Обработка и интерпретация результатов. Прежде всего обращают внимание, на какую ступеньку ребенок сам себя поставил
Анализ результатов
Прежде всего обращают внимание, на какую ступеньку ребенок сам себя поставил. Считается нормой, если дошкольники ставят себя на ступеньку «очень хорошие» или даже «самые хорошие» дети. В любом случае, это должны быть верхние ступеньки, так как положение на любой из нижних говорит не об адекватной самооценке, а об отрицательном отношении к себе, неуверенности.
Об отношении взрослых к ребенку и их требованиях говорят ответы детей на вопрос, куда их поставят папа, 46Развитие коммуникативных способностей…
мама, воспитатель. Для нормального, комфортного самоощущения ребенка важно, чтобы кто-то из взрослых «поставил» ребенка на самую высокую ступеньку. В идеале сам ребенок может поставить себя на вторую ступеньку от верху, а мама (или другой взрослый) ставит его на самую высокую ступеньку.
Признаком неблагополучия, как в структуре личности ребенка, так и в его отношениях с близкими взрослыми, являются ответы, в которых все родные ставят его на нижние ступеньки. Однако при ответе на вопрос «Куда тебя поставит воспитательница?» расположение на одной из нижних ступенек нормально и может являться следствием адекватной самооценки, особенно если ребенок действительно плохо себя ведет и часто получает замечания от воспитателя.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ИГРА «СЕКРЕТ»
Избирательные отношения между детьми возникают очень рано, еще в период преддошкольного детства, а в группе детского сада они достигают уже высокой степени развития. Однако в совместных играх детей и их общении эти избирательные отношения могут не обнаружиться. По поведению и реальному общению детей в группе воспитатель не может в полной мере судить об их симпатиях. Дети не всегда имеют возможность играть с теми, кто им нравится.
При изучении избирательных отношений в группе детского сада можно использовать методику Я. Л. Коломинского «Секрет», в модификации Т. А. Репиной, в основу которой положен принцип «выбор в действии».
Для проведения эксперимента необходимо заранее подготовить привлекательные открытки или переводные картинки, по 3 штуки на каждого ребенка, и 6-8 запасных. По сути, это игра, в которой каждый ребенок, «по секрету» от остальных, дарит предложенные ему картинки по собственному выбору трем детям группы.
К проведению игры привлекают нескольких взрослых: воспитатель группы находится с большей частью детей; помощник воспитателя — с меньшей; беседу с ребенком проводит взрослый, не работающий непосредственно в этой группе (педагог-психолог, методист). В раздевалке ставят столик с двумя стульчиками. Перед началом мероприятия ребенку дают инструкцию: «Сегодня все дети нашей группы будут играть в новую игру, которая называется «Секрет», — по секрету, чтобы никто не знал, все будут дарить друг другу красивые картинки. Ты тоже будешь дарить их ребятам, а они, наверное, подарят тебе. Сейчас я дам тебе три открытки, и ты можешь подарить их тем детям, которым захочешь, только каждому по одной. Если хочешь, можешь положить картинки и тем ребятам, которые болеют». Последнее произносится скороговоркой, чтобы дети не воспринимали это предложение как обязательное. Далее экспериментатор дает ребенку три открытки (картинки) и спрашивает: «Какая из открыток тебе нравится больше всех?», «А из оставшихся двух какая тебе больше нравится?» Далее взрослый просит «на минутку» вернуть открытки, для того, чтобы условно обозначить выбор ребенка: А (первый выбор), Б (второй выбор), В (третий выбор). Затем ребенку предлагают подумать, кому из ребят он хочет подарить открытки, и потом положить их детям в шкафчики. Если ребенок долго не может принять решение, взрослый разъясняет: «Можешь сделать подарки тем детям, которые тебе больше всех нравятся. Или с которыми ты любишь играть, с которыми ты хотел бы играть». После того как ребенок положил все подарки в шкафчики, взрослый спрашивает: «Скажи, пожалуйста, почему ты самую красивую открытку решил подарить … (имя ребенка)». В заключение экспериментатор задает вопрос: «А как ты думаешь, кто из детей группы может подарить тебе открытки?». Все ответы фиксируются в протоколе.
По окончании беседы ребенок уходит на прогулку с помощником воспитателя — чтобы не встречаться с детьми, еще не участвовавшими в эксперименте. Когда большая часть детей обследована, воспитатель выходит, еще не прошедшие эксперимент ребята остаются с младшим воспитателем.
После того как эксперимент завершен, взрослый просматривает шкафчики, достает открытки и фиксирует все условные обозначения, имеющиеся на обратной стороне, подсчитывает общее количество выборов, полученных конкретным ребенком. Затем подарки возвращаются на место. Детям, совсем не получившим выборов, взрослый сам кладет один-два подарка в их шкафчики (чтобы ребенок не почувствовал себя отверженным).
Обработка и интерпретация результатов
В групповом списке детей напротив фамилии каждого фиксируются суммарные данные по ряду параметров социометрического статуса.
1. Показатели, характеризующие статус ребенка в группе, а именно: общее количество выборов, степень (А, Б, В) и суммарное количество баллов, при начислении которых учитывается как степень выборов, так и их взаимность.
При отсутствии взаимности выбор первой степени (А) оценивается в 5 баллов, второй (Б) в 4, третий (В) — в 3. При взаимности цена выборов удваивается.
2. Кроме того, фиксируется индекс социометрического статуса ребенка в группе — маргинальное значение полученного количества баллов.
Маргинальное значение высчитывается по формуле:
где т — суммарная оценка полученных выборов, а N — число детей в группе.
Маргинальное значение показывает, какую часть от возможного максимального количества баллов получил ребенок. Максимальное же количество баллов у него могло быть в том случае, если бы все дети группы, за вычетом его самого (N—1), отдали ему свой первый выбор, а трое детей — первый взаимный выбор.
По величине индекса социометрического статуса — маргинальному значению — все дети делятся на 4 группы. Детей, индекс которых выше 0.22, относят к первой группе — особенно авторитетных, «звезд». Те, у кого индекс социометрического статуса находится в пределах 0.22-0.10, составляют вторую группу предпочитаемых детей. С индексом ниже 0.10 попадают в третью группу — малоавторитетных детей, и, наконец, не получившие выборов зачисляются в четвертую группу — непопулярных (непринятых) детей.
При обработке полученных данных целесообразно проанализировать и общегрупповые показатели: средний коэффициент взаимности по группе и средний показатель удовлетворенности в общении.
Коэффициент взаимности определяется в процентах как частное от деления числа взаимных выборов к общему числу выборов. Показатель удовлетворенности в общении выражается отношением числа детей, ответивших на выбор взаимностью, к общему числу детей, которые осуществляли выборы.
Для наглядного отображения межличностных отношений и структуры группы можно графически расположить всех детей в зависимости от их статуса на социограмме-мишени. Для этого используются условные обозначения: мальчики обозначаются треугольниками (внутрь вписывается имя), девочки — кружочками, соединенными между собой стрелками, символизирующими социометрические выборы. Односторонние выборы обозначаются однонаправленной стрелкой ( -» ); взаимные — взаимонаправленной («-»). Испытуемые, получившие достоверно большее, чем у других, количество выборов, располагаются в центре социограммы — это «звезды». Дети, относящиеся к категории предпочитаемых, находятся во второй окружности; в третьей окружности — малоавторитетные; непопулярные дети располагаются в пределах самой большой окружности.
МЕТОДИКА «ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ»
Данная проективная методика [30] может использоваться в виде игры как специалистами (психологом, педагогами), так и родителями. В ходе совместного эмоционального обсуждения с ребенком ситуации его дня рождения можно выявить особенности взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками. Родители с помощью данного теста могут увидеть, как воспринимает свою семью ребенок, и лучше понять его.
Начать нужно с беседы о дне рождения. Взрослый спрашивает, кого ребенок хочет пригласить на день рождения, какие подарки он хотел бы получить. Потом вместе с ребенком рисует символичные атрибуты дня рождения — стол со стульями, за которым будут сидеть гости, именинный торт. В процессе совместного рисования взрослый задает ребенку вопросы. Если стулья окажутся разной величины, то вы сможете проанализировать выбор ребенком собственного места: претензии на лидерство (крупный стул) или неуверенность (маленький стул).
Если информации будет недостаточно, можно повторить игру: предложить нарисовать еще один стол — для взрослых (если за предыдущим располагались исключительно дети) или для детей (если предыдущий предназначался только взрослым). А может быть стол в целом для людей, если за предыдущим столом располагались только игрушки, предметы, животные.
Взрослый может задавать лишь уточняющие вопросы.
Инструкция
— Давай поиграем с тобой в твой день рождения. Ты можешь пригласить всех, кого захочешь. Что бы ты меч-тал(а) получить в подарок ?Давай нарисуем с тобой большой праздничный стол и, обязательно, именинный пирог со свечками. Свечек столько, сколько тебе будет лет. И, конечно же, нам понадобятся стулья для тебя и гостей. Выбери место, где ты сядешь (рисуется стул, либо обозначается заготовленным из картона маленьким кружочком). Давай твой стул отметим звездочкой или снежинкой?
Выбор ребенка позволяет оценить сформированное половой идентификации: мальчики чаще выбирают звездочку, девочки — снежинку.
— Кого ты хочешь посадить рядом с собой? А с другой стороны?
Имена людей, названия игрушек, животных записываются около символа стула (кружка), а номер выбора — внутри.
После четвертого выбора можно время от времени предлагать повторяющийся вопрос: «Ты будешь еще кого-то сажать или нет ?»
Далее взрослый уточняет: не забыл ли ребенок кого-то пригласить, всем ли хватило места и т. д. Если ребенок «забыл» пригласить кого-то, взрослый может спросить: «А теперь ты его пригласишь?»
Некоторые дети демонстрируют желание дорисовывать «стульчики», иногда даже заполняют ими второй ряд.
Анализ результатов
1. Потребность в общении:
а) используются все места за столом или добавляются новые — ребенок желает общаться в широком кругу;
б) приглашается ограниченное количество гостей, за столом много свободных мест — желание общаться только с близкими людьми, в ограниченном кругу;
в) выбираются в качестве «гостей» игрушки, предметы, животные — свидетельство несформированной потребности в общении.
2. Эмоциональные предпочтения в общении: взрослые люди располагаются рядом с ребенком — близкие, доверительные, приятные отношения.
3. Значимость социального окружения:
а) количественное преобладание взрослых, или детей, или предметов — наличие опыта общения с ними;
б) половое преобладание в общении — наличие мальчиков или девочек, мужчин или женщин;
в) преобладание какой-то группы (семья, детский сад, школа, двор, дача) — значимость соответствующей среды в общении.