Глава XIII Состояние здоровья детей и подростков
Понятие о здоровье §2. Влияние состояния здоровья школьников на их работоспособность и освоение профессии §3. Инфекционные заболевания §4. Защита организма от инфекции
Понятие о здоровье
Здоровье — естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений.
Здоровье взрослого и детского населения — социальное богатство общества.
Здоровье объективно устанавливается по совокупности антропометрических, клинических, физиологических и биохимических показателей. Эти показатели определяются в соответствии с возрастом, полом, условиями воспитания и обучения, а также с учетом климатических и географических условий.
Помимо здоровья индивидуального различают здоровье населения как понятие статистическое. Оно достаточно полно характеризуется комплексом демографических показателей: рождаемостью, смертностью, детской смертностью, уровнем физического развития, заболеваемостью, средней продолжительностью жизни.
Для анализа состояния здоровья детских и подростковых коллективов служат такие показатели, как: общая заболеваемость, инфекционная заболеваемость; индекс здоровья, процент длительно и часто болеющих; распространенность и структура, процент лиц с нормальным физическим развитием и лиц, имеющих недостатки в умственном и физическом развитии; распределение по группам здоровья.
Данные, отражающие общую заболеваемость (распространенность всех заболеваний — острых и хронических) среди населения определенного региона (города, страны) в конкретный период времени, получают на основании анализа обращаемости за медицинской помощью (по записям врачей в медицинских картах) или обработки результатов массовых медицинских осмотров, которые проводятся в детских и подростковых учреждениях. Общая заболеваемость проявляет явно выраженное изменение с возрастом и условиями воспитания. Она наиболее высока среди детей в возрасте 2—3 лет, постепенно снижаясь, дает подъемы с поступлением в школу и в период полового созревания подростков. Процесс адаптации к дошкольному учреждению, к обучению в школе и условиям его организации протекает довольно остро и сопровождается снижением общей и иммунной реактивности организма детей. Снижается общая и иммунная реактивность организма подростков в период бурной нейроэндокринной перестройки организма, обусловленной половым созреванием.
Индекс здоровья — количество детей и подростков, не обращавшихся ни разу в течение года в поликлинику. Он возрастает в 2 раза от I (12,1%) к VIII (24,8%) классу, более чем в 2,5 раза снижается количество учащихся, часто (более 4 раз за учебный год) и длительно болеющих. Снижается и текущая заболеваемость примерно с 263 случаев на 100 детей в I классе до 180 — в VIII классе.
Таблица 21: Ранговое распределение заболеваний (по обращаемости) разных возрастных групп
(по данным Л. Ф. Бережкова, И. Д. Дубинской, 1979)
Анализ общей заболеваемости включает установление ее структуры — выявление рангового места, которое занимает та или иная группа заболеваний в разные возрастные периоды. В грудном возрасте преобладают заболевания желудочно-кишечного тракта и дыхательной системы. В период от 1 года и до 17 лет первое место удерживают болезни органов дыхания. Второе место в возрасте 1—10 лет занимают инфекционные заболевания, а в возрасте 11—17 лет — травмы и отравления. Болезни органов пищеварения с третьего места в возрасте 7—10 лет перемещаются на пятое — к 11 —14 годам (табл. 21). Такая структура заболеваемости детей и подростков объясняется возрастным морфофункциональным созреванием основных физиологических систем и их совершенствованием, особенностями иммунной системы, соблюдением санитарно-гигиенических правил, предъявляемых к благоустройству, санитарному состоянию и содержанию детских учреждений, режиму дня и нормированию нагрузок.
Вместе с тем с возрастом школьников увеличивается, как уже указывалось, распространенность близорукости, нарушений осанки и частота хронических заболеваний уха, горла и носа.
Министерством здравоохранения СССР была утверждена комплексная оценка состояния здоровья детей и подростков на основании совокупности четырех критериев: наличие или отсутствие в момент обследования хронических заболеваний; уровень функционального состояния основных систем организма; степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям.
На основании этих критериев дети и подростки распределяются на пять групп. Здоровые и практически здоровые дети относятся к I и II группам, больные составляют III и IV группы в разной степени проявления и компенсации болезни. Дети V группы здоровья не посещают детские учреждения общего профиля. Они воспитываются и обучаются в санаторных учреждениях, лесных школах.
I группа здоровья — дети и подростки с нормальным развитием и нормальным уровнем функций; II группа — здоровые дети и подростки, но имеющие функциональные и некоторые морфологические отклонения, сниженную сопротивляемость к острым и хроническим заболеваниям; III группа — дети и подростки, больные хроническими заболеваниями в состоянии компенсации, с сохранными функциональными возможностями; IVгруппа — дети и подростки, больные хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации, со сниженными функциональными возможностями.