Основные нормативные акты в сфере образования. Краткая характеристика
Становление законодательных основ системы образования прошло несколько этапов.
В период первого этапа, который охватил 1991-1992 годы, Украина приняла целый пакет законов, которые легализовали, наряду с многоукладностью экономики, и деятельность образовательных структур, основанных на негосударственной (частной) форме собственности. Тогда же был принят и первый Закон «Об образовании», новую редакцию которого приняли, как было сказано выше, в 1996 г. и в соответствии с которым образовательная деятельность получила наивысший приоритет в структуре всех других приоритетов страны.
Трансформация системы образования во второй период с 1992 и до принятия новой редакции Закона «Об образовании» вызвала бурную законодательную деятельность. Причем в значительной степени этому способствовал частный образовательный сектор, активное становление которого в условиях частичного правового вакуума обусловило необходимость усиления государственного контроля как над его деятельностью (отнесенной действующим законодательством к разновидности предпринимательской), так и учреждениями образования в целом. Результатом нового подхода со стороны государственных органов к частным образовательным учреждениям стало принятия 16.12.1994 года дополнения к Заку Украины «О предпринимательстве», согласно которому предоставление образовательных услуг было отнесено к лицензируемым видам предпринимательской деятельности.
В свою очередь правовое оформление новых форм образования нашло отражение в постановлениях Кабинета Министров Украины от 05.04.1994 г.. № 228 «О порядке создания, реорганизации и ликвидации учебно-воспитательных заведений» и № 316 от 17.05.1994 г. «О порядке выдачи субъектам предпринимательской деятельности специальных разрешений (лицензий) на осуществление образовательных видов деятельности ».
Необходимость преобразований в системе высшего образования в указанный период, который ознаменовался острой борьбой за признание частного сектора образования и одновременно его благоустройством, вызвало принятие Указов Президента Украины «Об основных направлениях реформирования высшего образования в Украине» от 12.09.1995 г.. № 832/95 и «О мерах по совершенствованию деятельности органов образования» от 10.10.1995 г. № 942/95, которые вывели на передний план вопросы качества предоставляемых образовательных услуг, решение которых было достигнуто внедрением системы аккредитации вузов, которая была закреплена постановлением Кабинета Министров Украины от 12.02 .1996 г.. № 200 «О лицензировании, аттестации и аккредитации учебных заведений». Именно в этот период в Закон Украины «Об образовании» были внесены существенные изменения и дополнения, отражающие ситуацию, которая сложилась в сфере образования во второй половине 90-х годов.
Третий этап развития образовательного законодательства (с апреля 1996 по настоящее время) ознаменовался рядом важных событий.
Главное – это принятие Конституции Украины и большого пакета законов и других нормативно-правовых актов, регулирующих образовательную деятельность. Среди важнейших законодательных актов можно назвать:
- новую редакцию закона «Об основах государственной политики в сфере науки и научно-технической деятельности» от 01.12.1998 р.28, который закрепил основные формы и методы государственного регулирования в научной и научно-технической деятельности,
- Законы Украины «О профессионально-техническом образовании» от 10.02.1998 р.29, «Об общем среднем образовании» от 13.05.1999 р.30, «О внешкольном образовании» от 22.06.2000 р.31, «О дошкольном образовании» от 11.07 .2001 р.32, «О высшем образовании» от 17.01.2002 р.33 (новая редакция август 2014 года).
В то же время, кроме законов в сфере образования, действуют и другие нормативные акты:
- Указы Президента,
- Постановления Верховной Рады и Кабинета Министров,
- приказы и распоряжения министра образования и науки,
- инструкции, рекомендации, циркулярные письма и т. Д.
В результате на конец первого десятилетия XXI века действующее образовательное законодательство сложилось в действительно огромный массив нормативно-правовых актов на всех уровнях образовательной вертикали и стратегически не только не обеспечивает перспектив развития отечественной системы образования, но оно зачастую не соответствует даже запросам текущего времени. Причем правовые нормы, регулирующие те или иные отдельные комплексы отношений, которые связаны или вытекают из деятельности в сфере образования, содержатся, не только в профильных нормативных актах, но и других подзаконных источниках, регулирующих административные, бюджетные, налоговые, трудовые и другие отношения.
Вместе с тем, до сих пор действует немало «старых» по содержанию, хотя и принятых в период независимости, нормативных актов, которые содержат нормы, не соответствующие реальному положению, которое сложилось на сегодняшний день. Так, например, до сих пор действует правило об отчислении из вузов студентов, получивших в сессию более двух неудовлетворительных оценок. Правильность данной нормы не вызывает сомнений, но только для студентов, обучающихся за счет бюджетных средств. Однако очевидно, что в условиях, когда почти половина студентов страны обучается за свой собственный счет, к тому же не только в частных вузах, это правило устарело.
Разделяя оценку роли законодательства в развитии системы образования, представленную в Национальной доктрине развития образования Украины, а также в других нормативно-правовых актах, очевидно, что кардинальный способ повышения роли законодательства в регулировании отношений в сфере образования не может сводиться к «латанию дыр» в едином правовом пространстве путем корректировки и принятия нормативных документов в соответствии с действующими законами, потому что многие из них сами нуждаются в совершенствовании.
Многочисленные положения основных образовательных законов имеют общий характер, лишены действенных способов их правовой защиты. При этом, как и ранее, остаются неурегулированными такие важные вопросы образовательных отношений, как:
- ответственность образовательных учреждений вследствие нарушения прав учащихся,
- обязанности выпускников, получивших бесплатное (за счет средств государственного бюджета) образование,
- гарантии научно-педагогическим работникам, особенно частных вузов и др.
Выявлены и неоднократно отмечались противоречия и определенные несоответствия указанных законов и других нормативных актов об образовании Гражданскому кодексу Украины, Кодексу законов о труде Украины.
В качестве примера рассмотрим закон «О высшем образовании», который, безусловно, является приоритетным законодательным актом в данной сфере, и принятие которого стало значительным вкладом в систему правового регулирования этой важнейшей сферы образования.
Закон установил правовые, организационные, финансовые и другие основы функционирования системы высшего образования, закрепил условия для самореализации личности, обеспечения потребностей общества и государства в квалифицированных специалистах.
В то же время ни сам закон, ни внесенные в него в течение почти 10 лет изменения и дополнения не устранили ряд системных проблем теоретического и практического характера, которые влияют на развитие как всей системы украинской высшей школы, так и на ее значительную составляющую – частные высшие учебные заведения.
Так, например, до сих пор не определен правовой статус и организационно-правовая форма частного вуза, которые в основном созданы в формах, предусмотренных для ведения предпринимательской деятельности. А закрепление для ВУЗов, основанных на различных формах собственности, различных организационно-правовых форм не будет способствовать достижению их правового равенства.
Проведенный анализ нового закона (2014 года) «О высшем образовании» позволяет отметить ряд позитивных изменений:
- существенно расширены права студентов и аспирантов (в. 54),
- нормативно закреплен объем рабочего времени научно-педагогических работников (в. 49),
- расширен перечень оснований для отчисления студента с вузов, что повышает правовую защищенность учебного заведения (в. 45).
В то же время в проекте не искоренена практика разделения вузов по форме собственности. Большинство изменений в отношении частных вузов имеют дискриминационный характер, дополняя преференции государственным вузам. Принятие указанного закона с предоставлением государственным вузам еще большего объема конкурентных преимуществ закрепит неравенство правового статуса государственных и частных вузов и в результате может вызвать самоликвидацию частного образовательного сектора.
Кроме того, предложенные изменения способствуют «плавной» фактической приватизации государственных вузов. Наиболее ярко это проявляется в предложениях отменить норму (до сих пор не вступило в законную силу) о необходимости обязательного превышения в государственных вузах числа «бюджетных» студентов над «контрактными» в соотношении 51 к 49% (п. 4 ст. 23).
Закон не изменил требования к конкурсному набору студентов, хотя по нашему глубокому убеждению, его целесообразно использовать только для абитуриентов, желающих обучаться за счет средств государственного бюджета. Ограничений же для желающих учиться за собственные средства быть не должно.
Одной из главных причин того, что действующий Закон «О высшем образовании» отстает от современных требований рынка образовательных услуг, который формируется, является отсутствие корреляции его норм с нормами гражданского законодательства. Решение этих важнейших вопросов также не нашло отражение в предлагаемых изменениях.
Так, например, закон не устранил довольно противоречивую норму об обязательном наличии в вузе уставного фонда (п. 4 ст. 27). В ее основу положены добрые намерения с целью исключить возможные имущественные потери для потенциальных потребителей образовательных услуг в случае ликвидации вуза или, иначе говоря, гарантировать не наступления этих потерь за счет средств его уставного фонда.
Таким образом, одной из характерных черт действующего образовательного законодательства Украины является наличие в нем различных противоречий, которые отличаются по виду, основаниями возникновения, содержанию и т. д. В свою очередь модернизация отечественной образовательной отрасли требует скорейшего решения указанных проблем.