Образовательная система Российской Федерации

Образование как воспроизведение культуры не могло не сложиться в определенную систему.

Система образования - представляет собой систему образовательных учреждений (государственных и негосударственных) удовлетворяющих различные образовательные потребности человека.

Существует общее и специальное образование. Общее дает знания, умения и навыки, необходимые каждому, профессиональное знания, умения и навыки, необходимые для определенной профессии. Эта самая простая классификация образовательной системы по характеру даваемых знаний.

Образовательные учреждения распределяются по уровням образования, которое они дают обучающимся. Эти уровни устанавливаются государством, и достижение их констатируются так же государством. Образовательные учреждения бывают разных типов, а так же разных организационных форм (государственные: федеральные и муниципальные; частные).

Кроме того, образование одного уровня может быть разной ступени его достижения.

Образовательные учреждения разных типов, но одного уровня объединены общей целью, которая является своего рода социальным заказом государства каждому уровню образовательной системы. Основной целью общего образования, например, является личное развитие обучающихся (Из Федерального государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089).

Отталкиваясь от целей, определяется содержание учебных программ и планов обучения, в которых учитываются предыдущие уровни образования и прогнозируются последующие; выбираются формы и методы организации образовательного процесса.

Уровни образования:

Дошкольное образование

Типы образовательных учреждений:

· ясли

· детский сад

Общее образование

Ступени общего образования:

· начальное общее

· основное общее

· среднее (полное) общее

Типы образовательных учреждений:

· школа

· гимназия

· лицей

· специальные (коррекционные) учреждения (школы) для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

· учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (школы-интернаты, детские дома и др.)

Начальное профессиональное образование (НПО)

Типы образовательных учреждений:

· профессионально-техническое училище

· профессионально-технический лицей

Среднее профессиональное образование (СПО)

Типы образовательных учреждений:

· техникум

· колледж

Высшее профессиональное образование (ВПО)

Ступени высшего профессионального образования:

· бакалавриат

· специалитет

· магистратура

Типы образовательных учреждений:

· институт

· университет

· академия

Послевузовское профессиональное образование

Формы подготовки научно-педагогических и научных кадров:

· аспирантура

· докторантура

Кроме того, существует система дополнительного образования разных уровней:

· дополнительное образование детей

· повышение квалификации

· переподготовка

Образовательная система характеризуется преемственностью уровней образования. Не получив среднего (полного) образования, ограничившись основным общим, нельзя поступать в вузы, а только в начальные и средние профессиональные учебные заведения. Не получив квалификации "бакалавр" или "дипломированный специалист", нельзя поступить в магистратуру. Последовательно сменяющие друг друга образовательные уровни и ступени, центры дополнительного образования создают структуру непрерывного образования. Преемственность и непрерывность образования сущностные черты современной образовательной системы.

Непрерывное образование одна из наиболее продуктивных педагогических идей современного этапа мирового развития. С 70-х годов XX века она ложится в основу, становится системообразующей, образовательных реформ почти во всех странах. Образно смена целей образования преподносится как смена девизов, "образование на всю жизнь" уступают место "образованию через всю жизнь".

И это не простое признание факта, что получить за определенный промежуток времени знания, которых бы хватило на всю жизнь, невозможно. Что необходимо компенсировать знания и умения, недополученные в ходе учебы, как своеобразный ответ на динамично развивающийся технологический прогресс. Смысл и главная цель идеи непрерывного образования обеспечить человеку возможности постоянного развития, совершенствования, творческого обновления на протяжении всей жизни.

Постоянное развитие и самосовершенствование личности (идея самоактуализации привитая обществу гуманистической психологией) рассматривается и как потребность самой личности, и абсолютная цель и ценность общества, движение которого по пути прогресса рассматривается как следствие реализации индивидуальных целей самоактуализации.

Под "образованием через всю жизнь" подразумевается не постоянное пополнение недостающих знаний, не "энциклопедизм", целью непрерывного образования является создание условий для сознательного освоения объективных ценностей культуры как необходимой субъективной потребности личности. Поэтому одной из установок реализации идеи непрерывного образования является переход от "школы знаний" к "школе культуры".

Непрерывным является образование, всеохватывающее по полноте, индивидуализированное по времени, темпам и направленности, предоставляющее каждому право и возможности реализации собственной программы его получения и пополнения в течение всей жизни. Принцип демократизмапредполагает доступность образования в любом возрасте благодаря многообразию форм обучения, в соответствии с интересами, возможностями и потребностями. Он обеспечивает свободу перехода из одного учебного заведения в другое, ускоренное завершение обучения и повышения квалификации; означает равные права всех граждан, независимо от социального статуса, национальных особенностей, состояния здоровья, на образование и развитие. Данный принцип предполагает демократизацию всех сторон жизнедеятельности образовательных учреждений, равноправные отношения субъектов педагогического процесса.

Содержание образования как фундамент базовой культуры личности

Под содержанием образования следует понимать:

1) систему научных знаний о природе, обществе, технике, мышлении и способах деятельности. Усвоение этих знаний обеспечивает формирование в сознании обучающегося картины мира, соответствующей современному этапу развития научного знания, формирует навыки правильного методологического подхода к познавательной и практической деятельности;

2) систему мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которые ведут к ценностному отношению к миру, овладению культурными смыслами своего общества;

3) часть общественного опыта поколений, которая отбирается в соответствии с поставленными целями развития человека и в виде информации передается ему. Опыт осуществления известных способов деятельности, воплощается вместе со знанием в умениях и навыках личности, усвоившей этот опыт. Одной из важнейших составляющих этого общественного наследия является опыт творческой поисковой деятельности по решению новых проблем, возникающих перед обществом. Он требует самостоятельного применения ранее усвоенных умений и навыков в новых ситуациях. Это обеспечивает развитие способностей обучающихся к самообразованию и дальнейшему формированию культурного уровня.

Таким образом, содержание образовательного процесса составляет не только необходимость овладения знаниями, умениями, навыками, но и развитие психических процессов личности, формирование нравственно-правовых убеждений и способов действий.

Выделяются основные направления содержания воспитания и образования:

1) физическое воспитание и образование;

2) эстетическое воспитание;

3) трудовое воспитание;

4) умственное воспитание;

5) нравственное воспитание.

Составными частями каждого направления содержания воспитания и образования являются:

1) знания;

2) навыки;

3) умения;

4) способности.

Знание в педагогике можно определить как понимание, сохранение в памяти и умение воспроизводить и применять основные факты науки и теоретические обобщения. Любое знание может быть выражено:

1) в понятиях;

2) в категориях;

3) в принципах;

4) в законах и закономерностях;

5) в идеях;

6) в символах;

7) в концепциях;

8) в теориях.

Навыкисостоят из приемов контроля и приемов регулирования. Они рассматриваются как составной элемент умения, как автоматизированное действие, доведенное до высокой степени совершенства.

Умение – это владение способами применения усвоенных знаний на практике. Оно включает в себя знания и навыки, а его формирование зависит от способностей человека.

Способности – это развивающиеся в процессе обучения психические свойства личности, которые выступают, с одной стороны, как результат ее активной учебно-познавательной деятельности, а с другой – обусловливают высокую степень легкости, быстроты и успешности овладения и выполнения этой деятельности.

Педагогический процесс

Педагогический процесс – воспитание личности в единстве обучения и воспитания, реализуемое в условиях конкретной педагогической системы.

Исследование педагогического процесса - основа педагогики. В соответствии с педагогическим процессом создаются методы, методики, приемы педагогической деятельности.

Структура педагогического процесса:

Цель

(образ конечного результата)

Принципы

(основные направления достижения цели)

Содержание

(фактический учебный материал)

Методы

(действия педагога и учащегося для передачи, переработки и восприятия содержания)

Средства

(способы «работы» с содержанием)

Формы

(логическое завершение процесса, организационные формы обучения и воспитания, формы контроля)

Цели педагогического процесса- идеальное предвидение результата деятельности, состоят из целей преподавания и целей учения буквально на каждом уроке, на уровне предмета, на уровне системы образования.

Принципы педагогического процесса - это

· первоначальные руководящие идеи,

· исходные положения какой-либо теории, учения, науки в целом,

· логическое начало какой-либо системы деятельности.

Методы педагогического процесса (гр. methodos) - это способы взаимодействия, практические действия педагога и учащихся, которые способствуют передаче, усвоению и использованию содержания как общественного опыта. Метод - путь к цели, способ действий или поведения. Прием обучения - составной элемент метода обучения, который имеет по отношению к нему частный характер.

Средства педагогического процесса

Материальные или идеальные объекты, предметы, предназначенные непосредственно для организации и осуществления педагогического процесса и выполнения функций развития учащихся.

· оборудование учебного учреждения (учебные помещения, спортивный комплекс и т.д.),

· учебно-лабораторное, учебно-производственное оборудование,

· дидактическая техника (технические средства обучения (ТСО), компьютеры и прочее),

· учебно-наглядные пособия (плакаты, схемы, слайды, электронные учебники и т.д.),

· организационно-педагогические средства (учебно-программная документация, экзаменационные билеты, карточки-задания, учебные пособия, методические рекомендации).

Формы организации педагогического процесса

Педагогическая форма - устойчивая завершенная организация педагогического процесса в единстве всех его компонентов. Процесс формообразования длителен. К примеру, урок как форма обучения складывался более 100 лет, пока не был описан Я.А. Коменским, лишь затем начинает использоваться повсеместно. Первоначально под уроком понималось задание, которое нужно выполнить за определенный срок.

Форма через принципы, содержание, методы и средства определяет деятельность педагогов и учащихся, их воспитательные отношения. Подбором оптимальной формы достигается соотнесение учебного времени и объема информации, т.е. достижение учебных целей.

Педагогический процесс явление целостное, но имеет два вектора своей направленности обучение и воспитание.

Обучение

Мы уже давали определение обучению как двустороннему процессу учения и преподавания, процессу передачи и усвоения знаний, умений, навыков, способов познавательной деятельности.

Основные функции обучения: образовательная, о которой мы уже много говорили, она связана с формированием системы знаний и способов действий, воспитательная и развивающая.

Воспитательная функция органически вытекает из самого содержания, форм и методов обучения, но вместе с тем она осуществляется и посредством специальной организации общения учителя с учащимися. Объективно обучение не может не воспитывать определенных взглядов, убеждений, отношений, качеств личности. Формирование личности вообще невозможно без усвоения системы нравственных и других понятий, норм и требований. Обучение воспитывает всегда, но реализация воспитывающей функции требует при организации учебного предмета, отборе содержания, выборе форм и методов исходить из правильно понятых задач воспитания на том или ином этапе развития общества. Важнейшим аспектом осуществления воспитывающей функции обучения является формирование мотивов учебной деятельности, изначально определяющих её успешность.

Развивающая функция. Развивающий характер обучения объективно вытекает из самой природы этого социального процесса. Правильно поставленное обучение всегда развивает, однако развивающая функция осуществляется более эффективно при специальной направленности взаимодействия учителей и учащихся на всестороннее развитие личности. Эта специальная направленность обучения на развитие личности ученика получила закрепление в термине «развивающее обучение». В контексте традиционных подходов к организации обучения осуществление развивающей функции, как правило, сводится к развитию речи и мышления, поскольку именно развитие вербальных процессов нагляднее других выражает общее развитие ученика. Однако это сужающее развивающую функцию понимание направленности обучения упускает из виду, что и речь, и связанное с нею мышление эффективнее развиваются при соответствующем развитии сенсорной, эмоционально-волевой, двигательной и мотивационно - потребностной сфер личности. Таким образом, развивающий характер обучения предполагает ориентацию на развитие личности как целостной психической системы.

Наши рекомендации