Психолого-педагогическая диагностика

Психолого-педагогическая диагностика прочно вошла в практику обучения и воспитания. В школе и вузе хорош тот педагог, который является еще и практическим психологом. При этом имеются в виду не только хорошие знания общей и возрастной психологии, но и владение методами психолого-педагогической диагностики.

Психолого-педагогическая диагностика — это оценочная практика, направленная на изучение индивидуальных особенностей учащихся и социально-психологических характеристик детского коллектива с целью оптимизации учебно-воспитательного процесса.

В отличие от психологической диагностики, педагогическая ди­агностика осуществляется всегда внутри педагогического про­цесса.

Педагогическая диагностика помогает решать важнейшие учеб­но-воспитательные задачи через оперативное получение инфор­мации.

Эти задачи следующие:

• получение информации об уровне готовности детей к школьному обучению при их наборе в первый класс, что позволяет спланировать состав классов, обучающихся по программам разного уровня сложности;

• оценка возможностей учеников начальной школы и опреде­ление готовности их к обучению в классах среднего звена, выяв­ление уровня сформированности у них умственных операций и учебных действий, характера учебной мотивации;

• изучение развития у подростков познавательной сферы, вза­имоотношений в коллективе класса, особенностей характера де­тей, позволяющее организовать саморазвитие подростков на ос­нове самопознания;

• изучение интересов, склонностей, способностей и личност­ных особенностей школьников для организации профессиональной ориентации старшеклассников;

• получение информации о взаимоотношениях в педагоги­ческом коллективе, об особенностях личности учителя в целях управления жизнедеятельностью педагогического коллектива, со­здания хорошего психологического климата в коллективе, совер­шенствования стиля деятельности отдельных учителей;

• диагностика уровня развития отдельных учащихся младших и средних классов и на ее основе организация коррекционной рабо­ты с ними.

Психологическая диагностика предоставляет педагогам в пользование свой инструментарий, т.е. методы, но при этом сле­дует помнить несколько важнейших правил.

Основным инструментом диагностики является тест. Боль­шинство тестов — это совокупность стандартизированных зада­ний, позволяющих качественно или количественно оценить изу­чаемое свойство.

Каждый тест, который выбирает педагог-психолог, должен от­вечать критериям валидности, надежности и точности. Валидность теста — показатель того, насколько верно данный диагнос­тический метод изучает психическое свойство, для измерения ко­торого он предназначен.

Надежность проявляется при повторном использовании теста через некоторое время и получении примерно такого же результа­та. Критерии надежности и валидности тесно связаны между собой. Валидность – это как бы попадание в цель, а надежность – частота попадания.

Точность теста дает возможность педагогу чет­ко дифференцировать одного испытуемого от другого на основе количественной оценки психического свойства. Например, для точного теста характерны количественные оценки (баллы, очки, проценты), позволяющие судить об уровнях интеллектуального развития.

Психолого-педагогическую диагностику в школе осуществляет в первую очередь педагог-психолог, но работа по решению выше­названных задач настолько велика, что без помощи всех учителей и классных руководителей их решить невозможно. Некоторые за­дачи, такие, как организация самопознания подростков, изуче­ние особенностей коллектива детей и профессиональная ориента­ция, наилучшим образом решаются классным руководителем под руководством педагога-психолога.

Осуществление на практике психолого-педагогической диагно­стики требует от учителя определенной психодиагностической культуры, включающей в себя следующие компоненты.

1. Психологическая грамотность, подразумевающая знание об­щей, возрастной и педагогической психологии, понимание тех психологических реалий, которые служат объектом диагности­ческого исследования, а также объективность педагога при прове­дении тестирования и сообщении результатов. Недопустимо оказывать давление на испытуемого в процессе тестирования, невер­но интерпретировать результаты, сообщать информацию, которая может тормозить его развитие или травмировать его психику. На­конец, для педагогов — практических психологов актуальна запо­ведь врачей «Не навреди».

2. Знание учителем диагностического инструментария, пони­мание принципов его использования. Педагог должен усвоить такие понятия, как валидность, надежность и точность, относя­щиеся к основному диагностическому инструменту — тесту.

3. Педагог, как и школьный психолог, должен стремиться к созданию так называемой «ситуации клиента» и не допускать прове­дения диагностического исследования в «ситуации экспертизы» (см.: Общая психодиагностика / Под ред. А. А. Бодалева, В.В.Столина). Ситуация экспертизы возникает тогда, когда испытуемые принуждаются к обследованию различными способами, например, когда учитель или администрация предлагает школьникам пройти об­следование, результаты которого каким-то образом повлияют на их жизнь (будут объявлены на родительском собрании, сообщены всему классу, послужат материалом для обсуждения или для пере­вода в другой класс и т. п.). Ситуация клиента характеризуется же­ланием самих школьников узнать о своих личностных особен­ностях, склонностях или других качествах личности. Педагог мо­жет сам вызвать интерес школьников к самопознанию. При этом получаемая информация должна быть известна только педагогу и испытуемому.

4. Педагогу должно быть известно то, что тестирование или ка­кой-то другой способ диагностики при всей их валидности и на­дежности не могут быть панацеей от всех бед. Это всего лишь спо­соб диагностики, а многое еще зависит от правильной интерпре­тации результатов, соотнесения с другими жизненными показате­лями, результатами деятельности школьника.

5. Следует отбирать методы диагностики, удовлетворяющие
принципам эффективности и коррекционности. Принцип эффек­тивности подразумевает отбор таких методик, которые при мини­муме затрат времени и сил на процедуру обследования и на обра­ботку и интерпретацию результатов дают максимум полезной ин­формации. Принцип коррекционности — это возможность использо­вать результаты обследования при работе с учащимися в целях оказания им психологической помощи, развития и формирования у них отдельных психических процессов.

6. Грамотный педагог должен владеть элементами математичес­кой статистики, что стало неотъемлемой составной частью проце­дуры диагностического исследования (средняя арифметическая величина, медиана, стандартное отклонение). Любое исследова­ние, проводимое учителем в рамках его творческого роста, в на­стоящее время должно содержать результаты диагностики, их ин­терпретацию и анализ на предмет достоверности.

Процедура психодиагностического исследования настолько про­думана и детализирована, что легко поддается технологизации. Попытаемся описать технологию диагностики, преследуя следую­щую цель: создать обобщенную технологическую цепочку, позво­ляющую учителю грамотно осуществлять процедуру диагностичес­кого исследования.

1. Постановка диагностируемой цели. Так как диагностируемая цель всегда очень конкретна и помогает решать определенные учеб­но-воспитательные задачи, этот шаг в технологии диагностичес­кой деятельности очень ответственен. Он связан с возникновением в учебно-воспитательной практике проблемы или проблемной ситу­ации, т.е. существуют как бы два уровня постановки цели. Педаго­гическая проблема, лежащая на поверхности, диктует осуществ­ление следующих шагов, т.е. постановки цели, реализации запла­нированных действий и т.д.

Возникшая проблемная ситуация требует предварительного ана­лиза и формулировки педагогической проблемы, а затем уже пла­нирования следующих шагов. Предположим, возникла такая ситу­ация: ученик постоянно находит причину, чтобы не присутство­вать на уроках математики. Педагогу предстоит осуществить анализ педагогической ситуации, прежде чем будет обозначена педагоги­ческая проблема. Однако в учебно-воспитательной практике чаще возникают проблемные ситуации. В этом случае может оказать помощь технология анализа педагогической ситуации (см.: Педаго­гика/ Под ред. В. А. Сластенина. — М., 2002).

Наличие проблемы побуждает педагога формулировать соответ­ствующую цель. Например, проблема своевременной помощи стар­шеклассникам в профессиональном выборе диктует необходимость изучения их интересов, склонностей и способностей; это и будет цель. Проблема разрешения конфликта предполагает постановку нескольких целей: выявления источников конфликта (побудите­лей и причину); изучения уровня конфликтности каждого участ­ника, иногда требуется и дополнительное изучение личностных особенностей людей. Проблема распределения первоклассников по классам разного уровня должна побудить педагога к постановке соответствующей цели — изучения уровня готовности детей к школьному обучению, уровня развития познавательной сферы будущих школьников.

2. Постановка конкретных задач изучения личности или коллек­тива на основе диагностируемых целей.

3. Отбор диагностических методов изучения свойств и качеств отдельной личности или социально-психологических особеннос­тей коллектива, позволяющих решать поставленные задачи. Мето­ды изучения должны быть валидны, надежны и точны.

4. Осуществление процедуры диагностического изучения с помо­щью отобранных методик с учетом требований психодиагности­ческой культуры. Следует стараться создать для учащихся ситуа­цию клиента, демонстрируя готовность оказать помощь.

5. Анализ полученных результатов, сопоставление их с уже изве­стными данными о личности или коллективе, сравнение с нор­мой, под которой подразумеваются характерные для данного воз­раста показатели психического и интеллектуального развития, и на этой основе интерпретация полученных результатов в свете дан­ных психологической и педагогической наук, представлений пе­дагога о личности или о коллективе. Интерпретация, к сожале­нию, иногда вносит субъективную окраску в этот процесс.

6. Сообщение результатов диагностического обследования учащим­ся, родителям или педагогам, работающим в данном классе. Сооб­щение полученной информации должно быть прежде всего кон­фиденциальным, способствовать позитивному развитию личности. Педагог вправе не сообщать ребенку и родителям те данные, кото­рые будут тормозить его развитие.

Одним из важных направлений воспитательной работы педа­гога является профессиональная ориентация учащихся, оказание им помощи в сознательном выборе будущей профессиональной деятельности. Процесс профессиональной ориентации достаточ­но хорошо детализирован и потому легко поддается технологиза­ции.

Наши рекомендации