Часть i. строевые упражнения

СТРОЕВЫЕ И ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ

Учебно-методическое пособие

часть i. строевые упражнения - student2.ru

Нижний Новгород

Печатается по решению редакционно-издательского совета НГПУ

Строевые и общеразвивающие упражнения: Учебно-методическое пособие.- 3-е изд., доп. и перераб. - Н. Новгород: НГПУ, 2007. 56 с.

Учебно-методическое пособие содержит материалы, необходимые студентам для профессионально-педагогической подготовки по физической культуре. Представлены строевые и общеразвивающие упражнения, а также комплексы упражнений, выполняемых с использованием спортивных снаря-дов и предметов.

Рекомендовано студентам педагогического вуза и специалистам в области физической культуры.

Составители: В.А. Кузнецов, мастер спорта, канд.пед.наук, зав.кафедрой спортивных игр и гимнастики,

С.В. Лемаев, канд.пед.наук, доцент,

А.Б.Смирнов, зав.кафедрой физического воспитания,

Н.И. Кулакова, мастер спорта, ст.преподаватель

Рецензент: С.В. Дмитриев, д-р пед. наук, профессор

Отв. за выпуск: С.В.Лемаев, канд.пед.наук, доцент

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………….4

ЧАСТЬ I. СТРОЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ………………………………………5

Основные строевые понятия…………………………………………………............5 Строевые приемы……………………………………………………………………...9

Построения……………………………………………………………………………10

Перестроения………………………………………………………………………….10

Передвижения и строевые приемы в движении………………………….... ………12

Размыкания и смыкания……………………………………………………...............13

Гимнастические передвижения (фигурная маршировка)………………………….14

ЧАСТЬ II. ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ (ОРУ)………………16

Классификация ОРУ без предметов………………………………………………...17

Правила записи ОРУ и требования к оформлению комплексов…………………..34

Методические особенности проведения ОРУ без предмета……………………….40

Методические особенности проведения ОРУ в парах……………………………..43

Методические особенности проведения ОРУ

с гимнастической палкой………………………………………….…………………46

Методические особенности проведения ОРУ

с использованием гимнастической скамейки…………………….………………...49

Методические особенности проведения ОРУ

на гимнастической стенке………………………………………………………..…...53

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………………….56

ВВЕДЕНИЕ

Настоящее пособие содержит материалы, необходимые для профессионально-педагогической подготовки студентов по физической культуре. Основная цель издания - расширить базу знаний, арсенал средств и методику применения физических упражнений на практических занятиях.

Представленные в пособии строевые и общеразвивающие упражнения, а также комплексы упражнений, выполняемых с использованием спортивных снарядов и предметов, направлены на развитие основных физических качеств (силы, координации, ловкости, гибкости и т.д.), на укрепление отдельных групп мышц и организма в целом.

Упражнения даются по степени возрастания физической нагрузки. Для достижения лучших результатов рекомендуется чередовать силовые упражнения с упражнениями на растягивание, расслабление и координацию.

Первые издания пособия были опубликованы в 2000 и 2004г. В предлагаемом третьем издании сделаны некоторые исправления, добавлены примерные комплексы ОРУ на снарядах и со снарядами.

Авторы-составители надеются, что представленные в пособии комплексы физических упражнений сделают занятия более разнообразными, эмоционально окрашенными, создадут занимающимся хорошее настроение, вселят уверенность в пользе простых, доступных индивидуально дозированных упражнений.

Пособие адресовано студентам, учителям физической культуры, вожатым в оздоровительных лагерях.

ЧАСТЬ I. СТРОЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Строевые упражнения - двигательные действия занимающихся, выполняемые одновременно всей группой или отдельными занимающимися. Путем использования строевых упражнений, решаются задачи коллективных действий, воспитания дисциплины, организованности, выработки чувства темпа и ритма, формирования правильной осанки. Строевые упражнения на уроках гимнастики и других занятиях применяют для быстрого и целесообразного размещения занимающихся в спортивном зале или на площадке.

Учителем (ведущим), руководителем физического воспитания строевые упражнения применяются в различных частях урока (занятия).

В подготовительной части урока они используются для организации начала занятий, размещения учащихся для выполнения общеразвивающих упражнений.

В основной части строевые упражнения используются для организованного перехода от одного вида упражнений к другому.

В заключительной части (в конце урока) эти упражнения являются хорошим средством для того, чтобы снизить нагрузку, подготовить занимающихся к предстоящей работе (учебе) и организованно закончить урок.

Основные строевые понятия

Строй - установленное Уставом Вооруженных сил РФ размещения занимающихся для общих совместных действий.

Управление строем осуществляется посредством команд и распоряжений. Сомкнутый строй - положение в шеренге с интервалом, равным ширине ладони (между локтями). Разомкнутый строй - расположение с интервалом, указанным учителем.

Шеренга - строй, в котором занимающиеся размещены один возле другого на одной линии (по фронту).

Фланг - правая (левая) оконечность строя. При поворотах строя названия флангов меняются.

Колонна - строй, в котором занимающиеся расположены в затылок друг другу. В колонне глубина строя больше ширины или равна ей.

Дистанция - расстояние между стоящими в строю в глубину строя (в колонны, в затылок).

Интервал - расстояние между стоящими в шеренге.

Все строевые упражнения подразделяются на четыре группы:

I. Строевые приемы. К ним относятся такие действия занимающихся, как выполнение команд «Становись!», «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!», «Отставить!», «Разойдись!», повороты на месте и расчет.

II. Построения и перестроения. Они характеризуются умением занимающихся строиться в различные виды строя, шеренгу, колонну, круг, а также перестраиваться в них.

III. Передвижения. К этой подгруппе относятся упражнения, связанные с передвижениями различного характера и способами их выполнения, остановками, поворотами, передвижения строевым и обычным шагом, повороты в движении, передвижения по точкам и границам зала, по диагонали, в обход, по кругу и т.п.

IV. Размыкания и смыкания. Связаны со способами увеличения и уменьшения интервала и дистанции строя.

часть i. строевые упражнения - student2.ru Основные наименования строя и его расположения приведены на рис.1.

Для выполнения строевых упражнений часть действий и команд используется из Строевого устава Вооруженных сил РФ, другая появилась со спецификой проведения занятий по гимнастике. При проведении строевых упражнений на уроках гимнастики в спортивном зале условно определяют точки центра, середин, углов, сторон (см. рис.2).

часть i. строевые упражнения - student2.ru Основным правилом для определения этих точек является то, как строится группа перед началом занятий. Обычно построение осуществляется по длинной стороне зала (боковой правой или левой). Направляющий в строю определяет верхнюю часть зала, замыкающий - нижнюю. Различают верхнюю, нижнюю, правую и левую стороны зала и соответствующие им середины, верхние и нижние правые и левые углы, а также точку центра зала.

Строевые упражнения, как правило, выполняются по команде, которая разделяется на предварительную и исполнительную часть, например: «Шагом МАРШ!», «Кру-ГОМ!». Но есть команды, которые содержат только исполнительную часть («Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!», «Прямо!» и т.п.). Чтобы привлечь внимание занимающихся, подается команда «Группа!», «Отделение!» и т.д.

Предварительная часть команды подается отчетливо, громко и несколько протяжно, чтобы занимающиеся могли подготовиться к исполнению.

Исполнительная часть команды подается после небольшой паузы, более отрывисто и энергично. По любой предварительной команде принимается стойка «Смирно!», поэтому злоупотреблять подачей этой команды не следует (в особенности при проведении общеразвивающих упражнений). При подаче команды учитель должен быть в положении основной стойки.

В некоторых случаях команды следует заменять распоряжениями. Например, вместо того чтобы группе, сидящей на полу, подать команду «Нале-ВО!», лучше отдать распоряжение «Повернитесь налево».

Команды, в которых есть указание о направлении движения, различаются следующим образом: «налево» - движение в указанную сторону с одновременным поворотом, «влево» - движение в указанную сторону без поворота, т.е. боком. Например: «Направо на два шага разом-КНИСЬ!» и «Вправо приставными шагами сом-КНИСЬ!»

При размыкании следует указать направление, величину интервала и способ исполнения. Например: «Влево, на два шага, приставными шагами разом-КНИСЬ!».

При подаче команд для перестроения необходимо назвать направление, затем строй и способ исполнения. Например, при перестроении из колонны по одному в колонну по четыре поворотом в движении команду подают так: «Налево в колонну по четыре МАРШ!». В командах слово «шагом» опускается, если группа уже находится в движении. Например: «По диагонали МАРШ!».

Перед началом занятий в любом строю дежурный отдает рапорт командиру, учителю и т.д. Для этого подаются команды: «Группа, РАВНЯЙСЬ!», «СМИРНО!», «По порядку РАССЧИТАЙСЬ!», «Равнение НА СЕРЕДИНУ!». Четким строевым шагом кратчайшим путем дежурный направляется к преподавателю и, остановившись за 2-3 шага до него, рапортует. Например: «Товарищ преподаватель, группа 112 в количестве 25 человек для занятий построена! Командир (дежурный) Антонов Сергей».

После приветствия командир (дежурный) дублирует команду преподавателя «Вольно!» и ждет его дальнейших распоряжений.

Строевые приемы

Все строевые приемы выполняются по следующим командам:

1. «Становись!». Занимающиеся становятся в строй, указанный учителем, и принимают строевую (основную) стойку. Необходимо стоять прямо, без напряжения, живот подобрать, пальцы кистей полусогнуты и касаются середины бедра, голову держать высоко и прямо, смотреть прямо перед собой.

2. «Равняйсь!». Все, кроме правофлангового, поворачивают голову направо и выравниваются так, чтобы каждый видел грудь четвертого человека, считая себя первым. По команде “Налево равняйсь!” все, кроме левофлангового, поворачивают головы налево.

3. «Смирно!». То же, что строевая или основная стойка.

4. «Вольно!». Стать свободно, ослабить в колене правую или левую ногу, но не сходить с места, не разговаривать.

5. «Отставить!». Подается при отмене выполнения строевого приема. По этой команде занимающиеся принимают прежнее положение.

6. «Разойдись!». По этой команде занимающиеся расходятся из строя, покидая прежнее место.

Для расчета занимающихся подаются команды: «По порядку РАССЧИТАЙСЬ!», «На первый-второй РАССЧИТАЙСЬ!» или задания, например, «На шесть, три, на месте, РАССЧИТАЙСЬ!» и т.д. В движении по этой же команде расчет ведется под левую ногу с одновременным поворотом головы налево.

Расчет начинается с правого фланга; каждый, называя свой номер, четко поворачивает голову к соседу, стоящему слева, а затем принимает исходное положение. В двухшеренговом строю левофланговый второй шеренги после расчета говорит «Полный» или «Неполный».

Повороты на месте выполняются по командам: «Напра-ВО!», «Полповорота напра-ВО!», «Нале-ВО!», «Полповорота нале-ВО!». Повороты налево и направо выполняются на два счета на 90°, полуповороты - на 45°.

Поворот «Кру-ГОМ» выполняется в сторону левой руки на левой пятке и правом носке на два счета. На первый счет выполняется поворот на 180°, сохраняя прямое положение туловища, руки прижаты; на второй счет кратчайшим путем правая нога приставляется к левой.

Построения

Построение в шеренгу. Команда «В одну (две, три и т.д.) шеренгу становись!». Командир, подавая команду, становится лицом к фронту в положение «Смирно». Группа выстраивается слева от него.

Построение в колонну. Команда «В колонну по одному (два, три и т д.) становись!». Группа выстраивается за командиром в затылок.

Построение в круг. Самым простым вариантом является построение в круг из шеренги взявшись за руки. Здесь возможны два способа:

а) занимающиеся берутся за руки, а ведущий, левой рукой захватывая правую руку направляющего (правофлангового), двигается по кругу и соединяет руки направляющего и замыкающего;

б) учитель, остановившись против ученика посередине шеренги на расстоянии нескольких шагов, дает распоряжение: «Держась за руки, построиться в круг». По этому распоряжению ученик в середине шеренги стоит на месте, а остальные двигаются, держась за руки, влево и вправо от него, образуя круг вокруг учителя.

Когда будут изучены эти способы, можно строить в круг по команде «В круг становись!».

Перестроения

Перестроение из одной шеренги в две. Команда «В две шеренги стройся!». Предварительно делается расчет на первый-второй. Перестроение выполняется на три счета. На первый счет вторые номера делают левой ногой шаг назад, на счет два - правой ногой шаг в сторону, на счет три приставляют левую ногу к правой и становятся в затылок первым номерам.

Перестроение из двух шеренг в одну. Происходит в обратном порядке по команде «В одну шеренгу стройся!»

Перестроение из одной шеренги в три. Команда «В три шеренги стройся!». Предварительно делается расчет на первый-второй-третий. Перестроение выполняется на три счета. На счет раз первые номера делают правой ногой шаг вперед, вторые номера стоят на месте, третьи номера делают шаг левой ногой назад. На счет два первые номера, не приставляя ногу, делают шаг левой в сторону, а третьи номера - шаг правой в сторону. На счет три первые номера приставляют правую ногу к левой, а третьи номера приставляют левую ногу к правой и становятся в затылок вторым номерам.

Перестроение из трех шеренг в одну. Происходит в обратном порядке по команде «В одну шеренгу стройся!».

Перестроение из колонны по одному в колонну по два. После расчета группы на первый-второй подается команда «В колонну по два стройся!». Вторые номера делают шаг левой в сторону, не приставляя ноги, шаг правой вперед, затем приставляют левую.

Перестроение из одной шеренги в три, четыре и т.д. уступами. После предварительного расчета на 9-6-3-на месте (6-3-на месте, 6-4-2-на месте и т.п.) подается команда: «По расчету, равнение направо, шагом МАРШ!». Каждый выполняет положенное ему по расчету количество шагов и приставляет ногу. Для обратного перестроения по команде «На свои места шагом МАРШ!» вышедшие из строя делают поворот кругом, идут на свои места и делают поворот кругом.

Перестроение из колонны по одному в колонну по три (четыре) поворотом в движении. При движении группы в обход налево, как правило, на верхней или нижней границе зала подается команда «Налево в колонну по два (три, четыре и т.д.) МАРШ». Команда подается под левую ногу, делается шаг правой, поворот на носках, и с левой ноги, соблюдая равнение, заданный интервал и дистанцию, двойка (тройка, четверка и т.д.) движется вперед. После поворота первой двойки (тройки, четверки и т.д.) следующая группа делает поворот на том же месте, что и первая.

Наши рекомендации