Конспект занятия по конструированию

Тема занятия. Конструирование автобуса из спичечных коробок

Цель занятия.

1. Научить детей аккуратно пользоваться кисточкой и Клеем при наклеивании изображений основных частей автобуса (окон, дверей, колес). Закрепить навык выре­зывания округлых форм из квадрата (колес).

2. Научить детей отвечать сложными предложениями, используя лишь вторую его часть — придаточное пред­ложение. Упражнять в однословных и развернутых отве­тах на вопросы.

Материал для занятия. Спичечные коробки, полоски разноцветной бумаги в ширину коробок, узкие полосочки для вырезывания дверей, окон, квадраты для колес, ножницы, клей, салфеточки, клеенки, тарелочки, кисточки, подставочки для кисточек.

Ход занятия. В связи с тем, что на занятиях по конструированию и по аппликации детям дается боль­шое количество материала, до начала деятельности мож­но организовать короткий разговор об этом материале: рассмотреть с детьми картинки на спичечных коробках, спросить каждого о том, что нарисовано на его коробке, задать ряд вопросов, относящихся к названию материа­ла, его окраске, величине, форме. Или сразу приступить к объяснению задания примерно так:

— Дети, сегодня я научу вас делать автобус из спи­чечных коробок. Сначала надо намазать одну коробку клеем по самой широкой стороне. Вот здесь. (Логопед выполняет и одновременно рассказывает.) Я уже нама­зала свою коробку клеем и кладу одну коробку на дру­гую. Теперь прижимаю их крепко друг к другу, чтобы они лучше склеились.

Во время объяснения можно привлечь детей к более активному разговору.

— Кто знает, как я прижала коробки?

— Вы крепко прижали коробки.

— Почему я прижала их крепко, кто помнит?

— Чтобы они лучше приклеились.

— А кто помнит, по какой стороне я мазала клеем?

— Вы мазали по самой широкой стороне клеем.

— Вот мои коробочки уже склеились. Теперь и вы склеивайте .свои коробочки.

Дети выполняют задание, а логопед продолжает за­давать вопросы:

— Чем ты мажешь коробку?

— Я мажу клеем.

— По какой стороне ты мажешь коробку?

— Я мажу коробку по широкой стороне.

— Как ты держишь коробки?

— Я держу их крепко.

— Почему нужно держать крепко?

— Чтобы коробки лучше склеились.

Дети в своих ответах опираются на только что про­смотренный образец работы логопеда и на его объясне­ние. После выполнения первого этапа работы дети слу­шают дальнейшее объяснение.

— Теперь я выбираю самую широкую бумажную по­лоску. Они у меня разного цвета. У вас тоже полоски разного цвета. Я выбрала... (пауза). Кто догадался, ка- j кую я выбрала полосочку?

— Вы выбрали синюю полоску.

— Вы взяли самую широкую синюю полоску.

— Правильно, дети. Я уже положила ее на клеенку, взяла кисточку с желтой ручкой и намазываю коробку клеем. Затем кладу коробку на бумажку и обклеиваю ею! вокруг. Теперь моя коробка стала синяя. А какие вы вы-1 брали для себя полосочки?

— Я выбрал красную полосочку.

— Я беру синюю полоску, как у вас.

— А я взял широкую желтую полосочку... Логопед постоянно поощряет распространенные отве­ты детей:

— Дети, вы слышали, как подробно рассказал Саша: «Я приклеиваю желтое квадратное окно к своему авто­бусу».

В конце занятия, как и на предыдущем, можно задать вопрос:

— Куда ты хочешь поехать на своем автобусе?

При построении ответов на него дети используют имеющиеся у них представления:

— Я хочу поехать домой.

— Я поеду в кино.

— А я поеду к бабушке.

В это время дети уже могут объективно относиться к результатам своей работы и самостоятельно формулиро­вать их оценку:

— У меня получился красивый автобус.

— А мой автобус аккуратный.

— У меня чуть-чуть грязный.

— А у меня хороший. и т. п.

Пример этого занятия показывает, как можно вклю­чать вопросы, в ответах на которые требуется раскрыть причинно-следственные связи, но делается это постепен­но, без спешки, для того чтобы основательно подгото­вить детей к следующей ступени — ответам по представ­лению:

— Крепко ли я прижала коробки?

— Вы крепко прижали коробки.

— Почему я прижала их крепко?

— Чтобы они лучше склеились.

Следует отметить, что задание, как и в первом квар­тале, дается по частям, чтобы дети могли усвоить его и правильно выполнить. И во втором квартале занятия по конструированию строятся таким образом, чтобы макси­мально упражнять детей в доступной им речи. В связи с усложнением изображаемых предметов во втором квартале по некоторым темам можно проводить сдвоенные i;iпятня. Предлагаем делать это таким образом.

Накануне с воспитателем дети склеивают коробки и обклеивают их бумагой, а на следующий день наклеивают мелкие детали (окна, двери, колеса)

Или: в первый день дети вы­полняют первую часть рабо­ты, а на другой день — вто­рую (оба занятия проводит логопед).

Третий вариант: по вы­полнению сложных поделок, аппликаций, рисунков рабо­та проводится с воспитате­лем, а логопед использует готовые поделки для постро­ения рассказа. Последний вариант можно использовать к концу второго квартала.

В связи с тем, что во втором квартале рекомендуется подбирать разные предметы, относящиеся к одной теме, на занятии по аппликации целесообразно сделать не ав­тобус, а троллейбус.

Конспект занятия по аппликации

Тема занятия. Аппликация троллейбуса.

Цель занятия.

1. Научить детей вырезать округлые и прямоугольные части предмета из заготовленных форм (квадрат для круга) и, составляя из них предмет, аккуратно наклеи­вать на листе бумаги.

2. Упражнять детей в построении разнообразных от­ветов на один вопрос.

Материал для за­нятий. Цветная бумага, ножницы, клей, кисточки, подставки для кисточек, тряпочки, клеенки. Ход занятия.

— Дети, у меня на столе лежитмного различного материала. Кто из вас хочет его раздать?

Выбирается дежур­ный, который раздает всем материал и рассказывает, кому какую дал тарелочку.

— Эту тарелочку я даю Саше. Красную тарелочку ставлю Сереже. Вове я даю разноцветную тарелку. А Свете — самую красивую.

Варианты дежурства могут быть различными. Так, дежурный ребенок может раздать какую-то часть мате­риала, например карандаши и бумагу, и рассказать о них.В следующий раз каждый ребенок просит у логопе­да или у дежурного материал для работы. Или же все дети один за другим по указанию логопеда подходят к столу и выбирают каждый для себя материал, необходи­мый для занятия, и рассказывают о том, что они выбра­ли. При этом могут решаться разные задачи, например упражнение в вариантах ответов. Примерное объяснение:

— Дети, сегодня вы будете сами выбирать себе нож­ницы, бумагу и тряпочки и каждый по-своему расскажет о них, кто как придумает. Не забудьте рассказать и про тряпочки, и про ножницы, и про бумагу.

Дети подходят к столу и рассказывают:

— Я беру красную бумагу, большие ножницы и поло­сатую тряпочку.

— Я взял прямоугольную бумагу, блестящие ножни­цы и тряпочку с цветочками.

— Я выбрал четырехугольный листок, острые ножни­цы и белую тряпочку. И т. д.

Чтобы речь детей была разнообразной, необходимо оборудовать учебный процесс разными материалами: ножницы узкие и широкие, остроконечные и с тупыми концами, новые блестящие и старые поблекшие и т. д., тряпочки с различными рисунками и разного цвета и формы, кисти с цветными ручками и разным по цвету ворсом и т. д.

Раздав материал, логопед объясняет задание:

— Дети, сегодня мы будем учиться вырезать и на­клеивать изображение троллейбуса. (Выставляется кар­тинка) Кто из вас знает, какой формы корпус у троллейбуса?

— Прямоугольный.

Логопед одобряет ответ и сразу же объясняет, как надо отрезать корпус:

— Берем большой лист, сгибаем его пополам и paзрезаем по сгибу.

Логопед снова обращает внимание детей на каттинку.

— Посмотрите, дети, на верхнюю часть корпуса: есть ли там углы?

— Нет, углов нет.

— Правильно, углов нет. И сзади и спереди на верх­ней части корпуса троллейбуса углов нет. Корпус вверху закруглен. Посмотрите, как я закругляю ножницами уг­лы. Я обрезаю верхние углы, и они становятся закруг­ленными. Теперь и вы сделайте так же.

Дети выполняют задание, а логопед спрашивает: 1— Что ты, Вова, сделал с бумагой?

— Я ее сложил.

— А теперь что делаешь?

— Я разрезаю ножницами бумагу на две половинки.

— А что, Света, ты делаешь с бумагой?

— Я вырезаю прямоугольник.

— А кто скажет то же самое, но другими словами?

— Я отрезал ножницами красный прямоугольник.

— А как еще можно сказать?

— Я отрезал ножницами большой желтый прямо­угольник.

— Я отрезаю ножницами свой синий четырехуголь­ник.

— А что вы делаете с верхними уголками?

— Я отрезаю два верхних угла.

— А я уже закруглил два верхних уголка.

Далее объясняется процесс выбора цветной бумаги для окон и дверей и как их отрезать от цветных полосок.

Третий этап — последовательное наклеивание всех вырезанных частей. Весь процесс работы обговаривает­ся по приведенным выше образцам. На протяжении все­го занятия дети упражняются в придумывании разных ответов на один вопрос, что способствует развитию их мыслительных операций, быстрой ориентации в словар­ном запасе, перестройке предварительно подобранного отпета и т. п.

В конце занятия можно перейти к более сложной ре­чи. Для этогоиспользуются такие вопросы, как: Куда можно поехатьна троллейбусе? Кто водит троллейбус? Что берутппгсажиры, когда входят в трамвай, автобус,

Если сравнить, образцы речи детей на этом занятии с ответами в первом квартале, то можно проследить, как варианты фраз логопеда, употребляемые им в первом квартале при объяснении заданий, находят реализацию в детских ответах во втором квартале. Из этого можно сделать вывод о том, что подготовка новой, более слож­ной ступени в пользовании самостоятельной речью всег­да происходит на предыдущем этапе речевой практики, иногда в облегченной форме, а иногда только как вос­приятие речевых образцов логопеда.

Как и в первом квартале, после занятия по апплика­ции проводится рисование, темой которого служит изоб­ражение нового предмета, например грузовой машины.

Конспект занятия по рисованию

Тема занятия. Рисование грузовой машины.

Цель з а и я т и я.

l. Научить детей рисовать более сложный предмет, состоящий из прямоугольных и округлых форм, соот­нося его размер с листом бумаги.

2. Упражнять детей в ответах, опирающихся на пред­ставления о выполненной работе. Учить связному расска­зу по вопросам логопеда.

Материал для занятия. Краски, бумага, ки­сточки, вода, подставки, тряпочки.

Ход занятия. Материал разложен на столах зара­нее. Логопед просит рассмотреть его и догадаться, какое сегодня будет занятие.

— Мы - будем рисовать.

— Мы будем рисовать разными красками.

— Мы будем рисовать красивыми красками.

— Да, дети, мы будем рисовать красками грузовую машину. Будьте внимательны, смотрите и запоминайте, что и где я рисую.

Логопед рисует всю машину, кроме колес, одной краской и рассказывает:

— Кто хорошо смотрел, тот, наверное, запомнил, что я в середине листа рисовала длинный зеленый прямо­угольник. Это кабина. Потом я рисовала еще один длин­ный прямоугольник. Он лежит. Это кузов. А перед каби­ной я нарисовала квадрат. Это мотор. А кто догадался, чего не хватает машине?

— Колес.

— Правильно. Но колеса мы будем рисовать другойкраской, я покажу это после. Теперь все рисуем.

Дети прослушивают рассказ логопеда, который состоит из коротких предложений, и в процессе выполнения задания отвечают на отдельные вопросы:

— Что мы сегодня делаем на занятии?

— Мы рисуем машину.

— Как еще можно рассказать об этом?

— Мы рисуем грузовую машину зеленой краской.

— Что вы успели нарисовать?

— Я успел нарисовать зеленую кабину.

— Я уже нарисовал прямоугольник, который стоит.

— А я нарисовал и кабину и кузов.

После выполнения второй части работы (рисование колес и дороги) логопед приступает к построе­нию рассказа. Такая форма работы над речью вводится постепенно и может идти разными путями. Сначала ло­гопед задает вопросы и требует развернутых ответов. Вопросы ставятся таким образом, чтобы восстановить в правильной последовательности весь процесс работы. Рассказ составляется из отдельных ответов детей, имею­щих более высокие возможности пользования самостоя­тельной речью.

Другой прием обучения рассказыванию можно ис­пользовать при составлении индивидуальных рассказов, т. е. каждым ребенком. При этом все вопросы логопеда, относящиеся к последовательному выполнению работы, задаются одному ребенку и первое время только к от­дельным отрезкам работы. Последнее особенно важно, так как в противном случае рассказы будут длинные и занятие утомит детей, а каждый следующий рассказчик будет в какой-то степени (повторять предыдущего. Целе­сообразно, чтобы один ребенок рассказывал об одном этапе работы, а другой продолжал бы его рассказ, но о следующем этапе и т. д.

Позже становятся доступными рассказы без нагляд­ной опоры, а затем без наглядной опоры и без вопросов логопеда.

На примере приведенного выше занятия вновь можно проследить постепенное нарастание требований к речи детей. В начале занятия дети упражняются в фразовых ответах, затем в распространении фраз и вариантах отве­тов на один вопрос, и в конце занятия осуществляется переход от упражнений во фразовых ответах к построе­нию рассказа, пока еще по вопросам логопеда.

Таким^же образом проводятся занятия по ознакомле­нию детей с домашними и зимующими птицами, с посу­дой, домашнимл животными и др.

Во втором квартале обучение рассказыванию являет­ся программной задачей, поэтому в коррекционных це­лях необходимо не только научить детей рассказывать, но и упражнять их в рассказывании. Для этой цели ис­пользуются объяснение логопеда и его указания в форме вопросов. Объяснять можно примерно так:

— Дети, сегодня мы с вами будем учиться придумы-j вать рассказ по картине. Я буду задавать вопросы, а вы отвечайте подробно и по-разному. Самые интересные от­веты мы и включим в наш общий рассказ.

Чтобы подвести детей к рассказу, необходимо рас­смотреть картину совместно с ними. При первом знакомстве с помощью вопросов выделяются главные мо­менты ,и второстепенные, рассматриваются все изобра­женные на картине предметы, устанавливаются их взаи­моотношения, положение в пространстве, окраска, строе­ние и т. д. При повторной встрече детям предлагается придумать рассказ.

Конспект занятия по развитию речи

Тема занятия. Составление рассказа по карти­не «Таня не боится мороза». Цель занятия.

1. Научить детей составлению связного рассказа по картине с помощью вопросов.

2. Упражнять детей в построении разных ответов на один вопрос.

Материал для занятия. Картина (рис. 9).

Ход занятия.

— Дети, сегодня мы будем учиться придумывать paсаказ по этой картине. Сначала давайте придумаем, как зовут эту девочку.

Дети называют разные имена, логопед выбирает од­но, которое упоминалось не­сколькими, например На­таша.

— А теперь придумаем рассказ про Наташу. Чтобы рассказ получился интерес­ным,постарайтесь дать раз­ные ответы, а я их запишу. Вот и получится рассказ. Первый вопрос: «Какое вре­мя года изображено на кар­тине?»

Каждый ребенок отвеча­ет на вопрос по-своему.

Логопед выбирает наиболее удачный ответ и повторя­ет его всей группе:

— Вот Таня хорошо придумаланачало рассказа: «Была снежная зима». Куда же собралась Наташа?

Снова из нескольких разных ответов выбирается один: «Наташа собралась на прогулку».

Послушайте, дети, какое у нас получилось начало рассказа: «Была снежная зима. Наташа собралась на прогулку». Что взяла с собой Наташа? И т. д.

При составлении рассказа вопросы задаются обыч­ным способом, но в определенной логической последова­тельности. Поскольку для рассказа выбирается и запи­сывается лишь один ответ, у детей появляется стремле­ние придумать фразу как можно лучше. Так из отдель­ных ответов составляется один коллективный рассказ. В конце занятия рассказ обязательно зачитывается. Де­ти узнают свои ответы ш ответы товарищей, учатся по­нимать линию развития действия в рассказе.

Спустя несколько дней дети могут уже упражняться в составлении самостоятельных, индивидуальных расска­зов по картине спомощью вопросов логопеда. Для этой цели сначалавызываются заикающиеся с более высоки­ми возможностями использования самостоятельной речью. Постепенно количествовопросов уменьшается, и дети подходят к составлению рассказов 'без вопросов. Но если ребенок вдруг начинает затрудняться высказать какую-то мысль, логопед задает вопросы наводящего характе­ра. После нескольких таких занятий дети усваивают тре­бования к составлению рассказов.

Во время прослушивания детских рассказов логопед внимательно следит за разными вариантами изложения одного и того же сюжета, поощряет новые, интересные, отличные от других формулировки, записывает наиболее интересные рассказы и зачитывает их детям, давая их в качестве образца. Но чтобы все заикающиеся научились умело пользоваться имеющимся словарем, следует при­влекать их внимание к наиболее интересным местам в рассказе каждого ребенка (использование эпитетов, сравнений, сложных слов и др.)- Объяснение достоинств рассказа должно вестись в очень доступной для понима­ния форме. Например:

— Дети, послушайте, как интересно сказал Сережа: «Эти зайчики — белые как снег». Как он правильно срав­нил цвет зайцев со снегом. И Саша тоже хорошо приду­мал, но уже по-своему: «Эти белоснежные зайцы выбе­жали на полянку». А теперь послушайте, как рассказала Ира, но уже не о цвете, а об ушах зайцев: «Эти длинно­ухие зайцы прискакали к упавшему дереву». Очень хоро­шо вы рассказываете. Вас интересно слушать.

Развитие элементарных математиче­ских представлений. С приобретением нового на­выка (распространенного ответа) в пользовании речью дети уже могут выполнять задания по отсчету предметов и сравнению множеств, рассказывая при этом о своих действиях и счетных операциях. Хотя этот программный материал для понимания проще, чем образование новых чисел, он труднее в речевом оформлении, потому что при сравнении двух групп множеств дети должны делать вы-иод самостоятельно. Чтобы речь звучала без заикания, первые занятия строятся на более простом материале. На первых занятиях для сравнения множеств можно пользоваться приемами наложения и приложения, кото­рые в обычном детском саду даются в предыдущей воз­растной группе. Затем на основе равенства двух групп дети изменяют количество предметов в большую или меньшую сторону и сравнивают его с исходной группой Только после этого дети способны сравнивать разные группы предметов иделать самостоятельные словесные выводы:

— У меня три красных флажка, а зеленых — четыре. Красных флажков на один больше.

— А у меня четыре грибка, а елочек — три. Елочек меньше, чем грибов.

Заикающиеся дети при выполнении нового задания, с которым они знакомятся впервые, не отвечают на вопро­сы, так как это часто вызывает заикание. Лишь тогда, когда материал знаком, был пройден ранее ,и закреплен, вопросы задаются ив процессе выполнения задания и после него, а в некоторых случаях и перед выполнением. Например:

— Что ты будешь отсчитывать?

— Матрешек.

— Сколько ты отсчитаешь?

— Я отсчитаю пять матрешек.

— Почему ты отсчитаешь пять матрешек?

— Потому что вы так сказали.

Так задаются вопросы перед выполнением задания. После выполнения задания можно спросить так:

— Что ты принес?

— Я принес матрешек.

— Сколько у тебя матрешек?

— У меня пять матрешек.

В процессе выполнения задания было бы хорошо предложить ребенку отсчитывать вслух заданное число, а не мешать ему отдельными вопросами, не имеющими отношения к данной умственной деятельности, иначе можно сбить ребенка, отвлечь его от основной цели — считать и привести к неправильному выполнению зада­ния. Указания даются так:

— Сережа, отсчитай нам пять матрешек. Отсчиты­вай вслух, чтобы мы слышали, как ты считаешь.

Ребенок выходит из-за стола и отсчитывает вслух:

— Одна матрешка, две, три, четыре, пять. Пять м;п решек.

Кроме того, на логопедическом занятии по счету много внимания уделяется воспитанию у детей собранности в момент работы, умению слушать и понимать задание, удерживать его впамяти, умению объяснить сам процесс выполнения перед его началом или после завершения его и т. д.

В процессе занятий по развитию элементарных мате­матических представлений дети должны усвоить и такие понятия, как большой — маленький, широкий — узкий, высокий — низкий, больше — меньше, столько же и др. Дети узнают, что число предметов не зависит от их вели­чины, расположения в пространстве и т. д.

Во втором квартале, как и в первом, на занятиях по счету при раздаче материала необходимо включать обго-варивание. С детьми рассматриваются все предметы, с которыми им предстоит производить счетные операции; обращается внимание на цвет, форму, размер, материал, из которого сделаны предметы. Например, логопед по­казывает елочку и спрашивает:

— Что у меня в руке?

— У вас в руке елка.

— У вас в руке зеленая елочка.

— Вы держите пластмассовую елку.

— Что есть у елки?

— У елки есть ствол.

— Еще ветки у елки есть.

— А на ветках есть иголки.

— Какие бывают иголки?

— У елки бывают зеленые иголки.

— У елки иголки колючие.

— Иголки острые икороткие.

— Сейчас я принесу много таких же елочек, и мы бу­дем их считать.

Если иметь в виду дошкольные методики по различ­ным разделам, то можно сказать, что занятия по разви­тию у детей элементарных математических представле­ний, проводимые с заикающимися детьми, состоят из двух частей. Первая из них имеет больше сходства с за­нятиями по развитию речи и ознакомлению с окружаю­щим и природой, а вторая часть — математическая. 15 'первой части занятия проводится ознакомление со счетным материалом, детальное его рассмотрение, обго-варивание вплоть до построения разных ответов на один вопрос, а во второй — дети знакомятся с новыми счетны­ми операциями, закрепляют, выполняя задания лого­педа, полученные накануне знания. Все занятие используется для максимального упражнения детей в доступ ной речи.

Как ив массовом детском саду, заикающиеся дети учатся считать на слух, считать при помощи осязания, считать движения и т. д. Например, ребенок объясняет, как он выполнял задание по счету с помощью осязания: — Я искал пальцами пуговицы и нашел. Я их считал. Там четыре пуговицы.

Кроме специальных занятий по счету изучение и за­крепление программного материала по этому разделу проводится также и на других занятиях. При рассматри­вании материала на занятиях по изобразительной дея­тельности, картин на занятиях по развитию речи и других наглядных материалов закрепляются понятия о левой и правой, верхней, нижней и боковых сторонах и середине листа, а также количественный счет.

Чтобы увеличить объем высказываний детей на заня­тиях по счету, надо брать больше наглядного материала и обговаривать его. Это возможно в том случае, когда про­грамма хорошо усвоена детьми. Если же дается новое понятие, которое детям еще трудно выразить словами, ло­гопед может использовать и другой вид работы. Так, при сравнении множеств детям трудно без заикания расска­зать полностью весь процесс сравнения, хотя они и зна­ют, как это нужно сделать. В таких случаях проверка знаний может осуществляться двумя способами: а) по результату, б) проверка с активным участием детей. При этом выражение целого понятия разбивается на несколь­ко ответов благодаря конкретным вопросам логопеда. — Сколько у тебя елочек?

— Пять.

— А сколько кружочков? — Четыре.

— Чего же больше?

— Елочек.

— А меньше?

— Кружочкоз.

—А на сколько меньше кружочков, чем елочек?

— На один.

Таким образом, при изучении нового материала допускается более низкий уровень пользования самостоятельной речи. Вданном примере речь соответствует начальному периоду, хотя этот материал изучается во втором квартале могла бы быть сложнее. Снижение требований к речи в таких случаях необходимо из-за сложности речевого материала не для пониманимания и усвоения его, а для выражения его речью. Для того чтобы и на этом занятии дети достаточно много говорили, одна часть его строится на таком знакомом материале, как, например, счет с помощью осязания, счет на слух или отсчет движений (количество хлопков, ударов мячом и др.).

Во втором квартале дети способны сравнивать пред­меты и формулировать выводы по вопросам логопеда. Рассмотрим пример такого занятия.

Конспект занятия по развитию речи

Тема занятия. Осмотр предметов путем срав­нения.

Це л ь занятия.

1. Сравнение предметов по признакам сходства и раз­личия. Уточнение их названия, определение основных качеств, назначения предметов и материала, из которого они сделаны.

2. Упражнение детей в развернутых ответах. Форму­лирование выводов, полученных в результате сравнения.

Материал для занятия. Мел и сахар, стакан и кружка (чашка), мяч и шар.

Ход занятия. Дети, сидят за столами. На столе у логопеда набор предметов, закрытый салфеткой. Лого­пед снимает салфетку и предлагает детям посмотреть, что под ней. После непродолжительного рассматривания [проводится сравнение предметов каждой пары. Выбрав [первую пару (мел и сахар), логопед сначала уточняет их {названия.

— Что это?

— Это сахар.

— А это?

— Мел.

— Правильно, дети. Сегодня мы будем заниматься \ иначе, чем всегда. Мы будем учиться сравнивать разные

предметы. У меня в руках мел и сахар. Нам надо узнать, что у них разное и что одинаковое. Посмотрите: какого цвета мел и сахар?

— Белого.

— А как сказать полным ответом?

— Мел и сахар белого цвета.

— А кто догадается, как можно сказать, что одинаковое у мела и сахара?

— Цвет.

— А еще как? Подробнее.

— У мела и сахара одинаковый цвет.

— А теперь нам надо найти, что у них разное. Как вы думаете, что будет, если сахар опустить в воду?

— Он растает.

— Правильно. А мел?

— Мел не растает.

— Как сказать об этом?

— Сахар в воде тает, а мел — нет.

— А кто знает, для чего нам нужен сахар?

— Чтобы есть.

— Правильно, дети, сахар можно есть. А мел? — Мел не едят.

— Мел нельзя есть.

— Для чего же нужен мел? Что им делают?

— Им пишут.

— Мелом пишут, а сахар едят, — делает вывод лого­пед.— Теперь посмотрим, знаете ли вы вот эти предметы. (Логопед показывает стакан и кружку.)

— Что это?

— Стакан.

— А это?

— Кружка.

— Из чего сделан стакан?

— Из стекла.

— Кто расскажет подробнее?

— Стакан сделан из стекла.

— Как сказать про стакан, какой он?

— Стакан стеклянный.

— А из чего сделана кружка?

— Кружка сделана из железа (из металла).

— Какая же кружка?

— Металлическая (железная).

— Правильно, дети, стакан стеклянный, а кружка металлическая. В этом их разница. Этим они непохожи. Как вы думаете, для чего нужен стакан?

— Чтобы пить.

— А кружка?

— Тоже чтобы пить.

Правильно, изстакана и из кружки можно пить. А естьли у нихеще что-нибудь одинаковое? (Логопед показывает стакан и кружку так, чтобы были видны их донышки.)

— Донышки круглые.

— А что разное? (Логопед жестом показывает руч­ку у кружки.)

— У кружки есть ручка, а у стакана нет ручки.

— Посмотрите, дети, что я еще приготовила для сравнения. (Логопед показывает, дети называют шар и мяч.) Я больше не буду задавать вам вопросов. Поста­райтесь сами догадаться, что одинаковое у этих предме­тов.

— Форма.

— Какая же у них форма?

— Круглая.

— А что разное?

— Размер.

— Кто расскажет про размер мяча и шара?

— Мяч большой, а шарик маленький.

— Что еще разное у этих предметов, кто догадался?

— Мяч резиновый, шар деревянный.

Если дети будут затрудняться в выделении этих ка­честв, нужно задать конкретные вопросы, чтобы подвести их к сравнению:

— Из чего сделан мяч? Какой он?

— Из чего сделан шар? Какой он?

В конце занятия уже можно загадать загадки:

Маленький Ивашка — белая рубашка, где носом поведет, там заметку кладет.

(Мел.)

Беленький. На зубах хрустит, а в воде тает.

(Сахар.)

Подводя итог занятию, логопед обобщает основное в высказываниях детей:

— Сегодня вы учились сравнивать предметы. Вы учились находить, что у них одинаковое, а что — разное.

На данном занятии сравнение предметов сначала проводится по конкретным вопросам логопеда. После сравнения нескольких пар предметов дети приобретают умение находить тот или иной признак, по которому можно сравнить один предмет с другим (цвет, форму ;величину, материал, назначение). В конце предлагается самостоятельно выделить признаки сходства и различия, но при затруднениях в формулировании ответа необходимо задать конкретные вопросы, расчле­няющие вывод на части.

Во втором квартале речевые навыки детей уже поз­воляют увеличить количество упражнений, но продол­жать разговоре детьми за счет удлинения занятий нельзя, так как они быстро утомляются и речь их ухудшает­ся. Для упражнения заикающихся в самостоятельной ре­чи наряду с программными занятиями целесообразно ис­пользовать я другие ситуации: одевание на прогулку и раздевание после нее в комнате для раздевания, умыва­ние, накрывание на стол, уборку посуды после приема пи­щи, уборку групповой комнаты, наблюдения в уголке природы и т. д.

Разговор с детьми в этих ситуациях проводится так же, как и на программных занятиях: логопед спрашивает о тех или иных предметах, находящихся в момент речи перед глазами детей, и требует однословных или развер­нутых ответов, а в конце второго квартала и рассказов.

Для речевых упражнений в указанных ситуациях необходимо создать соответствующую обстановку, удоб­ную для организации речевого общения. Дети сидят на банкетках или стоят так, чтобы всем был виден пред­мет, о котором пойдет разговор, и все слышали ответы товарищей. Дети должны относиться к этим упражне­ниям так же серьезно, как и к занятиям в кабинете, т. е. речь должна быть объектом внимания детей: внима­тельно слушают логопеда и ответы товарищей, отвечает тот, кого спросят, кратко или развернуто, не отвлекаются и т. д.

Пример организованного разговора с детьми во вре­мя одевания на прогулку.

Наши рекомендации