаешь.
Ребенок выходит из-за стола и отсчитывает вслух:
— Одна матрешка, две, три, четыре, пять. Пять м;п решек.
Кроме того, на логопедическом занятии по счету много внимания уделяется воспитанию у детей собранности в момент работы, умению слушать и понимать задание, удерживать его впамяти, умению объяснить сам процесс выполнения перед его началом или после завершения его и т. д.
В процессе занятий по развитию элементарных математических представлений дети должны усвоить и такие понятия, как большой — маленький, широкий — узкий, высокий — низкий, больше — меньше, столько же и др. Дети узнают, что число предметов не зависит от их величины, расположения в пространстве и т. д.
Во втором квартале, как и в первом, на занятиях по счету при раздаче материала необходимо включать обго-варивание. С детьми рассматриваются все предметы, с которыми им предстоит производить счетные операции; обращается внимание на цвет, форму, размер, материал, из которого сделаны предметы. Например, логопед показывает елочку и спрашивает:
— Что у меня в руке?
— У вас в руке елка.
— У вас в руке зеленая елочка.
— Вы держите пластмассовую елку.
— Что есть у елки?
— У елки есть ствол.
— Еще ветки у елки есть.
— А на ветках есть иголки.
— Какие бывают иголки?
— У елки бывают зеленые иголки.
— У елки иголки колючие.
— Иголки острые икороткие.
— Сейчас я принесу много таких же елочек, и мы будем их считать.
Если иметь в виду дошкольные методики по различным разделам, то можно сказать, что занятия по развитию у детей элементарных математических представлений, проводимые с заикающимися детьми, состоят из двух частей. Первая из них имеет больше сходства с занятиями по развитию речи и ознакомлению с окружающим и природой, а вторая часть — математическая. 15 'первой части занятия проводится ознакомление со счетным материалом, детальное его рассмотрение, обго-варивание вплоть до построения разных ответов на один вопрос, а во второй — дети знакомятся с новыми счетными операциями, закрепляют, выполняя задания логопеда, полученные накануне знания. Все занятие используется для максимального упражнения детей в доступ ной речи.
Как ив массовом детском саду, заикающиеся дети учатся считать на слух, считать при помощи осязания, считать движения и т. д. Например, ребенок объясняет, как он выполнял задание по счету с помощью осязания: — Я искал пальцами пуговицы и нашел. Я их считал. Там четыре пуговицы.
Кроме специальных занятий по счету изучение и закрепление программного материала по этому разделу проводится также и на других занятиях. При рассматривании материала на занятиях по изобразительной деятельности, картин на занятиях по развитию речи и других наглядных материалов закрепляются понятия о левой и правой, верхней, нижней и боковых сторонах и середине листа, а также количественный счет.
Чтобы увеличить объем высказываний детей на занятиях по счету, надо брать больше наглядного материала и обговаривать его. Это возможно в том случае, когда программа хорошо усвоена детьми. Если же дается новое понятие, которое детям еще трудно выразить словами, логопед может использовать и другой вид работы. Так, при сравнении множеств детям трудно без заикания рассказать полностью весь процесс сравнения, хотя они и знают, как это нужно сделать. В таких случаях проверка знаний может осуществляться двумя способами: а) по результату, б) проверка с активным участием детей. При этом выражение целого понятия разбивается на несколько ответов благодаря конкретным вопросам логопеда. — Сколько у тебя елочек?
— Пять.
— А сколько кружочков? — Четыре.
— Чего же больше?
— Елочек.
— А меньше?
— Кружочкоз.
—А на сколько меньше кружочков, чем елочек?
— На один.
Таким образом, при изучении нового материала допускается более низкий уровень пользования самостоятельной речи. Вданном примере речь соответствует начальному периоду, хотя этот материал изучается во втором квартале могла бы быть сложнее. Снижение требований к речи в таких случаях необходимо из-за сложности речевого материала не для пониманимания и усвоения его, а для выражения его речью. Для того чтобы и на этом занятии дети достаточно много говорили, одна часть его строится на таком знакомом материале, как, например, счет с помощью осязания, счет на слух или отсчет движений (количество хлопков, ударов мячом и др.).
Во втором квартале дети способны сравнивать предметы и формулировать выводы по вопросам логопеда. Рассмотрим пример такого занятия.
Конспект занятия по развитию речи
Тема занятия. Осмотр предметов путем сравнения.
Це л ь занятия.
1. Сравнение предметов по признакам сходства и различия. Уточнение их названия, определение основных качеств, назначения предметов и материала, из которого они сделаны.
2. Упражнение детей в развернутых ответах. Формулирование выводов, полученных в результате сравнения.
Материал для занятия. Мел и сахар, стакан и кружка (чашка), мяч и шар.
Ход занятия. Дети, сидят за столами. На столе у логопеда набор предметов, закрытый салфеткой. Логопед снимает салфетку и предлагает детям посмотреть, что под ней. После непродолжительного рассматривания [проводится сравнение предметов каждой пары. Выбрав [первую пару (мел и сахар), логопед сначала уточняет их {названия.
— Что это?
— Это сахар.
— А это?
— Мел.
— Правильно, дети. Сегодня мы будем заниматься \ иначе, чем всегда. Мы будем учиться сравнивать разные
предметы. У меня в руках мел и сахар. Нам надо узнать, что у них разное и что одинаковое. Посмотрите: какого цвета мел и сахар?
— Белого.
— А как сказать полным ответом?
— Мел и сахар белого цвета.
— А кто догадается, как можно сказать, что одинаковое у мела и сахара?
— Цвет.
— А еще как? Подробнее.
— У мела и сахара одинаковый цвет.
— А теперь нам надо найти, что у них разное. Как вы думаете, что будет, если сахар опустить в воду?
— Он растает.
— Правильно. А мел?
— Мел не растает.
— Как сказать об этом?
— Сахар в воде тает, а мел — нет.
— А кто знает, для чего нам нужен сахар?
— Чтобы есть.
— Правильно, дети, сахар можно есть. А мел? — Мел не едят.
— Мел нельзя есть.
— Для чего же нужен мел? Что им делают?
— Им пишут.
— Мелом пишут, а сахар едят, — делает вывод логопед.— Теперь посмотрим, знаете ли вы вот эти предметы. (Логопед показывает стакан и кружку.)
— Что это?
— Стакан.
— А это?
— Кружка.
— Из чего сделан стакан?
— Из стекла.
— Кто расскажет подробнее?
— Стакан сделан из стекла.
— Как сказать про стакан, какой он?
— Стакан стеклянный.
— А из чего сделана кружка?
— Кружка сделана из железа (из металла).
— Какая же кружка?
— Металлическая (железная).
— Правильно, дети, стакан стеклянный, а кружка металлическая. В этом их разница. Этим они непохожи. Как вы думаете, для чего нужен стакан?
— Чтобы пить.
— А кружка?
— Тоже чтобы пить.
Правильно, изстакана и из кружки можно пить. А естьли у нихеще что-нибудь одинаковое? (Логопед показывает стакан и кружку так, чтобы были видны их донышки.)
— Донышки круглые.
— А что разное? (Логопед жестом показывает ручку у кружки.)
— У кружки есть ручка, а у стакана нет ручки.
— Посмотрите, дети, что я еще приготовила для сравнения. (Логопед показывает, дети называют шар и мяч.) Я больше не буду задавать вам вопросов. Постарайтесь сами догадаться, что одинаковое у этих предметов.
— Форма.
— Какая же у них форма?
— Круглая.
— А что разное?
— Размер.
— Кто расскажет про размер мяча и шара?
— Мяч большой, а шарик маленький.
— Что еще разное у этих предметов, кто догадался?
— Мяч резиновый, шар деревянный.
Если дети будут затрудняться в выделении этих качеств, нужно задать конкретные вопросы, чтобы подвести их к сравнению:
— Из чего сделан мяч? Какой он?
— Из чего сделан шар? Какой он?
В конце занятия уже можно загадать загадки:
Маленький Ивашка — белая рубашка, где носом поведет, там заметку кладет.
(Мел.)
Беленький. На зубах хрустит, а в воде тает.
(Сахар.)
Подводя итог занятию, логопед обобщает основное в высказываниях детей:
— Сегодня вы учились сравнивать предметы. Вы учились находить, что у них одинаковое, а что — разное.
На данном занятии сравнение предметов сначала проводится по конкретным вопросам логопеда. После сравнения нескольких пар предметов дети приобретают умение находить тот или иной признак, по которому можно сравнить один предмет с другим (цвет, форму ;величину, материал, назначение). В конце предлагается самостоятельно выделить признаки сходства и различия, но при затруднениях в формулировании ответа необходимо задать конкретные вопросы, расчленяющие вывод на части.
Во втором квартале речевые навыки детей уже позволяют увеличить количество упражнений, но продолжать разговоре детьми за счет удлинения занятий нельзя, так как они быстро утомляются и речь их ухудшается. Для упражнения заикающихся в самостоятельной речи наряду с программными занятиями целесообразно использовать я другие ситуации: одевание на прогулку и раздевание после нее в комнате для раздевания, умывание, накрывание на стол, уборку посуды после приема пищи, уборку групповой комнаты, наблюдения в уголке природы и т. д.
Разговор с детьми в этих ситуациях проводится так же, как и на программных занятиях: логопед спрашивает о тех или иных предметах, находящихся в момент речи перед глазами детей, и требует однословных или развернутых ответов, а в конце второго квартала и рассказов.
Для речевых упражнений в указанных ситуациях необходимо создать соответствующую обстановку, удобную для организации речевого общения. Дети сидят на банкетках или стоят так, чтобы всем был виден предмет, о котором пойдет разговор, и все слышали ответы товарищей. Дети должны относиться к этим упражнениям так же серьезно, как и к занятиям в кабинете, т. е. речь должна быть объектом внимания детей: внимательно слушают логопеда и ответы товарищей, отвечает тот, кого спросят, кратко или развернуто, не отвлекаются и т. д.
Пример организованного разговора с детьми во время одевания на прогулку.